Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение спроса 4 страница




оказания услуг информационно-коммерческого и посреднического харак­тера.


256 Глава 23

Оптовые ярмарки представляют собой периодические мероприятия (реже — постоянно действующие), проводимые с участием работников посреднических организаций, торговли, промышленности, сельского хозяйства и других от­раслей для совершения закупок и продажи.

Предметом торговли на ярмарках могут быть товары и другие матери­альные ценности, предварительно заказанные, запланированные к производ­ству и поставке в ближайший период, или изготовленные и ранее постав­ленные в некоторые регионы, но накопившиеся там в избытке, а следователь­но, нуждающихся в повторном перемещении в другие районы с активным спросом на них. Сами товары непосредственно на ярмарке не реализуются. Они представлены в образцах, буклетах, проспектах, каталогах, чертежах, плакатах, фотографиях, слайдах, кино-, видеороликах. Выставляются на яр­марках также научно-технические разработки в виде натуральных экспона­тов, макетов, конструкторско-технологической, патентно-лицензионной доку­ментации и др. Производители и владельцы товаров могут или присутство­вать, или отсутствовать на ярмарке. В последнем случае ярмарка берет на себя обязанности по оказанию им дополнительных услуг, связанных с реа­лизацией товаров. На товарном рынке ярмарки надо рассматривать не толь­ко как мероприятие, позволяющее оперативно совершать торговые сделки по купле-продаже, но и как метод влияния на формирование спроса, выпуск товаров, расширение и обновление их ассортимента, улучшение качества. Покупателю уже недостаточно только закупить для себя товары на ярмарке. Ему необходимо совместно с изготовителями, посредниками находить реше­ния для удовлетворения товарного рынка, определять направления развития производства продукции для рынка, лучшего использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Ярмарки могут проводиться в специальных или арендованных помеще­ниях. Если юридическое или физическое лицо желает реализовать или про­рекламировать на ярмарке свой товар, оно должно предварительно заказать и оплатить место (площадь по метражу). Для успешного проведения ярмарки требуется приблизительно знать состав участников, количественный и ассор­тиментный состав товаров, представляемых на реализацию.

На первый взгляд может показаться, что оптовые ярмарки во многом дублируют деятельность товарных бирж. Однако имеются заметные различия в работе этих структур оптовой торговли. Так, на ярмарке отсутствуют ма-клериат, брокеры, котировка цен, присущие бирже элементы ажиотажа. Яр­марка не попадает под биржевой «пресс», на ней меньше посредников, цены относительно стабильные. Для покупателей и продавцов ярмарки доступнее, проще, дешевле.

Развитие ярмарочной торговли зависит от того, насколько быстро можно избавиться от сложившихся негативных явлений в ее организации. Зачастую ярмарки становятся ярмарками покупателей, а не продавцов. При монопо­лизме и товарном дефиците производители не обременяют себя хлопотами в представлении своей продукции на ярмарках, так как могут на выгодных условиях заключать товарные сделки без каких-либо проблем. Этим они препятствуют выходу на широкий рынок определенных товаров, тормозят маркетинговую деятельность по выявлению объективной конъюнктуры. В по­добных ситуациях необходимо искать гибкие и реальные пути повышения заинтересованности всех предприятий-изготовителей продукции в участии в ярмарках.


Ярмарки и выставки 257

В ярмарочном хозяйстве определяются два направления в зависимости от характера торговых операций:

ярмарки по реализации продукции, поступившей в первичный оборот;

ярмарки по реализации неиспользуемой и излишней продукции.

Перед ярмарками первого вида ставится широкий круг задач, и прежде всего усиление активного воздействия рыночной торговли на формирование планов производства продукции на основе маркетинговых исследований. Причем это касается предприятий-изготовителей как регионального, так и всероссийского значения. Ярмарки должны содействовать определению ра­ционального объема, сроков производства и поставки в хозяйственный оборот продукции улучшенного ассортимента, внешнего оформления с учетом тре­бований современного дизайна. Решаются задачи по внедрению в производ­ство новых изделий, отвечающих требованиям мировых стандартов. Одновре­менно определяется продукция с моральным износом, экономически нецеле­сообразная в эксплуатации, а следовательно, рекомендуемая к снятию с производства. Важной задачей ярмарки является работа, связанная с демо­нополизацией в сфере производства и обращения продукции. Развитию рын­ка препятствует материально-финансовая несбалансированность, вызванная диктатом изготовителей, стремящихся решить свои социально-экономические проблемы за счет потребителей, в частности, путем производства более до­рогостоящей продукции при недостаточном улучшении ее потребительских свойств и качества. Кроме того, диктат поставщика вызывает необоснован­ные отказы производителей от выполнения заказов потребителей в требуемых объемах, ассортименте, качестве, сроках.

В отношениях субъектов товарного рынка ярмарка может взять на себя обязанности по обеспечению приоритета потребителя, усилению экономиче­ского воздействия на поставщика в случаях нарушения им договорных обя­зательств. Ярмарки должны воспрепятствовать волевым приемам и решени­ям центральных органов в отношении производства и реализации продукции, противоречащим хозяйственным интересам предприятий, регионов, отраслей.

Ярмарки второго вида решают задачи по рациональному использованию трудовых, финансовых, материальных, производственных ресурсов. Выявляя излишнюю, неиспользуемую, сверхнормативную продукцию, организуя ее ре­ализацию, ярмарка способствует маневрированию материальными ресурсами на локальном, региональном, отраслевом, общегосударственном уровнях.

Получают распространение ярмарки, совмещающие реализацию как но­вой продукции, так и неиспользуемой, излишней. Такие ярмарки привлека­тельны для покупателей, но требуют более высоких затрат. В хозяйственной практике оптовые ярмарки организуются в двух направлениях:

по закупке-продаже товаров народного потребления;

по закупке-продаже товаров производственно-технического назначения.

Возможен вариант, при котором ярмарка объединяет как те, так и другие товары. По масштабу и характеру осуществляемых торговых операций яр­марки подразделяются на: международные, всероссийские, зональные, реги­ональные.

Всероссийские ярмарки соединяют интересы большого количества пред­приятий, объединений с различными направлениями хозяйственной деятель­ности, специализации производства. Они способствуют динамике товаро­обмена в стране, рационализации хозяйственных связей, расширению информационного обмена, оказывают большую помощь регионам, отраслям

17 Маркетинг



Глава 23


в приобретении продукции нужного ассортимента, требуемого количества. На ярмарке сосредоточиваются товары весьма широкого профиля и ассор­тимента.

Зональные ярмарки привлекают к участию значительное количество пред­приятий, организаций ряда близлежащих регионов. По причине схожести социальных, географических, климатических условий, структуры транспорт­ных коммуникаций ассортиментный состав предлагаемых на таких ярмарках товаров несколько уже.

Региональные (областные, краевые, республиканские) ярмарки функцио­нируют для оперативного удовлетворения потребителей необходимыми това­рами. В организационном плане они более доступны для участников. Эти ярмарки находят должный интерес у предприятий, организаций региона только в случае сосредоточения на них разнообразных товаров регионального применения, быстрой четкой работы по их реализации конкретному потре­бителю.

2. Организация проведения ярмарки

Место, время проведения, тематика оптовой ярмарки определяются соот­ветствующими ведомствами с участием коммерческих структур предприятий и объединений. Проведению ярмарки обычно предшествует работа по изуче­нию спроса, предложения, конъюнктуры рынка, состояния рыночной инфра­структуры, хозяйственных связей, определению объемов и ассортимента про­дукции, предполагаемой для продажи на ярмарке, выявлению неустановлен­ного оборудования и неиспользованной продукции, вторичных ресурсов.

Оптовые ярмарки, как правило, работают по графику с предварительной установкой времени и места. При координации графиков следует добиваться недопущения совпадения сроков проведения ярмарок, чтобы избежать па­раллельной их работы в близлежащих районах. Практика показывает, что равномерное территориальное распределение ярмарок позволяет иметь ши­рокий круг участников, разнообразить товарный ассортимент, рационализи­ровать потоки информации и товародвижения, поднять товарный оборот каж­дой ярмарки и их экономическую эффективность. Оптовые ярмарки, как правило, проводятся в областных, краевых, республиканских, районных ад­министративных центрах с соответствующими коммуникациями, обеспечива­ющими участникам должные транспортные и бытовые условия, позволяющие вести им плодотворную работу.

Для общего руководства конкретной ярмаркой образуется ярмарочный комитет, наделенный широкими полномочиями и несущий ответственность за выполнение стоящих перед ней задач. В состав ярмарочного комитета входят представители государственных, коммерческих структур, отраслей производ­ства, торговли, предприятий, объединений, научно-исследовательских и дру­гих организаций. Возглавляет комитет лицо из состава ведомства, под эгидой которого устраивается ярмарка. Ярмарочный комитет является коллегиаль­ным органом. Решения с оформлением протокола принимаются большинст­вом его членов на периодически устраиваемых заседаниях, Ярмарочный ко­митет определяет состав участников ярмарки, создает рабочие органы (дирекцию, арбитраж, группы по маркетингу, учету договоров и др.), необ­ходимые для выполнения поставленных задач, согласовывает и утверждает графики организационных мероприятий по оборудованию выставочных по-


Ярмарки и выставки 259

мещений и режиму их работы, прибытию участников, встреч представителей продавцов и покупателей для согласования развернутого ассортимента про­дукции, оформления документации, условий поставок, вносит министерствам, предприятиям предложения о снятии с производства продукции, не пользу­ющейся спросом, изготовлении новых видов продукции повышенного спроса, обеспечивает информационное, техническое, консультационное, бытовое и культурное обслуживание участников, определяет размер и порядок распре­деления расходов на организацию и проведение ярмарки.

На постоянно действующих ярмарках, а при необходимости и периоди­чески организуемых, ярмарочный комитет образует дирекцию. Дирекция сле­дит за ведением бухгалтерской, оперативной, статистической отчетности, за­ключает договоры, необходимые для обеспечения деятельности ярмарки, издает приказы и распоряжения, назначает и увольняет работников ярмарки. Дирекция ярмарки руководит рабочими органами ярмарки, осуществляет организаторскую, рекламную, коммерческую деятельность, состоящую из: аренды помещения и смотровых площадок с последующим их обеспечением, оборудованием, оснащением оргтехникой и АСУ; приема и размещения при­бывших на ярмарку участников; организации сохранности представленных на ярмарку образцов, моделей продукции; оказания участникам содействия при заключении договоров купли-продажи; организации учета и регистрации договоров.

Проведение финансовых операций, контроль за расходованием средств, ведение установленной отчетности, представление на рассмотрение и утвер­ждение ярмарочного комитета (или дирекции) отчета о деятельности и ба­ланса возлагается на бухгалтерию, создаваемую на период подготовки и функционирования ярмарки.

На оптовых ярмарках целесообразно создавать группу маркетинга. Спе­циалисты по маркетингу главным образом оценивают существующую ситу­ацию (конъюнктуру) и разрабатывают прогноз развития рынка (спрос) по каждому виду товара. К числу их основных обязанностей можно отнести:

изучение товара (новизна и конкурентоспособность, удовлетворение по­требностей потенциальных покупателей, соответствие требованиям местных условий и др.);

анализ рынка как такового (географическое положение, острота конку­ренции, конъюнктура и ее прогноз, каналы товародвижения и др.);

изучение потенциальных покупателей (сегментация, побудительные моти­вы спроса, типичные способы использования предлагаемого товара, харак­терные для потенциальных покупателей, и др.);

использование рекламы (для закрепления имеющихся сегментов рынка и завоевания новых контингентов покупателей).

На основе получения и обработки информации, анализа необходимых данных служба маркетинга проводит прогнозные расчеты, в том числе спро­са и предложения, на уровне данной ярмарки.

Ход торговых операций на ярмарках контролируют и частично регули­руют соответствующие группы (бюро) — арбитражная, информационная, по учету и регистрации договоров.

Арбитраж при ярмарочной комиссии (или дирекции) обеспечивает пра­вовое обслуживание ярмарки: рассматривает преддоговорные споры и раз­ногласия между участниками ярмарочной торговли, осуществляет консуль­тации участников по правовым вопросам. Другие группы производят проверки полномочий представителей участников ярмарки на заключение

17*


260 Глава 23

договоров, ежедневный контроль за ходом торговли, учет документации, ре­гистрацию оформленных договоров, составление конъюнктурных справок о результатах продажи за день, итоговых отчетов, анализ работы ярмарки, подготовку для ярмарочного комитета (или дирекции) соответствующих ана­литических справок, записок, предложений.

В сложном процессе подготовки и проведения оптовой ярмарки прини­мают участие в той или иной степени министерства, ведомства, предприятия, региональная администрация. Налаженная организация подготовки и про­ведения оптовой ярмарки во многом определяет эффективность всей системы хозяйственных взаимоотношений между производителями продукции, потре­бителями, посредниками.

Успех торговли на ярмарке зависит от того, насколько тщательно учтены рыночный спрос, требования к ассортименту, качеству, внешнему оформле­нию, упаковке намечаемых к производству и поставке товаров, а также ранее изготовленных и находящихся в запасах.

За несколько месяцев до открытия ярмарки определяются примерный перечень предприятий и организаций — участников, объем, ассортимент предлагаемой для продажи продукции, количество и структурный состав обслуживающих ярмарку работников, осуществляется планировка площадей, необходимых для расположения соответствующих служб, экспозиций. С целью предотвращения поступления на ярмарку продукции, не соответствующей условиям спроса, требованиям стандартов, технических условий, дизайна производится предварительный осмотр образцов, макетов, фотографий, чер­тежей, технических характеристик представляемых товаров. Ведется работа по: подготовке рабочих мест для участников; обеспечению транспортными средствами; регистрации участников ярмарки; обеспечению их местами в комфортабельных гостиницах; разработке графика дежурств членов ярма­рочного комитета (или дирекции). Органами, ответственными за организацию и проведение ярмарки, составляются планы мероприятий, проводимых до начала ярмарки и в период ее работы.

Информационные письма с приглашением принять участие в ярмарке ярмарочный комитет направляет руководителям министерств, ведомств, предприятий, объединений, отраслевых научно-исследовательских и конструк­торских организаций, торговым представительствам зарубежных стран. Ре­клама о ярмарке передается через центральные и региональные органы массовой информации. Ярмарка проводится за счет поступления средств от участников в виде денежных взносов. Последние используются для аренды площадей, оплаты транспортных расходов, оформления стендов, рекламно-информационного обслуживания, работы персонала.

Для участия в ярмарке юридическое (или физическое) лицо перечисляет на расчетный счет ведомства, под эгидой которого предполагается проведе­ние ярмарки, денежные средства на покрытие своей части расходов, свя­занных с организационными работами. В адрес ярмарочного комитета сле­дует направлять заявку на участие в ярмарке, перечень и количество продукции, предлагаемой для реализации с указанием ее ориентировочной стоимости, а также перечень продукции, предлагаемой для реализации в обмен. Научно-исследовательским, конструкторским, проектным организаци­ям необходимо сообщить перечень и количество разработок, выставляемых для демонстрации. Это позволяет заблаговременно сформулировать банк


Ярмарки и выставки



данных для того, чтобы обеспечить участников ярмарки необходимой ком­мерческой информацией.

3. Выставки на товарном рынке

Изготовители, потребители продукции, посреднические организации нуж­даются в беспрерывном информационном обеспечении. В связи с этим на товарном рынке немалая роль отводится постоянно действующим выставкам продукции производственно-технического назначения и народного потребле­ния. Функционирование таких выставок преследует многие цели:

оказание предприятиям, организациям, арендаторам, лицам, занимаю­щимся индивидуально-трудовой деятельностью, выставочно-информационных услуг;

развертывание рекламной деятельности. На договорных началах осуще­ствляется рекламирование новой продукции, научно-исследовательских, кон­структорских, технологических разработок, различных работ и услуг, а также вторичных ресурсов и изделий из них;

информирование потенциальных потребителей о новой продукции, сферах ее применения и возможностях приобретения. Совместно с предприятиями и организациями на выставке создается региональная информационно-спра­вочная система и в ее составе банк данных о новой продукции, ее изгото­вителях, возможностях приобретения и реализации, другой коммерческой ин­формации;

обмен коммерческой информацией с другими регионами, что способствует рационализации хозяйственных связей;

освещение достижений и перспектив развития в области науки и техники, освоения и внедрения новой технологии, прогрессивных технологических про­цессов и т.д. При этом используются печать, радио, телевидение, кино, маг­нитофонные записи лекций и бесед и др.

Проведение маркетинговой работы на выставке связано с изучением конъ­юнктуры рынка и рыночных связей, организацией рекламы, оказанием услуг, подбором экспонатов, поиском и подбором зарубежных фирм, способных стать партнерами в поставках конкурентоспособной продукции.

На базе экспозиций павильонов, смотров, выставок организуются крат­косрочные курсы, научно-технические семинары и конференции, встречи с целью обмена опытом, консультации посетителей. Подготавливается и обес­печивается издание проектов по тематическим выставкам и другой литера­туры, технической документации на образцы новой техники, приспособлений и усовершенствований. В организации выставок важное значение имеют по­каз машин, оборудования, техники, изготовляемых внешнеэкономическими партнерами (инофирмами), систематическое изучение выставочного дела и методов показа экспонатов на зарубежных выставках с целью использования современных научно-технических средств в оформлении экспозиций.

Выставка функционирует за счет денежных поступлений от взносов ее участников, входной платы посетителей, посреднических услуг, проводимых консультаций, сдачи в аренду экспозиционной площади, оплаты рекламы, изданий коммерческо-информационных материалов, заказов на художествен­но-оформительские работы, издательской деятельности и средств, поступив­ших по договорам с вышестоящими организациями.

Таким образом, оптовые ярмарки и выставки принимают активное уча­стие в формировании товарного рынка, рационализации хозяйственных свя­зей. Основное назначение ярмарок и выставок состоит в рекламе и озна-


комлении потенциальных потребителей с новой продукцией с целью опреде­ления реального спроса и предложения. Ярмарки и выставки взаимодейст­вуют с системой товарных бирж — после апробации на них новой продукции информация о предложении ее на рынок должна поступать на товарные биржи.

Контрольные вопросы

1. Место оптовой ярмарки и выставки на товарном рынке.

2. Назовите цели и задачи ярмарок.

3. Какие существуют виды оптовых ярмарок?

4. Укажите основные функции ярмарок.

5. Какова организационная структура ярмарки?

6. Назовите задачи и основные функции выставки.



РАЗДЕЛ VI. ЦЕНЫ, ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА

Глава 24. ЦЕНА КАК КАТЕГОРИЯ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

1. Теоретические основы рыночного ценообразования

Рынок и цена — категории, обусловленные товарным производством. Причем первичным является рынок. Это объясняется тем, что при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом не в самом процессе производства, а через рынок. Именно рынок выступает ос­новной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных ка­тегорий.

В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он служит одним из регуляторов общественного производ­ства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов. В связи с этим возникает функция цены как критерия рационального размещения производства.

По мере перехода к рыночной экономике центральной фигурой становится предприятие-собственник, которое самостоятельно на свой страх и риск, с полной экономической ответственностью за свои действия принимает произ­водственно-экономические и другие решения. Только предприятие решает: что, сколько, когда, где, какого качества изготовлять, кому и на каких ус­ловиях продавать свою продукцию. Иными словами, в условиях рыночных отношений трудовые, материальные и финансовые ресурсы предприятия, бу­дучи частью совокупных ресурсов общества, включаются в общий процесс воспроизводства самим предприятием как хозяйствующим субъектом. Есте­ственно, что и экономические последствия решений, принимаемых им, отра­жаются на конечных результатах его деятельности.

Как отмечалось, в условиях рыночных отношений регулирование воспро­изводства осуществляется, в частности, законом стоимости, который дейст­вует через механизм цен и ценообразования.

Известно, что при командных методах организации экономики цены оп­ределяются на предприятии, т.е. в производстве, и нередко до начала вы­пуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство; отсюда — затратный метод це­нообразования. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на уровень и динамику цен. В лучшем случае он фик­сирует степень спроса на товар при уже установленной цене.

Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реаль­ный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производ­ства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке,


264 Глава 24

под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно форми­руются на рынке. Поскольку только на рынке происходит общественное при­знание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает обще­ственное признание через механизм цен также на рынке.

Принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового за­ключается в том, что цены на товары должны определяться (устанавливать­ся) их собственниками, субъектами хозяйствования. Только тогда можно пре­одолеть отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.

Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Государство может определять только общие правила и принципы ценооб­разования, иногда устанавливать предельные уровни рентабельности или цен на отдельные товары и таким путем осуществлять свои управленческие функции. Однако государственные органы не должны определять конкретные цены на товары, изготовляемые различными собственниками.

Предприятия реализуют свою продукцию, работы, услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной ос­нове, и только в отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами, по государственным ценам. На продукцию предприятий, занимаю­щих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность от­дельных групп населения, допускается государственное регулирование цен. В переходный период к рынку в условиях смешанной (многоукладной) эко­номики рыночный механизм ценообразования должен гибко сочетаться с ме­ханизмом государственного регулирования цен на отдельные товары. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовать цели и приоритеты экономического развития и формировать соответствующие пропорции.

Механизм ценообразования проявляется через цены, их динамику. Дина­мика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов: стра­тегического и тактического.

Стратегический фактор заключается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг сто­имости.

Тактический выражается в том, что цены на конкретные товары фор­мируются под влиянием конъюнктуры рынка.

Первый фактор — фактор долговременного перспективного действия, вто­рой — может часто меняться (в течении дней, часов), так как динамика конъюнктурных изменений очень высока и здесь требуется всестороннее изу­чение этих изменений. Как первый, так и второй факторы весьма важны в условиях рыночной экономики. Их следует обязательно учитывать, иначе предприятие или фирма окажутся в очень затруднительном положении.

Первый фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприя­тия, которые имеют современную технику, технологию, пользуются передо­выми методами организации труда и т.д. Наибольший выигрыш получает тот, у кого индивидуальные затраты на производство ниже. Второй фактор помогает тем предприятиям, которые оперативно умеют пользоваться конъ­юнктурой. Однако наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке те предприятия, которые имеют возможность использовать и тот, и другой факторы.


Цена как категория рыночного хозяйства 265

Следовательно, в условиях рынка динамика цен будет формироваться совершенно по-иному и в какой-то мере непредсказуемо. Надо иметь в виду, и это подтверждает опыт зарубежных стран, что государство может эконо­мически воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен.

При переходе к рынку требуется продуманная система мер, которая ап­робирована в странах с рыночной экономикой. К таким мерам относятся: установление предельного уровня цен государственными органами; меры, принимаемые органами управления, направленные на развитие конкуренции; соответствующая налоговая политика и др. Большая роль здесь должна отводиться местным органам управления. При этом все мероприятия в дан­ной области должны быть закреплены законодательными актами.

Неотъемлемым и важным элементом рынка является конкуренция. Нор­мальными конкурентами могут быть только собственники. Многообразие структур при одном собственнике создает монополию, которая порождает застой в производстве. Главным условием выживаемости на рынке является высокий уровень производства и высокий профессионализм в его управлении. Многие предприниматели и предприятия, не выдержав конкуренции, разо­ряются. Однако мощности этих предприятий переходят к другим собствен­никам. Они совершенствуются, обновляются и включаются в производство на новой, более эффективной основе. Поэтому крах конкретного собственника или предпринимателя зачастую оборачивается для общества ростом эффек­тивности экономики.

Конкуренция служит мощным двигателем рыночной экономики. Основы успеха при конкуренции коренятся в состоянии производства. Мировая ры­ночная экономика базируется на гибком производстве, которое обладает свойствами быстро, в меру возникновения новых потребностей, перестраи­ваться практически без повышенных затрат периода освоения новых товаров. Если нет гибкого производства, то время освоения будет длительным. Без этой способности производства невозможно соперничать с конкурентами на рынке. Поэтому переход к рынку, помимо собственно рыночных преобразо­ваний, требует перестройки производства (технической, технологической, ор­ганизационной и т.д.).

Рыночный механизм ценообразования должен создавать условия конку­ренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и способ­ствовать оптимизации их структуры, а также структуры потребления. Эф­фективность методов ценообразования состоит прежде всего в том, насколько полно учитывается ими спрос, который определяет текущую рыночную конъ­юнктуру и формирует структуру инвестиций и самой экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.