КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия Сократа
Пифагорейская школа Идеализм древних греков Основатель - Пифагор ( 580-500 до н.э.), (с острова Самос), объективный идеалист. Большой вклад в развитие математики и астрономии. Сам ничего не писал. Многое ему приписано, в т.ч. и знаменитая теорема про треугольник (сумма квадратов двух катетов равна квадрату гипотенузы). Онтология Пифагора: Первоначалом, основой мира являются числа, количественные отношения. (Это – объективный идеализм). Основывался на открытии числового ряда, например, количественного интервала в музыкальной гармонии. Пифагор: «Вселенная есть ничто иное как гармония чисел». Сочетания чисел выражают собой вещи и их закономерности. Познание природы возможно лишь через познание числа и числовых отношений. Главное число – 10. Пифагор переносил количественные отношения на все остальное в мире. Это привело его к абсолютизации чисел (идеального) и к односторонности (метафизичности) в понимании мира. Пифагор абсолютизировал роль чисел, но при этом показал их большую роль и значение в природе и в жизни человека. ачала (основы) природы каким-либо конкретным видом вещества. Создал атомистическую теорию, параллельно и независимо с Левкиппом (ок. 460 г. до н.э., сочинения которого не сохранились).
Сократ (469-399) – объективный идеалист, скульптор. Сам ничего не писал. Излагал свои идеи устно в форме диалога или спора. Создал в Афинах философскую школу. Осужден за критику богов и афинской демократии (бобы – жребий при выборе должностных лиц государства (рулевой, плотник, флейтист) – глупо!). Присужден к изгнанию. Казнен (цикута, «Гамлет»). Гноселогия Сократа: Скептически относился к возможности и необходимости эмпирического познания природы, к способностям органов чувств. Это противно Богу, который руководит природой. Т.е. Сократ был агностиком в познании материального мира. Природу познать невозможно и не нужно, т.к. ею руководит Бог (агностицизм Сократа). Во власти человека не природа, а его душа. В ней сущность человека. Поэтому главная задача человека – самопознание для нахождения общечеловеческих нравственных норм, чтобы человек стал лучше. Главные нравственные ценности: бескорыстие, служение добру, следование своему долгу и принципам. «Познай самого себя!» – (Nosce te ipsum). Знание есть обнаружение общего для ряда вещей (т.е. создание понятий).
Этика Сократа: с торонник рационалистической этики (этического идеализма). Дурные поступки людей - из-за незнания или заблуждения. Добродетель невозможна без наличия знаний, следовательно, она зависит от познания. Т.е. человек может стать лучше, нравственнее, только если будет углублять знания. Т.о. з нание есть источник нравственного развития общества. Т.о. Сократ – рационалист и об. идеалист, т.к. гл. движущая сила развития общества – знание (т.е. идеальное начало). Логика Сократа: Развил искусство спора для исследования и совершенствования понятий с помощью диалектики (путем последовательного и качественного уточнения и углубления понятий). Это т.н. «субъективная диалектика», т.е. диалектика понятий, мышления, в отличие от объективной диалектики природы (вещей). Противоречия есть движущаяся сила развития. Познание истины может быть только в научном споре путем столкновения мнений и разрешения возникающих противоречий. Создал т.н. «метод иронии» - последовательное приведение соперника в споре к противоречию с его первоначальным утверждением, после чего начинался совместный поиск истины и уточнение понятия. Например: диалог «Сократа – Евтидем» о понятии «несправедливость»: 1 уровень исследование понятий «справедливость» – это хорошие поступки. Евтидем: «Несправедливость» - есть несправедливые поступки (ложь, обман, грабеж) – то что плохо». Сократ: «А хитрость (обман) врага в бою? А военные трофеи?». Нахождение противоречия у оппонента. 2 уровень: Евтидем: Неправедливость – это обман друзей. (Друзьям надо говорить только правду!). А по отношению к врагам обман допустим. Сократ: Поддержка тяжело заболевшего друга добрым словом «Ты обязательно выздоровеешь!». (или святая ложь врача перед пациентом). 3 уровень: Совместный, окончательный вывод: уточненное понятие «несправедливости»: «Несправедливость есть плохие поступки по отношению к друзьям, которые им вредят». Т.о. уточнение понятия идет через разрешение диалектических противоречий в споре, т.е. через качественное развитие. Сравни: Первоначальное понятие «Человек» как биологический вид: Это животное на двух ногах без перьев. Уточненное понятие: Человек есть животное на двух ногах без перьев и клюва»
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |