Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение спроса 5 страница




Цены, которые устанавливаются по соглашению сторон, участвующих в обмене товаров, называются договорными (свободными). Идея договорного рыночного ценообразования заключается в том, чтобы нацелить предприя­тия-изготовители на выпуск товаров, пользующихся спросом. Гибкость и опе­ративность в установлении рыночных цен приводит к тому, что экономика оказывается более динамичной и ориентируется на удовлетворение обще­ственных потребностей. Договорные (свободные) цены являются важнейшим элементом согласования экономических интересов. Воздействие системы свобод­ного ценообразования на экономику можно проследить только в динамике, во времени. Если при этом на какой-то момент достигнут временный баланс спроса и предложения, то в будущем он может нарушиться. В этой связи особую роль играет системный подход к свободному ценообразованию, анализ ры­ночных цен как одного из компонентов социально-экономической системы.


266 Глава 24

Следует заметить, что свободные цены сами по себе еще не обеспечивают экономический рост, а во многих случаях, особенно в условиях дефицита, приводят к стремительному повышению уровня цен. Рост цен в условиях разбалансированной экономики может иметь негативные последствия, усу­губляющие и без того непростую ситуацию в экономике. Быстрый рост цен в условиях ненасыщенного и в значительной степени монополизированного рынка товаров и услуг вызывает дезорганизацию производства. При этом падает надежность планирования на уровне отдельного предприятия и на­рушаются пропорции внутриотраслевых и межотраслевых связей. Из-за того, что появляется возможность получить дополнительную прибыль, не обуслов­ленную ростом производства, падают стимулы к увеличению выпуска про­дукции в натуральном выражении. Инфляция способствует спаду производ­ства, препятствует выходу экономики из кризиса.

Для того чтобы процесс перехода к свободным ценам происходил нор­мально, т.е. рост свободных цен находился в допустимых пределах и не приводил к сокращению производства, необходимы следующие условия:

реальная хозяйственная самостоятельность предприятий, обладающих правом участвовать в заключении договоров о ценах;

отсутствие дефицита товаров, переводимых на реализацию по договорным ценам;

отсутствие монополии товаропроизводителей;

структурная перестройка экономики, прежде всего конверсия оборонного комплекса и базовых отраслей хозяйства;

обеспечение единого экономического пространства в рамках государств СНГ;

юридически закрепленное право на свободный выбор поставщиков и по­требителей.

2. Функции цены в переходный период

Функции цены являются внешним проявлением ее внутреннего содержа­ния. Причем к функциям цены может быть отнесено только то, что харак­терно для каждой конкретной цены без исключения. Таких функций пять.

Учетная, или функция учета и измерения затрат общественного труда предопределена самой сущностью цены, т.е. будучи денежным выражением стоимости, цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение кон­кретной потребности в той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовле­ние товара, характеризует эффективность используемого труда. В конечном счете цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

Однако эту функцию в условиях рыночных отношений нельзя сводить только к измерению затрат или цены, которая предлагается изготовителем товара при выходе на рынок. Дело в том, что рыночная цена может зна­чительно отклоняться от издержек. Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара. Интерес изготовителя обусловливается величиной выручки от продажи товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки. Поэтому окон­чательная цена может существенно отличаться от той, которую хотел бы получить изготовитель товара. Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель


Цена как категория рыночного хозяйства 267

товара постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурентов и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качества товара стремится обогнать конкурентов.

В данной функции цена служит средством исчисления стоимостных по­казателей:

количественных (валовой внутренний продукт (ВВП), национальный до­ход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции фирм, предприятий и отраслей и др.);

качественных (рентабельность, производительность труда, фондоотдача и т.д.).

В этом качестве цена выступает одним из главных показателей эффек­тивности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных ре­шений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

Стимулирующая функция цены. Сущность ее выражается в поощритель­ном или сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена стимулирует производителя через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйстве цены могут способствовать или препятствовать увеличению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они непосредственно сами продают свою продукцию.

С помощью цены в этой функции можно воздействовать на: научно-тех­нический процесс; экономию затрат ресурсов; повышение качества продук­ции; изменение структуры производства и потребления. Стимулирование осу­ществляется путем повышения уровня прибыли в цене, установления надбавок и скидок в основной цене.

Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием рыночных факторов. Эта функция со­стоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального (чистого) дохода между:

отраслями экономики;

государственным и другими секторами экономики (например, между про­мышленностью и сельским хозяйством);

различными формами собственности;

регионами страны;

фондом накопления и фондом потребления;

различными социальными группами населения.

Так, высокие розничные цены на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивают перераспре­деление денежных средств определенной части населения с помощью бюд­жета для формирования социальных фондов.

Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и пред­ложения. При появлении диспропорций в хозяйстве, несоответствия меж­ду предложением и спросом равновесие достигается с помощью цены либо путем ее роста, либо снижения. По мере развития рыночных от­ношений, свободного предпринимательства и конкуренции эта функция


268 Глава 24

цены будет усиливаться и играть доминирующую роль при формировании цен на товары.

Функция цены как критерия рационального размещения производства по

мере перехода к рыночной экономике будет получать дальнейшее развитие. Данная функция проявляется в том, что с помощью механизма цен осуще­ствляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов, туда, где норма прибыли более высокая.

3. Регулирование цен в переходный период

При отсутствии условий для нормального свободного ценообразования следует либо жестко ограничить сферу действия свободных цен, либо, до­пуская их свободное движение, осуществлять их государственное регулиро­вание. Поэтому представляется необходимым проводить контроль за свобод­ными ценами. По-видимому это наиболее приемлемый способ реализации политики в области свободного ценообразования при переходе к рынку. Так, в Российской Федерации объектом регулирования являются: тарифы на же­лезнодорожные перевозки, услуги некоторых видов связи, цены на нефть и нефтепродукты, газ, отдельные социально значимые товары (медикаменты), коммунальные услуги.

Основная цель такого контроля (регулирования) — добиться прекращения падения производства, ограничить темпы инфляции, создать стимулы для товаропроизводителей, добиваться увеличения доходов за счет роста произ­водства, а не цен.

Есть несколько ранее апробированных методов контроля цен, основанных на проверке правильности их установления: регламентация величины сво­бодных цен нормативами рентабельности и распределения экономического эффекта использования продукции между производителем и потребителем; расчет цен верхнего предела, за превышение которого налагается штраф; установление верхнего предела рентабельности производства и некоторые другие.

Названные методы контроля, как показала практика, оказались малоэф­фективными и не смогли обеспечить соблюдения правил установления сво­бодных цен. Они имеют один общий недостаток — регулируют лишь вели­чины свободных цен, в то время как с точки зрения изготовителей продукции важен не сам по себе уровень цен, а величина дохода, который с их помощью можно получить. Отсюда возникает потребность в таком методе контроля, при котором возможность получения дохода при росте цен ограничивается строго определенными рамками.

В законодательных документах сформулированы виды нарушений в об­ласти цен, которые не могут допускаться изготовителями товаров, занима­ющими монопольное положение на рынке. Дело в том, что главной и опре­деляющей чертой монополизма изготовителей является возможность искусственно поддерживать на рынке определенный уровень цен. Поэтому необоснованное повышение (снижение) цен считается злоупотреблением хо­зяйствующего субъекта своим доминирующим положением. Запрещается за­ключение и осуществление в любой форме соглашений (согласованных дей­ствий) между конкурирующими предприятиями и организациями, в которых предусматривается установление цен (тарифов), скидок (надбавок), размеров выплат и других условий, направленных на ограничение конкуренции.


Цена как категория рыночного хозяйства 269

С переходом к свободному ценообразованию весьма остро встает пробле­ма приближения цен к стоимости, учитывающей объективные различия в региональных затратах и формирующегося на разных рынках спроса. От­сюда глубокой теоретической разработки требует вопрос территориальной (региональной) дифференциации стоимости и цен в рыночном хозяйстве. В этих условиях необходимо исходить из того, что по отдельным товарам име­ются объективные особенности формирования связей производителей и по­требителей, определяющие характер и ареал рынков сбыта, их деление на единый и на систему региональных (местных) рынков со своим уровнем цен. Формируемая на одном региональном рынке система цен должна через пря­мые и обратные связи воздействовать на системы цен, действующие на дру­гих региональных рынках. Таким образом должны последовательно и посте­пенно формироваться единый рынок и система цен, адекватная этому рынку. Процесс этот, вероятно, будет довольно болезненным и длительным, так как предстоит преодолеть ценовое противостояние и попытки отдельных регионов решить свои экономические проблемы с помощью цен за счет других реги­онов.

Система внутренних цен должна по возможности отражать движение и тенденции мировых цен. Это крайне важно, если мы действительно хотим построить рыночную экономику и максимально реализовать преимущества экономического сотрудничества с мировым сообществом.

Развитие рыночных отношений в стране неизбежно ведет к становлению свободного ценообразования и расширению прав автономий, местных органов управления и предприятий по определению цен, и соответственно к суще­ственному сокращению сферы централизованно устанавливаемых цен. Од­нако этот процесс должен быть управляемым и осуществляться продуманно и постепенно.

Государственные органы ценообразования исходя из сложившейся эконо­мической ситуации могут взять на себя деятельность по регулированию цен на отдельные товары, которые определяют жизненный уровень особенно со­циально не защищенных слоев населения.

На некоторые товары могут устанавливаться верхние пределы цен, ог­раничивающие их рост, на другие, имеющие большую социальную значи­мость, органы власти и управления в отдельные периоды вправе назначать розничные цены даже ниже их стоимости, выплачивая изготовителям соот­ветствующие дотации и устанавливая налоговые льготы.

Однако подобную практику следует рассматривать не как принцип цено­образования, а как отступление от главного правила — изменение цен должно производиться в соответствии с действием экономических законов и, в первую очередь, законом стоимости. Государству для соблюдения равенства эконо­мических интересов всех регионов и предприятий в процессе ценообразования необходимо сохранить за собой роль ценового арбитра и в интересах обес­печения единства политики цен на территории страны сосредоточить в своих руках контрольные функции за соблюдением правил ценообразования.

Поэтому комитет (департамент) цен по содержанию и характеру своей работы должен стать научным центром, который разрабатывает общие пра­вила и принципы ценообразования. Комитет цен обязан изучать конъюнктуру рынка, осуществлять наблюдение за динамикой цен, анализ структур цен, выявлять и принимать меры по устранению причин значительного отклоне­ния цен на основе всестороннего экономического исследования с участием самих предприятий, финансовых, статистических и других органов.


Контрольные вопросы

1. Каковы главные принципиальные отличия формирования цен в усло­
виях рыночных отношений и плановой экономики?

2. В чем состоят стратегический и тактический факторы, под воздействием
которых формируются цены в условиях рыночных отношений?

3. Перечислите необходимые условия для полного перехода на свободные
(рыночные) цены.

4. Назовите функции цены в переходный период. Какие из них наиболее
присущи рыночной экономике?

5. Обоснуйте необходимость регулирования цен в условиях рыночных от­
ношений и изложите формы и методы этого регулирования.


271 ГЛАВА 25. СИСТЕМА ЦЕН И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

1. Понятие системы цен в условиях перехода к рынку

Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества рыноч­ных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков цен, взаимозави­симых и взаимодействующих. Наиболее важными, основными блоками яв­ляются:

оптовые цены;

цены на строительную продукцию;

закупочные цены;

розничные цены;

тарифы транспорта и связи.

Блоки цен в свою очередь состоят из более мелких блоков или подблоков. Так, блок оптовых цен делится на два подблока — оптовых цен предприятия и оптовых (отпускных) цен промышленности. Блок тарифов транспорта и связи состоит из нескольких подблоков: тарифы железнодорожного транс­порта, тарифы морского транспорта, тарифы речного транспорта, тарифы автотранспорта и т.д.

В основе взаимосвязи всех цен лежит принцип сообщающихся сосудов. Изменение цен в одном из основных блоков данной системы довольно быстро передается по цепочке во все другие блоки. Так, изменение цен на энерго­носители находит быстрое отражение в уровне цен всех остальных блоков. Взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в единую систему, обус­ловлена в основном двумя важными обстоятельствами:

все цены формируются на единой методологической основе — на законах стоимости, предложения и спроса;

все предприятия, производства и отрасли, хозяйственная деятельность ко­торых обслуживается ценами, взаимосвязаны.

Вместе с тем взаимосвязь и взаимозависимость цен в единой системе не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на кон­кретные товары внутри этих блоков.

Необходимо отметить тесную связь между системой цен и экономической средой, включающей: товарное производство, различные формы собственно­сти, конкуренцию и т.д., которые составляют основу рыночной экономики.

2. Классификация цен

В зависимости от ряда экономических признаков все цены классифици­руются по видам и подвидам.

Прежде всего цены классифицируются в зависимости от обслужи­ваемых ими отраслей и сфер экономики следующим образом:

оптовые цены;

цены на строительную продукцию;

закупочные цены;

тарифы грузового и пассажирского транспорта;

розничные цены;

тарифы на платные услуги, оказываемые населению;



Глава 25


цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;

надбавки, скидки, наценки в сфере обращения.

Оптовые цены — цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в по­рядке оптового оборота. В свою очередь оптовые цены подразделяются на два подвида:

оптовые цены предприятия;

оптовые (отпускные) цены промышленности.

Оптовые цены предприятия — цены изготовителей продукции, по кото­рым они реализуют произведенную продукцию потребителям — другим предприятиям и организациям, а также сбытовым и оптовым органам. Эти цены призваны обеспечить дальнейшую хозяйственную деятельность пред­приятий или организаций, иными словами, реализуя свою продукцию, пред­приятия должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который позволил бы им выжить в условиях рынка. Однако полной гарантии в этом предприятию никто дать не может, так как коммерческий успех его деятельности зависит от множества рыноч­ных факторов, предугадать действие которых оказывается весьма сложным делом. Поэтому конечный экономический результат деятельности предприя­тия может быть как положительным (прибыль), так и отрицательным (убы­ток).

На основе оптовых цен предприятия производятся анализ и расчеты сто­имостных показателей работы предприятия (фирмы).

Оптовая цена предприятия обращена к производству, тесно связана с ним.

Рис. 25.1. Состав оптовой цены предприятия

Разновидностью оптовой цены предприятия является трансфертная цена. Она применяется при совершении коммерческих операций между подразде­лениями одной и той же фирмы или предприятия и может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и по услугам, в том числе управленческим платежам и процентам за кредит. За последние годы трансфертные цены получают все большее распространение, поскольку внутрифирменная торговля становится важным элементом международной торговли. Использование трансфертных цен может существенно влиять на конкурентоспособность фирмы на рынке. Так, путем занижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно по-


Система цен и их классификация



высить конкурентоспособность данного предприятия по сравнению с другими фирмами. Пониженные цены иногда применяются также для уменьшения таможенных пошлин, однако это противоречит антимонопольному законода­тельству.

Оптовые (отпускные) цены промышленности — цены, по которым пред­приятия и организации — потребители оплачивают продукцию сбытовым (оптовым) организациям. Они применяются во многих отраслях экономики.

Рис. 25.2. Состав оптовой (отпускной) цены промышленности

Если оптовые цены предприятия более тяготеют к производству, то оп­товые (отпускные) цены промышленности теснее связаны с оптовой торговлей. Разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок). Она формируется на базе бир­жевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния от места поставки, предусмотренного биржевым конт­рактом.

Закупочные цены — это цены (оптовые), по которым реализуется сель­скохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, ферме­рами и населением. На практике закупочные цены для хозяйств трансфор­мируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации (за­готовительным организациям, на рынке и др.).

Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен:

сметная стоимость — предельный размер затрат на строительство каж­дого отдельного объекта;

прейскурантная цена — усредненная сметная стоимость единицы конеч­ной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м2 полезной площади, 1 м2 малярных работ и др.);

договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками. Сфера действия этой цены будет расширяться с развитием рыночных отношений.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправи­телей грузов и населения.

18 Маркетинг



Глава 25


Розничные цены — цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Разновидностями розничной цены являются: коммерческая и аукционная цены.

Коммерческая цена — свободная (рыночная) цена, которая применяется по товарам, свободно продаваемым в коммерческих магазинах при наличии государственной цены на такие же изделия, распределяемые централизован­но.

Рис. 25.3. Состав розничной цены

Аукционная цена — цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), по­скольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от мастерства лица, проводящего аукцион.

Цены классифицируются в зависимости от территории дейст­вия. При этом различают:

цены, единые по стране, или поясные;

цены региональные (зональные, местные).

Единые, или поясные, цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции, на которые цены регулируются (фиксируются) государст­венными органами. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как энер­гоносители, электроэнергия, квартплата и некоторые другие.

Региональные (местные) цены могут быть оптовыми, закупочными, роз­ничными. Они устанавливаются предприятиями-изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления. Эти цены ори­ентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на подавляющее большинство жилищно-коммунальных и бытовых услуг, оказываемых насе­лению.

Рассмотрим классификацию цен в зависимости от порядка возме­щения потребителем транспортных расходов по доставке грузов. Цена, кроме издержек производства, включает также издержки обращения и, в частности, расходы по транспортировке товаров до покупа­теля. Географический фактор играет значительную роль в формировании цены.

В зависимости от этого экономического признака различают:


Система цен и их классификация 275

цены ФОБ в месте производства продукции. При установлении этой цены товар передается покупателю в месте его производства со всеми пра­вами на него и ответственностью. Покупатель оплачивает все расходы по транспортировке продукции до места назначения. Иначе эта цена называется ценой франко-станция отправления;

единые цены с включением расходов по доставке. Этот метод установ­ления предполагает формирование общей, единой цены с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывается как сред­няя стоимость всех перевозок. Другими' словами, эта цена называется ценой франко-станция назначения;

зональные цены. При этом методе определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, располо­женных в границах одной зоны;

определение цен на основе базисного пункта. При этом методе некоторые предприятия и фирмы выбирают в качестве базисных несколько городов (пунктов). В этом случае фактические цены продажи рассчитываются при­бавлением к цене ближайшего от заказчика базисного пункта транспортных расходов по доставке ему товара.

При переходе к рынку появляется такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. При этом различаются:

свободные цены. Это цены, свободно складывающиеся на рынке под вли­янием конъюнктуры независимо от какого-либо влияния государственных ор­ганов. Государство может воздействовать на них (их уровень) только путем влияния на конъюнктуру рынка;

регулируемые цены — складываются под влиянием спроса и предложе­ния, но испытывают определенное воздействие государственных органов, пользующихся методами либо прямого ограничения их роста или снижения, либо путем регламентации рентабельности, либо каким-либо другим мето­дом;

фиксируемые цены — прямо устанавливаются государством в лице ор­ганов власти и управления.

В переходный период к рыночной экономике преимущественно действуют два вида цен: свободные (рыночные) и регулируемые. При этом их удельный вес в общей массе цен на производимые и реализуемые товары меняется.

Наиболее соответствующими рыночной экономике, естественно, являются свободные (рыночные) цены, но полностью перейти только к ним нельзя. Да и нигде в мире этого нет. Полностью свободное ценообразование идеально может происходить лишь на товарных рынках, где протекают экономические процессы, наиболее полно отвечающие интересам экономики, общества в целом. Однако и в этом случае государство сохраняет за собой право при необходимости вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий перейти к регулируемым или даже фиксированным ценам.

При формировании свободных цен начальную цену в любом случае оп­ределяет изготовитель продукции, а не продавец. Размер торговой (сбытовой) надбавки (скидки, наценки) регламентирован. Так, по большинству товаров размер торговой надбавки составляет 25%, причем местные органы власти и управления могут ее регулировать. Регламентация размера торговых (сбы-

18*



Глава 25


 


товых) надбавок (скидок) направлена на сдерживание необоснованного роста цен.

Решениями Правительства РФ предусмотрено, что круг товаров, прода­ваемых по свободным ценам, может расширяться или, наоборот, сужаться и по ним могут вводиться регулируемые цены. Такое право предоставлено региональным органам власти и управления. Регулирование цен в отдельных регионах во многом зависит от наличия на местах товарных ресурсов и финансовых возможностей.

В то же время нельзя обойтись без цен, регулируемых государством. Дело в том, что контролировать систему, не «привязанную» к каким-либо ценам на базовые виды продукции, необычайно трудно, особенно на первых этапах перехода к рынку. Цены будут постоянно стремиться «уходить» от намеченных уровней в какую-либо сторону (чаще в сторону повышения). Поэтому цены важнейших базовых видов продукции должны регулироваться (и даже фиксироваться на определенный период времени) государством. К подобным видам продукции следует отнести уголь, нефть, электроэнергию, зерно, хлеб и некоторые другие.

Политика социальной защиты населения на определенных этапах разви­тия требует прямого государственного регулирования розничных цен на от­дельные предметы потребления, которые определяют прожиточный минимум населения (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, сахар, растительное масло и др.). В переходный период к рыночной эконо­мике проблема социальной защищенности отдельных групп населения от роста розничных цен и инфляции приобретает особую остроту и должна являться объектом пристального внимания государства.

Классификация цен в зависимости от степени новизны товара предусматривает методы установления цен на новые товары и товары, ре­ализуемые на рынке относительно продолжительное время.

"] По новым товарам практика рыночного ценообразования многих стран выработала следующие виды и методы образования цен.

При выпуске на рынок нового товара предприятие или фирма выбирает, как правило, одну из следующих стратегий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.