Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сцепление




Еще немного и поедем, потерпите! Терпеть имеет смысл, потому что вы должны именно поехать, а не попрыгать!

Итак, ранее мы с вами успешно нажали педаль сцепления, запустили двигатель, включили первую передачу и сделали все остальное, необходимое для успешного и безопасного старта автомобиля. Осталось только соединить два диска сцепления, и машина тронется с места. Но именно это последнее действие и вызывает затруднения у большинства будущих водителей. Поэтому сначала вам надо понять предстоящий процесс теоретически и лишь потом переходить к практическому опыту.

Давайте вспомним рисунок 25. Первый диск сцепления очень сильный, так как на нем сконцентрирована вся мощь "лошадиных сил", спрятанных под капотом автомобиля. Второй диск – очень "тяжелый", поскольку на нем сконцентрирована вся масса автомобиля. Машина придет в движение только тогда, когда второй диск начнет вращаться.

Сразу договоримся о том, что усредненный легковой автомобиль весит около одной тонны. Один чуть меньше, другой чуть больше, это не принципиально. Самое главное понять, что второй диск очень "тяжелый"!

Условно (и недалеко от истины), оба диска имеют диаметр всего около 20-ти сантиметров. Один диск вращается со скоростью 25–30 оборотов в секунду!А второй – стоит "как вкопанный". И нам надо их соединить!

Не буду описывать смешные и печальные случаи, происходящие с машиной при бездумной работе педалью сцепления. Думаю, вы их слышали от своих "коллег по несчастью" или успели "обжечься" сами. Поэтому давайте сразу начнем учиться все делать правильно.

Как вы считаете, можно ли толкнуть, пихнуть, пнуть (и похожие выражения) массу в одну тонну, причем так, чтобы она плавно тронулась с места?

Не доходит? Ну тогда, выходите из машины, упритесь руками в багажник и попробуйте "пхнуть" свой автомобиль.

Результат будет заметнее зимой. Машина как стояла, так и будет стоять, а вы, поскользнувшись, с разбитым носом уже лежите под бампером.

Массу в одну тонну надо уважать! Если бы вы не пихали машину, а, мягко уперевшись в нее, попытались миллиметр за миллиметром сдвинуть ее с места, то сделать это вам удалось бы. Затем, сантиметр за сантиметром, можно было бы и увеличить скорость.

Именно такой подход к началу движения автомобиля и является основным принципом работы со сцеплением.

Итак, нам надо соединить два диска. Один очень сильный, так как связан с работающим двигателем, другой неимоверно "тяжелый", так как связан с колесами, на которые опирается вся масса автомобиля. Будем относиться к ним уважительно.

Прежде, чем вы начнете отпускать педаль, нам надо договориться о том, что работать должны: коленка, голень и, лишь незначительно, стопа левой ноги.

При этом необходимо соблюдать правило:

Перед началом работы педалью сцепления пятка левой ноги должна потерять опору.

Причем это правило действует всегда, как при нажатии педали, так и при ее отпускании.

Для тех, кто недопонял. Нажимая педаль, вы давите коленкой и стопой вниз, а пятка в это время скользит по полу. Перед тем, как начинать отпускать педаль, следует приподнять пятку от пола на один-два миллиметра. Позже, после приобретения некоторого навыка, будет достаточно лишь ослабить опору на пятку, а пока, во избежание грубых ошибок, не ленитесь и не забывайте немного приподнимать ее от пола.

И еще короткое напоминание о стопе левой ноги. Самая чувствительная и выносливая часть стопы – ее подушечки. Взгляните еще раз на рисунки 26, 27 и давайте начнем отпускать педаль.

Первый этап (рис. 32). Из позиции 1 педаль должна попасть в позицию 2 (не быстро, но и не медленно).

Большинство из "новичков" считают, что это их нога поднимает педаль сцепления. А если подумать?

Не было ли вам трудно удерживать педаль внизу, пока шел весь этот длинный разговор?

Было! А почему?

Рис. 32. Положения педали сцепления

Потому что, нажимая педаль, вы растягивали сильную пружину, которая всегда стремится откинуть ногу водителя прочь и вернуть педаль в верхнее положение. Делаем вывод:

Работа по отпусканию педали сцепления заключается в грамотном, дозированном сопротивлении пружине.

Иными словами, вы даете возможность пружине поднимать педаль вверх быстро или медленно, или вообще не даете ей такой возможности, удерживая ее в растянутом или полурастянутом состоянии.

Итак, освободив пятку от пола и ослабив усилие ноги, позволяем пружине приподнять педаль вверх на несколько миллиметров. И что машина?

Да ничего! Как стояла, так и стоит!

Если еще раз посмотреть на рисунки 25, 32 и 33, то можно окончательно осознать и согласиться с тем, что до тех пор, пока два диска сцепления не соприкоснутся, двигатель не будет участвовать в судьбе автомобиля. И поэтому можно смело продолжать работу по отпусканию педали.

Смело, но осмотрительно. Первые недели своей автомобильной жизни следует постоянно помнить о строптивой пружине педали сцепления. Если потерять над ней контроль, то будет "как у всех", а мы вроде бы решили, что вы будете хорошим водителем. Поэтому продолжаем позволять пружине приподнимать педаль, регулируя усилие в коленке, голени и стопе. Только не забывайте о пятке – она постоянно скользит по полу или висит в миллиметре от него.

Педаль поднимается, а мы с вами ожидаем второй позиции (рис. 32 и 33). И как только этот момент наступит, вы должны будете оказать пружине достойное сопротивление – полностью остановить дальнейшее продвижение педали!

Давно уже жду вашего несколько раздраженно-ехидного вопроса: "А как узнать-то, что мы во второй позиции?"

Поверьте, это несложно. Как только два диска коснутся друг друга, произойдет несколько событий, внешние признаки которых будут следующие:

• шум двигателя уменьшится и понизит тон звучания,

• "сядут" обороты двигателя (уменьшится показание тахометра),

• и последнее, наконец-то машина начнет движение!

Самое главное сейчас – не растеряться! Надо удержать педаль сцепления во второй позиции! Наступает следующий этап работы с этой педалью.

Рис. 33. Положения дисков сцепления

Второй этап (рис. 32). Удерживаем педаль в позиции 2 (на две-три секунды).

Зачем? Поверьте, это необходимо! Если, обрадовавшись тому, что ваша машина поехала, "бросить" педаль сцепления, то дальше вы уже не поедете. Ведь автомобиль обладает большой массой и запасом инерции (в данном случае – инерции неподвижного тела).

Давайте вернемся к двум дискам. Один вращается с "бешеной" скоростью, другой неподвижен и тяжел.

В момент их соприкосновения первый диск за счет сил трения пытается зацепить и раскрутить второй. Но поскольку на втором диске сконцентрирована целая тонна, первый диск просто скользит по нему. Правда, скользит не безуспешно. Ему удается заставить второй диск начать медленное вращение, в результате чего машина начинает медленно ползти.

Если сейчас полностью отпустить педаль сцепления, то два диска резко соединятся, машина прыгнет, мотор заглохнет.

Для плавного трогания массы автомобиля с места, педаль сцепления необходимо удерживать некоторое время во второй позиции! Два диска должны привыкнуть друг к другу, "пообтереться", а машина сделать некоторый запас инерции движения.

Пауза во второй позиции может варьироваться по времени от долей секунд до десятков секунд. Водитель "со стажем", конечно же, тратит на старт автомобиля с места не десять и не пять секунд, а значительно меньше. Но в то же время, при заезде задним ходом в гараж, тот же самый водитель удерживает педаль сцепления во второй позиции столько времени, сколько этого требует процесс парковки. Ему нужна минимальная скорость движения, а получить ее можно только во второй позиции педали сцепления!

Исходя из вышеизложенного, как только вы достигли второй позиции, удержите педаль сцепления на две-три секунды от дальнейшего ее продвижения и одновременно с этим попытайтесь ощутить телом и разумом это состояние. В ближайшее время вам предстоит использовать эти ощущения неоднократно.

Третий этап (рис. 32). Позволяем педали сцепления подняться из позиции 2 в позицию 3 (очень медленно).

Обратите внимание на то, что расстояние между второй и третьей позицией составляет всего 10 миллиметров. Причем именно 10 миллиметров, а не 1 сантиметр! И вы должны пройти это расстояние так, чтобы прочувствовать каждый из этих миллиметров. Иными словами, в любой момент вам должно быть известно, какая сейчас позиция (2,2, 2,5 или 2,8).

Как все это сделать и ощутить?! К сожалению, на бумаге объяснить это непросто, легче понять и почувствовать на практике. Однако попытаюсь.

Во второй позиции (рис. 33) второй диск условно получает 1% крутящего момента из 100%, которыми обладает первый диск. Это выражается в том, что машина ползет с очень маленькой (минимальной) скоростью и в то же время она запасает инерцию движения.

Если позволить пружине приподнять педаль на 1 мм вверх от второй позиции, то два диска прижмутся друг к другу чуть плотнее, и 1% крутящего момента вырастет до 10%. В результате этого машина поползет немного быстрее, хотя двигателю это будет и не очень приятно, так как начнется "вытягивание" массы автомобиля из "болота".

Добавив еще 1 мм, мы имеем уже 20%, затем 30% и так далее.

Если сразу проскочить из позиции 2 в позицию 3, минуя миллиметры пути, то двигатель "надорвется"! Он просто заглохнет, не забыв перед этим "пихнуть" машину на пару метров вперед.

Поэтому обязательно пройдите все 10 миллиметров последовательно, миллиметр за миллиметром, постепенно нагружая двигатель, и вместе с тем, постепенно наращивая скорость автомобиля. Тогда результат старта вашей машины приятно удивит не только вас самого, но и всех окружающих.

Четвертый этап (рис. 32). Из позиции 3 в позицию 4 (быстро).

Поздравляю, наконец-то вы едете! Все операции по успешному старту автомобиля уже сделаны!

"А как же моя левая нога? Ведь она все еще удерживает педаль сцепления!" – ваш недоуменный и в то же время уже радостный возглас.

Ах, это. Так, просто уберите ногу с педали и поставьте ее в свой "дом". Смелее, это обычное и естественное движение. Убрали? Ну и славненько.

Почему так просто? Потому, что четвертый этап работы педалью сцепления не предполагает каких-либо специальных действий водителя. Как только вы достигли третьей позиции, два диска полностью соединились и вращаются теперь вместе без проскальзывания (рис. 33), что выражается в прекращении прироста скорости автомобиля.

Ход педали сцепления между третьей и четвертой позицией можно назвать "свободным ходом", и поэтому водителю достаточно лишь освободить пружину педали от сопротивления со стороны своей ноги, и педаль сама вернется в свое верхнее положение (в четвертую позицию).

Теперь вам остается только регулировать скорость движения машины своей правой ногой, плавно работая педалью газа.

А сейчас предлагаю вспомнить все правила работы педалью сцепления:

Перед началом работы педалью сцепления пятка левой ноги должна потерять опору (первое время стоит приподнимать ее от пола на 1–2 мм).

Нажимать педаль сцепления следует конкретным, быстрым, но спокойным движением до конца хода педали.

Отпускать педаль сцепления необходимо в четыре этапа:

Первый этап: даем возможность пружине не быстро, но и не медленно поднять педаль до момента соприкосновения дисков сцепления.

Второй этап: на две-три секунды удерживаем педаль в положении, соответствующем начальной стадии проскальзывания дисков сцепления, получая минимум крутящего момента от двигателя, что выражается в плавном начале движения машины с минимальной скоростью.

Третий этап: вынуждаем пружину очень медленно и последовательно провести педаль по 10-ти миллиметрам ее пути, ощущая каждый миллиметр и ориентируясь по плавному приросту скорости движения автомобиля.

Четвертый этап: почувствовав прекращение прироста скорости, просто убираем ногу с педали, предоставив пружине возможность самостоятельно вернуть педаль в верхнее положение.

Не кажется ли вам, что мы едем?! При этом вы сделали весьма неплохой старт! Мотор не глохнет, машина не прыгает!

Так этого мы с вами и добивались, начиная с первой страницы книги. Советую пролистать ее еще раз, чтобы в памяти отложились все моменты подготовки к началу движения.

Однако без легкого ехидства обойтись не могу, и поэтому, если у вас в голове еще не созрел один забавный вопрос, то задам его сам: "А как останавливаться-то???".

Предлагаю следующую последовательность действий по остановке автомобиля:

1. Указатели поворота направо, чтобы все знали ваши намерения.

2. Взгляд в зеркало или (и) поворот головы назад направо, чтобы узнать, можно ли сейчас останавливаться, не помешаете ли вы сзади идущей машине.

3. Принять поправее, дабы не остановиться посередине дороги.

4. Сцепление вниз, для кратковременного отделения двигателя от ведущих колес.

5. Тормоз, для плавного торможения и остановки машины.

[На первых уроках по вождению автомобиля при движении с небольшой скоростью (не более 20–30 км/ч) лучше использовать ту последовательность остановки, которая здесь предложена – сначала сцепление, затем тормоз. Если поменять эти два пункта местами, то машина будет "дергаться", мотор глохнуть, а вы нервничать. Позже, выполняя упражнения, требующие движения со средней и большой скоростью, последовательность этих действий необходимо изменить – сначала тормоз, а затем сцепление. Помере приобретения навыков вождения, при движении с различными скоростями, вам придется использовать оба варианта действий в зависимости от конкретной ситуации.]

6. Остановка – движение автомобиля прекратилось.

7. Рычаг коробки передач в нейтральное положение, с целью долговременного отключения двигателя от ведущих колес.

8. Рычаг стояночного тормоза наверх, для удержания машины на стоянке от самопроизвольного движения.

9. Сцепление наверх, поскольку двигатель теперь долговременно отделен от ведущих колес в коробке передач.

10. Тормоз наверх, так как теперь стояночный тормоз удерживает машину.

Далее вы должны:

• выключить указатели поворота (если в процессе остановки они не выключились автоматически),

• выключить двигатель (или оставить его работающим, в зависимости от дальнейших планов).

 

Глава 4. НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ

Если сегодня у вас первый урок по вождению автомобиля, то некоторые позиции обязательных действий при подготовке к началу движения и остановке машины можно исключить.

Например, при первом в вашей жизни трогании автомобиля с места, щелкающие указатели поворота могут вас сильно отвлекать, а проедете вы всего три метра по свободной от других машин площадке.

Или, зачем вам сегодня "ручник", если машина находится на абсолютно горизонтальной поверхности. Однако исключать что-либо из последовательности действий можно только в том случае, если рядом с вами находится опытный помощник, который видит и понимает обстановку вокруг автомобиля.

Не отвлекайтесь по пустякам от дороги! Привыкайте к тому, что ваши руки и ноги сами будут делать всю необходимую работу. Начните им доверять. Однако первое время все же сосредоточьтесь на своих ногах. Только ни в коем случае нельзя на них смотреть! Ведь там нет ничего нового, там всего лишь ваши ноги!

Это инструктору "в расцвете сил" может быть интересно посмотреть на ноги юной нарушительницы нашего договора о форме одежды, а вашим глазам там делать нечего. Об этом мы с вами уже договорились во время беседы о руках на руле и на рычаге переключения передач, но напомнить будет нелишне.

Давайте сформулируем окончательное правило на эту тему:

Все, что расположено ниже горизонтальной оси, проходящей через середину руля – закрытая для взгляда водителя зона.

Работать педалями, переключать передачи, включать и выключать фары, пользоваться "ручником" и так далее – все это вы должны уметь делать вслепую!

Да и что можно увидеть, к примеру, ночью в темном салоне автомобиля? Поэтому с первого же урока учитесь смотреть не на свои руки и ноги, а на дорогу. Иначе безобидная на первый взгляд ошибка может перерасти в опасную привычку.

 

"Баланс"

Ранее мы с вами договорились о том, что любое ваше действие должно быть отделено от другого не менее, чем двумя-тремя секундами. На сегодня этот договор остается в силе. Но по мере приобретения опыта общения с машиной вы должны стремиться к сокращению "провала во времени" – сначала до контролируемой одной секунды, а позже и вообще свести задержку к нулю. И к вашим ногам это относится в первую очередь.

Хороший водитель, конечно же, не разделяет работу педалями газа и сцепления на два отдельных действия, он делает их одновременно. Для достижения этого, как уже говорилось, необходимо поработать со своим сознанием. Надо как бы раздвоить его. Одна часть вашего "Я" работает с одной педалью, в то время как второе "Я" занимается другой педалью.

"У нас про что книга-то, про йогов что ли?" – реплика кого-то из тех, кто еще не понял, что автор пытается научить вас понять, почувствовать машину, а затем и уверенно водить ее по любым дорогам.

"Хотелось бы, чтобы каждый из наших водителей обладал мироощущением и способностями йога!" – несколько обиженный и абсолютно серьезный ответ автора.

Ладно, оставим выяснение отношений до лучших времен, а пока поймите, современный темп жизни не позволяет водителю быть медлительным, рассеянным и неточным в своих действиях. Да, такие водители есть, но именно они и не оставляют без работы "жестянщиков" автосервисов. Мы же с вами пойдем другим путем – не сразу, но обязательно добьемся чувства единения со своим автомобилем.

Ивсе-таки вернемся к ногам. На определенном этапе познания науки управления автомобилем (на каком уроке, не знаю, это зависит от вас), вы должны научиться делать "баланс".

"Балансом" я называю то состояние, когда водитель, балансируя одновременно двумя ногами, может:

правой ногой – поддерживать разумные обороты коленчатого вала двигателя,

левой ногой – удерживать два диска сцепления в зоне первого их соприкосновения (рис. 32 и 33, поз. 2),

обеими ногами – обеспечивать равномерное движение машины с реально минимальной контролируемой скоростью длительное время.

Чтобы освоить "баланс", вам придется потратить определенное время на тренировки, а также включить свое воображение.

Прежде чем что-либо делать, желательно это себе представить!

У некоторых "баланс" ассоциируется с обычными качелями (рис. 34).

Рис. 34. "Качели"

Кому-то помогает физика, на примере двух сообщающихся цилиндров с поршнями (рис. 35).

Рис. 35. Сообщающиеся цилиндры

Думаю, что работа двух ног в поисках "баланса" наглядно изображена на этих двух рисунках, но вы можете придумать себе и другой вариант осознания процесса. Самое главное сначала понять – что такое "баланс", и лишь затем осваивать его практически. Но освоить сбалансированную работу ног надо обязательно. Ведь только в этом случае вы будете иметь возможность без проблем сдать экзамен на площадке, уверенно заехать в свой собственный гараж, припарковать машину на дороге, заехать на бордюрный камень, и многое другое. Так что, выделяйте время, находите место и тренируйтесь. Поначалу для этих целей подойдет и ваша обычная (горизонтальная) площадка, но затем надо будет выехать на близлежащую горку и немного на ней "поиграться".

Варианты "игр" могут быть такие:

1. Двигаясь на подъем на первой передаче, нажмите педаль сцепления вниз до конца и тут же отпустите "газ".

Машина начнет активно снижать скорость движения, потом остановится, на мгновение замрет в неподвижном состоянии и затем покатится назад.

Так вот ваша задача – не дать ей покатиться назад! В тот момент, когда машина замрет, вам надо сделать "баланс", причем двумя ногами одновременно.

2. Можно немного и усложнить задание.

Все на том же подъеме, после того, как ваша машина потеряет скорость, остановится, замрет и начнет движение назад – позвольте ей катиться!

Как только вы скатитесь назад на 10–20 см, остановите машину и удерживайте ее в неподвижном состоянии несколько секунд, причем все это – без применения тормоза!

Для этого вам придется сделать "баланс" не только четко и быстро, но и подойти к этой работе творчески. Усилия на педалях должны быть дозированы в зависимости от величины уклона и скорости скатывания автомобиля.

3. Есть и более сложное упражнение.

Остановитесь на подъеме и удерживайте машину в неподвижном состоянии с помощью педали тормоза. Затем попробуйте сделать старт автомобиля без скатывания назад более чем на "X" сантиметров.

Вначале это будут десятки сантиметров, затем сантиметры, а позже откат назад можно и нужно довести до нескольких миллиметров!

Только не думайте, что все это вы сможете освоить за один день. Этим упражнениям придется уделить некоторое время, но зато потом многие другие упражнения будут даваться вам "на ура".

Если на данный момент "баланс" у вас не получается, а обстоятельства требуют минимальной скорости движения, можно воспользоваться методом "подталкивания". Для этого педаль сцепления надо периодически отпускать наверх и затем снова нажимать ее вниз.

Например, в поисках "баланса" вы "упустили" педаль сцепления, и она поднялась выше второй позиции. Значит, скорость движения вашей машины уже не минимальная. Чтобы ее уменьшить, вам надо нажать педаль сцепления, то есть полностью отделить двигатель от ведущих колес (см. рис. 25, 32, 33). Теперь вы движетесь по инерции, но скоро ее запас иссякнет, и машина остановится.

Вот и не дайте ей остановиться! Отпускайте педаль сцепления, стараясь задержать ее во второй позиции, а если опять промахнетесь, то снова нажимайте ее вниз и так далее. Но овладеть "балансом" все же надо.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.