Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сельское самоуправление в современной России




 

Система управления и хозяйствования в сельской местности в СССР функционировала на основе колхозно-совхозного строя. Формально колхозная собственность считалась не государственной, а коллективной. Органами местной власти были выборные районные и сельские советы депутатов трудящихся и их исполнительные комитеты. Однако на деле все решения по развитию сельскохозяйственного производства решались партийными органами. Подлинного самоуправления в сельской местности (как и в городской) не было.

После распада СССР в 90-х годах прошлого века в различных субъектах РФ сложились разные системы местного самоуправления в сельской местности, опирающиеся на одну из трех моделей (территориальную, поселенческую или двухуровневую), охарактеризованных в главе 1. В соответствии с этими моделями сложились следующие типы организации местного самоуправления на сельских территориях:

сельские административные районы, являющиеся муниципальными образованиями;

сельские административные районы, входящие в состав объединенного муниципального образования "город-район";

сельские административные районы, в которых функционируют территориальные органы государственной власти субъекта РФ;

сельские округа (волости, сельсоветы и т.п.) или отдельные крупные сельские населенные пункты, входящие в состав административных районов и являющиеся муниципальными образованиями. Статус этих территорий мало зависит от того, какой тип власти (местное самоуправление или государственная) существует на уровне района. Многие такие муниципальные образования существовали формально, не имели объектов муниципальной собственности, местных бюджетов и финансировались по сметам расходов;

сельские округа (волости, сельсоветы и т.п.), не являющиеся муниципальными образованиями. Как правило, на таких территориях действовали администрации, являющиеся территориальными органами районных администраций; их главы назначались главой администрации района. Финансирование деятельности территориальных администраций осуществлялось по сметам расходов;

сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями, входящие в состав сельских округов (волостей, сельсоветов) и не имеющие органов административного управления. Среди них необходимо особо выделить малочисленные (менее 100 жителей) населенные пункты и населенные пункты, находящиеся в удаленных или труднодоступных местностях. В них обычно избираются старосты и могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.

Очевидно, что возможности населения перечисленных сельских территорий при осуществлении местного самоуправления различаются весьма существенно. Наибольшая эффективность самоуправления и наибольшая степень ресурсной самообеспеченности достигается именно в малочисленных, удаленных и труднодоступных сельских населенных пунктах, однако на крайне низком, иногда примитивном уровне. Серьезной ошибкой при реформировании системы управления в сельской местности были попытки сселения сельских жителей из малочисленных населенных пунктов в крупные, пусть даже более благоустроенные. Опыт показал, что в этом случае начинался процесс крестьянской деквалификации, запустения плодородных земельных участков, разрушения личных подсобных хозяйств, невосполнимой потери природной связи сельского жителя с сельским ландшафтом и желания вести сельский образ жизни.

 

┌────────────────────────────────────────┐

│ Функции │

└───────────────────┬────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────────┐

│Обеспечение координации работы│ │ │Мобилизация сил и средств│

│субъекта РФ с сельскими├─┼─┤сельских территорий при│

│территориями, обмен информацией,│ │ │чрезвычайных ситуациях │

│передача решений органов власти│ │ └─────────────────────────────────┘

│субъекта РФ "вниз" и отчетов│ │ ┌─────────────────────────────────┐

│"вверх" │ ├─┤Участие в сборе налогов │

└─────────────────────────────────┘ │ └─────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────────┐

│Содействие в освоении сельской├─┼─┤Размещение территориальных│

│территории │ │ │структур органов государственного│

└─────────────────────────────────┘ │ │управления │

┌─────────────────────────────────┐ │ └─────────────────────────────────┘

│Содействие в организации│ │ ┌─────────────────────────────────┐

│государственных служб: почтовой,│ │ │Содействие государственному│

│санитарной, пожарной и др. ├─┼─┤регулированию различных сфер│

└─────────────────────────────────┘ │ │жизни сельского населения │

┌─────────────────────────────────┐ │ └─────────────────────────────────┘

│Содействие развитию│ │ ┌─────────────────────────────────┐

│территориального общественного├─┼─┤Организация рационального│

│самоуправления │ │ │землепользования │

└─────────────────────────────────┘ │ └─────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────────┐

│Обеспечение избирательных│ │ │Организация деятельности│

│кампаний и других мероприятий,├─┴─┤муниципальных предприятий и│

│организуемых органами│ │учреждений в сельских поселениях │

│государственной власти │ └─────────────────────────────────┘

└─────────────────────────────────┘

 

Рис. 10.2.2. Основные местные и государственные функции органов

местного самоуправления в сельской местности

 

Важное место в системе местного самоуправления в сельской местности занимают районные центры - города (особенно малые), рабочие поселки, крупные села. В них располагаются основные предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и объекты социальной инфраструктуры (школы, больницы, библиотеки, кинотеатры и т.п.). Они объединяют органы государственной власти субъектов РФ с сельским населением. Наличие городов и рабочих поселков на сельской территории требует учета эффекта урбанизации и оттока сельских кадров в другие отрасли народного хозяйства, часто с невозможностью обратной адаптации к сельскому труду. В этом случае важно обеспечить комплексное, пропорциональное развитие социальной сферы как районного центра, так и более мелких сельских населенных пунктов.

Органы местного самоуправления в сельской местности (в основном районного уровня) участвуют в осуществлении как местных, так и ряда важных государственных функций (рис. 10.2.2).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.