Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мартин Хайдеггер Карл Ясперс Жан-Поль Сартр Альбер Камю




Германия Германия Франция Франция

Экзистенциализм (философия существования)

Проблемы культуры

Культура (классическое определение) – совокупность социальных свойств человека, их знания, умения, нормы поведения, совокупность материальных и духовных ценностей, политических и государственно-правовых институтов и т.д.

В основе культуры – иррациональная, биологическая деятельность человека.

Вся человеческая культура, по Фрейду, есть результат сублимации – переключения энергии либидо на процесс творчества и другие, более высокие виды деятельности (политика, общественная деятельность).

Культура (особенно европейская) невротична в своей основе, т.к. у нее репрессивная функция по отношению к человеку. Существующие социальные нормы и ценности, установки культуры подавляют естественные инстинкты и влечения людей и тем самым лишают их свободы, наслаждения и счастья.

Люди были счастливее, если бы отказались от современной культуры и цивилизации.

Работа З.Фрейда: «Неудовлетворенность культурой»: «Большую долю вины за наши несчастья несет так называемая культура».

 

 

одно из основных философских социальных течений XX века.

 

Основатель – Серен Кьеркегор (1813-1855) Дания. Рассматривал человека как «экзистенцию» (подлинное бытие).

В основном разрабатывался учеными Германии, Франции, а также России (Н. Бердяев, Л. Шестов).

(1889-1976) (1883-1969) (1905-1980) (1913-1960)

 

Как теория возник в 1920-е годы как реакция на:

- кризис общества, его культуры после 1-й мировой войны (разорение Европы);

- кризис науки, которая способствовала увеличению эксплуатации человека.

Задача философии – изучение проблем человека, его бытия, существования. В центре внимания экзистенциализма – человеческое существование.

Экзистенция (существование) есть подлинное бытие («Я») – переживание человеком своей единичности и неповторимости человеческой личности.

Экзистенцию окружает мир, другие люди, общество («неподлинное бытие»). Оно чуждо и враждебно личности, старается поглотить ее. В жизни человека преобладают страдания. Его жизнь иррациональна. Страх – непременный атрибут жизни.

Экзистенции для сохранения своего «Я» необходимо обособиться от мира (неподлинного бытия), не слиться с окружающим миром.

Так как экзистенция и неподлинное бытие враждуют, то подлинное действие, свобода личности всегда вступает в неравный конфликт с неподлинным бытием. Тем не менее, человек должен вступать в этот конфликт (А.Камю «Миф о Сизифе»).

Задача человека – не в изменении мира (это невозможно), а в изменении своего отношения к нему. Он должен нести бремя жизни, понимая его, но не смиряясь с ним (с ясностью и пониманием выпавших на его долю испытаний).

Свобода. Человек не отвечает за прошлое и за будущее (его нельзя предвидеть в иррациональном мире). Он отвечает только за настоящее, за то, чтобы его выбор был свободным, независимым от внешних обстоятельств.

Ж-П. Сартр: «Человек осужден быть свободным» (т.е. свобода становится мучительной необходимостью!).

Пути сохранения индивидуальности, свободы «экзистенции»:

1. Гражданский путь – уход человека из мира абсурда в индивидуальную жизнь, в узкий круг общения с единомышленниками, так как общественных отношений в мире не изменить.

2. Религиозный – мистическое общение с Богом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.