КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 2. 1. Отношения языка и мышления ученого не могут реализовываться следующим образом:
ТЕСТ 6
1. Отношения языка и мышления ученого не могут реализовываться следующим образом: 1) язык способен подключать пласты культуры к генерированию нового знания 2) язык не принимает участия в понимании предмета исследования 3) язык может препятствовать пониманию предмета исследования 4) язык способен усмирять хаотический поток мысли 5) язык нередко принимает участие в выстраивании «диалога» между исследователем и его предметом
2. Сюжет научного произведения: 1) чужеродное для научного стиля явление, придающее ему элементы художественного вымысла 2) призван приобщить читателя к поиску научной истины 3) фиксирует этапы получения нового знания 4) передает процессуальную суть научной мысли (ее развитие) 5) призван устранить нежелательные связи между фактами и их осмыслением ученым
3. Текстом научного произведения называется: 1) факты, отражающие наблюдение ученого за предметом исследования 2) мысли ученого, выраженные в виде записи 3) система мыслей ученого о предмете исследования 4) описание экспериментов, приборов, с помощью которых проводилось исследование 5) последовательность всех событий, едущая к получению нового знания
4. Метатекст научного произведения — это: 1) концепция научного произведения 2) пометки на полях и между строк 3) установление связей между фактами с целью получения нового знания 4) выведенные ученым закономерности из наблюдения фактов 5) система заголовков научного текста
5. Качеством научного произведения не может быть: 1) точность 2) убедительность 3) многозначность языка 4) логичность 5) аргументированность
6. Отметьте слова с приставкой ПРЕ:
1) пр__увеличение 2) пр__нижать 3) пр__возмочь 4) пр__кладывать 5) пр__зренный тип
7. Отметьте слова с приставкой на -3: 1) ра__жалобить 2) и__жарить 3) __дуть 4) ни__падать 5) бе__подобно
8. Отметьте слова с дефисным написанием: 1) пол__зарплаты 2) пол__Польши 3) пол__арбуза 4) пол__шестого 5) пол__лоджии
9. Отметьте предложения, где не допущена ошибка при употреблении однородных членов: 1) Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса. 2) В этом новом помещении можно будет устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, кинофильмы. 3) Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса. 4) Сведения об успехе или неудаче быстро разносились по всем фронтам. 5) Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие. 10. Отметьте слова, употребленные в переносном значении: 1) живая рыба 2) живой ребенок 3) высокие облака 4) высокий звук 5) высокая мысль
11. Отметьте, где допущена ошибка в синонимическом ряду: 1) конфуз, замешательство, стыд, смятение, смущение 2) катастрофа, крушение, авария 3) хлопотать, просить, покровительствовать, ходатайствовать 4) обыкновенный, обычный, рядовой, заурядный, ординарный, бездарный 5) подарок, дар, подношение, презент, гостинец 12. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи: 1) разговорному 2) художественному 3) газетно-публицистическому 4) официально-деловому 5) научному
«Всякое размножение связано с увеличением живой массы. Что представляет собой живая масса? Ёе главная составная часть - белок, первооснова живых образований, который наряду с нуклеиновыми кислотами является самым универсальным компонентом живой материи. Объясняется это прежде всего тем, что белки служат двигателями того бесчисленного множества химических реакций, которые лежат в основе всех явлений жизни. Сами по себе эти реакции протекали бы так медленно, что ни о какой жизни не могло быть и речи. В живой клетке они идут с огромной скоростью, благодаря наличию биологических катализаторов- ферментов. А все ферменты являются белками.»
13. Отметьте предложения с обособленными определениями, в которых необходимо поставить запятую: 1) Убаюканный сладкими надеждами__он крепко спал. 2) Паровозный гудок__долгий и назойливый__доносился издалека. 3) На спокойной поверхности воды отражались__мигающие на небе__звёзды. 4) Сплошь покрытое осенними тучами__небо отразилось в воде реки. 5) Море шумело__сожжённое лунным огнём.
14. Отметьте слова, орфоэпические варианты которых не имеют разных лексических значений: 1) броня 2) масличный 3) характерный 4) электрик 5) квартал 15. Найдите соответствия:
«КАК СДЕЛАТЬ СВОЮ РЕЧЬ УБЕДИТЕЛЬНОЙ»
«Уничтожьте мои желания, сотрите мои идеалы, покажите мне что-нибудь лучше – и я за вами пойду» Ф.М.Достоевский
Наша жизнь пронизана столкновениями потребностей и интересов вступающих в контакты личностей. Во время деловых переговоров, бесед с официальными лицами, диалогов в системах «учитель - обучаемый», «продавец - клиент», Если у вас есть амбиции, если вы хотите достичь большего, надо умело пользоваться коммуникативно-дипломатическими приёмами, уловками. Некоторые из них, самые основные, я представила в этой работе. Здесь рассматриваются как корректные методы и уловки, так и невербальные. У вас есть возможность не только ознакомиться с ними, но и использовать их в повседневной жизни (при устройстве на работу, при разговоре с начальством, в личной жизни…). Имеется очень много примеров, которые призваны помочь усвоить данный материал. Это мизерная часть того, что можно использовать.
Для того чтобы доказать собеседнику что-либо или переспорить оппонента, недостаточно одних лишь сильных аргументов, фактов. Какими бы убедительными они ни казались, без тактического обеспечения процесс убеждения может быть затруднён и неоправданно растянут во времени. Кроме общеизвестных тактических методов, к которым прибегают в любой дискуссии, необходимо запастись личным арсеналом приёмов. Среди них немало вполне корректных, ещё больше - стоящих на границе разрешённых и великое множество спекулятивных. Деловым людям, а также всем считающим себя воспитанными, современными (в хорошем смысле слова) полезно начать ознакомление с приёмами убеждения партнёра с первой категории. Одна из сильнейших уловок в споре – это внушение. Особенно велика его роль в устном споре. Если человек обладает громким, внушительным голосом, говорит спокойно, отчётливо, уверенно, авторитетно, имеет представительную внешность и манеры, он обладает при прочих равных условиях огромным преимуществом в споре. Если человек глубоко убеждён в том, о чём спорит, и умеет выразить эту непоколебимую твёрдость убеждённым тоном, манерой говорить и выражением лица, он обладает большей внушающей силой и тоже «действует» на противника, особенно такого, у которого этой убеждённости нет. Убедительный тон и манера часто убедительнее самого основательного довода.
а) Прямое убеждение
В психологии коммуникации убеждением называется метод воздействия на сознание личности через её собственное мышление. То есть человеку, до которого доведена некая информация, прямо или косвенно предлагается:
- осмыслить её; - критично подойдя к ней, отобрать существенное, истинное, отбросить ложное; - определённым образом систематизировать воспринятое; - выработать суждение, высказать либо оставить при себе оценку; Убеждение составляет основу переговорного процесса, дискуссии, полемики, спора любого уровня сложности и напряжённости. Мы обратим особое внимание на методы, обеспечивающие позитивный подход к партнёру. Поставив перед собой цель убедить собеседника, что-либо ему доказать, мы чаще всего сознательно или интуитивно нацеливаемся на психологическую установку. Установкой можно и нужно управлять, если стоит задача корректными методами убедить собеседника в чём-либо. Для этого существует немало приёмов. Кроме того приходится учитывать роль объективных факторов, ведь одни способствуют успеху, другие ведут к неудаче. В Москве уже началось воздействие установки на следующем витке: раз уж в Питере, с его строгостями, горячо и единодушно одобрили спектакль, в родных стенах - сам бог велел. Так, благодаря умело построенным тактическим уловкам, в репертуар «Современника» прочно вошёл весьма злободневный спектакль. Однако вернёмся к рассмотрению некоторых теоретических позиций, касающихся эффективности убеждающего воздействия. Прямое убеждение, по мнению психолога В. Шрамма, окажется действенным, если: - предлагаемая информация будет соответствовать потребностям личности, мотивам, нормам группового поведения, законам социума; - передаваемая информация будет соответствовать требованиям, предъявляемым к структуре и способу аргументации; - человеку будет показано направление движения к цели и он найдёт подтверждение правильности информации в самой жизни; - прямая аргументация будет умело сочетаться с другими типами воздействия (в том числе с элементами внушения, уловками и т.п.); - и, наконец, если информация будет представлена в доступной собеседнику форме, понятой и приемлемой как по содержанию, так и по стилю изложения. «Я снова почувствовал себя как пятиклассник, забывший слова национального гимна…» Квин Э. Не правда ли, каким простым могло бы быть общение в целом или убеждение собеседника в частности, если бы их участники умели раскладывать всё по полочкам, вскрывать доказательства слой за слоем? Не всякому это дано, но если такая возможность есть, целесообразно разговаривать и с союзником, и с оппонентом в подобном стиле, вместе с ними учиться извлекать выводы, пробовать, совершенствуя мастерство коммуникатора. Позитивный убеждающий подход может быть обеспечен не только в том случае, когда мы ободряем, хвалим собеседника, но и когда мы его критикуем, обвиняем в проступках, недоработках, проявлениях негативных черт характера (лени, расхлябанности, безответственности). Иными словами, он может быть направлен как на положительные, так и на отрицательные моменты в личности и деятельности субъекта. Не откладывая, покажем образцы ключевых фраз прямой аргументации, используемых при позитивном подходе. 1. Схема построения фраз для придания уверенности партнёру. - Ты сможешь это сделать, потому что, во-первых, ты обладаешь… во- вторых, от тебя зависит очень многое, в частности… в третьих, ты меня никогда не подводил и на кого же мне надеяться, как не на тебя! 2. Схема построения фраз, нацеленных на критику. - Я на вас рассчитывал в плане… и… Но ваша ошибка (бездействие, недоработка и т. п.) повлекли за собой первое… второе… третье… Вы сами сможете её исправить или примите помощь в лице… по пунктам?.. Общая схема выражения позитивных намерений может выглядеть так. Схема может быть использована и при подготовке к собеседованию при устройстве на работу. Обязательной является первая составляющая – входной пиетет. Второму блоку необходимо придать более официальную тональность, но выдать комплимент престижу фирмы, в которой вы хотели бы работать, нелишне. Заявка на свои позитивные намерения должна включать и краткое представление личных и деловых качеств, которые вы могли бы привнести в профессию. Этот пункт может выглядеть как экспромт, однако необходима его серьёзная предварительная подготовка. Можно набросать тезисы по следующей схеме. - работать в команде (сравнительно легко адаптируясь при изменениях в коллективе, без ложной скромности могу заявить о наличии организаторских способностей); - и т. п. Моими отличительными чертами являются самостоятельность, склонность к порядку, скрупулёзность выполнения заданий, оптимизм, способность к компромиссам и отзывчивость. Больше всего я ценю в людях честность и надёжность». Вот так может выглядеть перечень деловых и личных качеств, которые вы, согласно заявке, способны привнести в профессию, должность, на которую претендуете. Его необходимо знать назубок, чтобы оказаться по- настоящему убедительным в попытке убедить работодателя отдать предпочтение вашей кандидатуре. «Самые хитроумные доводы – воля того, кто сильнее». Л. Вовенарг.
б) Интенция (нацеленность)
Согласно психологическому словарю, данное слово обозначает направленность сознания, мышления, воображения на какой - либо объект. А в качестве вполне корректного приёма убеждения выступает, во-первых, сам процесс нацеливания собеседника на конкретный момент обсуждаемой проблемы; во-вторых, ссылки на неё, перевешивающие порой другие веские аргументы. Сложное (на первый взгляд) понятие требует простого подкрепления. У водителя во время поездки заглох мотор. Сам он не смог определить причину неисправности, машину кое- как дотащили до ремонтной мастерской. Подошёл мужичок, открыл капот, подумал, ударил молоточком - машина ожила. - Сколько с меня? - спросил владелец. - Сто рублей. - Почему так дорого? За один удар молотком сто рублей? Как я отчитаюсь перед бухгалтером? Мастер достал лист бумаги и написал: «Ударил молотком – 10 рублей. Знал куда – 90 рублей. Итого: 100 рублей». По свидетельству Клода Шеннона – одного из создателей математической теории информации, «Альберт Эйнштейн однажды сказал, что правильная постановка задачи важнее даже, чем её решение. Для нахождения приемлемого или оптимального решения задачи нужно знать, в чём она состоит. Как ни просто и прозрачно данное утверждение, чересчур многие специалисты в науке управления игнорируют очевидное. Миллионы долларов расходуются ежегодно на поиск элегантных и глубокомысленных ответов на неверно поставленные вопросы». А теперь - близкий и понятный нам пример чёткой постановки задачи (проявление интенции), выполняющей роль убеждения. Воспоминания известной актрисы Елены Юнгер, относящиеся к периоду работы под руководством режиссёра Николая Акимова. Актрисе поручили сыграть роль старой женщины – героини пьесы «Деревья умирают стоя». Работа продвигалась с большими трудностями из-за возрастных различий персонажа и исполнительницы. Невербальный рисунок роли - А попробуй представить, что ты – Иван Грозный. Этого было достаточно, чтобы исполнительница нашла опору, баланс доброты и силы, присущий старой женщине. Деловые люди делают ставку на интенцию, соблюдая принцип Послание «бьёт в цель», если в нём учитываются экономические, геополитические, национальные, поло – возрастные и даже сезонные факторы. Поэтому виртуозы общения и просто умные и наблюдательные люди изначально ищут индивидуальный подход к адресату передаваемой информации. Шеф – повар Илья Лазерсон (радио- рубрика «Скорая кулинарная помощь») дифференцирует свои рекомендации менее опытным кулинарам. Он дважды объяснял способы приготовления кляра, но для женского понимания сравнивал его консистенцию с рыночной сметаной, а для мужчин – с густотёртой масляной краской.
в) Компромисс
Когда цели определены, логично включать в убеждение партнёра уловки, отвечающие политике компромисса. Здесь мы представим самые важные, эффективно работающие на процесс убеждения партнёра. Поиск общей зоны решения осуществляют в форме свободных высказываний. Каждый имеет право предложить свою идею, план. Рихард Вагнер ни за что не соглашался с замыслом постановщика – появлением на сцене живых коней серой масти (их хотели взять из придворных конюшен, где животные проходили курсы дрессировки и были послушными). Вагнер же категорически настаивал на лошадях вороной масти. - Вы хотите опозорить меня! – топал он ногами на директора театра. – Я не допущу такого издевательства, пусть уж лучше моя опера никогда не будет поставлена в Вене, чем её будут играть с серыми конями! - Но ведь оперу подготовили, затратили средства… - пытался урезонить автора директор. - Меня это не касается! – упорствовал Вагнер. И тут вмешался дипломат фон Ринг. Он отвёл разбушевавшегося композитора в сторону и предложил использовать серых коней, выкрашенных в чёрный цвет. Вагнер с восторгом схватил его руку, прижал к сердцу с возгласом: Коней удалось выкрасить. Премьера состоялась. Последовательная политика взаимных договорённостей – сближение позиций – следующий шаг, если, на первый взгляд, явной общности не обнаружено. Классический пример: «вначале деньги – потом стулья». Приём «равноценной замены», включённый в косвенное внушение, от такого симбиоза лишь выигрывает: информация воспринимается собеседником благосклонно, хорошо запоминается. «Если вы считаете, что ремни безопасности неудобны, попробуйте растяжку для берцовой кости», - так ненавязчиво и остроумно можно сформулировать наказ автомобилисту. Неплохо работает для достижения компромисса приём «боковой тактики». Бывает, что оппоненты и выдвигаемые ими аргументы наступают единым фронтом. Тогда целесообразно выделить часть проблем, согласовать мнения по ним, затем постепенно переходить к следующим моментам. Рассказывают, будто в самом начале перестройки приснился Михаилу Сергеевичу Горбачёву вождь всех времён и народов товарищ И.В.Сталин и предложил свой план интенсификации политической и экономической жизни страны: Первое: расстрелять всех противников перестройки как врагов народа. Второе: расстрелять делегатов Первого съезда народных депутатов. Третье: выкрасить Кремль в зелёный цвет. - Почему в зелёный? – удивился Горбачёв. - Как я понимаю, у нас возникли разногласия только по третьему пункту программы… Приём «боковой тактики» удачно сочетается с уловкой «заронить идею» и используется при выраженном неравенстве партнёров (например, один из них профессионально сильнее либо пребывает в убеждении, что яйца курицу не учат). Тогда единственным способом донести идею до партнёра является невинная хитрость преподнесения информации, своеобразная ни к чему не обязывающая болтовня, а на самом деле – сообщение с подтекстом. - начав своё сообщение «издалека», с чего-то, имеющее отдалённое отношение к обсуждаемому вопросу; - с помощью создания искусственной паузы. Виртуозы переговоров тем и отличаются от остальных, что в напряжённой обстановке способны во имя заполнения паузы произносить блестящие, гладко отшлифованные речи… ни о чём. К уловке оттягивания возражения прибегают не уверенные в своей правоте, теряющиеся в присутствии высокого начальства и в атмосфере серьёзных переговоров люди. Приём также даёт временную передышку утомившимся, растерявшимся из-за психической напряжённости деловой беседы, сомневающимся не выдать своего отчаянного состояния невербальными сигналами: не суетиться, не жестикулировать сверх меры, не ускорять речь, не изменять тональность высказывания и т. п. Вернёмся к рассмотрению корректных приёмов убеждения партнёра.
г) Ссылка на удачные доводы партнёров – предоставление им инициативы.
Приём вписывается в известные тактические рекомендации «не доказывай лишнего», «переложи на другого бремя доказательств». Вполне лояльный приём, если учесть, как мало среди нас желающих принять ответственное решение, особенно в критической ситуации. В менее масштабных межличностных столкновениям применение приёма выглядит примерно так: - Подсудимый, почему вы отказываетесь от последнего слова?
д) Упреждающая аргументация – перехват инициативы.
В данном случае речь идёт не о самостоятельном тактическом приёме, а о лояльной уловке. Аргумент заменяется неким «вопросом на засыпку», отвечая на который оппонент с опозданием обнаруживает несостоятельность своих контрдоводов (ещё до того, как намеревается пустить их в ход). Пришёл к Фёдору его приятель, он же – давний должник. Помялся на пороге и начал: - Старик, я к тебе с просьбой… Фёдор, не будь дураком, сообразил, что за сим последует просьба дать ещё денег, и пустился на хитрость: - Вася, у меня к тебе такое предложение: что бы ты ни просил, я всё исполню, но у меня встречная просьба – сперва ты исполни мою, а потом я твою. Идёт? - Да друг сердечный. Ради тебя я на всё готов, - опрометчиво согласился Василий.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |