КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение спроса 4 страница
оказания услуг информационно-коммерческого и посреднического характера. 256 Глава 23 Оптовые ярмарки представляют собой периодические мероприятия (реже — постоянно действующие), проводимые с участием работников посреднических организаций, торговли, промышленности, сельского хозяйства и других отраслей для совершения закупок и продажи. Предметом торговли на ярмарках могут быть товары и другие материальные ценности, предварительно заказанные, запланированные к производству и поставке в ближайший период, или изготовленные и ранее поставленные в некоторые регионы, но накопившиеся там в избытке, а следовательно, нуждающихся в повторном перемещении в другие районы с активным спросом на них. Сами товары непосредственно на ярмарке не реализуются. Они представлены в образцах, буклетах, проспектах, каталогах, чертежах, плакатах, фотографиях, слайдах, кино-, видеороликах. Выставляются на ярмарках также научно-технические разработки в виде натуральных экспонатов, макетов, конструкторско-технологической, патентно-лицензионной документации и др. Производители и владельцы товаров могут или присутствовать, или отсутствовать на ярмарке. В последнем случае ярмарка берет на себя обязанности по оказанию им дополнительных услуг, связанных с реализацией товаров. На товарном рынке ярмарки надо рассматривать не только как мероприятие, позволяющее оперативно совершать торговые сделки по купле-продаже, но и как метод влияния на формирование спроса, выпуск товаров, расширение и обновление их ассортимента, улучшение качества. Покупателю уже недостаточно только закупить для себя товары на ярмарке. Ему необходимо совместно с изготовителями, посредниками находить решения для удовлетворения товарного рынка, определять направления развития производства продукции для рынка, лучшего использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Ярмарки могут проводиться в специальных или арендованных помещениях. Если юридическое или физическое лицо желает реализовать или прорекламировать на ярмарке свой товар, оно должно предварительно заказать и оплатить место (площадь по метражу). Для успешного проведения ярмарки требуется приблизительно знать состав участников, количественный и ассортиментный состав товаров, представляемых на реализацию. На первый взгляд может показаться, что оптовые ярмарки во многом дублируют деятельность товарных бирж. Однако имеются заметные различия в работе этих структур оптовой торговли. Так, на ярмарке отсутствуют ма-клериат, брокеры, котировка цен, присущие бирже элементы ажиотажа. Ярмарка не попадает под биржевой «пресс», на ней меньше посредников, цены относительно стабильные. Для покупателей и продавцов ярмарки доступнее, проще, дешевле. Развитие ярмарочной торговли зависит от того, насколько быстро можно избавиться от сложившихся негативных явлений в ее организации. Зачастую ярмарки становятся ярмарками покупателей, а не продавцов. При монополизме и товарном дефиците производители не обременяют себя хлопотами в представлении своей продукции на ярмарках, так как могут на выгодных условиях заключать товарные сделки без каких-либо проблем. Этим они препятствуют выходу на широкий рынок определенных товаров, тормозят маркетинговую деятельность по выявлению объективной конъюнктуры. В подобных ситуациях необходимо искать гибкие и реальные пути повышения заинтересованности всех предприятий-изготовителей продукции в участии в ярмарках. Ярмарки и выставки 257 В ярмарочном хозяйстве определяются два направления в зависимости от характера торговых операций:
ярмарки по реализации продукции, поступившей в первичный оборот; ярмарки по реализации неиспользуемой и излишней продукции. Перед ярмарками первого вида ставится широкий круг задач, и прежде всего усиление активного воздействия рыночной торговли на формирование планов производства продукции на основе маркетинговых исследований. Причем это касается предприятий-изготовителей как регионального, так и всероссийского значения. Ярмарки должны содействовать определению рационального объема, сроков производства и поставки в хозяйственный оборот продукции улучшенного ассортимента, внешнего оформления с учетом требований современного дизайна. Решаются задачи по внедрению в производство новых изделий, отвечающих требованиям мировых стандартов. Одновременно определяется продукция с моральным износом, экономически нецелесообразная в эксплуатации, а следовательно, рекомендуемая к снятию с производства. Важной задачей ярмарки является работа, связанная с демонополизацией в сфере производства и обращения продукции. Развитию рынка препятствует материально-финансовая несбалансированность, вызванная диктатом изготовителей, стремящихся решить свои социально-экономические проблемы за счет потребителей, в частности, путем производства более дорогостоящей продукции при недостаточном улучшении ее потребительских свойств и качества. Кроме того, диктат поставщика вызывает необоснованные отказы производителей от выполнения заказов потребителей в требуемых объемах, ассортименте, качестве, сроках. В отношениях субъектов товарного рынка ярмарка может взять на себя обязанности по обеспечению приоритета потребителя, усилению экономического воздействия на поставщика в случаях нарушения им договорных обязательств. Ярмарки должны воспрепятствовать волевым приемам и решениям центральных органов в отношении производства и реализации продукции, противоречащим хозяйственным интересам предприятий, регионов, отраслей. Ярмарки второго вида решают задачи по рациональному использованию трудовых, финансовых, материальных, производственных ресурсов. Выявляя излишнюю, неиспользуемую, сверхнормативную продукцию, организуя ее реализацию, ярмарка способствует маневрированию материальными ресурсами на локальном, региональном, отраслевом, общегосударственном уровнях.
Получают распространение ярмарки, совмещающие реализацию как новой продукции, так и неиспользуемой, излишней. Такие ярмарки привлекательны для покупателей, но требуют более высоких затрат. В хозяйственной практике оптовые ярмарки организуются в двух направлениях: по закупке-продаже товаров народного потребления; по закупке-продаже товаров производственно-технического назначения. Возможен вариант, при котором ярмарка объединяет как те, так и другие товары. По масштабу и характеру осуществляемых торговых операций ярмарки подразделяются на: международные, всероссийские, зональные, региональные. Всероссийские ярмарки соединяют интересы большого количества предприятий, объединений с различными направлениями хозяйственной деятельности, специализации производства. Они способствуют динамике товарообмена в стране, рационализации хозяйственных связей, расширению информационного обмена, оказывают большую помощь регионам, отраслям 17 Маркетинг Глава 23 в приобретении продукции нужного ассортимента, требуемого количества. На ярмарке сосредоточиваются товары весьма широкого профиля и ассортимента. Зональные ярмарки привлекают к участию значительное количество предприятий, организаций ряда близлежащих регионов. По причине схожести социальных, географических, климатических условий, структуры транспортных коммуникаций ассортиментный состав предлагаемых на таких ярмарках товаров несколько уже. Региональные (областные, краевые, республиканские) ярмарки функционируют для оперативного удовлетворения потребителей необходимыми товарами. В организационном плане они более доступны для участников. Эти ярмарки находят должный интерес у предприятий, организаций региона только в случае сосредоточения на них разнообразных товаров регионального применения, быстрой четкой работы по их реализации конкретному потребителю.
2. Организация проведения ярмарки Место, время проведения, тематика оптовой ярмарки определяются соответствующими ведомствами с участием коммерческих структур предприятий и объединений. Проведению ярмарки обычно предшествует работа по изучению спроса, предложения, конъюнктуры рынка, состояния рыночной инфраструктуры, хозяйственных связей, определению объемов и ассортимента продукции, предполагаемой для продажи на ярмарке, выявлению неустановленного оборудования и неиспользованной продукции, вторичных ресурсов. Оптовые ярмарки, как правило, работают по графику с предварительной установкой времени и места. При координации графиков следует добиваться недопущения совпадения сроков проведения ярмарок, чтобы избежать параллельной их работы в близлежащих районах. Практика показывает, что равномерное территориальное распределение ярмарок позволяет иметь широкий круг участников, разнообразить товарный ассортимент, рационализировать потоки информации и товародвижения, поднять товарный оборот каждой ярмарки и их экономическую эффективность. Оптовые ярмарки, как правило, проводятся в областных, краевых, республиканских, районных административных центрах с соответствующими коммуникациями, обеспечивающими участникам должные транспортные и бытовые условия, позволяющие вести им плодотворную работу. Для общего руководства конкретной ярмаркой образуется ярмарочный комитет, наделенный широкими полномочиями и несущий ответственность за выполнение стоящих перед ней задач. В состав ярмарочного комитета входят представители государственных, коммерческих структур, отраслей производства, торговли, предприятий, объединений, научно-исследовательских и других организаций. Возглавляет комитет лицо из состава ведомства, под эгидой которого устраивается ярмарка. Ярмарочный комитет является коллегиальным органом. Решения с оформлением протокола принимаются большинством его членов на периодически устраиваемых заседаниях, Ярмарочный комитет определяет состав участников ярмарки, создает рабочие органы (дирекцию, арбитраж, группы по маркетингу, учету договоров и др.), необходимые для выполнения поставленных задач, согласовывает и утверждает графики организационных мероприятий по оборудованию выставочных по- Ярмарки и выставки 259 мещений и режиму их работы, прибытию участников, встреч представителей продавцов и покупателей для согласования развернутого ассортимента продукции, оформления документации, условий поставок, вносит министерствам, предприятиям предложения о снятии с производства продукции, не пользующейся спросом, изготовлении новых видов продукции повышенного спроса, обеспечивает информационное, техническое, консультационное, бытовое и культурное обслуживание участников, определяет размер и порядок распределения расходов на организацию и проведение ярмарки. На постоянно действующих ярмарках, а при необходимости и периодически организуемых, ярмарочный комитет образует дирекцию. Дирекция следит за ведением бухгалтерской, оперативной, статистической отчетности, заключает договоры, необходимые для обеспечения деятельности ярмарки, издает приказы и распоряжения, назначает и увольняет работников ярмарки. Дирекция ярмарки руководит рабочими органами ярмарки, осуществляет организаторскую, рекламную, коммерческую деятельность, состоящую из: аренды помещения и смотровых площадок с последующим их обеспечением, оборудованием, оснащением оргтехникой и АСУ; приема и размещения прибывших на ярмарку участников; организации сохранности представленных на ярмарку образцов, моделей продукции; оказания участникам содействия при заключении договоров купли-продажи; организации учета и регистрации договоров. Проведение финансовых операций, контроль за расходованием средств, ведение установленной отчетности, представление на рассмотрение и утверждение ярмарочного комитета (или дирекции) отчета о деятельности и баланса возлагается на бухгалтерию, создаваемую на период подготовки и функционирования ярмарки. На оптовых ярмарках целесообразно создавать группу маркетинга. Специалисты по маркетингу главным образом оценивают существующую ситуацию (конъюнктуру) и разрабатывают прогноз развития рынка (спрос) по каждому виду товара. К числу их основных обязанностей можно отнести: изучение товара (новизна и конкурентоспособность, удовлетворение потребностей потенциальных покупателей, соответствие требованиям местных условий и др.); анализ рынка как такового (географическое положение, острота конкуренции, конъюнктура и ее прогноз, каналы товародвижения и др.); изучение потенциальных покупателей (сегментация, побудительные мотивы спроса, типичные способы использования предлагаемого товара, характерные для потенциальных покупателей, и др.); использование рекламы (для закрепления имеющихся сегментов рынка и завоевания новых контингентов покупателей). На основе получения и обработки информации, анализа необходимых данных служба маркетинга проводит прогнозные расчеты, в том числе спроса и предложения, на уровне данной ярмарки. Ход торговых операций на ярмарках контролируют и частично регулируют соответствующие группы (бюро) — арбитражная, информационная, по учету и регистрации договоров. Арбитраж при ярмарочной комиссии (или дирекции) обеспечивает правовое обслуживание ярмарки: рассматривает преддоговорные споры и разногласия между участниками ярмарочной торговли, осуществляет консультации участников по правовым вопросам. Другие группы производят проверки полномочий представителей участников ярмарки на заключение 17* 260 Глава 23 договоров, ежедневный контроль за ходом торговли, учет документации, регистрацию оформленных договоров, составление конъюнктурных справок о результатах продажи за день, итоговых отчетов, анализ работы ярмарки, подготовку для ярмарочного комитета (или дирекции) соответствующих аналитических справок, записок, предложений. В сложном процессе подготовки и проведения оптовой ярмарки принимают участие в той или иной степени министерства, ведомства, предприятия, региональная администрация. Налаженная организация подготовки и проведения оптовой ярмарки во многом определяет эффективность всей системы хозяйственных взаимоотношений между производителями продукции, потребителями, посредниками. Успех торговли на ярмарке зависит от того, насколько тщательно учтены рыночный спрос, требования к ассортименту, качеству, внешнему оформлению, упаковке намечаемых к производству и поставке товаров, а также ранее изготовленных и находящихся в запасах. За несколько месяцев до открытия ярмарки определяются примерный перечень предприятий и организаций — участников, объем, ассортимент предлагаемой для продажи продукции, количество и структурный состав обслуживающих ярмарку работников, осуществляется планировка площадей, необходимых для расположения соответствующих служб, экспозиций. С целью предотвращения поступления на ярмарку продукции, не соответствующей условиям спроса, требованиям стандартов, технических условий, дизайна производится предварительный осмотр образцов, макетов, фотографий, чертежей, технических характеристик представляемых товаров. Ведется работа по: подготовке рабочих мест для участников; обеспечению транспортными средствами; регистрации участников ярмарки; обеспечению их местами в комфортабельных гостиницах; разработке графика дежурств членов ярмарочного комитета (или дирекции). Органами, ответственными за организацию и проведение ярмарки, составляются планы мероприятий, проводимых до начала ярмарки и в период ее работы. Информационные письма с приглашением принять участие в ярмарке ярмарочный комитет направляет руководителям министерств, ведомств, предприятий, объединений, отраслевых научно-исследовательских и конструкторских организаций, торговым представительствам зарубежных стран. Реклама о ярмарке передается через центральные и региональные органы массовой информации. Ярмарка проводится за счет поступления средств от участников в виде денежных взносов. Последние используются для аренды площадей, оплаты транспортных расходов, оформления стендов, рекламно-информационного обслуживания, работы персонала. Для участия в ярмарке юридическое (или физическое) лицо перечисляет на расчетный счет ведомства, под эгидой которого предполагается проведение ярмарки, денежные средства на покрытие своей части расходов, связанных с организационными работами. В адрес ярмарочного комитета следует направлять заявку на участие в ярмарке, перечень и количество продукции, предлагаемой для реализации с указанием ее ориентировочной стоимости, а также перечень продукции, предлагаемой для реализации в обмен. Научно-исследовательским, конструкторским, проектным организациям необходимо сообщить перечень и количество разработок, выставляемых для демонстрации. Это позволяет заблаговременно сформулировать банк Ярмарки и выставки данных для того, чтобы обеспечить участников ярмарки необходимой коммерческой информацией. 3. Выставки на товарном рынке Изготовители, потребители продукции, посреднические организации нуждаются в беспрерывном информационном обеспечении. В связи с этим на товарном рынке немалая роль отводится постоянно действующим выставкам продукции производственно-технического назначения и народного потребления. Функционирование таких выставок преследует многие цели: оказание предприятиям, организациям, арендаторам, лицам, занимающимся индивидуально-трудовой деятельностью, выставочно-информационных услуг; развертывание рекламной деятельности. На договорных началах осуществляется рекламирование новой продукции, научно-исследовательских, конструкторских, технологических разработок, различных работ и услуг, а также вторичных ресурсов и изделий из них; информирование потенциальных потребителей о новой продукции, сферах ее применения и возможностях приобретения. Совместно с предприятиями и организациями на выставке создается региональная информационно-справочная система и в ее составе банк данных о новой продукции, ее изготовителях, возможностях приобретения и реализации, другой коммерческой информации; обмен коммерческой информацией с другими регионами, что способствует рационализации хозяйственных связей; освещение достижений и перспектив развития в области науки и техники, освоения и внедрения новой технологии, прогрессивных технологических процессов и т.д. При этом используются печать, радио, телевидение, кино, магнитофонные записи лекций и бесед и др. Проведение маркетинговой работы на выставке связано с изучением конъюнктуры рынка и рыночных связей, организацией рекламы, оказанием услуг, подбором экспонатов, поиском и подбором зарубежных фирм, способных стать партнерами в поставках конкурентоспособной продукции. На базе экспозиций павильонов, смотров, выставок организуются краткосрочные курсы, научно-технические семинары и конференции, встречи с целью обмена опытом, консультации посетителей. Подготавливается и обеспечивается издание проектов по тематическим выставкам и другой литературы, технической документации на образцы новой техники, приспособлений и усовершенствований. В организации выставок важное значение имеют показ машин, оборудования, техники, изготовляемых внешнеэкономическими партнерами (инофирмами), систематическое изучение выставочного дела и методов показа экспонатов на зарубежных выставках с целью использования современных научно-технических средств в оформлении экспозиций. Выставка функционирует за счет денежных поступлений от взносов ее участников, входной платы посетителей, посреднических услуг, проводимых консультаций, сдачи в аренду экспозиционной площади, оплаты рекламы, изданий коммерческо-информационных материалов, заказов на художественно-оформительские работы, издательской деятельности и средств, поступивших по договорам с вышестоящими организациями. Таким образом, оптовые ярмарки и выставки принимают активное участие в формировании товарного рынка, рационализации хозяйственных связей. Основное назначение ярмарок и выставок состоит в рекламе и озна- комлении потенциальных потребителей с новой продукцией с целью определения реального спроса и предложения. Ярмарки и выставки взаимодействуют с системой товарных бирж — после апробации на них новой продукции информация о предложении ее на рынок должна поступать на товарные биржи. Контрольные вопросы 1. Место оптовой ярмарки и выставки на товарном рынке. 2. Назовите цели и задачи ярмарок. 3. Какие существуют виды оптовых ярмарок? 4. Укажите основные функции ярмарок. 5. Какова организационная структура ярмарки? 6. Назовите задачи и основные функции выставки. РАЗДЕЛ VI. ЦЕНЫ, ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА Глава 24. ЦЕНА КАК КАТЕГОРИЯ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 1. Теоретические основы рыночного ценообразования Рынок и цена — категории, обусловленные товарным производством. Причем первичным является рынок. Это объясняется тем, что при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом не в самом процессе производства, а через рынок. Именно рынок выступает основной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий. В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он служит одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов. В связи с этим возникает функция цены как критерия рационального размещения производства. По мере перехода к рыночной экономике центральной фигурой становится предприятие-собственник, которое самостоятельно на свой страх и риск, с полной экономической ответственностью за свои действия принимает производственно-экономические и другие решения. Только предприятие решает: что, сколько, когда, где, какого качества изготовлять, кому и на каких условиях продавать свою продукцию. Иными словами, в условиях рыночных отношений трудовые, материальные и финансовые ресурсы предприятия, будучи частью совокупных ресурсов общества, включаются в общий процесс воспроизводства самим предприятием как хозяйствующим субъектом. Естественно, что и экономические последствия решений, принимаемых им, отражаются на конечных результатах его деятельности. Как отмечалось, в условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется, в частности, законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования. Известно, что при командных методах организации экономики цены определяются на предприятии, т.е. в производстве, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство; отсюда — затратный метод ценообразования. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на уровень и динамику цен. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене. Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, 264 Глава 24 под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен также на рынке. Принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового заключается в том, что цены на товары должны определяться (устанавливаться) их собственниками, субъектами хозяйствования. Только тогда можно преодолеть отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда. Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Государство может определять только общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливать предельные уровни рентабельности или цен на отдельные товары и таким путем осуществлять свои управленческие функции. Однако государственные органы не должны определять конкретные цены на товары, изготовляемые различными собственниками. Предприятия реализуют свою продукцию, работы, услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами, по государственным ценам. На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения, допускается государственное регулирование цен. В переходный период к рынку в условиях смешанной (многоукладной) экономики рыночный механизм ценообразования должен гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные товары. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовать цели и приоритеты экономического развития и формировать соответствующие пропорции. Механизм ценообразования проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов: стратегического и тактического. Стратегический фактор заключается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Тактический выражается в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка. Первый фактор — фактор долговременного перспективного действия, второй — может часто меняться (в течении дней, часов), так как динамика конъюнктурных изменений очень высока и здесь требуется всестороннее изучение этих изменений. Как первый, так и второй факторы весьма важны в условиях рыночной экономики. Их следует обязательно учитывать, иначе предприятие или фирма окажутся в очень затруднительном положении. Первый фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия, которые имеют современную технику, технологию, пользуются передовыми методами организации труда и т.д. Наибольший выигрыш получает тот, у кого индивидуальные затраты на производство ниже. Второй фактор помогает тем предприятиям, которые оперативно умеют пользоваться конъюнктурой. Однако наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке те предприятия, которые имеют возможность использовать и тот, и другой факторы. Цена как категория рыночного хозяйства 265 Следовательно, в условиях рынка динамика цен будет формироваться совершенно по-иному и в какой-то мере непредсказуемо. Надо иметь в виду, и это подтверждает опыт зарубежных стран, что государство может экономически воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен. При переходе к рынку требуется продуманная система мер, которая апробирована в странах с рыночной экономикой. К таким мерам относятся: установление предельного уровня цен государственными органами; меры, принимаемые органами управления, направленные на развитие конкуренции; соответствующая налоговая политика и др. Большая роль здесь должна отводиться местным органам управления. При этом все мероприятия в данной области должны быть закреплены законодательными актами. Неотъемлемым и важным элементом рынка является конкуренция. Нормальными конкурентами могут быть только собственники. Многообразие структур при одном собственнике создает монополию, которая порождает застой в производстве. Главным условием выживаемости на рынке является высокий уровень производства и высокий профессионализм в его управлении. Многие предприниматели и предприятия, не выдержав конкуренции, разоряются. Однако мощности этих предприятий переходят к другим собственникам. Они совершенствуются, обновляются и включаются в производство на новой, более эффективной основе. Поэтому крах конкретного собственника или предпринимателя зачастую оборачивается для общества ростом эффективности экономики. Конкуренция служит мощным двигателем рыночной экономики. Основы успеха при конкуренции коренятся в состоянии производства. Мировая рыночная экономика базируется на гибком производстве, которое обладает свойствами быстро, в меру возникновения новых потребностей, перестраиваться практически без повышенных затрат периода освоения новых товаров. Если нет гибкого производства, то время освоения будет длительным. Без этой способности производства невозможно соперничать с конкурентами на рынке. Поэтому переход к рынку, помимо собственно рыночных преобразований, требует перестройки производства (технической, технологической, организационной и т.д.). Рыночный механизм ценообразования должен создавать условия конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и способствовать оптимизации их структуры, а также структуры потребления. Эффективность методов ценообразования состоит прежде всего в том, насколько полно учитывается ими спрос, который определяет текущую рыночную конъюнктуру и формирует структуру инвестиций и самой экономики.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |