Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Черты личности




Личность

ПсихоДиагностика черт личности

Цели занятия: 1. Знакомство с методами

исследования и диагностики черт личности

2. Диагностика черт личности с помощью 16-факторного личностного опросника Кеттелла (16PF)

Предмет диагностики — черты личности

 

Личность Черты личности Методики психодиагностики личности

Проблема исследования личности очень сложна. Здесь исследователь сталкивается с множеством различных теоретических подходов и определений личности. Принятые исследователем теоретические позиции обусловливают как разработку методов, так и интерпретацию результатов.

Личность –– определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении1.

Черта — это описательная переменная, фиксирующая интегральную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социально-нормативного и личностного уровней регуляции. В отечественной и зарубежной психодиагностике до настоящего времени интенсивно обсуждается вопрос об оптимальном количестве черт, позволяющих максимально полно описать структуру личности. Исследователи высказывают различные точки зрения, обобщив которые, можно сделать вывод об основных теориях в этой области: Д. Кеттелл считает, что оптимальное количество черт –– 16, авторы концепции «Big Five» –– 5; Г. Айзенк говорит о трех измерениях личности.

Совокупность черт составляет профиль личности.

По происхождению различают следующие классы черт: конституциональные, индивидные, личностные.

Конституциональные черты обусловлены свойствами организма и задают ограничения для максимально широких классов ситуаций. Они являются базовыми и наиболее универсальными, относятся к общим структурно-динамическим характеристикам стиля деятельности и описываются в функциональных понятиях свойств темперамента.

Предпочтение той или другой системы черт основывается на базе нейрофизиологических теорий (например, типов высшей нервной деятельности (ВНД) или взаимоотношений между различными функциональными отделами центральной нервной системы (ЦНС)).

Индивидные черты обусловлены опытом жизнедеятельности в определенных относительно широких социально-нормативных ситуациях. Они относятся к более узкому классу черт, предопределенных социальной и предметно-профессиональной средой развития индивида.

Поведенческие черты в значительной степени отражают содержание исторически сложившихся социально-ролевых предписаний к деятельности людей в стандартных классах ситуаций. В результате общественного разделения труда разным группам людей приходится решать различные задачи. Опыт решения этих задач и предопределяет стратегию поведения людей.

Личностные черты обусловлены внутренней «работой» личности по анализу и проектированию собственного поведения. Это рефлексивно-ситуационные черты личности1.

Методики психодиагностики личности

Психодиагностика личности осуществляется с помощью различных личностных тестов.

Личностные тесты –– методики для измерения эмоциональных, мотивационных, межличностных свойств индивида, а также характеристик мнений, установок, интересов и ценностей.

Существуют следующие виды личностных тестов:

· личностные опросники (класс методов –– стандартизированные самоотчеты);

· опросники интересов, мнений, установок и ценностей (класс методов – стандартизированные самоотчеты);

· проективные методики (класс методов –– проективные техники);

· репертуарные решетки (класс методов –– идеографические техники).

Число имеющихся личностных тестов приближается к нескольким сотням. Наиболее многочисленными являются личностные опросники и проективные методики.

Личностные опросники –– совокупность методических средств для изучения и оценки различных свойств и проявлений личности.

Личностные опросники предназначены для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных черт или других психологических характеристик, количественным выражением которых служит направленность и частота ответов на пункты опросника1.

Наряду с одномерными личностными опросниками, диагностирующими какую-либо одну характеристику, существуют многомерные опросники, дающие информацию о целом ряде различных характеристик личности.

Личностные опросники применяются в прикладных и исследовательских целях, как в индивидуальных, так и в групповых обследованиях.

Вопросы в них группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы получили название шкал. Полученные непосредственно после опроса данные переводятся с помощью специальных статистических процедур в стандартизированные баллы, изображаемые обычно в виде графиков. Достоинства и недостатки опросников приводятся в табл. 1.

Личностные опросники применяются в разных сферах общественной практики не только для диагностики, но и в научно-исследовательских целях. Они являются хорошим диагностическим средством и кроме анализа личности позволяют (при использовании адекватных формул) определять прогноз успеха респондентов в определенных видах деятельности, например, успешность в профессиональной деятельности, склонность к несчастным случаям и т.д.

Таблица 1

Достоинства и недостатки личностных опросников

Достоинства Недостатки
Простота применения Зависимость проявления черты от определенных условий
Легкость обработки Изменчивость ответов при повторном тестировании
Наглядность представления результатов Существование риска субъективных искажений, возможности фальсификации ответов Влияние факторов, имеющих установочную природу Влияние различий в понимании вопросов обследуемыми

Главная задача психодиагноста при применении личностных опросников –– перевод получаемой объективной диагностической информации на язык потребителя. Без этого полученная информация может оказаться неэффективной или вредной.

Результаты диагностики могут описываться минимум для трех категорий потребителей: а) профессионалов; б) административно-управленческого персонала; в) консультируемого (клиента).

Краткая характеристика основных личностных опросников представлена в табл. 2.


Таблица 2

Основные личностные опросники

Название Аннотация
   
Психодиагностика конституциональных диспозиций (темперамент)
Тест-опросник Айзенка (EPI) Существующие формы (модификации) ¾ А, В (адаптированные) и С; EPQ, PEN (добавлена шкала психотизма) Теоретическое основание ¾ соединение теорий И.П. Павлова и К. Юнга Предмет диагностики ¾ основные параметры индивидуальности Шкалы ¾ 3: экстраверсия ¾ интроверсия; нейротизм ¾ эмоциональная стабильность; ложь Процедура обработки: 1)получение сырого балла; 2)сравнение сырого балла со статистическим нормативом Количество вопросов (заданий) ¾ 57
Личностный опросник НЕО (NEO PI) Коста, Мак-Крей   Существующие формы (модификации) ¾ 3 варианта R-NEO-PI: форма для самооценки (S), форма для оценки со стороны наблюдателя (R), сокращенная форма (S NEO Five-Factor Inventory). Адаптация проведена В.Е. Орел, А.А., Рукавишников, И.Г. Сенин, Т.А. Мартин Теоретическое основание ¾ концепция «Большой пятерки» личностных факторов (Big Five) Предмет диагностики: 5 глобальных факторов личности у здоровых лиц в возрасте от 20 до 80 лет Шкалы ¾ нейротизм (N), экстраверсия (E), открытость опыту (O), согласие (A), сознательность (C), помимо этого дифференцируются 6 параметров, лежащих в основе каждого из 5 факторов Процедура обработки: 1) подсчет баллов по ключу; 2) перевод в стены; 3) построение профиля личности. Количество вопросов (заданий) ¾ 240 утверждений и 3 контрольных задания
Тест-опросник Стреляу Существующие формы (модификации) ¾ нет Теоретическое основание ¾ дифференциально-психологическая концепция И.П. Павлова ¾ Б.М. Теплова Предмет диагностики — основные характеристики типа ВНД Шкалы ¾ 3: уровень процессов возбуждения и сила по возбуждению; уровень процессов торможения; уровень подвижности Процедура обработки: 1) получение сырого балла непосредственно после диагностики; 2)сравнение сырого балла со статистическим нормативом Количество вопросов (заданий) ¾ 134

Продолжение табл. 2

 

   
Тест-опросник структуры темперамента (ОСТ) Русалов В. М.   Существующие формы (модификации) ¾ 2 формы ОСТа: для взрослых (В-ОСТ) в возрасте от 18 до 55 лет и для детей (Д-ОСТ) в возрасте от 13 до 17 лет. Теоретическое основание ¾ концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека, берущая начало в работах И. П. Павлова, Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и их последователей Предмет диагностики: индивидуально-психологических особенностей человека в виде 4-х комбинаций свойств темперамента: Первый тип – высокоэмоционально-активный, Второй тип – высокоэмоционально-пассивный. Третий тип – низкоэмоционально-активный. Четвертый тип – низкоэмоционально-пассивный Шкалы ¾ Эргичносгь (ЭР), Социальная эргичность (СЭр), Пластичность (П), Социальная пластичность (СП), Темп (Т), Социальный темп (СТ ), Эмоциональность (Эм), Социальная эмоциональность (СЭм). Каждая из восьми шкал рассматривается как континуум темпераментального свойства. Дополнительно введена Контрольная шкала (К). Для решения отдельных задач могут также вычисляться следующие 10 индексов темперамента человека: Индекс общей эмоциональности (ИОЭ), Индекс эмоционального дисбаланса (ИЭД), Индекс общего темпа (ИОТ), Индекс уровня готовности к предметной деятельности (ИУГ/П/), Индекс уровня готовности к социальной деятельности (ИУГ/С/), Индекс предметной активности (ИПА), Индекс социальной активности (ИСА), Индекс общей активности (ИОА), Индекс активности дисбаланса (ИАД), Индекс адаптивности (ИА). Процедура обработки: подсчет суммы баллов по ключу, каждое совпадение оценивается в 1 балл Количество вопросов (заданий) ¾ Опросник содержит 105 вопросов  

Продолжение табл. 2

   
Психодиагностика социально обусловленных диспозиций (характер)
Тест-опросник Кеттелла (16PF) Существующие формы (модификации) ¾ А, В (предназначены для более детального изучения личности, для лиц с более высоким уровнем образования и культуры) и С; модификации HSPQ для подростков от 12 до 16 лет, 14 факторов, 142 вопроса; CPQ для детей от 8 до 12 лет. Адаптация Э.М. Александровской, И.Н. Гильяшевой, Н.А. Капустиным, А.А. Рукавишниковым, М.В.Соколовой. Теоретическое основание ¾ многофакторные теории личности. Предмет диагностики — черты личности Шкалы ¾ 16: аффектотимия ¾ сизотимия; интеллект; сила ¾ слабость «Я»; доминантность ¾ конформность; сургенсия ¾ десургенсия; сила ¾ слабость «сверх-Я»; пармия ¾ тректия; премсия ¾ харрия; протенсия ¾ алаксия; аутия ¾ праксерния; искусственность ¾ безыскусственность; гипотимия ¾ гипертимия; радикализм ¾ консерватизм; самодостаточность ¾ социабельность; контроль желаний ¾ импульсивность; фрустрированность ¾ нефрустрированность Процедура обработки: 1)получение сырых баллов; 2)перевод сырых баллов в стены; 3)построение профиля личности; 4)сравнение с существующими нормативами Количество вопросов: в формах А и В ¾187, в форме С ¾ 105  
MMPI Существующие формы (модификации) ¾ ММИЛ (модификация Ф.Б. Березина), СМИЛ (модификация Л.Н. Собчик) Теоретическое основание ¾ является реализацией типологического подхода к изучению личности Предмет диагностики — профиль личности Шкалы клинические (10): ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, мужественность-женственность, параноидность, психастения, шизоидность, гипомания, социальная интроверсия
  Шкалы контрольные: ложь, аггравация, самооценка (лжи, достоверности, коррекции) Процедура обработки: 1) ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл; 2) бальные оценки переводятся в стандартные; 3) строится «профиль личности» Количество вопросов: ММРI ¾ 550,ММИЛ ¾ 377, СМИЛ ¾ 566  

 

Продолжение табл. 2

 

   
Контрольный перечень прилагательных Хоуга   Существующие формы (модификации) ¾ нет Теоретическое основание ¾ идеографческий подход к диагностике личности, метод Q-сортировки Предмет диагностики: личностные особенности Шкалы ¾ 37 шкал: No – Общее количество отмеченных прилагательных, Fav – Количество благоприятных отмеченных прилагательных, Unfav – Количество неблагоприятных отмеченных прилагательных, Общ – Чувство общности, Достиж – Достижение, Дом – Доминантность, End – Выносливость, Пор – Порядок, Int – Самоанализ, Опека, Aff – Коммуникабельность, Гет – Гетеросексуальность, Эфф – Эффектность (умение подать себя), Aut – Автономия (независимость), Agg – Агрессивность, Cha – Изменчивость, Suc – Отзывчивость (готовность прийти на помощь), Aba – Беспомощность, Def – Почтительность, Crs – Потребность в консультировании (советах), S-Cn – Самоконтроль, S-Cfd – Уверенность в себе, P-Adj – Адаптивность, Iss – Идеальное Я, Cps – Креативность, Mls – Военное руководство, Mas – Мужественность, Fem – Женственность, CP – Критический родитель, NP – Опекающий родитель, A – Взрослый, FC – Свободный ребенок, AC – Адаптированный ребенок, A-1 – Высокая Origence и Низкая интелектуальность, A-2 – Высокая Origence и Высокая интелектуальность, A-3 – Низкая Origence и Низкая интелектуальность, A-4 – Низкая Origence и Высокая интелектуальность. Процедура обработки: 1)получение сырых баллов по ключу; 2)перевод сырых баллов в стены отдельно для мужской и женской подгрупп по общему количеству отмеченных прилагательных; 3) занесение стенов на лист профиля. Количество вопросов (заданий) ¾ 300 карточек с прилагательными, описывающими личностные характеристики

Продолжение табл. 2

   
Калифорнийский личностный перечень (CPI) Гоуха   Существующие формы (модификации) ¾ CPI-R (462 утверждения (194 утверждений вошли в состав опросника из MMPI) диагностирует 4 типа личности (альфа, бета, гамма и дельта) и 7 уровней самоактуализации.. Адаптация CPI проведена под руководством Н.А.Батурина. Теоретическое основание ¾ создан на основе Миннесотского многофакторного личностного опросника, однако, в отличие от него базируется не на основе клинических наблюдений, а на выявлении качеств, проявляющихся в реальном повседневном межличностном взаимодействии. Предмет диагностики: личностные характеристики Шкалы ¾ 18 шкал объединены в 4 класса: Класс I. Измерение манеры держаться, властности, самоуверенности и межличностной адекватности: Do – Доминирование, Cs – Способность к статусу, Sy – Общительность, Sp – Социальный облик, Sa – Самопринятие, Wb – Чувство благополучия. Класс II. Измерение социализации, ответственности, внутренних ценностей и характера: Re – Ответственность, So – Социализация, Sc – Самоконтроль, То – Терпимость, Gi – Хорошее впечатление, Cm – Обычность. Класс III. Измерение потенциала достижения цели и интеллектуальной эффективности: Ас – Достижение через конформность, Ai – Достижение через независимость, Ie – Интеллектуальная эффективность. Класс IV. Измерение интеллектуальной и мотивационной направленности: Ру – Психологическая направленность, Fx – Гибкость, Fe – Женственность Процедура обработки: 1) подсчет первичных оценок по ключу; 2) построение профильных оценок по шкалам опросника. Количество вопросов (заданий) ¾ 480 утверждений (178 утверждений вошли в состав опросника из MMPI)

Продолжение табл. 2

   
Фрейбургский личностный опросник (FPI) Существующие формы (модификации) ¾ адаптирован Н.Г. Колызаевой Теоретическое основание ¾ разработан на базе калифорнийского личностного опросника Предмет диагностики: в отличие от CPI диагностирует не только позитивные, но и негативные, нежелательные свойства и проявления личности в общении Шкалы ¾ 9 основных: нервозность-стабильность; эмоциональная незрелость, спонтанная агрессивность; депрессивность; фрустрированность, возбудимость; общительность; спокойствие, хладнокровие, выдержанность; реактивная агрессивность, авторитарность, стремление к доминированию; застенчивость, стеснительность; открытость-замкнутость. 3 дополнительные шкалы: экстраверсия-интроверсия, эмоциональная лабильность, мужественность-женственность. Процедура обработки: 1)получение сырых баллов; 2)перевод сырых баллов в стены; 3)построение профиля Количество вопросов (заданий) ¾ 212 суждений.
Патоха-рактерологи-ческий диагнос-тический опросник А. Е. Личко (ПДО) Существующие формы (модификации) ¾ нет Теоретическое основание ¾ теория акцентуированных типов К. Леонгарда, теория личности как системы отношений В.Н. Мясищева Предмет диагностики — типы акцентуации черт характера Шкалы (11) соответствуют эмпирически выделенным типам акцентуации характера: гипертимному, циклоидному, эмоционально-лабильному, астено-невротическому, сенситивному, психастеническому, шизоидному, эпилептоидному, истероидному, неустойчивому, конформному Процедура обработки: 1)подсчет баллов в соответствии с ключом; 2)полученные результаты оцениваются по двум основным шкалам оценок: объективной и субъективной оценок; 3)рассчитываются предусмотренные в шкале объективной оценки дополнительные показатели (диссимуляции и откровенности), позволяющие оценить откровенность результатов Количество вопросов (заданий) ¾ 25

Продолжение табл. 2

   
Характерологический опросник Леонгарда Существующие формы (модификации) ¾ нет Теоретическое основание ¾ типология акцентуаций К. Леонгарда Предмет диагностики — типы акцентуаций Шкалы (10) соответствуют типам акцентуаций: гипертимный, возбудимый, эмотивный, педантичный, тревожный, циклотимный, демонстративный, неуравновешенный, дистимный, экзальтированный Процедура обработки: 1)получение сырого балла непосредственно после диагностики; 2)умножение сырого бала на коэффициент, специфичный для каждого типа акцентуаций; 3)построение «профиля личностной акцентуации» Количество вопросов (заданий) ¾ 88  
Опросник акцентуи-рованных черт личности Шмишека (ОАЧЛ) Существующие формы (модификации) ¾ нет Теоретическое основание ¾ типология акцентуаций К. Леонгарда Предмет диагностики — типы акцентуаций Шкалы (10) соответствуют типам акцентуаций: гипертимическому, тревожному, дистимическому, педантичному, возбудимому, эмотивному, застревающему, демонстративному, циклотимическому, экзальтированному Процедура обработки: 1)получение сырого балла непосредственно после диагностики; 2)сравнение сырого балла со статистическим нормативом; 3)построение «профиля личностной акцентуации» Количество вопросов (заданий) ¾ 88
Психо- диагнос-тический тест Л.Т. Ямпольского (ПДТ) Существующие формы (модификации) ¾ нет Теоретическое основание ¾ интерпретация шкал связана со структурными моделями личности Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева Предмет диагностики: черты личности Шкалы ¾ 10 шкал первого уровня: невротизм, психотизм, депрессия, совестливость, расторможенность, общая активность, робость, общительность, эстетическая впечатлительность, женственность; 4 шкалы второго уровня: психическая неуравновешенность, асоциальность, интроверсия, сензитивность Процедура обработки: 1)получение сырых баллов; 2)перевод сырых баллов в стены; 3)сравнение с существующими нормативами Количество вопросов (заданий) ¾174

Продолжение табл. 2

   
Диагностика ситуационно-рефлексивных черт личности
Семанти-ческий дифференциал Осгуда (ЕРА) Существующие формы (модификации) ¾ модификации различаются по количеству шкал, от 15 в классическом, до 50. Модификации: графический семантический дифференциал Е.Ю Артемьевой, глагольный семантический дифференциал Е.Л. Доценко. Теоретическое основание –– ситуационная актуализация личностных конструктов, учет оценочного компонента Шкалы –– 15 биполярных шкал с противоположными по смыслу прилагательными Предмет диагностики — эмоциональное отношение личности к объектам, субъективно-личностный смысл и т. д. Для определения минимального количества измерений (шкал) семантического пространства объекта используется факторный анализ, обычно выделяют 3 фактора, соответствующих основным измерениям семантического пространства: оценка (Е), сила или потенция (Р), активность (А) Процедура обработки — построение так называемого семантического пространства: 1)определить удаленность точки семантического пространства от нейтральной позиции шкалы (качественная характеристика, поляризация признака); 2)определить удаленность от начала координат (количественная характеристика, интенсивность); 3)количественные данные изображаются в виде семантического профиля исследуемого понятия (стимула) Суть методики: исследуемый объект (стимул), в качестве которого может выступить слово, понятие, символ в вербальной или невербальной форме, оценивают путем соотнесения с одной из фиксированных точек шкалы, заданной полярными по значению признаками (чаще всего выраженными прилагательными). Пространство шкалы между противоположными значениями воспринимается испытуемым как непрерывный континиум градаций выраженности значений, переходящий от средней нулевой точки к различной степени одного или противоположного ему знака Количество вопросов (заданий) в зависимости от цели и задач исследования определяется набор объектов для шкалирования, устанавливается набор шкал  

Окончание табл. 2

   
Техника репертуарных решеток Келли (ТРР) Теоретическое основание –– изучение индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Конструкты имеют форму биполярных понятий (например, белый-черный и т. д.) Конструкт-это «личностное образование», это истолкование, которое накладывается на реальность. Информативны прежде всего сами названия этих конструктов и их смысл Шкалы и количество вопросов (заданий) –– устанавливаются в зависимости от целей обследования (исследования) или выделяются в ходе проведения исследования Процедура обработки: 1)выявить объекты и конструкты; 2)провести оценивание выявленных объектов по соответствующим конструктам; 3)создать матрицы оценок, обработать ее с целью получения ряда показателей, характеризующих диагностируемый феномен. Особое внимание следует обратить на то, что целью является не столько сравнение оценок испытуемого с нормативными данными, сколько реконструкция индивидуальной системы смысловых единиц, обобщений, противопоставлений, лежащих в основе объективного отношения к себе и окружающим, выявление уникальных, непохожих на групповые, конструктов



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.