Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспортное право и транспортное законодательство




 

Транспортное право и транспортное законодатель­ство – понятия, тесно связанные друг с другом, но не тождественные: если первое представляет собой сово­купность норм права, то второе – это совокупность нормативных актов. Систему нормативных актов, со­держащих нормы, регулирующие транспортные отно­шения, называют транспортным законодательством. Транспортному законодательству присущи определен­ные особенности, которые складывались как под воз­действием объективных условий, так и в результате субъективных представлений законодателя о целесооб­разности принятия тех или иных решений в области правового регулирования деятельности транспорта. Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что транс­портное законодательство Российской Федерации во­брало в себя все основные положения транспортного законодательства Союза ССР. Это касается определе­ния договора перевозки груза и пассажиров, положе­ний, связанных с ответственностью за неподачу транс­портных средств, утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа, регулирования отношений при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении. При сравнении действующего транспортного законо­дательства Российской Федерации с ранее действую­щим законодательством Союза ССР наблюдается опре­деленная преемственность основных положений, регу­лирующих отношения на транспорте. Это, безусловно, оказывает определенное влияние на изучение действу­ющего транспортного законодательства.

Анализируя законодательство о транспорте, следует отметить следующие присущие ему особенности:

1. Транспортное законодательство является наибо­лее кодифицированным массивом в российском зако­нодательстве. На всех видах транспорта приняты и действуют транспортные уставы и кодексы, регулирующие значительное количество отношений между перевозчиками и клиентурой, причем это законодательство постоянно совершенствуется.

2. В транспортном законодательстве отражается особенность договоров, заключаемых транспортными предприятиями с большим кругом клиентуры: это и ограниченная ответственность транспортных предприятий за нарушение договорных обязательств, и обязательное предъявление претензий к транспортным предприятиям, и др.

3. В транспортном законодательстве в отличие от других подотраслей гражданского законодательства действует большое количество императивных (повелительных) норм, которые не могут быть заменены каким либо иным условием.

4. На транспортное законодательство (особенно морского и воздушного транспорта) существенное влияние оказывает законодательство в области международного транспортного права.

 

Система транспортного законодательства может быть подразде­лена на горизонтальную и вертикальную структуры. В основе первой лежат горизонтальные связи между элементами системы транспорт­ного законодательства, обычно производные от характера взаимосвя­зей между составными частями предмета регулирования. Для верти­кальной же структуры транспортного законодательства характерна взаимосвязь законодательного материала по другому признаку — по вертикальным, иерархическим связям между его элементами, по от­ношениям субординации.

По своему содержанию акты, входящие в горизонтальную и вер­тикальную структуры системы транспортного законодательства, де­лятся на кодификационно-комплексные и простые. К кодифика­ционно-комплексным актам относятся такие акты, которые имеют сво­им предметом разнородные общественные отношения, что предполагает использование двух или нескольких юридических ме­тодов. Примером таких актов являются транспортные уставы и ко­дексы.

Простыми являются такие акты, которые не противоречат коди­фикационным актам и могут лишь уточнять, дополнять и конкрети­зировать их.

Например, такими актами на транспорте являются Правила пе­ревозок грузов и пассажиров, действующие на каждом виде транс­порта, которые уточняют и конкретизируют положения, закреплен­ные в транспортных уставах и кодексах.

В основе горизонтальной структуры транспортного законода­тельства лежит система законодательных актов, отличающихся большим разнообразием по содержанию и форме. Она регулирует вопросы, которые касаются всех видов транспорта (железнодорожного, речного, морского, воздушного, автомобильного). В эту сис­тему входят законодательные акты самого высокого уровня: зако­ны Российской Федерации, указы Президента Российской Феде­рации, постановления Правительства Российской Федерации, а также акты об отдельных видах транспорта (железнодорожное транспортное законодательство, внутренневодное транспортное законо­дательство, морское транспортное законодательство, воздушно-транспортное законодательство, автомобильно-транспортное зако­нодательство).

В основе вертикальной структуры системы транс­портного законодательства лежит иерархическое по­строение его нормативных актов.

Федеральное транспортное законодательство пред­ставляет собой единую взаимосвязанную подсистему гражданского законодательства. Ее составными эле­ментами являются важнейшие акты, регулирующие транспортные отношения на всех видах транспорта. Как правило, эти акты принимаются Федеральным Со­бранием Российской Федерации, Президентом Рос­сийской Федерации, Правительством Российской Фе­дерации.

Во главе отдельных системных образований транс­портного законодательства стоят крупные кодифика­ционные акты. Это транспортные уставы и кодексы. Остальные акты, входящие в эту систему, регулируют более частные вопросы и находятся в иерархической зависимости от такого крупного акта, хотя и принима­ются и утверждаются одним и тем же органом. Особен­но четко это можно проследить при изучении иерархи­ческого строения системы актов, регулирующих отно­шения на железнодорожном, морском и воздушном транспорте.

В чем заключается суть вертикальной структуры системы транспортного законодательстваФедерации, которая регу­лирует отношения, связанные с перевозкой грузов и пассажиров, ответственностью транспортной организации и клиентуры за нарушение транспортного законодательства. Вместе с тем следует отметить, что в Уставе урегулированы не все вопросы. И его дополняет целый ряд нормативных актов. Это, в частности, постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г.

№ 621 «Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации», постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации за № 716

«О неотложных мерах по обеспечению устойчивой работы железнодорожного транспорта Российской Федерации в 1993 году»

(с изменениями от 6 мая 1994 г. и от 4 сентября 1995 г.), постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 1992 г. № 833

«О повышении безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 г. № 338 "О реализации мер по совершенствованию структуры железнодорожного транспорта Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г.

№ 732 "О дальнейшем развитии железнодорож­ного транспорта Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 26 де­кабря 1991 г. № 72 «О неотложных мерах по стабилизации работы Российских железных дорог и социаль­ной поддержке железнодорожников в 1992 году» и другие акты. Всего в настоящее время на железнодо­рожном транспорте действует целый ряд актов, кото­рые регулируют и развивают отношения, не вошедшие и Транспортный устав железных дорог Российской Федерации или регулируемые Транспортным уставом не достаточно полно. Причем принимаемые акты, как правило, не противоречат Уставу железных дорог.

Особое место в законодательстве о железнодорож­ном транспорте занимают Правила перевозки грузов и Правила перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам и другие ведомственные акты. Необходимость принятия подобных подзаконных актов была вызвана тем, что все вышеперечисленные акты недостаточно полно регулируют отношения железнодорожного пере­возчика и клиентуры по перевозке грузов и отношения по перевозке пассажиров. Именно Правила перевозки грузов и Правила перевозок пассажиров и багажа со­держат конкретизирующие нормы. Правила перевозки грузов состоят из разделов, регулирующих вопросы перевозки всех видов грузов (от скоропортящихся до легкогорючих), порядок их выдачи клиентуре и состав­ления актов в случае неисправной перевозки грузов.

Правила перевозок пассажиров и багажа состоят из 4 разделов (11 частей). Они детально регулируют поря­док перевозок пассажиров и багажа, ручной клади, порядок контроля при перевозках, всякого рода допла­ты и т.д.

Следует обратить внимание на одну особенность, присущую Правилам перевозки грузов и пассажиров, которые будут разрабатываться, и действовать на всех видах транспорта. В соответствии с Правилами подго­товки нормативных правовых актов федеральных орга­нов исполнительной власти и их государственной реги­страции, утвержденными постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, все разрабатываемые на различных видах транспорта Правила перевозок грузов и пассажиров должны после их утверждения соответствующим транспортным ведомством пройти обязательную государст­венную регистрацию в Министерстве юстиции. Ука­занный порядок обеспечит законные интересы клиен­туры транспортных предприятий, так как представлен­ные на государственную регистрацию правовые акты (в данном случае Правила и другие ведомственные акты, издаваемые транспортными ведомствами) прохо­дят юридическую экспертизу на предмет соответствия их положений законодательству Российской Федера­ции. Кроме того, прошедшие государственную реги­страцию нормативные ведомственные акты должны быть обязательно опубликованы. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном по­рядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоот­ношений. Особо подчеркивается, что эти Правила утверждаются Правительством Российской Федерации.

Столь высокий уровень утверждения Правил предусмотрен ст. 38 Закона о защите прав потребителей, причем в соответствии с п. 2 ст. 1 указанного Закона Правительству Российской Федерации запрещается делегировать предоставленное ему право на принятие нормативных актов, регулирующих отношения с участием потребителей, другим органам исполнительной власти.

Правила перевозки и другие нормативные акты, а также изменения и дополнения, вносимые в них в установленном порядке, публикуются в Сборниках правил перевозок и тарифов, которые издаются транс­портными ведомствами.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федера­ции является основным актом, регулирующим отноше­ния морского транспорта с клиентурой при перевозке грузов, как в каботаже, так и в международных сообще­ниях, а также при перевозке пассажиров и багажа. Помимо указанного документа на морском транспорте действует целый ряд актов,

которые посвящены урегулированию вопросов, не вошедших в Кодекс и требую­щих своего самостоятельного решения. В настоящее время помимо Кодекса торгового мореплавания регулирова­ние отношений на морском транспорте осуществляется нормативными актами, которые, развивая и уточняя отдельные положения Кодекса, не противоречат ему.

Дальнейшая конкретизация положений, регулирую­щих перевозку грузов и пассажиров, производится Об­щими правилами морской перевозки грузов, пассажи­ров и багажа, которые более детально, чем Кодекс торгового мореплавания и действующие в его развитие акты, регулируют вопросы перевозки грузов, пассажи­ров и багажа между портами Российской Федерации и иностранными портами (п. 3 Общих правил).

Основным законодательным актом, регулирующим перевозки грузов и пассажиров на воздушном транспор­те, является Воздушный кодекс Российской Федерации. Помимо регулирования перевозок грузов и пассажиров внутри страны Воздушный кодекс Российской Федерации регулирует также вопросы, связанные с международными воздушными перевозками пассажиров, багажа, грузов и почты. Дальнейшее законодательное развитие отношений по перевозке грузов, пассажиров и пажа осуществляется актами более низкого уровня – указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Эти акты не противоречат Воздушному кодексу, развивают те положения, которые либо не получили достаточно четкого и полного урегулирования в Кодексе, либо не должны регулироваться Кодексом. Конкретизация отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, осуществляется на основании Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях, которые были утвержде­ны еще Министерством гражданской авиации СССР.

Таким образом, вертикальная структура системы нормативных актов на железнодорожном, морском и воздушном транспорте одинакова. Возглавляют эту систему кодексы (уставы), далее следуют, находясь с ними в отношениях внутренней субординации, акты, принятые высшим органом государственного управле­ния, и, наконец, ведомственные акты, принятые транс­портными министерствами, имеющие обязательный характер для соответствующих ведомств.

Вертикальную структуру системы законодательства, определяющую отношения на речном транспорте,возглавляет Устав внутреннего водного транспорта, кото­рый регулирует весь комплекс отношений с клиенту­рой, связанных как с перевозкой грузов, так и с пере­возкой пассажиров.

Помимо Устава внутреннего водного транспорта вопросам регулирования отноше­ний при перевозке грузов речным транспортом посвя­щены несколько актов одного уровня с Уставом, до­полняющих и конкретизирующих те положения, кото­рые установлены Уставом. Это постановление Прави­тельства Российской Федерации от 5 июля 1994 г.

№ 780 "О Российском Речном Регистре, постановле­ние Правительства Российской Федерации от 15 апре­ля 1996 г. № 464 "О федеральной целевой программе "Внутренние водные пути России" на 1996—2000 годы".

Особое место, как и в законодательстве других видов транспорта, в системе законодательства, регули­рующего отношения на речном транспорте, занимают Правила перевозки грузов и Правила перевозок пасса­жиров и багажа.

Основным законодательным актом, регулирующим перевозки грузов и пассажиров на автомобильном транспорте, является Устав автомобильного транспорта РСФСР.

Естественно, не все вопросы, связанные с перевоз­ками грузов и пассажиров, нашли должное отражение в Уставе автомобильного транспорта РСФСР. Целый ряд постановлений Правительства Россий­ской Федерации дополняют положения Устава, конкретизи­руя деятельность автомобильного транспорта при перевозке грузов, руководствуясь при этом постановлениями Правительства Российской Федерации по этому вопросу. Дальнейшая конкретизация порядка перевозки грузов и пассажиров осуществляется Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации. Всего в настоящее время на территории Российской Федерации действует целый ряд законодательных актов, регулирующих помимо Устава перевозки грузов, пассажиров, багажа автомобильным транспортом.

Все сказанное позволяет нам сделать вывод, что под системой транспортного законодательства понимается построение нормативных актов в субординации, определяемой компетенцией издавших их органов, их содержанием и структурой. Структура транспортного законодательства является элементом системы транспортного законодательства, позволяющим наиболее полно раскрыть ее содержание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 5795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.