КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Накануне Дня защиты детей ушел из жизни главный их защитник — Александр Наумович Тубельский
Он, знаменитый на всю страну директор московской «Школы самоопределения», кандидат педагогических наук, защищал детей от школы — от такой школы, которая, заботясь о знаниях, забывает о ребенке. Александр Тубельский считал, что без демократической школы не может быть демократического государства, и слова первого директора Пушкинского лицея Малиновского: «В моей школе есть главное — нет духа раболепствия!» — он произносил как свои. Каждый год, в День открытия лицея, он надевал фрак, и с этого момента вся школа погружалась в атмосферу лицейского братства, где все делалось «для общей пользы». Для директоров и учителей всей страны, которые пытались менять школу, не жалуясь на отсутствие
денег и гнет чиновников, Александр Тубельский был примером: он начал делать авторскую школу еще до перестройки, «Школа самоопределения» - одна из первых авторских школ. Те, кто прикоснулся к его педагогическим идеалам, будут всегда видеть мир, школу, урок со стороны ребенка — так, как умел это он. Ученики, учителя, выпускники, родители, друзья «Школы самоопределения» У Александра Тубельского есть замечательный образ, описывающий практику, да и теорию образования. Это большая река. Правый берег — крутой и многонаселенный. На этом берегу множество дидактических принципов, методик, технологий обучения, множество моделей учебного процесса, учебных планов и образовательных стандартов, тщательно выверенных форм проверки усвоения знаний — от контрольных работ до тестов. Ребенок на этом берегу интересует взрослых его обитателей только с одной точки зрения: легко или трудно будет втиснуть в его голову все то, что они считают необходимым. То, что потенциально присутствует в ребенке, взрослых здесь волнует мало. Индивидуальность и уникальность игнорируются.
Когда наша школа началась, все гости говорили: «У вас, конечно, дети свободные, но распущенные». Первая реакция несвободного существа на свободу не может быть другой: когда сняты внешние барьеры, человек вырывается на свободу и крушит
При настоящей свободе нельзя обойтись без формирования уважения к самому себе. Мы привыкли говорить: научись уважать других, а потом требуй уважения к себе. Мне кажется, что формула другая: уважай себя — и, понимая, что другой человек тоже уважает себя, не унижай его. Вот это я и вкладываю в понятие достоинства.
Достоинство — это уважение себя, это неприятие всего, что унижает человека, в ком бы то ни было — в себе или в других. Я долго не пользовался этим словом, а потом начал понимать, что распущенный ребенок, который пользуется свободой, как раб, вырвавшийся из клетки, часто не имеет представления о том, что у него на самом деле может быть свое достоинство. Он так много слышит о достоинстве других и так мало — о том, что у него самого оно может быть. Что оно должно быть! Так часто его унижают, а он не всегда даже подозревает об этом. Он не думает, а мы не помогаем понять, что он изначально равен взрослому, что в него также вложили душу.
В школе его унижают тем, что сообщают родителям о его неуспехах, его промахи обсуждают при всех, его постоянно сравнивают с другими. Но он не думает, что это унижает его достоинство. Его учат, что так и положено ученику. Постепенно растет убеждение, что при этих взрослых, при таких порядках надо вести себя так, как они хотят, и ждать, когда удастся вырваться на свободу, когда никто не будет видеть и можно будет позволить себе все. Мы понимаем, что каждый из наших ребят — отнюдь не потомок английского лорда, живущий так же, как прожили его отец, дед и прадед, — в уважении к собственному достоинству, когда в семейной картинной галерее видишь своего прадеда, героя Ватерлоо. Наши ребята живут в то время, когда произошел обрыв традиционно-семейных, родовых связей. Кто же тогда поможет им сохранить и развить свое достоинство? Наверное, школа. Только школа! Сразу вопрос: а кто будет воспитывать достоинство? Кто будет создавать в школе такой уклад или такие условия, при которых можно воспитывать человека с достоинством? При всем моем уважении к коллегам-учителям я понимаю, что и о своем достоинстве раздумывать им часто недосуг. У каждого очень большой опыт унижения достоинства. Не раз приходилось прятать свои совесть и достоинство в карман. Теперь у нас этого в школе, пожалуй, нет — приучились. Но еще несколько лет назад я наблюдал, как родители входили в мой кабинет не прямо, а сгибаясь.
Кто же, какие учителя помогут ребенку развивать, сохранять свое достоинство? Поэтому стоит задача поднимать, развивать чувство собственного достоинства и в учителях.
Мы пересмотрели в школе всё и от многого отказались. Например, мы отказались от педсоветов. Организационно-распорядительные функции, которые были у педсовета, передали Совету школы, а он избирается всеми, да еще и тайным голосованием. Там есть учителя, есть ребята, есть родители. Свои профессиональные вопросы учителя обсуждают на пленумах, в проблемных группах.
Наш школьный Закон о защите чести и достоинства не разделяет достоинство учителя и достоинство ученика. Подлость, хамство, воровство, оскорбление словом одинаково неприемлемы как для учителя, так и для ученика.
И другие наши законы: закон о правах и обязанностях личности в школе, и школьная Конституция, и любые, даже самые частные — закон о борьбе с вандализмом, например, — одинаково обязательны для учителей и для учеников. Все то, что закон провозглашает в отношении личности, он не разделяет по сословиям.
Дело учителя — поддерживать достоинство ученика, дело ученика — поддерживать достоинство учителя. Не потому, что это учитель и ученик, а потому, что мы люди
Дух уважения к человеку, помощи друг другу культивируется в нашей школе, хотя не скажу, что он окончательно восторжествовал.
Меня не утешают восторги учеников и родителей, которые приходят к нам из других школ и говорят: «У вас другие ребята». Другие. Пусть наших ребят меньше поступит в институты, пусть мы недоучим чему-нибудь из молекулярной генетики или у учеников будут ошибки в сочинениях (хотя очень не хочется), главное все же, чтобы они могли протянуть руку другому. Чтобы они, сознавая свой интеллект, свои возможности, могли понять другого человека, даже и не с таким высоким интеллектом, и не с такими способностями. Чтобы у них никогда не было высокомерия по отношению друг к другу. Чтобы у ребят, слабых в чем-то, не было чувства ущербности, униженности перед теми, кто много знает или кто не боится выйти на сцену в школьном театре. Чтобы у них не было злобы на ребят, которые в чем-то успешнее. Это — в сто раз важнее.
Что работает на дух школы? Я могу сказать коллеге: пусть ребята участвуют в создании правил школьной жизни — без этого духа школы не бывает. Посоветую: делай так, чтобы предметы вертелись не вокруг основы науки, а вокруг человека. Хочешь создать дух школы — отмени контроль и руководство, замени его управлением процессами, а не людьми.
Но есть нечто такое, что не позволяет перевести ответ на этот вопрос в конкретные действия. Мы проводим семинары для коллег-директоров. Пока я рассказываю и показываю планы, документы — живой интерес. Но вот я захожу в класс, начинаю общаться с ребятами… Минут через пятнадцать мои коллеги отстают от меня и начинают заниматься более важными, на их взгляд, делами.
Сначала мы написали в нашем законе о правах и обязанностях учителя и ученика: «Ученик может уйти с урока, если ему это нужно, объяснив причину учителю». После обсуждения исправили: «Не объясняя причину». Это был для меня показатель выросшего достоинства ребят, они увидели: им изначально здесь доверяют, их заранее ни в чем не подозревают. Вот из таких тонких установлений и складывается дух школы.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |