Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учения о цивилизациях




Учение об общественно-экономических формациях

И его современная оценка

Материалистическое понимание истории

(или исторический материализм)

 

Основатели - К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895)

 

1. В обществе действуют объективные законы его развития, люди действуют в соответствии с ними и не в силах отменить их.

2. Развитие общества есть естественно-исторический процесс, обусловленный изменением способа производства материальных благ.

3. Фундаментом общественного бытия является производство материальных благ. Оно играет определяющую роль в функционировании и развитии общества, в т.ч. определяет сущность всей духовной сферы (культуры, науки, морали и т.д.).

Маркс К.: «Общественное бытие определяет общественное сознание людей».

4. Действия людей также обусловлены, в первую очередь, материальными факторами общественной жизни.

Данная теория (исторический материализм) Маркса критикуется за схематичность, а также за последующие попытки использования ее как практического руководства к революционному (насильственному) переустройству общества (Россия, Китай и др.).

 

 

Автор - К. Маркс (1818-1883)

 

Общественно-экономическая формация (ОЭФ) - тип общества на определенном этапе его развития с особым способом производства материальных благ.

 

Каждая ОЭФ есть: 1. Качественно особый тип общества;

2. Определенная ступень общественного прогресса.

Переход общества от одной ОЭФ к другой закономерен и неизбежен и осуществляется из-за смены способа производства на более совершенный путем социальной революции в результате борьбы между ведущими классами общества.

Выделил 5 типов ОЭФ: (по уровню их зрелости)

1) первобытно-общинная;

2) рабовладельческая;

3) феодальная;

4) капиталистическая;

5) коммунистическая: 1-я фаза – социализм; 2-я фаза – коммунизм как высший, совершенный уровень развития общества, основанный на отмене частной собственности и всестороннем развитии личности.

Учение об ОЭФ - как тенденция и неизбежный переход от одного типа общества к другому, более совершенному за счет смены исключительно способа производства и в результате борьбы классов не подтверждается на практике и оспаривается другими учеными.

 

 

 

Направлены на изучение:

- разницы в культурах того или иного общества, а не только в их материальной основе (как у Маркса),

- тенденций развития современной цивилизации.

 

Выделяют различные типы цивилизаций:

1. В культуре: западная и восточная;

2. В религии: христианская и исламская

3. Научно-технический прогресс: аграрная, индустриальная, постиндустриальная цивилизации и т.д.

 

При этом выявляются общие черты материальной и духовной культуры народов разных стран и континентов, принадлежащих к одной цивилизации, а также региональные, национальные и другие особенности.

 

Теории локальных цивилизаций:

(Вико, Данилевский, Шпенглер, Тойнби)

Отрицают наличие общего, единого прогресса человеческого общества. Рассматривают развитие общества как существование самостоятельныхлокальных цивилизаций (культур), сменяющих друг друга на протяжении истории существования человечества, и не связанных непосредственно между собой.

6.1. Теория «Исторического круговорота»

 

Автор - Джамбатиста Вико (1668-1744), итальянский философ.

Работа «Основания новой науки об общей природе наций»

 

1. Бог запускает в движение человеческое общество. Затем оно уже развивается в силу своих внутренних закономерных причин.

2. Каждый народ (нация), подобно человеку проходит в своем развитии 3 эпохи (этапа): божественную, героическую и человеческую (соответственно, детство, юность, зрелость).

3. Смена эпох – путем общественных переворотов (социальная революция).

4. Цикл развития завершается общим кризисом и распадом данного общества.

5. Государство возникло для обуздания интересов различных классов.

Положительные идеи теории Вико:

Наличие в истории общества прогресса и закономерностей развития.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.