Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кабинеты психологической разгрузки как одно из основных средств профилактики нервно-психического здоровья




Напряженный ритм жизни школьных работников, интенси­фикация их труда на фоне низкой двигательной активности порож­дает известный диссонанс между требованиями, предъявляемыми к интеллекту, эмоциональной сфере, и сравнительно малой физи­ческой нагрузкой. Работа нервной системы в подобном режиме часто ведет к повышенному напряжению, неумению расслабляться, выхо­дить из напряженного состояния, обретать психическое равновесие. В большинстве случаев у людей, подверженных «болезням века» — неврозам, гипертонии и ишемической болезни сердца, — можно фиксировать повышенную напряженность мышечной мускулатуры, утрату навыка к произвольному расслаблению мышц. Кроме того, интенсивное обучение некоторым предметам предъявляет опреде­ленные требования к снятию психического напряжения. Все это ставит перед психологической службой школы настоятельную зада­чу создания кабинета психологической разгрузки.,

Кабинет психологической разгрузки в школе работает в пяти режимах:

1. Психологическая разгрузка сотрудников и школьников пос­ле напряженной работы в конце рабочего (или учебного) дня или в специально отведенное для этого время.

2. Психологический настрой (мобилизация) тех сотрудников и школьников, которые с трудом включаются в напряженный ритм работы в начале рабочего дня, обучение навыкам мобилизации в стрессе (контрольная, экзамен и т. п.).

3. Снятие психологической нагрузки преподавателей и школь­ников в соответствии с курсом, назначенным психотерапевтом.

4. Психопрофилактическая работа с практически здоровым контингентом учителей и школьников (обучение методам релакса-

ции, медитации, аутогенной тренировки, навыкам бесконфликтно­го общения, тренинг общения и т. д.).

5. Обеспечение процесса интенсивного обучения, включая ме­тоды суггестопедии, релаксопедии, гипнопедии, а также использо­вание комнаты психологической разгрузки как базы для экспериментальной разработки новых методов обучения.

Вопрос о возможности и необходимости посещения сеансов психологической разгрузки решается сотрудниками психологической службы на основе данных психодиагностики, в зависимости от хара­ктера проводимого воздействия. Для индивидуальной работы отво­дится от 5 до 30 минут на одного человека, а на группу — 60 минут. При наличии в кабинете 12-15 мест его пропускная способность составляет 60-80 человек в смену, а курсовое лечение могут полу­чить одновременно до 200 человек, так как занятия проводятся 2-3 раза в неделю. При проведении занятий интенсивного обучения пропускная возможность кабинета снижается. Однако лица, прохо­дящие интенсивный курс, одновременно испытывают и психопро­филактическое воздействие.

В связи с этим кабинету психологической разгрузки предъяв­ляются определенные технические требования. Кабинет психологи­ческой разгрузки должен состоять из двух связанных между собой комнат. Первая комната одновременно является одним из рабочих кабинетов психологической службы. Сюда вынесена вся аппарату­ра, обслуживающая сеансы психотерапии и занятия интенсивного обучения. Кроме того, из операторской через специальное зеркаль­ное стекло с одной стороны можно проводить невключенное на­блюдение за поведением посетителей в психотерапевтическом зале. Психотерапевтический зал оборудуется 10-15 мягкими креслами (типа «Отдых») с высокими подголовниками и вмонтированными в них разъемами для подключения индивидуальных наушников. Площадь зала должна быть не менее 40 кв. м., потолки должны быть достаточно высокими, чтобы посетители не чувствовали себя в тесноте и чтобы в затемненном зале у них возникало чувство уединения.

Интерьер кабинета психологической разгрузки должен вызы­вать у посетителей положительные эмоции, оказывать благоприятное воздействие на организм человека. Поэтому шумоизолированные стены должны быть голубого или светло-зеленого цвета. В качестве строительного материала используют перфоплиты или акустическую штукатурку, в качестве декоративной отделки может применяться

кожезаменитель, дермантин и другие материалы, с помощью кото­рых можно создать уют, положительно влияющий на настроение человека.

Психотерапевтический зал также должен быть оборудован автоматической системой затемнения окон, экраном, обрамленным цветомузыкальным устройством, акустическими колонками, аппа­ратами для ионизации, увлажнения и кондиционирования воздуха, большим аквариумом с подсветкой и техническими средствами управления состоянием человека (ТСУС), предложенными С. М. Зориным.

ТСУС, являясь главной частью управляемой цветозвуковой среды, представляет собой полифункциональную систему для реа­лизации специфических аудиовизуальных воздействий с целью управления вниманием, релаксацией, активизацией, а также для снижения уровня антисуггестивных барьеров. ТСУС имеет следую­щие функциональные блоки:

1. Установка управляемого цветового климата. Она имеет вид рамы из алюминиевого сплава П-образного профиля, расположен­ной по периметру комнаты у потолка. Пять групп ламп накалива­ния, смонтированные в этой раме, позволяют осуществлять управление яркостью и спектральным составом освещаемой аудито­рии. Все светильники направлены в потолок, чтобы обеспечивать мягкий, рассеянный свет в зале; освещение психотерапевтического зала может изменяться как вручную оператором, так и автоматичес­ки, по заранее разработанной для каждого вида воздействия программе.

2. Светодинамическая система. В отличие от установки управ­ляемого цветового климата, изменяющего лишь яркость и цвет­ность освещения помещения, она позволяет осуществить на экране синтез управляемых параметров светодинамических символов. Эти символы, изменяя по желанию оператора или по заданной программе свои очертания, цвет, яркость, насыщенность, скорость и направленность движения, могут соединяться в сложные, разви­вающиеся во времени динамические композиции, имеющие много­плановое применение.

Все управление психотерапевтическим сеансом осуществляется из операторской комнаты, где на стеллажах расположены стереомагнитйфоны с микшерским пультом, диа- и кинопроекторы, обеспечивающие с помощью специально подобранных слайдов, кинозарисовок и музыки эмоционально-эстетическое воздействие на человека:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.