Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административные меры нетарифного регулирования




Административные меры нетарифного регулирования.

К административным мерам нетарифного регулирования относят различные запреты, практику лицензирования и квотирования.

 

Завуалированные

Рис. 5

 

Административные меры нетарифного регулирования появились в первой половине ХХ века. Известно, например, что уже в 30-е годы во Франции существовала достаточно развернутая классификация лицензий. В настоящее время процедура применения административных инструментов гораздо проще, чем порядок введения и изменения таможенных пошлин и других экономических инструментов. Административные меры обычно применяются, когда экономические инструменты недостаточно эффективны. Отдавая отчет в том, что применение экономических инструментов не всегда уместно или возможно, международные организации допускают применение административных мер. Такая лояльность привела к тому, что практика применения административных ограничений достаточно обширна и их недооценка чревата для экспортера серьезными неприятностями. В целом ряде случаев административные ограничения касаются экспортеров и в своей стране. При использовании административных ограничений импорта особенно важно предусмотреть разработку системы мер контролирующих и стимулирующих процесс достижения целей их применения. Если вводимые меры не будут иметь комплексный, взаимосвязанный характер, их введение может только навредить стране.

Из используемых административных мер эмбарго – наиболее жесткая торгово-политическая мера нетарифного характера, признанная международной практикой. Широкий резонанс в последнее время получили запреты на ввоз в Российскую Федерацию мяса из Польши, а также грузинского и молдавского вин. Россия, как активный член международного торгово-политического сообщества, использует подобные ограничения и на основе конвенциальных решений и решений авторитетных международных организаций, таких как ООН.

Запреты на ввоз товарной продукции в Российскую Федерацию подразделяются на открытые и завуалированные. Открытые или прямые запреты могут быть временными (до выполнения определенных требований), как в случае с Польшей или Молдавией или постоянными. Примером постоянного открытого запрета может служить ввоз на территорию Российской Федерации печатной продукции, кино-, фото-, аудио- и видео материалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни. В случае введения завуалированных запретов запрет констатируется как результат невыполнения определенных требований. Можно говорить, что чем более явную форму имеет запрет, тем больше политических оснований для его введения.

Лицензирование – метод государственного регулирования экспортно-импортных операций, осуществляемый на основе выдачи полномочным государственным органом соответствующего разрешения (лицензии). Порядок применения лицензирования внешнеторговых операций в России определен Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и другими федеральным законами и правовыми актами. В России существует федеральный банк данных выданных лицензий, порядок формирования и ведения которого определяется Правительством РФ.

Единый механизм лицензирования внешнеторговой деятельности в России был введен постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. №854 «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации». Основным органом исполнительной власти, ответственным за выдачу лицензий является Министерство экономического развития и торговли РФ.

Автоматическое лицензирование в российской практике применяется с 1998 г. Привлекательность автоматических лицензий заключается в том, импортер (экспортер), подавая заявку на лицензию, автоматически получает ее без дополнительных разрешений и согласований.

Неавтоматическое лицензирование предусматривает получение лицензий на экспорт (импорт) при соблюдении дополнительных требований (например, получение согласования на ввоз/вывоз товаров в контролирующем органе - соответствующем министерстве, ведомстве и т.п.).

Квотирование – количественное ограничение размеров импорта/экспорта с помощью так называемых глобальных (нераспределенных), индивидуальных (распределенных), сезонных, тарифных и других видов ограничений (квот). Оно используется для обеспечения сбалансированного развития внешней торговли и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, защиты внутреннего рынка и выполнения международных обязательств. Квотирование является механизмом успешного ведения торговых переговоров, позволяющим достигать взаимовыгодных договоренностей.

Необходимо отметить, что, несмотря на то, что по большинству существующих классификаций квотирование относят к нетарифным ограничениям, применение квот по законам спроса и предложения оказывает влияние на конечные цены и объемы импортируемых (экспортируемых) товаров. В этом проявляется их взаимосвязь с экономическим механизмом.

Технические барьеры в системе нетарифных ограничений.

Применение технических барьеров (требований) распространяется на отдельные категории товаров, пересекающих таможенную границу. В соответствии с современной внешнеторговой практикой национальная система технических ограничений должна быть тесно увязана с международными стандартами. Основным международным документом, регулирующим применение технических барьеров, является Соглашение по техническим барьерам и торговле в рамках ВТО. Несмотря на то, что за национальными государствами закреплено право самостоятельно определять степень и порядок защиты жизни своих граждан, животных, растений или окружающей среды на своей территории, считается недопустимым, чтобы их действия в сфере установления технических барьеров препятствовали выработанным правилам международной торговли.

Технические меры, используемые в России, включают разрешительную систему, которая осуществляется через контроль государственных органов, например, предоставление к таможенному оформлению документов отдельных министерств и ведомств, при ввозе радиоэлектронных средств, культурных ценностей, оружия и боеприпасов невоенного назначения и других товаров.

Особое место в системе мер государственного контроля над импортом занимают, так называемые, специальные требования, которые призваны обеспечить всесторонний контроль качества ввозимой продукции. В данную категорию входят меры по сертификации товаров, ветеринарный, санитарный и фитосанитарный контроль, требования экологического характера.

Технические меры нетарифного регулирования в РФ

Рис. 6

 

Под техническими условиями следует понимать требования к соответствующей упаковке, маркировке, заполнению инструкций на русском языке, а также возможность проведения различного рода экспертиз таможенными и специально аккредитованными лабораториями.

В контексте международных дискуссий по проблемам интеллектуальной собственности, промышленного шпионажа и т.д. особое место в системе технических НТО занимают мероприятия по защите прав интеллектуальной собственности. Российское законодательство об объектах интеллектуальной собственности (ОИС) содержит четыре самостоятельных института: авторское право, патентное право, законодательство об индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) и законодательство о нетрадиционных объектах интеллектуальной собственности. Учитывая характер дискуссий и требований при присоединении России к ВТО, стремление нашей страны к интеграции в мировую экономику, следует ожидать особого внимания власти к проблемам регулирования перемещения через российскую границу ОИС и совершенствования действующего механизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.