КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебных заведениях .-
Программа по физическому воспитанию в высших учебных заведениях включает обязательный раздел «Плавание», который реализуется в течение всего периода обучения студентов в вузе в следующих формах: учебные занятия (обязательные и факультативные); занятия в секции спортивного клуба вуза и в спортивно-оздоровительных лагерях. Практика использования плавания как средства физического воспитания показывает возможность повышения эффективности учебного процесса в результате совершенствования физических и функциональных способностей студентов; поддержания высокого уровня умственной и физической работоспособности на протяже- нии всего периода обучения; профессионально-прикладной подготовки студентов (с учетом особенностей будущей трудовой деятельности); формирования у студентов навыков и умений самостоятельных занятий плаванием; приобретения необходимых знаний по основам теории, методики и организации обучения и спортивной тренировки по плаванию, выполнения функций судьи по спорту и инструктора-общественника по плаванию. Обязательный учебный материал программы по плаванию на I и II курсах осваивается студентами в комплексе с другими средствами физического воспитания (гимнастические упражнения, спортивные игры, лыжная подготовка, легкая атлетика и др.). Для проведения практических занятий на каждом курсе формируются учебные отделения: подготовительное, специальное и спортивного совершенствования. Распределение студентов по учебным отделениям осуществляется на I курсе — с учетом состояния здоровья, уровня физической подготовленности и спортивной квалификации. На подготовительное учебное отделение зачисляются студенты основной и подготовительной медицинских групп. Практические занятия для студентов этих групп проводятся раздельно. Как правило, на подготовительное отделение зачисляются студенты, которые ранее спортивным плаванием не занимались. На специальном учебном отделении занимаются студенты, от На отделение спортивного совершенствования зачисляются студенты основной медицинской группы, имеющие спортивный разряд. В отдельных случаях к занятиям по плаванию на этом отделении могут быть допущены студенты, не имеющие спортивного разряда, но обладающие хорошими способностями и желающие заниматься плаванием. Численный состав учебных групп подготовительного и специ В процессе учебных занятий по плаванию на самом массовом, подготовительном отделении решаются следующие задачи: на I курсе — выбор основного способа спортивного плавания и тренировка в этом способе; на II курсе — сочетание спортивного плавания с занятиями в зале скоростно-силовой направленности. Рекомендуемая преимущественная направленность практических занятий по семестрам следующая: 1-й и 2-й семестры — совершенствование общей плавательной выносливости; 3-й семестр — скоростно-силовая подготовка; ■ ■ 4-й семестр — чередование тренировки скоростной направленности и совершенствования специальной выносливости [И.А. Федченко, 1989]. На занятиях в 1-м семестре характерно проплывание средних дистанций, используя равномерный метод с постепенным возрастанием к декабрю интенсивности упражнений (ЧСС — до 170 уд/мин). Моторная плотность занятия достигает 80%; объем плавания по элементам не превышает 20% от общего запланированного объема упражнений. Во 2-м семестре рекомендуется проплывание средних и длинных дистанций с равномерной и переменной скоростью. Объем плавания по элементам не увеличивается, однако возрастает интенсивность выполнения упражнений (ЧСС - до 180 уд/мин). Моторная плотность занятия может достигать 90%. В 3-м семестре содержание тренировочной программы включает в основном проплывание коротких отрезков и дистанций с небольшой интенсивностью (ЧСС — до 170 уд/мин). Объем плавания по элементам составляет от 30 до 60%; моторная плотность занятий достигает 70—80%. В 4-м семестре планируется проплывание коротких отрезков и дистанций в полной координации с применением повторного и интервального методов тренировки. Рекомендуется 1 раз в 4—5 занятиях проводить тренировку ударного характера на совершенствование общей выносливости, используя дистанционное плавание. Моторная плотность занятий (в зависимости от направленности) колеблется от 70 до 90%. Занятия в декабре и мае (календарные периоды, предшествующие экзаменационным сессиям) следует постоянно разнообразить по содержанию. Целесообразно использовать упражнения для изучения и совершенствования техники дополнительных способов и прикладного плавания; включать в занятия различные виды эстафет и проплывание отрезков в повторном режиме. Перечисленные организационные и методические рекомендации повышают эффективность учебного процесса, а использование плавания как основного вида физических упражнений дает возможность студентам успешно выполнять требования учебной программы и достигать хорошего уровня функционального развития. На специальном отделении, где плавание является основным видом физических упражнений, занятия планируются с учетом состояния здоровья и уровня физической подготовленности студентов. Следует подчеркнуть, что занятия для студентов этого отделения являются обязательными на протяжении всего периода обучения в вузе и проводятся в объеме 4 ч в неделю. В процессе занятий со студентами этого отделения решаются следующие задачи: укрепление здоровья, закаливание и повышение уровня работоспособности; устранение функциональных отклонений и недостатков в физическом развитии и двигательной подготовленности; коррекция остаточных явлений после перенесенных заболеваний; содействие стойкой компенсации нарушений в деятельности различных органов и систем, вызванных тем или иным заболеванием; постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок; приобретение необходимых (допустимых для данной группы) профессионально-прикладных навыков и умений. При планировании и проведении учебных занятий по плаванию с этим контингентом следует придерживаться следующих правил: —дозировка плавательных упражнений должна способствовать —распределение учебного материала следует планировать так, —при составлении конспекта занятий не следует увлекаться —подбирать плавательные упражнения и способ плавания нуж —при выполнении заданий необходимо обращать особое вни- мание на постановку правильного дыхания; исключать упражнения, требующие больших мышечных усилий, с задержкой дыхания; чередовать физические упражнения со специальными дыхательными; — моторная плотность занятия должна составлять 50—70%. Особое значение в процессе учебных занятий по плаванию со студентами, отнесенными в специальную медицинскую группу, имеют врачебно-педагогические наблюдения. При учете интенсивности и объема выполненной плавательной нагрузки необходимо наблюдение за внешними признаками утомления во время выполнения упражнений. При чрезмерной нагрузке могут возникнуть общая слабость, повышенная утомляемость, сердцебиение, неприятные ощущения в области сердца и др. Может появиться также неудовлетворенное состояние после занятия, что обусловлено несоответствием режима выполнения упражнений состоянию здоровья студентов, уровню их тренированности. В этих случаях необходимы изменение режима, достаточный отдых, проведение углубленного врачебного обследования. Реакция на физическую нагрузку в процессе занятия студентов Задачами обучения плаванию на отделении спортивного совершенствования являются: повышение уровня спортивной подготовленности; приобретение профессионально-прикладных знаний и умений. Наиболее подготовленные студенты-пловцы, имеющие квалификацию не ниже I спортивного разряда, зачисляются в объединенные (межвузовские) учебные отделения (группы) спортивного совершенствования, независимо от ведомственной подчиненности вузов. Такие отделения создаются на базе одного из вузов города при наличии плавательного бассейна и комплекса спортивных сооружений, что позволяет проводить подготовку спортсменов в соответствии с современными научно-методическими требованиями. Для работы в межвузовских учебных отделениях привлекаются ведущие специалисты вузов. Пловцы, занимающиеся у одного тренера (преподавателя), могут представлять разные вузы. Комплектование таких групп целесообразно осуществлять с учетом специализации в способах плавания и дистанциях. Массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа по плаванию в вузе осуществляется совместными усилиями кафедры физического воспитания и спортивного клуба в следующих формах: —занятия в спортивной секции плавания; —занятия в оздоровительных секциях (формирование комп —проведение соревнований по плаванию, водных праздников, —занятий плаванием в спортивно-оздоровительных лагерях; —строительство спортивных сооружений (в том числе и плава Проведение учебной, спортивной и массовой работы по плаванию должно быть отражено в следующих документах планирования и учета: план по физическому воспитанию, составленный на год; график учебного процесса на учебный год (семестр); рабочий план на учебный год (семестр); план-конспект занятия; журнал учета работы в учебной группе. Контрольные вопросы и задания 1. Назовите задачи и содержание работы по плаванию на подго 2. Назовите задачи и содержание работы по плаванию на специ 3. Назовите задачи и содержание работы по плаванию на отделе Рекомендуемая литература Инясевский К.А. Плавание: Методическое пособие для преподавателей и студентов вузов. — М.: Высшая школа, 1978. ■ ■.,
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |