КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория умирающих культур
Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского
Автор - Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) - русский социолог. Книга “Россия и Европа” Суть: Единой всемирной цивилизации не существует. Есть лишь индивидуальные, локальные цивилизации (т.н. культурно-исторические типы). Они включают в себя, как правило, близкие по крови народы. Каждая из цивилизаций (типов) принципиально отличается от другой, благодаря 4-м основам (критериям): - религиозная; - культурная (искусство, нравственность, наука); - политическая; - социально-экономическая. Ядро каждого культурно-исторического типа составляют т.н. “исторические нации” (имеющие собственную национальную идею и задачу). К ним примыкают народы-неудачники. Они служат для исторических наций этнографическим материалом (поглощаются им, ассимилируются). Например: Для России – карелы, мордва, черемисы. Всего выделял в истории человечества 10 типов: европейский, римский, греческий, египетский, китайский, вавилонский, индийский, иранский, еврейский, романо-германский. Славянский тип – особый (т.к. в нем больше всего основ, более 4-х). Есть также народы – «бичи человеческого рода» - способствуют уничтожению дряхлых цивилизаций.
Автор- Оствальд Шпенглер (1880-1936), немецкий философ и историк. Работа “Закат Европы” (1918-1922)
Отрицал существование однолинейного поступательного прогресса, единой человеческой культуры. Одновременно существует множестворавноценных по уровню зрелости культур. Выделял в истории человечества 8 основных культур: египетская, вавилонская, индийская, китайская, майя, греко-примская, византисйско-арабская, западно-европейская. Говорил о возникновении русско-сибирской культуры.
Отличительные признаки каждой культуры: - форма, идеи, страсти, жизнь, манера воспринимать вещи, смерть.
Стадии развития культуры: детство, юность, зрелость, увядание.
Примерный с рок существования каждой культуры: 1000 лет. Затем умирающие культуры заменяются противоположными им по качеству цивилизациями (!): переход от творчества к рутинной жизни и стагнации. Цивилизация - это т.н. “массовое общество” (буржуазно-мещанские ценности, страх, утрата интеллекта, падение духовности). В Европе – цивилизация сменила культуру в 19 веке (начался «Закат Европы»).
6.4. Теория «цикличности» (колеса) Автор - Арнольд Тойнби (1889-1975), британский философ и социолог
Существуют замкнутые цивилизации. Выделял в истории 13 основных цивилизаций. Сейчас осталось 5: Китайская, Индийская, Исламская, Западная, Русская.
Каждая из цивилизаций проходит определенные стадии существования: возникновение, рост, надлом, разложение. После чего данная цивилизация гибнет, уступая место другой.
Цивилизации отличаются друг от друга своеобразием социальных ценностей, смыслом жизни, а также «вызовов» (новые вопросы и проблемы, возникшие в обществе) и «ответов» на них общества. Движущая сила цивилизации: - творческое меньшинство (элита). Оно дает ответы на «вызовы» (потребности) общества. Когда способность давать адекватные ответы утрачивается, то творческое меньшинство перерождается в господствующее меньшинство (происходит замена авторитета силою - СССР, КПСС). В конце концов, происходит распад цивилизации под влиянием внешних и внутренних факторов.
Выводы: Все цивилизационные теории исторического круговорота рассматривают историю общества как существование замкнутых, независимых друг от друга локальных образований (цивилизаций). Данная точка зрения широко разделяется на Западе интеллигенцией и многими государственными политическими деятелями. Изучение формационного и цивилизационного подходов позволяет выработать более конкретные представления о процессе развития общества, как о весьма сложном, противоречивом и многовариантном.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |