Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебных заведениях .-




Программа по физическому воспитанию в высших учебных за­ведениях включает обязательный раздел «Плавание», который ре­ализуется в течение всего периода обучения студентов в вузе в сле­дующих формах: учебные занятия (обязательные и факультатив­ные); занятия в секции спортивного клуба вуза и в спортивно-оз­доровительных лагерях.

Практика использования плавания как средства физического воспитания показывает возможность повышения эффективности учебного процесса в результате совершенствования физических и функциональных способностей студентов; поддержания высокого уровня умственной и физической работоспособности на протяже-


нии всего периода обучения; профессионально-прикладной под­готовки студентов (с учетом особенностей будущей трудовой дея­тельности); формирования у студентов навыков и умений само­стоятельных занятий плаванием; приобретения необходимых зна­ний по основам теории, методики и организации обучения и спор­тивной тренировки по плаванию, выполнения функций судьи по спорту и инструктора-общественника по плаванию.

Обязательный учебный материал программы по плаванию на I и II курсах осваивается студентами в комплексе с другими средст­вами физического воспитания (гимнастические упражнения, спортивные игры, лыжная подготовка, легкая атлетика и др.).

Для проведения практических занятий на каждом курсе фор­мируются учебные отделения: подготовительное, специальное и спортивного совершенствования. Распределение студентов по учебным отделениям осуществляется на I курсе — с учетом состо­яния здоровья, уровня физической подготовленности и спортив­ной квалификации.

На подготовительное учебное отделение зачисляются студенты основной и подготовительной медицинских групп. Практические занятия для студентов этих групп проводятся раздельно. Как пра­вило, на подготовительное отделение зачисляются студенты, кото­рые ранее спортивным плаванием не занимались.

На специальном учебном отделении занимаются студенты, от­
несенные по данным медицинского обследования в специальную
медицинскую группу. • ■ • ■ •.-.

На отделение спортивного совершенствования зачисляются студенты основной медицинской группы, имеющие спортивный разряд. В отдельных случаях к занятиям по плаванию на этом от­делении могут быть допущены студенты, не имеющие спортивно­го разряда, но обладающие хорошими способностями и желающие заниматься плаванием.

Численный состав учебных групп подготовительного и специ­
ального отделений не должен превышать 15 человек. Количество
занимающихся на одного преподавателя (тренера) в отделении
спортивного совершенствования зависит от уровня спортивной
подготовленности студентов: так, в группах, состоящих из плов­
цов III и II спортивного разряда, число занимающихся не долж­
но превышать 12 человек; из пловцов I разряда и кандидатов в
мастера спорта — не более 8 человек; из мастеров спорта — 4—6
человек. ■■•-.■■.

В процессе учебных занятий по плаванию на самом массовом, подготовительном отделении решаются следующие задачи:


на I курсе — выбор основного способа спортивного плавания и тренировка в этом способе;

на II курсе — сочетание спортивного плавания с занятиями в за­ле скоростно-силовой направленности.

Рекомендуемая преимущественная направленность практиче­ских занятий по семестрам следующая:

1-й и 2-й семестры — совершенствование общей плавательной выносливости;

3-й семестр — скоростно-силовая подготовка; ■ ■

4-й семестр — чередование тренировки скоростной направ­ленности и совершенствования специальной выносливости [И.А. Федченко, 1989].

На занятиях в 1-м семестре характерно проплывание средних дистанций, используя равномерный метод с постепенным воз­растанием к декабрю интенсивности упражнений (ЧСС — до 170 уд/мин). Моторная плотность занятия достигает 80%; объем плавания по элементам не превышает 20% от общего запланиро­ванного объема упражнений.

Во 2-м семестре рекомендуется проплывание средних и длин­ных дистанций с равномерной и переменной скоростью. Объем плавания по элементам не увеличивается, однако возрастает ин­тенсивность выполнения упражнений (ЧСС - до 180 уд/мин). Мо­торная плотность занятия может достигать 90%.

В 3-м семестре содержание тренировочной программы включа­ет в основном проплывание коротких отрезков и дистанций с не­большой интенсивностью (ЧСС — до 170 уд/мин). Объем плавания по элементам составляет от 30 до 60%; моторная плотность заня­тий достигает 70—80%.

В 4-м семестре планируется проплывание коротких отрезков и дистанций в полной координации с применением повторного и интервального методов тренировки. Рекомендуется 1 раз в 4—5 за­нятиях проводить тренировку ударного характера на совершенст­вование общей выносливости, используя дистанционное плава­ние. Моторная плотность занятий (в зависимости от направленно­сти) колеблется от 70 до 90%.

Занятия в декабре и мае (календарные периоды, предшеству­ющие экзаменационным сессиям) следует постоянно разнооб­разить по содержанию. Целесообразно использовать упражне­ния для изучения и совершенствования техники дополнитель­ных способов и прикладного плавания; включать в занятия раз­личные виды эстафет и проплывание отрезков в повторном ре­жиме.


Перечисленные организационные и методические рекоменда­ции повышают эффективность учебного процесса, а использова­ние плавания как основного вида физических упражнений дает возможность студентам успешно выполнять требования учебной программы и достигать хорошего уровня функционального разви­тия.

На специальном отделении, где плавание является основным ви­дом физических упражнений, занятия планируются с учетом со­стояния здоровья и уровня физической подготовленности студен­тов. Следует подчеркнуть, что занятия для студентов этого отделе­ния являются обязательными на протяжении всего периода обуче­ния в вузе и проводятся в объеме 4 ч в неделю.

В процессе занятий со студентами этого отделения решаются следующие задачи:

укрепление здоровья, закаливание и повышение уровня рабо­тоспособности;

устранение функциональных отклонений и недостатков в фи­зическом развитии и двигательной подготовленности;

коррекция остаточных явлений после перенесенных заболева­ний; содействие стойкой компенсации нарушений в деятельности различных органов и систем, вызванных тем или иным заболева­нием;

постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок;

приобретение необходимых (допустимых для данной группы) профессионально-прикладных навыков и умений.

При планировании и проведении учебных занятий по плава­нию с этим контингентом следует придерживаться следующих правил:

—дозировка плавательных упражнений должна способствовать
равномерности нарастания нагрузки. В то же время упражнения,
выполняемые с относительно высокой ЧСС, должны чередовать­
ся с активным отдыхом;

—распределение учебного материала следует планировать так,
чтобы физиологическая кривая ответной реакции организма на
физическую "нагрузку имела наибольший подъем во второй поло­
вине основной части занятий;

—при составлении конспекта занятий не следует увлекаться
большим количеством разнообразных упражнений;

—подбирать плавательные упражнения и способ плавания нуж­
но строго индивидуально;

—при выполнении заданий необходимо обращать особое вни-


мание на постановку правильного дыхания; исключать упражне­ния, требующие больших мышечных усилий, с задержкой дыха­ния; чередовать физические упражнения со специальными дыха­тельными;

— моторная плотность занятия должна составлять 50—70%.

Особое значение в процессе учебных занятий по плаванию со студентами, отнесенными в специальную медицинскую группу, имеют врачебно-педагогические наблюдения. При учете интен­сивности и объема выполненной плавательной нагрузки необхо­димо наблюдение за внешними признаками утомления во время выполнения упражнений. При чрезмерной нагрузке могут возник­нуть общая слабость, повышенная утомляемость, сердцебиение, неприятные ощущения в области сердца и др. Может появиться также неудовлетворенное состояние после занятия, что обусловле­но несоответствием режима выполнения упражнений состоянию здоровья студентов, уровню их тренированности. В этих случаях необходимы изменение режима, достаточный отдых, проведение углубленного врачебного обследования.

Реакция на физическую нагрузку в процессе занятия студентов
на специальном учебном отделении должна проявляться умерен­
ными сдвигами физиологических показателей. В зависимости от
характера и интенсивности нагрузки частота сердечных сокраще­
ний, артериальное давление, частота дыхания повышаются; пери­
од восстановления показателей до исходного уровня обычно не
превышает 5—10 мин. Вес тела существенно не меняется. Жизнен­
ная емкость легких и мышечная сила могут увеличиваться или
умеренно снижаться (в последнем случае это свидетельствует о на­
ступлении утомления). Небольшая степень утомления на занятиях
плаванием со студентами, имеющими отклонения в состоянии
здоровья, вполне допустима. ■

Задачами обучения плаванию на отделении спортивного совер­шенствования являются:

повышение уровня спортивной подготовленности;

приобретение профессионально-прикладных знаний и умений.

Наиболее подготовленные студенты-пловцы, имеющие квали­фикацию не ниже I спортивного разряда, зачисляются в объединен­ные (межвузовские) учебные отделения (группы) спортивного со­вершенствования, независимо от ведомственной подчиненности вузов. Такие отделения создаются на базе одного из вузов города при наличии плавательного бассейна и комплекса спортивных со­оружений, что позволяет проводить подготовку спортсменов в соот­ветствии с современными научно-методическими требованиями.


Для работы в межвузовских учебных отделениях привлекаются ведущие специалисты вузов. Пловцы, занимающиеся у одного тренера (преподавателя), могут представлять разные вузы. Комп­лектование таких групп целесообразно осуществлять с учетом спе­циализации в способах плавания и дистанциях.

Массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа по плаванию в вузе осуществляется совместными усилиями ка­федры физического воспитания и спортивного клуба в следующих формах:

—занятия в спортивной секции плавания;

—занятия в оздоровительных секциях (формирование комп­
лексных групп: атлетическая гимнастика + плавание; аэробика +
+ плавание и т.п.; аквааэробика и др.):

—проведение соревнований по плаванию, водных праздников,
массовых проплывов и др.;

—занятий плаванием в спортивно-оздоровительных лагерях;

—строительство спортивных сооружений (в том числе и плава­
тельных бассейнов), г.

Проведение учебной, спортивной и массовой работы по плава­нию должно быть отражено в следующих документах планирова­ния и учета: план по физическому воспитанию, составленный на год; график учебного процесса на учебный год (семестр); рабочий план на учебный год (семестр); план-конспект занятия; журнал учета работы в учебной группе.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите задачи и содержание работы по плаванию на подго­
товительном учебном отделении.

2. Назовите задачи и содержание работы по плаванию на специ­
альном учебном отделении.

3. Назовите задачи и содержание работы по плаванию на отделе­
нии спортивного совершенствования.

Рекомендуемая литература

Инясевский К.А. Плавание: Методическое пособие для преподава­телей и студентов вузов.М.: Высшая школа, 1978. ■ ■.,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.