КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные психологические понятия по теме
План Темы для рефератов 1. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики. 2. Научное и житейское понимание психологических явлений. 3. Моделирование как метод психологического исследования. 4. Проективные методы в психологии.
Литература
1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – М., 1977. 2. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази. – М.: Педагогика, 1982. 3. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М., 1984. 4. Мир философии: Книга для чтения. / Ч.2. Раздел 5. «Человек и его место в мире». – М., 1991. 5. Ольшанский, В.Б. Практическая психология для учителей / В.Б. Ольшанский. – М., 1994. 6. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов/ В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-Пресс, 1995. 7. Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности / Е.Т. Соколова. – М., 1980. 8. Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2-х т./ Б.М. Теплов. – М., 1985. 9. Фресс, П. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. – М., 1966.
Тема 2: Развитие психики в филогенезе. Сознание как интегративный способ бытия человека. 1.Стадии и уровни развития психики и поведения животных. а) Стадия элементарной сенсорной психики. б) Стадия перцептивной психики. в) Отражение межпредметных связей (интеллектуальное поведение). 2. Сознание как философско-научная проблема. Бытие (онтология) сознания. 3. Сознание как осознанное социальное бытие. 4. Структура сознания. 5. Сознание и бессознательное.
Активность – всеобщее качество живой материи вступать во взаимодействие с окружающей средой. Бессознательное – совокупность психических процессов, не представленных в сознании человека, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание. Инстинкт – наследственно заложенные формы поведения. Интеллектуальное поведение – тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и, выражающийся, прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи. Навык – автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения. Подсознательное – совокупность актуально не осознаваемых психических процессов и состояний, способных оказывать заметное влияние на поведение человека и содержание его сознания. Психика – свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействие предметов и явлений реального мира. Раздражимость – свойственная всей живой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием факторов внешних раздражителей. Рефлексия – способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Сенсорный уровень сознания – уровень сознания, связанный с работой органов чувств. Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей. Тропизмы – изменения направления движения растений под влиянием биологически значимых раздражителей. Чувствительность – способность некоторых живых организмов воспринимать раздражители, обладающие сигнальной функцией по отношению к биологически значимым раздражениям.
Вопросы для обсуждения
1. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики? 2. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? 3. Почему зайца легче научить «бить в барабан», а барсука «стирать белье», чем наоборот? Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных? 4. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и мышления человека? 5. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? 6. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? 7. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Почему? 8. Как соотносятся психика и сознание? 9. Выделите основные предпосылки и условия возникновения сознания в филогенезе и онтогенезе.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |