КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этические концепции античной философии
Платон
(наст. имя Аристокол - широкие плечи, ок.427-347 до н.э.) Объективный идеалист, ученик Сократа. Бежал из Афин после гибели учителя. Создатель системы объективного идеализма. Создал философскую школу – Академию (сад на окраине Афин), ученики – академики. (Существовала 900 лет!). Онтология Платона: Платон перешел от анализа предметов к анализу понятий как основы вещей. Учение о двойственности мира: Мир двойственен. В основе всего лежит мир идей (эйдосов), которые создаются и движутся с помощью Бога (мастера). Идеи в отличие от предметов истинны, вечны, неизменны, например, идея «добро», «человек». Есть также мир предметов (вещей), он вторичен и производен от мира идей (эйдосов), т.к. вещи временны, возникают и погибают, движутся и изменяются. В них нет ничего прочного и, следовательно, истинного. Предметы это как мерцающие от костра тени на стене пещеры. Например, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева неизменна и вечна. Диалектика мира - в единстве и взаимосвязи мира идей и мира вещей. Таким образом, Платон подчеркивает значимость идей (понятий) в мире, например, в науке и их диалектическую связь с вещами!
Гносеология Платона: В познании главная роль отводится душе, т.к. чувства обманывают человека. Для познания мира нужно «закрыть глаза и заткнуть уши». И дать размышлять душе, которая будет «вспоминать» (анализировать) врожденные идеи, которые ей даны свыше до рождения человека. Предметом познания является мир идей, которые постоянны, устойчивы. Именно знание идеи вещи позволяет познать и саму вещь.
Социальная философия Платона: Учение об идеальном государстве: Был фанатиком государства. Главная идея – идея «блага». Создал проект идеального государства: 1. Государство есть самое высшее и справедливое из всего существующего.Государство необходимо в силу несовершенства человека. Его цель – забота о благе своих граждан. Частное должно быть подчинено общественному. Отсюда принцип: «Человек для государства, а не наоборот». Этот вывод следует из соотношения понятий «общее» и «единичное». 2. Государство основывается на разделении труда. Для этого граждане делятся на разряды (классы) в зависимости от типа души (чувственная и разумная). Государством правят философы (разумная душа). Охраняют воины (разумная душа). Остальные – ремесленники, купцы, земледельцы (крестьяне) – чувственная душа. Каждый занимается своим делом. В этом гарантия справедливости и гармонии общества. Господствует аристократия. 3. Укреплению государства мешает частная собственность и семья. Поэтому необходимо: - лишить правителей и воинов личной собственности; - ввести общность жен и государственное воспитание детей (детсадик им. Платона!) 4. Лучшая форма правления – аристократическая республика или монархия. Неограниченная свобода при демократии приводит к тирании и рабству. (ср. - Временное Правительство 1917 г. в России). Вывод: Фактически «идеальное государство» Платона есть прообраз тоталитарного государства, которое полностью (тотально) контролирует все сферы жизни общества, в том числе и частную жизнь своих граждан (ср. СССР – Сталин).
§ 4. Аристотель (384-322 до н.э.)
непоследовательный объективный идеалист. Ученик Платона. Основал в Афинах философскую школу Ликей. Энциклопедист. Наставник Александра Великого (Македонского). Маркс:«Аристотель величайший мыслитель древности». Автор гео центрической системы мира (центр мира – Земля). Онтология Аристотеля: Перводвигатель – Бог. В природе существует принцип бессознательной целесообразности развития. Учение о материи и форме: Отверг вывод (тезис) Платона о первичности и оторванности идей от чувственно воспринимаемых вещей. Идеи (Платона) это лишь понятия, то есть копии отражающие действительный, материальный мир. «Амикус Плятта, сэд магис амика эст веритас» («Платон мне друг, но истина дороже»). Материя (природа) есть первичная реальность, она объективна, несотворима и неуничтожима. Однако она пассивна, неоформлена и выступает лишь как потенциальная возможность существования единичных вещей (подобно глыбе мрамора). Предметы возникают в результате соединения материи с той или иной формой, которая и придает ей определенность. Таким образом, каждая вещь есть единство материи и формы. Например: медный шар: медь (вещество, материя) + шар (форма). Они составляют единство. Формы, в конечном счете, приводятся в движение безличным Богом (форма форм). Бог является источником, причиной и конечной целью всякого движения. Вывод: Таким образом, Аристотель впервые говорит о существующей диалектической взаимосвязи понятий (в данном случае «материи» и формы»).
Учение Аристотеля о категориях: Категории – есть высшие родовые понятия, к которым сводятся все остальные понятия, и которые отражают наиболее общие связи и отношения вещей в мире. Категории лежат в основе мира. Сформулировал ряд основных философских категорий (10): сущность, количество, качество, время, место и др. (отношение, положение, обладание, действие, страдание).
Аристотель основатель формальной логики (вывел суждения и умозаключения). Гносеология Аристотеля: Здесь Аристотель - материалист, эмпирик. Объективная действительность существует независимо от субъекта. Ощущения человека есть отражения предметов внешнего мира в его мозгу. Источник познания – чувственный опыт (см. эмпиризм). В разуме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущении, кроме высших аксиом науки и мышления.
Социальная философия Аристотеля: Учение о человеке и государстве: Изучил и описал опыт устройства 158 греческих городов-полисов. Некоторые выводы: 1. Человек есть общественное (политическое) животное со стремлением к совместной жизни; 2. Рабство – в природе человека и общества (т.е. свойственно им!); 3. Цель государства – обеспечение счастья свободным гражданам. Счастье – хорошая жизнь; 4. Самый полезный класс – земледельцы (землевладельцы); 5. Управлять обществом должны люди с умеренным достатком, заботящиеся обо всем обществе; Формы правления: В отличие от Платона он не разрабатывает идеал государственного устройства, а анализирует существующие формы правления государства, выбирая наиболее способствующие благой жизни. Этика Аристотеля: Фактически разработал основные положения этики как философской дисциплины. 1. Нравственность есть стремление к благой цели, проявляется только в обществе, в общении. 2. Добродетельное поведение – добрые намерения, сознательность и направленность на достижение справедливости. 3. Справедливость – подчинение закону и его соблюдение.
(Протагор, Эпикур) 5.1. Протагор (485-415), софист, субъективный идеалист. Бежал из Афин, где за свое сочинение «О Богах» был приговорен к сметной казни.
«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют» (т.н. положение «homo mensura»). Так как даже один и тот же человек постоянно меняется, то и мнение его тоже меняется. Т.е. истина всегда субъективна, т.к. высказывается кем-то и зависит от субъективной оценки человека («холодно или тепло на улице»). Поэтому общезначимая (объективная) истина невозможна. Следовательно, все в мире относительно и субъективно: знания, этические нормы, религиозные представления.
Сторонник этического релятивизма: «То, что представляется каждому государству справедливым и прекрасным, то и является таковым для него, пока оно таковым считается». Т.е. справедливость и этика вообще есть понятие субъективное, относительное, для каждого свое.
5.2. Эпикур (341-270), афинский философ сторонник эвдемонизма – направления в этике, рассматривающее блаженство и счастье как мотив и цель всех стремлений. Автор э тики свободы: Будучи последователем атомистического учения Демокрита, полагал, что свободное перемещение (отклонение) атомов в природе, обеспечивает и соответствующую свободу деятельности человека Основные идеи: - Задача философии - помочь человеку стать счастливым и избавиться от душевных страданий. - Страх перед смертью не имеет смысла, т.к. «когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». - Цель счастливой жизни – т.н. атараксия («безмятежность души»), т.е. обретение душевного равновесия (спокойствия) и невозмутимости; - Норма жизни человека – разумное ограничение желаний и потребностей, именно в этом мудрость человека; - Стиль поведения и девиз Эпикура: «Живи уединенно!», т.е. призыв к уходу из общественной жизни. Эпикуризм – учение и образ жизни последователей Эпикура. Эпикурейцы – те, кто не задумываясь, наслаждается материальными радостями жизни.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |