Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этап базовой подготовки




К тренировкам, характерным для этапа базовой подготовки, де­вочки обычно приступают в 9—10 лет, мальчики — на год позже. Этот этап многолетней спортивной подготовки юных пловцов продолжается примерно 3—4 года. Он считается наиболее важным для развития стайерской выносливости юных спортсменов.

Задачами данного этапа являются:

• укрепление здоровья, закаливание;

• повышение уровня физической подготовленности;

• совершенствование технической подготовленности на осно­
ве комплексного плавания с постепенным углублением плаватель­
ной специализации в одном или двух способах плавания;

• создание предпосылок для развития функциональных воз­
можностей (с акцентом на преимущественное развитие аэробной
выносливости);

• развитие общих и специальных силовых возможностей, а
также гибкости и скоростных качеств;

• формирование интереса к целенаправленной многолетней
спортивной подготовке; начало психологической и тактической
подготовки.

Данный этап многолетней спортивной подготовки в основном приходится на препубертатную фазу развития, поэтому содержа­ние подготовки для мальчиков и девочек (за исключением возрас­та и сроков) примерно одинаковое.

Совершенствование технической подготовленности. Формирова­ние рациональной техники является необходимой предпосылкой наращивания объемов плавательной подготовки (см. раздел 7.2 главы 7, а также главу 3). Неточное выполнение большого количе­ства упражнений ведет к закреплению ошибок в технике; в даль­нейшем избавиться от них будет весьма затруднительно.

Развитие выносливости в зоне стайерских дистанций (свыше 400 м). У подростков в возрасте, соответствующем началу этапа базовой подготовки, наблюдаются высокие темпы повышения выносливо­сти. Это происходит за счет повышения капилляризации мышц, снижения сосудистого сопротивления, координации деятельности вегетативных систем. Такое развитие выносливости обеспечивает­ся за счет планомерного увеличения объема нагрузок в плавании, а также использования средств ОФП. В этом возрасте отмечается «положительный перенос» тренированности в разных видах физи­ческих упражнений (беге, гребле, лыжных гонках и т.п.) на плава­ние. Поскольку техника плавания еще несовершенна, рекоменду-


ется выполнять большой объем плавания по элементам как эффек­тивное средство развития функциональных возможностей.

Во второй половине этапа (11-12 лет для девочек, 12-14 лет для мальчиков) можно постепенно увеличивать интенсивность нагру­зок, создавая предпосылки для увеличения выносливости в зоне дистанций 200-400 м. Однако необходимо помнить, что у детей данного возраста способности к такой работе сильно ограничены. Возможности для «положительного переноса» тренированности из других циклических видов спорта снижаются.

В целом для рассматриваемого этапа характерно прогрессирую­щее увеличение общего объема плавательной подготовки от года к году, а также широкое использование средств ОФП.

Развитие выносливости в зоне спринтерских дистанций (50-200 м). В возрасте 9-Ю лет у девочек и 10-11 лету мальчиков спринтерская выносливость изменяется крайне мало; тем не менее рекомендуется эпизодическое выполнение упражнений в данной зоне нагрузок. Показатели спринтерской выносливости начинают постепенно уве­личиваться: у девочек — с 11—12 лет, у мальчиков — с 12—14 лет. Такое повышение достигается за счет использования сравнительно не­большого количества упражнений в зоне дистанций 50-200 м и до 50 м, увеличения от года к году количества соревновательных стартов.

Силовые способности. До 1 1 лет у девочек и 12 лет у мальчиков максимальная сила увеличивается незначительно. В то же время общая силовая выносливость существенно увеличивается за счет экономичности энергозатрат и совершенствования внутри- и меж­мышечной координации. Основное внимание уделяется обучению технике выполнения силовых упражнений. Рекомендуются разно­образные упражнения с малыми и средними отягощениями; темп движений аналогичен спортивному плаванию (40—60 движений в минуту). Основными средствами развития силовых способностей являются круговая тренировка, чередующая упражнения с отяго­щениями и общеразвивающие, а также лыжи и гребля.

После 11 лет у девочек и 12 лет у мальчиков силовая подготовка постепенно начинает специализироваться: приоритет по-прежне­му отдается развитию силовой выносливости, однако в трениров­ку включаются упражнения на специальных тренажерах. В конце этапа базовой подготовки эпизодически применяются упражне­ния со средними и малыми отягощениями, выполняемые в макси­мальном темпе. Тренировка, направленная на рост силовых воз­можностей на суше, должна сочетаться с контролем за техникой плавания (см. главу 7, подраздел 7.3.1.). Специальную силу в воде развивают в процессе технической подготовки — за счет обучения


сознательному контролю за темпом и шагом и плавания с неболь­шим дополнительным сопротивлением.

Круглогодичная тренировка в целом носит подготовительный, базовый характер. Объем плавания за сезон на первом году соста­вляет примерно 300-400 км, на последнем году — 1000-1200 км. 60—70% общего объема плавания составляют упражнения для раз­вития стайерской выносливости, 25—30% — для развития вынос­ливости в зоне дистанций 200—400 м и 2—3% — для развития ско­ростной выносливости.

В динамике нагрузок отсутствует ярко выраженная волнообраз-ность, то есть резкая смена периодов большой нагрузки и восста­новления. На 1-м и 2-м годах обучения не применяются большие нагрузки на фоне недовосстановления после ряда предшествую­щих тренировок; на 3-м и 4-м — применяются лишь эпизодически. Полное восстановление организма пловца к очередному занятию — важное методическое правило.

Учебный год, состоящий из 41—48 недель, разбивается на 2—3 макроцикла, завершающихся основными соревнованиями. Каж­дый из этих макроциклов состоит из 4—6 мезоциклов. Последние включают по 2—4 недельных микроцикла. К основным типам ме­зоциклов относят:

• втягивающий;

• базовый;

• соревновательный.

Основной задачей втягивающего мезоцикла является постепен­ное подведение пловцов к выполнению последующей тренировоч­ной работы. Она применяется в начале сезона, после вынужден­ных (либо запланированных) перерывов в тренировках. Продол­жительность этого мезоцикла не превышает 3-х недель. В нем осу­ществляются развитие преимущественно общих, не специфиче­ских для плавания, компонентов физических качеств, оздоровле­ние и закаливание организма. Большой объем нагрузки выполня­ется на суше. На занятиях в воде широко используются игры и уп­ражнения для совершенствования техники плавания.

В базовом мезоцикле проводится основная работа по повыше­нию функциональных возможностей основных систем организма и совершенствованию физической, технической, тактической и психологической подготовленности. Он является основной разно­видностью мезоциклов годичной подготовки. В таблице 7 предста­влены интервальные упражнения, наиболее типичные для плов­цов разного возраста на этапе базовой подготовки. Основной объ­ем работы, направленной на развитие стайерской выносливости,


Та бл и ца 7 Типичные упражнения для пловцов различного возраста

 

Стайерская Выносливость Скоростная
выносливость к работе смешанного выносливость
  характера  
  9-10 лет  
16-20x25 м, инт. 20-ЗОс 10-16x25 м, инт. 30-40 с 4-8x25 м, инт. 40-60 с
10-16x50 м, инт. 25-50 с 8-10x50 м, инт. 30-50 с 2-4x50 м, инт. 60-80 с
4-8x100 м, инт. 40-60 с 2-3x100 м, инт. 50-80 с 1x100м
2-3x200 м, инт. 60-90 с - - ■
  11 лет  
16-20 х25м, инт. 15-25 с 12-16x25 м, инт. 30-40 с 8-12x25 м, инт. 40-60 с
10-16x50 м, инт. 20-ЗОс 8-12x50 м, инт. 30-50 с 3-4x50 м, инт. 60-80 с
6-10x100 м,инт. 30-40 с 3-4x100 м, инт.50-80с 1—2x100 м, инт. 2—3 мин
3-4x200 м, инт. 40-70 с 2-3x200 м, инт. 60-120 с -
2-3 х40() м, инт. 2—3 мин - -
  12 лег  
20-30x25 м, инт. 10-20 с 16-20x25 м, инт. 30-40 с 10-16x25 м, инт. 40-60 с
16-20x50 м, инт. 20-ЗОс 10-16x50 м, инт. 30-50 с (2-3)х(4х50м),инт. 10—15с,
    отдых межпу сериями — 2 мин
8-15x100 м, инт. 20-40 с 6-8x100 м, инт. 40-50 с -
4-5x200 м, инт. 30-40 с 3-5x200 м, инт. 40-60 с 2-3x100 м, инт. 2-3 мин
3-5x400 м, инт. 40-80 с 2-3x400 м, инт. 60-120 с -
2x800 м, инт. 2—3 мин - -

выполняется кролем на груди. При плавании с помощью движе­ний руками или ногами, а также брассом или на спине количество отрезков в серии уменьшается. Плавание дельфином рекомендует­ся чередовать с кролем на груди (например, 8x50 м: 50 м дельфи­ном + 50 м кролем). При проплывании дистанций 200—400 м ком­плексным плаванием смена способа может происходить через каж­дые 25 м; с 11 — 12 лет при проплывании 400—800 м — через каждые 50 м.

Непрерывный метод применяют в его равномерном и перемен­ных вариантах (см. главу 7, раздел 7.5.). Несмотря на то что непре­рывный метод более надежно развивает выносливость, на началь-


ных этапах тренировки предпочтительнее интервальный метод, поскольку он предоставляет тренеру хорошие возможности для контроля и немедленной коррекции техники плавания.

Упражнения для развития скоростных качеств сравнительно меньше различаются для рассмотренных возрастных групп; как правило, это проплывание 4—8 отрезков по 10—25 м.

Соревновательный мезоцикл обычно продолжается 2—3 недели. Общий объем нагрузки в нем постепенно снижается (в большей степени это характерно при подготовке к соревнованиям на ко­роткие дистанции). В этом мезоцикле происходит совершенство­вание технических возможностей спортсмена, устранение отдель­ных недостатков в подготовке. Важное место отводится моделиро­ванию режима предстоящего соревнования, отработке выполне­ния стартов и поворотов. Тренировка продолжается в более «мяг­ком» режиме; предельные нагрузки не используются. Увеличива­ется доля спринтерских упражнений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.