КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть 11 2 страница
Таблица 7
Инструкция обследуемым: «Возьмите бланк «Сложные ассоциации». Перед Вами на таблице сверху шесть пар слов под названием «Шифр». Каждая из этих пар слов находится в какой-то логической связи и отмечена буквой. Внизу 20 пар слов под номерами. Эти пары слов также находятся в какой-то логической связи. Необходимо к этим парам слов подобрать наиболее близкие к ним по аналогии (по ассоциации) пары слов из шифра.. Ставьте на своем листке номер каждой пары слов, а за ним букву соответствующей пары из шифра. Например, первая пара слов: испуг — бегство. Отношение между ними: испуг — причина, следствие — бегство. Этому соответствует в шифре: отравление — смерть. Значит, пишем N 1 и рядом букву Д и т. д. На задание дается 7 мин. Какие вопросы? Приготовились! Начали!» Через 7 мин подается команда «Стоп!». Упражнение 6. «КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ» Обследуемым предъявляется ряд однотипных логических задач. Исходными суждениями в этих задачах являются хорошо усвоенные отношения предметов по количественной величине. Нужно сделать умозаключение и определить отношение (больше — меньше) двух величин, вынесенных в знаменатель. определить, что больше — В или А? Ясно, что А больше В (это видно из того, что если А=9, то Б=1, если Б=1, то В=4. Следовательно: (А=9 больше В=4). Составляется несколько вариантов заданий по 18 задач (Табл. 8), которые^ представляются по 5 мин. Оценка выводится по таблице 9. Таблица 8
Таблица 9
Инструкция: «Всем предстоит решить 18 логических задач в течение 5 мин. Путем рассуждений нужно определить, больше или меньше величина в знаменателе, на основании сравнений двух численных отношений в числителе (показать и разъяснить пример на доске). Переходите от задачи к задаче по порядку их номеров. Главное — не делайте ошибок. Какие вопросы? Начали.... Стоп!» Упражнение 7. «ВОПРОШАЙКА» В качестве материала к игре можно использовать любую сюжетную картинку, имеющую проблемное содержание. Игра строится по-разному, в зависимости от возраста и обстоятельств. Младшим школьникам предлагается задавать взрослым вопросы обо всем, что он хочет узнать. Если взрослый не сможет ответить, то выигрывает ребенок. Подростки могут играть между собой. После того, как школьник спросил все, что мог, полезно попросить его составить небольшой рассказ по этой картинке. При этом следует обратить внимание, на какие вопросы ребенок дал ответы, а на какие нет. Отмечается также характер вопросов, склонность к стереотипам, четкость и т. д. Упражнение 8. «КЛЮЧ К НЕИЗВЕСТНОМУ» 1. Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т. п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства? 2. Детям подросткового возраста вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему: К какому виду явлений относится? Почему изменяется? Что влияет на него? Какие имеет свойства? и т. д. Представьте, что перед Вами изображение совершенно непонятного объекта. Какие вопросы Вы можете задать, чтобы понять, что это? Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом. Упражнение 9. «СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ» Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников это сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд. При этом можно использовать и их наглядное изображение. Для более старших детей понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость. Отметьте общее число правильных ответов, количество ошибок (сравнение по разным основаниям), соотношение отмеченных признаков сходства и различия, преобладающие признаки (внешние, функциональные, классо-родовые отношения и проч.); выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним. Упражнение 9. «ЧТО НОВОГО?» Для выявления скрытых, необычных свойств предметов необходимо преодолеть привычный взгляд на предмет, стереотип действия. Например, спичка не только горит и светится, но и уменьшается при этом в размере и весе, вода жидкая, но может при замерзании служить строительным материалом. Учащимся предлагается открыть необычные свойства самых обычных предметов: полиэтиленовых крышек, использованных стержней от шариковых ручек, гвоздей, пенопласта, мороженого и т. п. Отмечают наиболее оригинальные, многочисленные и разнообразные ответы. В конце можно устроить-дискуссию о правильности сделанных предложений. Упражнение 10. «ОШИБАЮЩИЙСЯ УЧИТЕЛЬ» Ведущий или один из участников делает умышленные ошибки при чтении, при доказательстве различных положений (в т. ч. и математических зависимостей). Остальная группа должна находиться в постоянной готовности находить и Исправлять ошибки, обосновывая при этом свою точку зрения. Для этого можно использовать целостные тексты. Тогда игра преобразуется в «Опечатку». Упражнение 11. «ОПЕЧАТКА» В тексте допущена опечатка — пропущено одно коротенькое слово. Из-за этого одно из предложений противоречит смыслу всего /текста. Найдите это предложение и исправьте опечатку. Например: «Многие знатные вельможи смирились с потерей своего влияния на государственные дела. Чтобы устранить всесильного министра, они устраивали заговоры, в которых были замешаны даже мать, жена и брат короля. Но Ришелье беспощадно подавлял сопротивление вельмож, заключал их в тюрьму и многих казнил. Некоторые знатные феодалы укрывались от гнева Ришелье в своих замках. Отсюда они давали отпор королевским чиновникам и войскам. Ришелье приказал срыть укрепленные замки дворян». (История средних веков. 6 кл. М., 1985). Эти упражнения направлены на развитие критичности мышления. Упражнение 12. «СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ» Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными (медведь упустил в озеро карандаш), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и введением новых объектов (мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере),-и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи (мальчик, тонкий как карандаш, стоял возле озера, которое ревело как медведь). В этой игре, как и в других, ведущему важно установить, а игрокам найти «золотую» середину между количеством и качеством ответов. Необходимо, с одной стороны, стимулировать большее число любых разнообразных ответов, с другой — поощрять оригинальные, творческие ответы. Обязательным условием эффективности этих игр является сопоставление и обсуждение игроками всех предложенных ответов и развернутое обоснование, почему именно тот или иной ответ им понравился или не понравился. Это задание направлено на установление связей, обобщение, создание целостных образов. Упражнение 13. «ПОИСК АНАЛОГОВ» Называется какой-либо предмет или явление, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т. е. других предметов, сходных с ним по различным существенным при- знакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства), «штопор» и вертолет (важные детали вращаются). Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов. Задание направлено на выделение свойств, умение классифицировать по признакам. Упражнение 14. «ПОИСК ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Называется какой-либо предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше других предметов противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам. Например, в данном случае могут быть названы: «сарай» (противоположность по размеру и степени комфорта): «поле» (открытое или закрытое пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т. д. Побеждает тот, кто указал наибольшее количество групп противоположных предметов, четко аргументировав при этом ответы. Задание направлено на сравнение предметов, поиск свойств предмета. Упражнение 15. «ПОИСК ПРЕДМЕТОВ ПО ЗАДАННЫМ ПРИЗНАКАМ» Ставится задача назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похожих на два-три предмета, приведенных в качестве иллюстрации. Например, говорится: «Назовите предметы которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций, наподобие двери (она и закрывает и открывает выход из помещения), выключателя (он и зажигает и гасит свет). Ответы могут быть банальными (водопроводный кран), могут быть более далекими (рука: и бьет и гладит). Побеждает тот, кто дал больше всех небанальных ответов. Задание позволяет легко находить аналогии между различными предметами и явлениями. Упражнение 16. «ПОИСК СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ» Задаются два предмета, например, «лопата» и «автомобиль». Надо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами.. Например, в данном случае это могут быть «экскаватор» (сходен с лопатой по функции, а с автомобилем входит в одну группу — транспортные средства), «рабочий» (он копает лопатой и одновременно является владельцем автомобиля). Допускается использование и двух-трех соединительных звеньев (лопата — тачка — прицеп — автомобиль). Особое внимание обращается на четкое обоснование и раскрытие содержания каждой связи между соседними элементами цепочки. Победитель тот, кто дал больше аргументированных вариантов решения. Задание позволяет легко устанавливать связи между предметами и явлениями. Упражнение 17. «ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО СЛОВА» Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время меткие решения. Задание учит классификации по свойствам. Упражнение 18. «СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТА» Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо перечислить как можно больше различных способов применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, ею же прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета. Задание развивает способность концентрации на предмете, умение открывать в нем неожиданные возможности. Упражнение 19. «ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ» Называется знакомый всем предмет или явление, например, «дырка». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. Побеждает тот, чье определение однозначно характеризует данный предмет, т. е. любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит. Задание учит четкости и стройности мышления, самостоятельности формулировок. Упражнение 20. «ВЫРАЖЕНИЕ МЫСЛИ ДРУГИМИ СЛОВАМИ» Берется несложная фраза, например, «нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов. Задание формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли. ЗАДАЧА1 «Девочка и мальчик пошли в магазин покупать альбом. Девочке при этом не хватило 1 копейки, а мальчику 29 копеек. Когда они сложили свои деньги, то их все равно не хватило. Сколько стоит альбом? Сколько денег было у мальчика и сколько у девочки? (У мальчика денег не было. У девочки было 28 копеек, а альбом стоил 29 копеек). Упражнение 21. «ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗМОЖНЫХ ПРИЧИН» Описывается какая-либо необычная ситуация, например: «вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными («забыл закрыть дверь», «залезли воры»), но не стоит отбрасывать и маловероятные («прилет марсиан»). Побеждает тот, кто назвал больше разнообразных причин. Задание направлено на широту мышления, всесторонний анализ. Упражнение 22. «ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРИЧИН» Задается некоторое событие, например: «Один человек вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого». Надо назвать как можно больше возможных причин этого, пользуясь заданным (или созданным совместно в группе) алгоритмом причин, исходить из того, что причины события могут находиться в субъекте действия, его объекте и в ситуации. Эта классификация сразу же задает поиск причин в трех различных направлениях. Кроме того, в каждом из этих случаев причины могут быть преднамеренными и непреднамеренными, постоянными или временными, ближайшими или отдаленными и т. д. Следует рассмотреть всевозможные пересечения этих различных классификаций и привести хотя бы по Одной причине каждого вида (если это возможно). Вначале этот алгоритм может быть задан на карточке (в виде таблицы с обозначенными строками и столбцами, но с пустыми клеточками или в виде классификационного дерева); постепенно он интериоризируется и станет надежно работающим внутренним приемом анализа любого явления, с которым знакомится учащийся. Задание направлено на формирование установки на всесторонний анализ ситуации. Упражнение 24. «ПЕРЕЧЕНЬ ЗАГЛАВИЙ К РАССКАЗУ» Берется небольшой рассказ или сообщение. К нему надо подобрать как можно больше заголовков, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными или формальными, т. е. по существу верными, но не схватывающими главное, или образными, яркими, эмоциональными. Приветствуются ответы любого типа. Задание позволяет легко выражать мысли одной фразой. Упражнение 25. «СОКРАЩЕНИЕ РАССКАЗА» Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ, аналогичный приведенному выше. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов. Задание предназначено для организованности и повышения четкости, умения отвлекаться от мелочей. Упражнение 26. «ПОСТРОЕНИЕ СООБЩЕНИЯ ПО АЛГОРИТМУ» Участники игры договариваются, что, рассказывая о каких-либо известных событиях, предлагаемых ведущим или выбранных им самим, будут четко придерживаться определенного общего для всех алгоритма. Алгоритму могут быть разными. Например, удобно пользоваться следующим: факт (что произошло) — причины, повод — сопутствующие события — аналогии и сравнения — последствия. Это значит, что о чем бы ни шла речь, рассказчик должен обязательно фиксировать все отмеченные моменты именно в этой последовательности. Можно использовать алгоритм Цицерона: «кто — что — чем — зачем — как — когда». Можно разработать свои. Не надо следовать слепо: иногда можно пропустить пункт («кто», «зачем» — если речь о стихийном бедствии). Задание дисциплинирует и углубляет мышление. Упражнение 27. «РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ» Среди других форм занятий и упражнений, развивающих мышление, следует отметить систему занятий, предложенную В. Н. Келасьевым (см.: Е. Н. Келасьев. Некоторые подходы к развитию гибкости мышления. В кн. Практическое мышление: функционирование и развитие. М 1990). Автором предлагается целостная система приемов по развитию гибкости мышления: /. Изменение привычных временных связей: 1. Прием отчленения одного из явлений от другого в привычном для человека временном ряду (например, представить гром без молнии и т. д. и описать, что это значит — «выстрел»). 2. Прием замены привычного временного порядка на прямо противоположный (обратный, например, гром — молния). 3. Прием редкого сокращения интервалов времени между некоторыми событиями (например, сократить период от рождения до смерти до одного дня и сочинить сюжет этого дня, описать диалог Аристотеля и Ньютона, человек настоящего и будущего). 4. Прием перемещения вдоль всей временной оси существования некоторого предмета (например, телевизор — его роль в настоящем, изменение в будущем, прототипы в прошлом). II. Изменение привычных пространственных связей: 1. Прием замены привычных пространственных связей на необычные (например, автомобиль — на/под — дорога — надо описать). 2. Прием совмещения различных объектов, обычно разъединенных в пространстве (травинка — авторучка, ягода — картина и пр.) 3. Прием разъединения обычно связанных в пространстве фактов (рыба без воды, магазин без денег). III. Изменение привычных связей общности: 1. Прием логического вычитания из объектов общностного признака (из объектов «земля» и «мяч» логически вычитывается признак «круглость» — плоская земля и что на ней происходит). 2. Прием усиления связей по общности (или действия) между первоначально разнородными объектами. Требуется довести их до взаимопревращения, найти пути сближения: «Дождь» и «ракета» — падают на землю. Разложить воду на кислород и водород — топливо для ракеты). 3. Прием замены привычных отношений на прямо противоположные (например: дым полезнее чистого воздуха).
IV. Изменение привычных связей преобразования действий: 1. Прием отчленения действий: лишение объекта возможности производить привычные действия, преобразования (автомобиль, который ничего не перевозит, груз, который ничего не весит, пища, которой не насыщаются). 2. Прием получения некоторого результата без привычного источника действий (дом построен без строителей, концерт без артистов). 3. Прием блокирования «ожидаемого результата в привычной структуре действия» (машина перевозит человека, но он остается на том же месте). 4. Прием изменения привычного направления действия (дым ядовит для человека, человек ядовит для дыма или холод прячется от человека). 5. Усиление некоторого свойства объекта в неограниченное число раз до необычных масштабов (автобус, который перевозит не 50, а 100000 человек). 6. Прием изменения основного свойства объекта в сторону усиления или ослабления. (Дом — палатка — шалаш — тент). 7. Прием составления сюжетов на основе заранее подобранных объектов: берется группа связанных предметов, роли раздаются участникам, которые должны разыграть сюжет, чтобы как можно ярче выразить их возможности (самолет, пассажир, стюардесса). 8. Прием формирования новых объектов из уже имеющихся (построить новый синтетический объект). Глава 4 КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТЕСТИРОВАНИЯ ШТУР Авторы ШТУР предложили свою специальную программу, предназначенную для улучшения результатов тестирования. Заниматься коррекцией вполне под силу как учителям в спецгруппах детей под руководством психолога, так и родителям детей (если позволяет образование) в домашней обстановке. Вариант 1 Для развития активного словаря предлагается проводить тренировки с помощью метода словесных ассоциаций по следующей схеме. 1 группа Выбор словесных ассоциаций не ограничивается. Экспериментатор называет слово, учащийся отвечает первой пришедшей в голову ассоциацией (можно называть существительные, глаголы, прилагательные). Например: стол — комната, качается, большой, пруд — рыба, кататься на лодке, глубокий.
2 Труппа Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное экспериментатором, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только нарицательные существительные. Например: стол — тарелка, пруд — вода.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |