КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учения о цивилизациях
Учение об общественно-экономических формациях И его современная оценка Материалистическое понимание истории (или исторический материализм)
Основатели - К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895)
1. В обществе действуют объективные законы его развития, люди действуют в соответствии с ними и не в силах отменить их. 2. Развитие общества есть естественно-исторический процесс, обусловленный изменением способа производства материальных благ. 3. Фундаментом общественного бытия является производство материальных благ. Оно играет определяющую роль в функционировании и развитии общества, в т.ч. определяет сущность всей духовной сферы (культуры, науки, морали и т.д.). Маркс К.: «Общественное бытие определяет общественное сознание людей». 4. Действия людей также обусловлены, в первую очередь, материальными факторами общественной жизни. Данная теория (исторический материализм) Маркса критикуется за схематичность, а также за последующие попытки использования ее как практического руководства к революционному (насильственному) переустройству общества (Россия, Китай и др.).
Автор - К. Маркс (1818-1883)
Общественно-экономическая формация (ОЭФ) - тип общества на определенном этапе его развития с особым способом производства материальных благ.
Каждая ОЭФ есть: 1. Качественно особый тип общества; 2. Определенная ступень общественного прогресса. Переход общества от одной ОЭФ к другой закономерен и неизбежен и осуществляется из-за смены способа производства на более совершенный путем социальной революции в результате борьбы между ведущими классами общества. Выделил 5 типов ОЭФ: (по уровню их зрелости) 1) первобытно-общинная; 2) рабовладельческая; 3) феодальная; 4) капиталистическая; 5) коммунистическая: 1-я фаза – социализм; 2-я фаза – коммунизм как высший, совершенный уровень развития общества, основанный на отмене частной собственности и всестороннем развитии личности. Учение об ОЭФ - как тенденция и неизбежный переход от одного типа общества к другому, более совершенному за счет смены исключительно способа производства и в результате борьбы классов не подтверждается на практике и оспаривается другими учеными.
Направлены на изучение: - разницы в культурах того или иного общества, а не только в их материальной основе (как у Маркса), - тенденций развития современной цивилизации.
Выделяют различные типы цивилизаций: 1. В культуре: западная и восточная; 2. В религии: христианская и исламская 3. Научно-технический прогресс: аграрная, индустриальная, постиндустриальная цивилизации и т.д.
При этом выявляются общие черты материальной и духовной культуры народов разных стран и континентов, принадлежащих к одной цивилизации, а также региональные, национальные и другие особенности.
Теории локальных цивилизаций: (Вико, Данилевский, Шпенглер, Тойнби) Отрицают наличие общего, единого прогресса человеческого общества. Рассматривают развитие общества как существование самостоятельныхлокальных цивилизаций (культур), сменяющих друг друга на протяжении истории существования человечества, и не связанных непосредственно между собой. 6.1. Теория «Исторического круговорота»
Автор - Джамбатиста Вико (1668-1744), итальянский философ. Работа «Основания новой науки об общей природе наций»
1. Бог запускает в движение человеческое общество. Затем оно уже развивается в силу своих внутренних закономерных причин. 2. Каждый народ (нация), подобно человеку проходит в своем развитии 3 эпохи (этапа): божественную, героическую и человеческую (соответственно, детство, юность, зрелость). 3. Смена эпох – путем общественных переворотов (социальная революция). 4. Цикл развития завершается общим кризисом и распадом данного общества. 5. Государство возникло для обуздания интересов различных классов. Положительные идеи теории Вико: Наличие в истории общества прогресса и закономерностей развития.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |