Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Согласование определений и приложений




Определение + определяемое слово с приложением
Определяемое слово (слова) Определение (определения) Пример
Существительное с неодуше­вленным приложением Согласуется по родовому понятию Ядовитый гриб бледная поганка
Существитель­ное с одушев­ленным приложением Согласуется по ближайшему слову Известный лексикограф Ефремова. Лексикограф Ефремова, известная трудами по словообразованию
2, 3, 4 + определение + определяемое слово-существи­тельное
Определяемое слово (слова) Определение (определения) Пример
Существительное муж. и ср. рода Род. п. мн. ч. Два новыхдома. Три близких друга

 

  Им. п. мн. ч., определение стоит перед 2, 3, 4 + существительное Новые два дома. Близкие три друга
Существитель­ное жен. рода Им. п. мн. ч. Две большие квартиры
Определение + определяемые слова — однородные члены предложения, выраженные существительными
Определяемое слово (слова) Определение (определения) Пример
Определение относится к каждому из определяемых слов Мн. ч. Талантливыеисполнитель и композитор
Однородные существительные соединены разделительным союзом (или, ли­бо), определение на­ходится пе­ред однородными членами Ед. ч. по форме ближайшего из однородных членов Купить новое платье или брюки
Два определения + определяемое слово
Определяемое слово (слова) Определение (определения) Пример
Ед. ч. Определения соединены разделительным или противительным союзом (или, либо, но) Высшее или среднее учебное заведение
Определения — местоимения или порядковые числительные Между первым и вторым этажом. Этот и тот берег
Мн. ч. Определения стоят после определяемого слова Между домами,новым и старым, посадили цветы
Определения обозначают неоднородные признаки одного явления или признаки разных явлений Цифровая и магнитофонная записи

147.* Раскрывая скобки, выберите форму согласования определения со следующими существительными: общего рода; имеющими при себе приложение; зависящими от числительных два, три, четыре.

1. Возле станции (открылось — открылась) (диетическое — диетическая) кафе-столовая. 2. Два (решетчатых — решетчатые) окошечка были затянуты марлей. 3. Карта мира радикально изменилась (за последнее полстолетие — за последние полстолетия). 4. Три (высокие — высоких) горы окружали долину. 5. Трудно поверить, что этот тихий, скромный мальчик, сидящий в углу, (такой — такая) непоседа. 6. (Первые — первых) два места в таблице занимают два клуба, (набравшие — набравших) равное количество очков. 7. Две (третьи — третьих) премии и два (почетных — почетные) диплома, (полученные — полученных) учениками музыкального класса, составляют предмет законной гордости всего коллектива училища. 8. О тропическом цветке виктории-регии, (нежном и красивом — нежной и красивой), мы узнали из недавней телевизионной передачи. 9. В (захваченном — захваченной) на всякий случай (старом — старой) плащ-палатке было очень удобно. 10. Две (столовые — столовых) и три (прачечные — прачечных) построены в новом микрорайоне.

148.* Раскрывая скобки, поставьте существительное при двух или нескольких определениях в нужный падеж и число. Укажите, возможны ли вариантные формы.

1. На факультете работают уже не один год археологический и краеведческий (кружок). 2. То на северной, то на западной (трибуна) раздавались громкие аплодисменты. 3. Экономическое и культурное (сотрудничество) между нашими странами непрерывно крепнет и развивается. 4. Советские спортсмены завоевали первое и второе (место) в спринте. 5. Многое меняется в системе и методах преподавания в средней и высшей (школа). 6. Докладчик подчеркнул полную противоположность, несовместимость пролетарского и буржуазного (мировоззрение). 7. Как с научной, так и с практической (точка) зрения было бы полезно объединить усилия наших коллективов. 8. В первом квартале нового года машиностроительная и легкая (промышленность) выполнили план на 100,3 процента. 9. Они встретились в перерыве между первой и второй (смена). 10. Лифт остановился между четвертым и пятым (этаж). 11. Эти культуры хорошо растут на песчаной или глинистой (почва). 12. Мой друг с увлечением изучает русскую и зарубежную (литература). 13. Юность писателя пришлась на конец XIX и начало XX (век).

УПОТРЕБЛЕНИЕ
ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Нарушения норм употребления однородных членов предложения

При употреблении однородных членов могут быть допущены следующие ошибки

Тип ошибки Пример Корректная конструкция
Соединение в однородном ряду полной и краткой формы прилагательных (причастий) Она умная и красива Она умнаяи красивая
Соединение в однородном ряду существительного и инфинитива Он любит театр и читать Он любит театр и чтение
Соединение в однородном ряду обстоятельства, выраженного существительным, и деепричастного оборота Экологические проблемы должны решаться в полном объеме и рассматривая Землю как целостную открытую систему Экологические проблемы должны решаться в полном объеме, при этом Землю следует рассматривать как це­лостную откры­тую систему
Соединение в однородном ряду причастного или деепричастного оборота и придаточного предложения Мы шли по тропинке, усыпанной листьямии которая была мокрой от дождя Мы шли по тропинке, усыпанной листьямии мокрой от дождя
Соединение в однородном ряду логически несоединимых понятий Губернатор живо интересовался проблемами дворов и старушек Губернатор живо интересовался проблемами жителей села
Соединение в однородном ряду скрещивающихся понятий Среди участников парада были ветераны и москвичи Среди участников парада были ветераны-москвичи
Соединение в однородном ряду родовых и видовых понятий Он посетил Францию, Грецию, стра­ны Европы и Ла­тинской Америки Он посетил страны Европы и Латинской Америки
Соединение в однородном ряду слов, управляющих разными формами падежей при общем дополнении Изучение и увлечение литературой занимало все время. Изучение литературы и увлечение ею занимало все время
Пропуск предлога Он любил ходить в театры, музеи, концерты Он любил ходить в театры, в музеи, на концерты
Смешение компонентов сопоставительных союзов Он не только не расстроился, сколькообрадовался Он не только не расстроился, но иобрадовался

149. Объясните ошибки в сочетаниях однородных членов; сделайте стилистическую правку.

1. Некоторые из очерков в меньшей степени связаны с конкретными моделями исследований операций, а посвящены изложению общих элементов современных математических теорий. 2. В магазине не всегда удается приобрести автомобильную раму, головку блока цилиндров, клиновой ремень для комбайна, калий и другие минеральные удобрения. 3. Из номера в номер газета рас­сказывает не только об успехах, но и откровенно говорит о тех трудностях, которые могут помешать работе. 4. На остановке сто­яли мужчины и женщины с детьми. 5. Завод приглашает на посто­янную работу мастера по переработке овощей и одиноких рабочих мужчин и женщин. 6. В работу надо как можно больше включать людей и лошадей, которые бы управлялись с уборкой картофеля. 7. Любящие свою работу и стремясь ее хорошо выполнить, строители добились высоких производственных показателей. 8. На обратном пути друзья снова заезжали в Тарасовку, где проводили время в нескончаемых беседах, разговорах и воспоминаниях. 9. У борта теплохода стояла группа русских и грузин. 10. Были заготовлены тонны варенья из лепестков розы, ежевики и зеленого ореха. 11. Автобус имеет высокие подножки и низкие динамические показатели. 12. На выставке дизайна женщины примеряли с удовольствием юбки, шляпы и сумочки. 13. В Германии запрещалась пропаганда фашизма, нацизма, идеи тоталитарной власти. 14. Как нефть, так и рыба — это вещь, в которую не надо вкладывать деньги, она сама растет. 15. Целесообразны подвесные покрытия, прикрепленные к винтам и которые позволяют перекрывать большие пролеты. 16. В качестве материала для монтажных плит могут использоваться как материалы, нашедшие применение в технике печатного монтажа, а также и такие материалы, как керамика, бериллий и изолированные металлы. 17. Орошение проводилось и в период начала появления метелок, и кончая наливом зерна в три приема.

150. В данном упражнении вы встретите несколько типов стилистических ошибок в предложениях с однородными членами. Отметьте цифрой (1) логические ошибки и цифрой (2) нарушения грамматических форм. Исправьте предложения.

1. Это была мощная, хоть и моральная поддержка. 2. Фирма предложит публике еще один проект специально разработанной французской линии парфюма для сильных мужчин, а также женщин, подверженных астрологическому влиянию. 3. С осторожностью назначают это лекарство пожилым людям, больным эпилепсией, бронхиальной астмой, аллергическими заболеваниями. 4. Мы можем вспомнить и отдать дань тем, кто стал жертвой борьбы. 5. Одним словом, доставляй и дальше огромное наслаждение и удовлетворение нам, своим читателям. 6. Город пополнится новыми образовательными учреждениями, такими, как Пушкинский лицей, молодежный театр и пожарный колледж. 7. Муж часто выпивал и гонял ее с ребенком. 8. После осмотра места происшествия выяснилось, что в подвале находилось два трупа, орудия убийства, вещи некой гражданки Н., а также устойчивый запах газа. 9. Для переговоров избрали английский язык, самый понятный среди всех участников выставки. 10. Теперь каждый пассажир сможет получить ответы на интересующие вопросы, похвалить или предъявить свои претензии железнодорожникам по этому телефону. 11. А на Пушкинском празднике поэзии обыкновенная чиновничья рутина — президиум, доклады, пяток заезжих поэтов да еще художественная самодеятельность. 12. Пусть ученые и политологи ломают головы над составом правительства в гордом одиночестве. 13. Здесь были построены не только доменные печи новейшего образца. Но и впервые в России началось производство рельсов. 14. На мальцевских предприятиях были созданы не только первые отечественные паровые машины, но и первые русские пароходы. 15. Однако это никак не отразилось на всенародной любви к ней и прессе. 16. Таким образом, пособие может быть эффективно использовано при подготовке не только к устному, но ко всем формам проведения экзаменов.

151. Найдите ошибки и недочеты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.

1. Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей. 2. Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему. 3. Везде: на улицах, площадях, парках и садах — ощущается близость весны. 4. Режиссер опирался и развивал в своей работе систему Станиславского. 5. Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям. 6. А.С.Грибоедов не только был выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом. 7. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и тепло домашнего очага. 8. Атмо­сферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи. 9. Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством. 10. По этому роману созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли. 11. Москва — город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им. 12. Эта пьеса современна и злободневная. 13. Я не столько против дождя, сколько грязи. 14. Алексея удивляли ее глаза, скромность и доверчивость. 15. Для полного счастья мне не хватает хорошей учебы, дисциплины и дедушки. 16. У Марины стройная фигура и бодрое настроение. 17. Добрыня прекрасно играет на гуслях и в шахматы. 18. Когда хозяин был пьян, он бил посуду и мальчика. 19. Чехов высмеивал тех, кто были хамелеонами и тщеславными. 20. Не было слышно веселых ребячьих голосов и ярких стенгазет. 21. Меня разбирали любопытство и радость. 22. Софья, чтобы досадить и оскорбить Чацкого, распускает о нем сплетни. 23. В стихах Пушкина звучит уверенность и любовь к будущему России. 24. Автор говорит не только о ее внешней красоте, а о внутренней. 25. Я хотел бы завести собаку для интереса и чтобы было весело. 26. Я не люблю болеть и горчичники. 27. Я не люблю скуки и когда ругают. 28. В повести «Капитанская дочка» Пушкин показал людей с разными характерами, но которые знают, что такое честь. 29. Теперь Пугачев был царь, а не тот бродяга, встретившийся Петру во время бурана и которого Петр отблагодарил стаканом вина. 30. Гуляя с утра до вечера и если не заниматься, экзамена не сдашь. 31. Лишь в шестидесятые годы мы смогли прочитать и насладиться романом Булгакова «Мастер и Маргарита». 32. Слова Чехова звучат не с усмешкой, а с гордо поднятой головой. 33. Пушкин — национальный поэт, и мы не можем не любить и не восхищаться им.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ
И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ

Ошибки в употреблении причастных оборотов

Тип ошибки Пример Корректная конструкция
Образование несуществующей формы причастия Мы посетим выставку, откроющуюся завтра Мы посетим выставку, которая откроется завтра
Неудачный порядок слов в предложении, при котором возникает двусмысленность Это один из заводов по производству фо­тоаппаратов, выпускающих камеры для многих фирм Это один из заводов по производству фотоаппаратов и видеокамер
Нарушение порядка расположения причастного оборота и определяемого слова У него было взволнованное лицо от радости У него было лицо, взволнованное от радости
Употребление причастия в форме условного наклонения (с частицей бы) Он, имеющий бы высшее образование, мог претендовать на высокооплачиваемую работу Он, имеющийвыс­шее образование, мог претендовать на высокооплачиваемую работу

152. Выделите причастия в пародии В.Ардова «Суконный язык». Исправьте текст. Обоснуйте свою правку.

Лица, ходящие по траве, вырастающей за определяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающиеся к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющими ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

153. Найдите ошибки и недочеты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения и обоснуйте свою правку.

1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделенной любви. 2. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки. 3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас. 4. Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей. 5. Этой пятерке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни. 6. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой. 7. Сол­нечный луч освещал падающие листья с деревьев. 8. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз. 9. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится. 10. Проявленная инициатива мастером помогла быстро справиться с аварией. 11. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав. 12. Нам надо выяснить причины отставания недавно преуспевающей бригады. 13. Приспособления, применяющиеся ранее, были весьма ненадежными в эксплуатации. 14. Большую часть языка составляет обще­употребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими. 15. Казалось, мы находимся не на электростанции, ежечасно пожиравшей сотни пыльного торфяного топлива, а в хирургическом кабинете. 16. Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из участников совещания не предложил. 17. В таком же положении находились жители прибрежных районов, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 18. Представитель администрации заявил, что зерна, могущего быть отправленным на элеватор, имеется свыше 40 тонн. 19. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию. 20. Краска на штукатурке пузырится, опаленная солнцем. 21. Смешанный дождь с сажей разводит смутную слякоть. 22. Островский показал в Катерине борющийся характер против отживших устоев.

154. Проанализируйте ошибки, допущенные при употреблении причастий и причастных оборотов; исправьте предложения.

1. Прочитанный курс лекций им не был издан, как это обычно практиковалось, поскольку освещенные вопросы на лекциях были достаточно полно изложены в незадолго до этого опубликованной книге. 2. Об этом шла речь на состоявшейся пресс-конференции. 3. Докладчик усиленно готовится к заседанию, состоящемуся через неделю. 4. Очень важно, чтобы рекламные фирмы настойчиво изучали и внедряли накопленный опыт известными производителями. 5. Не могущие устареть произведения композитора будут жить всегда, помогая людям мира найти общий язык. 6. Необходимо установить доску показателей, отражавшую бы ход соревнования пловцов. 7. Члены отряда МЧС мастерски овладели вверенной первоклассной техникой.

155. Найдите ошибки в согласовании определений, выраженных причастными оборотами. Дайте вариант правки.

1. Женщина, спасающая уточек и живущая порознь с ребенком, в раннем детстве отданном на воспитание бабушке, вызывает недоумение. 2. А я как раз и был таким ребенком, мечтающем о неповторимом путешествии. 3. Я женился на голосе этом, сжавшим сердце струною тугой. 4. В начале 1825 года с А.И.Яку­бовичем, находившемся в Петербурге в отпуске по болезни, познакомился П.А.Каратыгин. 5. Помета раскрывается как запись о событии, ставшим завершением и фактическим концом процесса декабристов. 6. Теперь, может быть, они понимали связь подвижнической жизни Гааза с евангельским стихом, начертанном на постаменте черного мрамора. 7. Эту частушку о чае мы припомнили неспроста, а в связи с фестивалем «Беседа», проходившем на Соборной площади во Владимире. 8. Они следовали шаг за шагом по пути, прокладываемом поэтом. 9. «Русский стиль» был создан по предложению москвичей. Конкретно — по предложению знаменитого СП «Диалог», практически первым в СССР освоившим компьютерный рынок и имеющим миллионные обороты. 10. Возможно, лубочная версия, рассказывающая о человеке, попавшем в чрево чудовища и чудесным образом спасшегося, соотносится с библейским мифом об Ионе, по велению бога Яхве оказавшегося в чреве огромной рыбы, находившегося там три дня и извергнутого после молитв и покаяния без повреждений на свет Божий.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Тип ошибки Пример Корректная конструкция
Образование несуществующей формы деепричастия Всадник ехал по дороге, глядев вперед Всадник ехал по дороге, глядявперед
Употребление просторечной формы деепричастия Сказавши это, он надолго замолчал Сказав это, он надолго замолчал
Действие, выраженное деепричастием, не относится к подлежащему Подъезжая к сией станции и глядя в окно на природу, у меня слетела шляпа (А.Чехов) Когдая подъезжал к сией станции и глядел в окно на природу, у меня слетела шляпа
Несоответствие грамматических времен деепричастия и глагола Художник работал над картиной много лет, так и не успев ее закончить Художник работал над картиной много лет, но так и не успел ее закончить
Употребление деепричастия в безличном предложении Гуляя по улице, мне нездоровилось Во время прогулки мне нездоровилось
Употребление деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, т.е. в тех предложениях, где подлежащее указывает не на субъект, а на объект действия Пролетая над городом, самолет был сбит Пролетавший над городом самолет был сбит
Нарушение смысловых отношений между глаголом-сказу­емым и деепричастием Подъезжая к дому, машина остановилась Подъехав к дому, машина остановилась

156. Найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения.

1. Читая «Грозу» А.Н.Островского, перед нами встают образы представителей «темного царства». 2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение. 3. Перечитывая пьесу М.Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды. 4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится. 5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника. 6. Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов. 7. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце. 8. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя. 9. Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины. 10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы. 11. Все изложенное в монографии очень важно, учитывая дефицит времени практического врача. 12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию. 13. Прочитав внимательно рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нем нет. 14. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями. 15. Пройдя несколько комнат, я был встречен самим графом. 16. Глуповцы были изумлены, услыхав мерный звон колокола. 17. Кучер, спавший и опершись на локоть, начал пятить лошадей. 18. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней. 19. Они вытаскивали больных на матрацах или взяв под мышки. 20. Бросившись в воду, мы на ходу скидывали с себя обувь и платье. 21. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой эффект в практической работе. 22. Затем отец назначается начальником цеха, работая в этой должности полтора года. 23. Следовало бы выяснить, кем принято незаконченное строительство объекта, нарушая тем самым правительственное постановление. 24. Он ушел, закончив ремонт и когда проверил работу двигателя. 25. Начав читать новую книгу, она затягивает меня и заставляет думать. 26. Убедившись в своей беспомощности, герою пришлось перерезать веревку. 27. Потеряв на войне мужа, у нее не было желания заводить новую семью.

157. Найдите примеры неправильного употребления в речи деепричастных оборотов. Дайте правильный вариант.

1. Лежа на печи тридцать лет и три года да по щучьему велению только в родных русских сказках дело делается. 2. Рассматривая данный вопрос, наша фракция пришла к выводу: не поддержать! 3. Несвоевременно проявив президентские амбиции, глава правительства отправлен в отставку. 4. Я думаю, покончив с этим законом, нам придется писать к нему пояснение. 5. Посмотрев на проблему ратификации в другой плоскости, к нам пришло удачное решение. 6. Фонд Сороса, рискуя капиталами и спасший многие российские предприятия, еще хранит надежду на стабилизацию нашей экономики. 7. Доехав до ближайшего светофора, у водителя внезапно заглох мотор. 8. Имея высшее образование, нам выдадут свидетельство об окончании специальной школы, готовящей частных детективов, на обучение в которой требуется не больше месяца. 9. Стоит отметить, что детективы, работающие в строгом согласии с законом, отнюдь не осуждают своих коллег, которые, рискуя лишиться лицензии, однако расширяют рамки своей деятельности. 10. Дополняя соответствующий теоретический курс того же автора, данное пособие также составлено с учетом всех требований школьной программы. 11. В словарь были включены историзмы и архаизмы, встречающиеся в произведениях писателей-классиков XIX века, затрудняя ученикам понимание текста. 12. Приобретая у нас сегодня карандаши, вам в подарок дарятся яркие краски. 13. В основу учебного курса положены принципы интенсивного обучения, помогая за 12 уроков существенно улучшить уровень вашего владения английским языком. 14. Многие сомневались, что вернувшийся из Испании футболист сможет демонстрировать такую же яркую игру, какую он показывал до отъезда, считая, что весь его потенциал вышел на скамейке испанского клуба. 15. Увидев четкую армейскую жизнь, у многих ребят изменилось отношение к армии. 16. Он предлагает Грушницкому отречься от клеветы, но тот, побоясь общественного мнения, не отказывается от своих слов. 17. Но встретившись с Ольгой, всякое желание рисковать жизнью у него отпало. 18. Булгаков работал над романом десять лет, так и не успев его отредактировать.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ
С ПРЯМОЙ И КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

Ошибки при употреблении сложных предложений
и предложений с косвенной речью

Тип ошибки Пример Корректная конструкция
Перегруженность придаточными предложениями При этом хорошо, если в комнате, где стоит компьютер или телевизор, есть аквариум или растения, которые поливают, что повышает влажность в помещении В комнате, в которой находится компьютер или телевизор, следует поставить аквариум или цветы, повышающие влажность
Использование разнотипных частей сложного предложения (в соподчиненных придаточных используется разный порядок слов) В статье сообщалось о том, что преступление раскрыто и что в суд передано дело В статье сообщалось о том, что преступление раскрыто и дело передано в суд
Неправильное употребление союзов и союзных слов. Неправомерный пропуск указательных слов или неуместная вставка Он увлекается тем же, что и раньше. Стилистический недочет состоит, что вы неуместно употребляете иноязычные слова Он увлекается тем же, чеми раньше. Стилистический недочет состоит в том, что вы неуместно употребляете иноязычные слова
Объединение в однородный ряд различных синтаксических элементов пре­дложения Наконец-то я прочитал книгу, которая сделала писателя скандально известным и вызвавшую всеобщий интерес Наконец-то я прочитал книгу, которая сделала писателя скандально из­вестным и вызвала всеобщий интерес
Смещение конструкции (конец предложения дается в ином синтаксическом плане, чем начало) Главное, о чем я хочу рассказать, это о трагических событиях в Чечне Главное, о чем я хочу рассказать, это трагические события в Чечне
Контаминация прямой и косвенной речи Она сказала, что я постараюсь сделать это завтра Она сказала, что постарается сделать это завтра

158. Найдите ошибки и недочеты в употреблении сложных предложений. Определите тип ошибки и исправьте предложения.

1. Врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что вполне вероятно, что в течение нескольких часов может наступить смерть. 2. Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников «холодной войны», которая должна быть проглочена. 3. Кто написал отчет о педагогической практике, нужно сдать его руководителю. 4. На заводе есть 20 автоматов для обработки шурупов, которые для работы на них требуют специальных приспособлений. 5. Мы стремимся к тому, чтобы война бы изжила себя. 6. В ряде случаев в эксплуатацию приняты здания без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъехать к ним. 7. Было высказано предположение, что не является ли это свидетельством слабости позиции администрации. 8. На заседании обсуждались вопросы дальнейшего расширения производства и нет ли возможности снизить себестоимость продукции. 9. М.Ю.Лермонтов пишет в своем стихотворении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно». 10. Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился. 11. В своей отповеди Онегин говорит Татьяне, что «я вас люблю любовью брата». 12. Каждый раз задаешь себе вопрос, что может ли быть две правды. 13. Соня долго размышляла, что будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы спасти бы жизнь детей. 14. Островский показал силу любви Ларисы и что с ней стало из-за золота. 15. Искали его три дня, но все напрасно, но потом нашли в степи без чувства. 16. Деревья сажают вдоль дорог, и снег не засыпает рельсы, и поезд идет спокойно. 17. Как только Троекуров велел позвать Шабашкина, и через минуту заседатель стоял перед барином. 18. Когда приходишь на бульвар, и смотришь, как тихо кружатся листья, и на душе становится радостно и тепло. 19. Он подал прошение генералу, чтобы дать ему роту солдат для освобождения Белогорской крепости. 20. Когда я заглянул в колодец, то он был очень глубокий. 21. Ребята глядели в окно и увидели фашистов, которое было заклеено крест-накрест. 22. Собака гуляла с тетей Варей, на которую был надет намордник. 23. К светскому обществу князь Андрей относится с презрением, в котором принужден бывать. 24. Пьеса «На дне» — это произведение, в которой содержится обвинение капитализму. 25. Он видит парк из тонких чахлых деревьев, в газете о котором писалось, что это великолепный сад. 26. Борис, дядя которого решает послать в Сибирь, приходит проститься с Катериной. 27. Он замучил сестру и мать, чтобы они в десятый раз выслушали его доклад. 28. Требуется то, чтобы все мы жили дружно. 29. Мне вспомнился поход и как мы пели у костра. 30. Писатель понял, что какой преданный друг у него есть. 31. Тарас сказал сыновьям, что завтра же едем в Запорожье. 32. Гринев любит Машу от чистого сердца, а Швабрин любит, чтобы замучить. 33. И это продолжалось до того, пока у разъяренного зверя не отнимали бочку. 34. На стене висит портрет, когда он был молодой. 35. Это подтверждают слова Тихона, когда он видит труп Катерины. 36. Воробьев, которые осторожно подлетают, особенно удивляют часы, которые стоят на врытом в землю столике. 37. Мцыри узнал о себе, что он не боится лишений, какой он смелый, какой обладает несокрушимой волей. 38. Подбородок у меня закругленный, после которого идет тонкая шея, которую каждый раз натирает белая рубашка.

159. Какие стилистические недочеты вы можете заметить в этих предложениях? Отметьте цифрами: (1) — перегруженность придаточными предложениями, (2) — отсутствие необходимого в письменной речи местоимения в главном предложении, (3) — контаминацию прямой и косвенной речи, (4) — необосно­ванную замену союза. Сделайте стилистическую правку.

1. Виктор работал на съемках российско-американской картины «Империя орлов», где и разбился. 2. И, конечно, нужно отметить, что сборной России, которая фактически представляла собой не в полном смысле сборную, а команду, которая состояла из отдельных игроков, не хватало сыгранности. 3. Единственное, в чем мы четко разобрались, так это в природе сенсаций, которые сотворила скромная команда Кипра. 4. Теперь же ей пришлось вести игру в условиях, когда уже соперник, оставшийся в меньшинстве, отступил к своим воротам. 5. В этой ситуации игра в Гранаде, которая должна была стать генеральной репетицией в том составе, который вышел и на матч с французами, превратилась в еще один просмотр кандидатов. 6. В выступлениях участников основной была мысль, что отношение властей к проблемам старшего поколения остается прежним. 7. Лучше срежьте корку лимона, которую и приложите к ладони. 8. А значит, исчезнет та самая доброжелательная атмосфера, за которой и отдают детей в частные школы. 9. И вообще, по мнению правительства, единственное, чего Думе удастся достичь такого рода запретами, — производить курево у нас станут в основном нелегально, а многие перейдут на самосад. 10. Велика вероятность того, что смена правительства ничего не изменит, и новый кабинет будет заниматься примерно тем же, что и предыдущие. 11. Во-первых, утверждает подполковник, первого января его машина так и не была объявлена в розыск. Во-вторых, после заявления об обнаружении пропавшего автомобиля никуда я его не отгонял.

160. Объясните характер ошибок в структуре сложных предложений (нагромождение придаточных, разнотипность частей, смещение конструкции, неправильный порядок слов и др.). Исправьте предложения.

1. С воодушевлением работают белорусские картофелеводы, чтобы вырастить и сдать в текущем году больше картофеля, чем в прошлом году, досрочно выполняются задания, поставленные перед ними. 2. Ученый, который сообщил нам эти данные, и оказавшийся поклонником статистических методов исследования, привел интересные цифры. 3. Кто нуждается в общежитии, ему следует обратиться к декану факультета. 4. Студенческие органы стремятся любыми способами повысить активность тех студентов, обучающихся в институте. 5. Новый порядок подведения итогов соревнования позволяет полнее вскрыть и использовать внутренние резервы и возможности каждого студента и преподавателя, дает прекрасные перспективы, чтобы намеченные задачи дальнейшего повышения эффективности обучения осуществлять уже в ближайшее будущее. 6. Просто трудно представить, что как трудно перевоплощается артист Яковенко в зависимости от того, кого ему приходится показывать на сцене. 7. Всем известно, что когда даже сильные студенты должны иметь запас времени перед экзаменом, тем более это необходимо слабым студентам, так как многие из них не сдают экзамены в срок и не могут этого сделать. 8. Статистические данные показывают картину, которая сложилась на нашем факультете, который занимает последнее место по успеваемости. 9. Это пренебрежение соединяется с чувством личного достоинства и здесь же желание, чтобы на него не смотрели как на героя лишь за то, что он трудится без рук, а трудится он наравне со всеми, и даже передовик.

ТЕСТ
по теме «Синтаксические нормы русского языка»*

Вариант 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 8717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.