Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В общеобразовательной школе




Обучение плаванию

Учебный материал раздела «Плавание» программы физическо­го воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе является обязательным для каждого учащегося и способствует ре­шению следующих взаимосвязанных задач:

—укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспо­
собности школьников;

—воспитание потребности в систематических занятиях физи­
ческими упражнениями;


—формирование знаний в области гигиены, медицины, физи­
ческой культуры, соблюдения правил безопасности на занятиях;

—формирование жизненно важного навыка плавания и умения
применять его в различных условиях;

—развитие основных двигательных качеств.

Распределение учебного времени на изучение различных разде­лов программного материала предусматривает выделение в IV классе 26 ч на раздел «Плавание». В школах, имеющих соответ­ствующие условия (школьный бассейн или близко расположен­ную водную базу), приступать к изучению программного материа­ла можно, начиная с I класса. В дальнейшем (V—XI кл.) на изуче­ние раздела «Плавание» рекомендуется планировать по 14 ч в каж­дом классе — за счет равномерного сокращения времени на изуче­ние других разделов («Лыжная подготовка», «Спортивные игры» и др.). Предусматривается проведение как теоретических, так и пра­ктических занятий.

В процессе обучения плаванию в общеобразовательной школе осуществляется последовательное (от класса к классу) освоение техники спортивных способов плавания, выполнения стартов и поворотов (IV—XI кл.). В результате освоения данного раздела программы школьники приобретают основы знаний и умений по оказанию помощи тонущим (VII—VIII кл.), использованию навы­ка плавания в игровой и соревновательной деятельности (IX—XI кл.); по выполнению функций судьи на соревнованиях по плаванию и помощника учителя физической культуры (IX—XI кл.).

Изучение программного содержания раздела «Плавание» со­действует повышению уровня физической подготовленности школьников (показывать результаты не ниже среднего уровня развития основных физических способностей, представленных в таблицах программ начальной, неполной и полной средней шко­лы); побуждает к самостоятельному выполнению физических уп­ражнений, закаливающих процедур и др.; совершенствует сорев­новательную деятельность; позитивно влияет на поведение уча­щихся в процессе занятий (соблюдение дисциплины, правил без­опасности и гигиенических норм; оказание помощи товарищам и учителю и др.).

Поскольку упражнения в плавании отличаются большой вари­ативностью выполнения, систематические занятия оказывают су­щественное влияние на развитие координационных (равновесие, ориентирование в пространстве, дифференцирование временных, пространственных и силовых параметров движений) и кондици­онных (выносливость, силовые возможности) способностей.


Обучение плаванию проводится в течение учебного года в кры­тых плавательных бассейнах и на открытых водоемах (в зависимо­сти от климатических условий).

Для учащихся I смены занятия плаванием желательно планиро­вать на последних уроках. Для школьников II смены занятия пла­ванием выносятся за сетку часов, чтобы учащиеся могли после бассейна подготовиться к урокам в школе. При организации заня­тий по плаванию вне сетки часов целесообразно планировать их 3 раза в неделю — это позволит повысить эффективность учебного процесса. Учебные группы для обучения плаванию комплектуют­ся по уровню подготовленности школьников; численность группы — 10—15 человек. В неполной средней школе мальчики и девочки могут заниматься плаванием в одной группе.

До начала занятий в бассейне необходимо провести подготови­тельную работу с учащимися (см. главу 8, раздел 8.4).

Не менее чем за 1 — 1,5 месяца до начала занятий в бассейне учи­тель физкультуры должен составить специальные комплексы уп­ражнений и выполнять их на уроках физической культуры. Мож­но рекомендовать ребятам повторять эти упражнения дома, во время утренней зарядки, что будет способствовать более быстрому освоению упражнений, подводящих к овладению техникой плава­ния. Перед изучением обязательного материала программы для IV класса выполняются комплексы, основой которых являются упражнения для изучения техники кроля и упражнения для освое­ния с водой.

Одной из задач учителя физкультуры является подготовка акти­ва из числа учащихся, умеющих хорошо плавать, в качестве по­мощников. Помощники должны уметь показать правильное вы­полнение упражнений, исправить ошибки занимающихся, сле­дить за дисциплиной и поддерживать порядок на занятиях, систе­матически повышая уровень своей плавательной подготовленно­сти и овладевая приемами спасения тонущих. Тренировка физ­культурного актива должна проводиться до или после уроков по плаванию (желательно провести ее за месяц до начала занятий в школе). Помощники учителя физкультуры должны уметь про­плыть без остановки не менее 200 м, нырять в глубину и длину, транспортировать пострадавшего, освобождаться от захвата тону­щего и знать приемы оказания доврачебной помощи.

Как правило, занятия по обучению плаванию в бассейнах про­водят опытные тренеры и инструкторы. Учитель физической куль­туры в этом случае становится непосредственным помощником тренера, выполняя различные организационные функции (встре-


чает учащихся в холле бассейна, оформляет им пропуска, организу­ет их на занятие и т.д.)- и участвует в самом процессе обучения (сле­дит за выполнением учащимися общеразвивающих и специальных упражнений в зале «сухого плавания», в том числе разученных на уроках физической культуры в школе; проводит занятия с отстаю­щими или плохо умеющими плавать в мелкой части бассейна или в «лягушатнике»). В обязанности учителя входит также учет посеща­емости занятий плаванием, о чем он информирует классного руко­водителя и вносит соответствующие записи в классный журнал.

Планирование занятий. Продолжительность занятий по разделу «Плавание» в IV классе составляет 13 недель. В соответствии с учебной программой за основу планирования принимается 26-урочная программа. На ее основе разрабатывается график по­урочного распределения учебного материала (табл. 10).

Учебный процесс по плаванию условно можно разделить на три этапа.

1-й этап (уроки 1-6). Его основу составляют упражнения для освоения с водной средой и элементарные гребковые движения руками и ногами, выполняемые в методической последовательно­сти, принятой в процессе массового обучения плаванию детей и подростков (имитационные упражнения в зале, гребковые движе­ния в положении стоя на дне, у неподвижной опоры, в ходьбе по дну, с подвижной опорой), общеразвивающие упражнения, учеб­ные прыжки в воду, игры в воде.

2-й этап (уроки 7—21). Основные задачи — изучение техники плавания способами кроль на груди и на спине; выполнение уп­ражнений, направленных на освоение стартовых прыжков и про­стых поворотов.

3-й этап (уроки 22—26). Его основу составляют подготовка к ито­говым внутришкольным соревнованиям (очным или заочным), выполнение контрольных нормативов, подготовка класса к уча­стию в водном празднике, проведение игр и развлечений на воде.

Такое распределение учебного материала соответствует задачам обучения плаванию школьников, уровню подготовленности боль­шинства учащихся и методической последовательности изучения программного материала.

В конце курса обучения необходимо провести заключительную беседу с классом о продолжении занятий плаванием. Если для это­го нет условий, нужно продолжать выполнять комплекс упражне­ний, разученных в бассейне, обращая внимание на упражнения «мельница», «скольжение» в положении стоя у стенки, движения ногами и руками способом кроль. Эти упражнения пригодятся,


Таблица JO




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.