КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные психологические понятия по теме. 1. Человек как природное явление
План 1. Человек как природное явление. 2. Человек как душевная и духовная реальность. 3. Антропология как учение о человеке. 4. Определение психологии как науки, её место в системе наук. 5. Предмет, задачи и принципы психологии. 6. Основные отрасли психологии. 7. Представление о человеке в основных направлениях психологии. 8. Методы психологического познания человека: а) организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный); б) эмпирические: - основные (наблюдение, эксперимент); - вспомогательные: опрос (анкета, беседа); тесты (тест-опросник, тест-задание, проективные тесты); социометрия; анализ продуктов деятельности; биографический; в) обработки данных (количественный, качественный методы); г) интерпретационные (генетический, структурный методы). Анкета – опросный лист для получения ответов на заранее составленные вопросы.
Антропология – научная дисциплина, изучающая происхождение человека, изменчивость строения тела человека в филогенезе и от зависимости от географических условий проживания; содержит три раздела: антропогенез (учение о происхождении человека), морфологию человека, этническую антропологию. Антропология педагогическая – комплекс наук, изучающих становление человека в образовании. Педагогическая антропология включает в себя совокупность знаний, обеспечивающих педагогическую деятельность (медико-биологических, психологических, философско-социологических, педагогических и др.). Антропология психологическая – психологическое видение человеческой реальности во всей её полноте; учение о природе, условиях развития и становления субъективности, внутреннего мира человека в образовании и культуре. Беседа – метод психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Биографический метод – изучение личности по имеющимся документам её биографии. Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов. Детерминизм – принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов. Духовность – родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования. Духовное бытие – высший способ личного существования, связанный с освобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастий и прельщений собственной самости; духовное бытие – это любовь к качеству жизни и воля к совершенству во всех её областях. Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания. Душевность – характеристика человека, проявляющаяся в сердечности, открытости, в способности сопереживать другому, понимать его и принимать как самоценность. Единство сознания и деятельности – принцип психологии, утверждающий неразрывное единство сознания и деятельности. Естественный эксперимент – психологический эксперимент, включенный в игровую, трудовую или учебную деятельность незаметно для испытуемого. Инженерная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе деятельности. Интроспекция – самонаблюдение. Лабораторный эксперимент – метод психологии, осуществляемый в искусственных условиях со строгим контролем всех влияющих факторов. Методы психологии – основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей. Наблюдение – метод психологии, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях. Обучающий, или формирующий эксперимент – метод психологии, при котором имеет место планомерное формирование требуемого психического процесса или качества личности. Патопсихология – отрасль психологии, изучающая отклонения в развитии психики при различных заболеваниях. Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания. Психология изучает психику и психические явления. Психология антропологическая (психология человека) – отрасль психологии, изучающая субъективную реальность человека, принципы и законы её существования, организации и развития. Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. Системный подход (в психологии) – принцип, требующий рассмотрения психики как сложного единства, не сводимого к простой сумме его элементов. Тест – стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Тест проективный – совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Эксперимент – основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. К основным направлениям в психологии относят следующие. Бихевиоризм – направление в психологии, возникшее в США в начале XX в. По мнению представителей этой школы, предметом изучения психологии может быть только поведение человека, под которым они понимают действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами. Роль сознания отрицалась. Основоположники – Д.Уотсон, Э.Торндайк. Гештальтпсихология – направление в психологии, возникшее в Германии в XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостностных структур – гештальтов. Основоположники М. Вертхаймер, К. Коффка, В. Келлер. Психоанализ (фрейдизм) – направление в психологии XX в., согласно которому основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам. Недооценивается ведущая роль сознания. Основоположник З.Фрейд. Психология гуманистическая – направление в психологии, возникшее в 50-е годы XX в. в Америке. Предметом изучения выступает личность как уникальная целостная система, представляющая собой не нечто заранее данное, а открытую возможность для самоактуализации; основана на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу и направлять её. Возникновение этого направления связано с именем А. Маслоу. Психология когнитивная – направление в психологии, возникшее в XX в. в США. Исходит из того, что решающую роль в поведении человека имеют знания, поэтому главной её задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Предмет исследований составляют познавательные процессы.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |