Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и предмет транспортного права




Для определения предмета транспортного права необходимо выявить специфический признак отношений, регулируемых этим правом. Так, например, в ст. 1 Устава железнодорожного транспорта установлено, что Устав регулирует отношения, возникающие между железными дорогами Российской Федерации грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами федерального железнодорожного транспорта, и определяет их права, обязанности и ответственность. Таким образом, специфическим признаком отношений на железнодорожном транспорте является оказание услуг, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа. Но транспортное право регулирует отношения, связанные не только с железнодорожными перевозками, но и с перевозками на других видах транспорта. Следовательно, предметом транспортного праваявляются общественные отношения между транспортными предприятиями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса.

Рассматривая место транспортного права в системе права, следует исходить из следующего.

 

Транспортное право представляет собой совокупность правых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью транспортных предпри­ятий, отношения между транспортными предприятиями и их мно­гочисленной клиентурой, пользующейся транспортными средства­ми, а также между транспортными предприятиями как одного, так и разных видов транспорта. В разное время некоторые авторы публи­каций предлагали признать самостоятельными отраслями права все транспортное право или его отдельные части. Так, например, в отно­шении воздушных перевозок был сделан вывод о необходимости при­знать воздушное право уже на современном уровне его развития са­мостоятельной отраслью права. Представители морского транспорта в более категоричной форме утверждали, что морское право являет­ся самостоятельной отраслью права, содержание которой определя­ется отношениями, складывающимися на морском транспорте и в торговом мореплавании.

Общепринято разграничивать отрасли права по предмету и мето­ду правового регулирования. Совершенно очевидно, что предметом правового регулирования в отдельной отрасли права должен служить однородный круг общественных отношений. Однако нередко такие однородные общественные отношения (как, например, в транспорт­ной деятельности) складываются и развиваются под воздействием целого ряда других отраслей права: гражданского, административ­ного, трудового и т.д. В таких случаях возникает необходимость в до­полнительных мерах, позволяющих определить предмет данной от­расли права. В этом смысле наиболее важное значение имеет метод правового регулирования, под которым понимается юридическое средство воздействия, применяемое при правовом регулировании общественных отношений. Только единство предмета и метода регу­лирования является правильным классификационным признаком распределения норм права по отраслям. Особенностью транспорт­ного права является то, что оно сочетает в себе властно-организаци­онные отношения, регулируемые административным правом, и иму­щественные отношения, регулируемые гражданским правом. Одна­ко такое сочетание само по себе не является достаточным основанием для выделения транспортного права в самостоятельную отрасль. Не может служить аргументом и наличие уставов и кодексов на транс­порте, а также большое количество нормативного материала, регу­лирующего отношения на транспорте.

Имущественные отношения, возникающие в связи с деятельностью транспортных предприятий, подчинены общим началам гражданского законодательства, а важнейший раздел транспортного права – договор перевозки представляет собой институт гражданского права. Транспортное право определяется предметом и методом, характерным в своем большинстве для гражданского, административного, трудового права, которые не отражают единых особенностей, характерных только для транспортного права. Транспортное право представляет собой комплексную отрасль российского права. Оно регулирует разные по характеру отношения, которые возникают в процессе взаимоотношений транспортных предприятий с клиентурой, когда такие отношения нуждаются специальном правовом регулировании из-за их особенностей.

Общая цель объединения в едином комплексе транспортного права норм различных отраслей права – гражданского, административного, трудового, земельного и т.д. – состоит в регулировании деятельности различных видов транспорта как единой транспортной системы страны. Нормы транспортного права регулируют главным образом отношения между транспортными предприятиями и их клиентуре по перевозкам грузов, пассажиров, багажа, отличающиеся большим многообразием и сложностью, и поэтому изучение их в учебных заведениях выделяется в самостоятельный специальный курс. В этих взаимоотношениях (перевозчика и клиентуры) имеется ряд моментов, которые регулируются общими нормами, относящимися ко всем видам транспорта. Сюда относятся, например, заключение долгосрочных договоров, подача транспортных средств, ответственность за невыполнение обязательств, тарифы, предъявление претензий и исков и т.д. Специальные части транспортного права – железнодорожное, внутренневодное, воздушное, морское и автомобильное право - касаются конкретных вопросов, регулирующих отношения на каждом виде, транспорта с учетом его специфики - оформление транспортных документов, порядок лицензирования транспортной деятельности и т.д.

 

Транспортное право представляет собой совокупность правых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и деятельностью транспортных предпри­ятий, отношения между транспортными предприятиями и их мно­гочисленной клиентурой, пользующейся транспортными средства­ми, а также между транспортными предприятиями как одного, так и разных видов транспорта. В разное время некоторые авторы публи­каций предлагали признать самостоятельными отраслями права все транспортное право или его отдельные части. Так, например, в отно­шении воздушных перевозок был сделан вывод о необходимости при­знать воздушное право уже на современном уровне его развития са­мостоятельной отраслью права. Представители морского транспорта в более категоричной форме утверждали, что морское право являет­ся самостоятельной отраслью права, содержание которой определя­ется отношениями, складывающимися на морском транспорте и в торговом мореплавании.

Общепринято разграничивать отрасли права по предмету и мето­ду правового регулирования. Совершенно очевидно, что предметом правового регулирования в отдельной отрасли права должен служить однородный круг общественных отношений. Однако нередко такие однородные общественные отношения (как, например, в транспорт­ной деятельности) складываются и развиваются под воздействием целого ряда других отраслей права: гражданского, административ­ного, трудового и т.д. В таких случаях возникает необходимость в до­полнительных мерах, позволяющих определить предмет данной от­расли права. В этом смысле наиболее важное значение имеет метод правового регулирования, под которым понимается юридическое средство воздействия, применяемое при правовом регулировании общественных отношений. Только единство предмета и метода регу­лирования является правильным классификационным признаком распределения норм права по отраслям. Особенностью транспорт­ного права является то, что оно сочетает в себе властно-организаци­онные отношения, регулируемые административным правом, и иму­щественные отношения, регулируемые гражданским правом. Одна­ко такое сочетание само по себе не является достаточным основанием для выделения транспортного права в самостоятельную отрасль. Не может служить аргументом и наличие уставов и кодексов на транс­порте, а также большое количество нормативного материала, регу­лирующего отношения на транспорте.

Имущественные отношения, возникающие в связи с деятельностью транспортных предприятий, подчинены общим началам гражданского законодательства, а важнейший раздел транспортного права – договор перевозки представляет собой институт гражданского права. Транспортное право определяется предметом и методом, характерным в своем большинстве для гражданского, административного, трудового права, которые не отражают единых особенностей, характерных только для транспортного права. Транспортное право представляет собой комплексную отрасль российского права. Оно регулирует разные по характеру отношения, которые возникают в процессе взаимоотношений транспортных предприятий с клиентурой, когда такие отношения нуждаются специальном правовом регулировании из-за их особенностей.

Общая цель объединения в едином комплексе транспортного права норм различных отраслей права – гражданского, административного, трудового, земельного и т.д. – состоит в регулировании деятельности различных видов транспорта как единой транспортной системы страны. Нормы транспортного права регулируют главным образом отношения между транспортными предприятиями и их клиентуре по перевозкам грузов, пассажиров, багажа, отличающиеся большим многообразием и сложностью, и поэтому изучение их в учебных заведениях выделяется в самостоятельный специальный курс. В этих взаимоотношениях (перевозчика и клиентуры) имеется ряд моментов, которые регулируются общими нормами, относящимися ко всем видам транспорта. Сюда относятся, например, заключение долгосрочных договоров, подача транспортных средств, ответственность за невыполнение обязательств, тарифы, предъявление претензий и исков и т.д. Специальные части транспортного права – железнодорожное, внутренневодное, воздушное, морское и автомобильное право - касаются конкретных вопросов, регулирующих отношения на каждом виде, транспорта с учетом его специфики - оформление транспортных документов, порядок лицензирования транспортной деятельности и т.д.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.