Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По виду применяемого шасси




Классификация инженерной техники по назначению

Рисунок 4.1. Классификация средств инженерного вооружения

По своему боевому предназначению МИВ подразделяются на:

- механизации земляных работ,

- преодоления разрушений,

- преодоления препятствий,

- преодоления водных преград,

- ведения инженерной разведки,

- устройства минно-взрывных заграждений,

- преодоления минно-взрывных заграждений,

- обеспечения войск водой,

- общего назначения.

Машины для механизации земляных работ применяются при фортификационном оборудовании позиций, рубежей, районов, занимаемых войсками, районов развертывания пунктов управления. Они состоят на вооружении в подразделениях инженерно-позиционных и оборудования пунктов управления.

К этой группе относятся траншейные (БТМ-З, ТМК-2), котлованные (МДК-2М, МДК-З), универсальные (ПЗМ-2) машины, одноковшовые экскаваторы (ЭОВ-4421), бульдозеры (БКТ-РКП) и навесное оборудование на танки и тягачи.

Траншейные машины предназначены для отрывки траншей, укрытий и ходов сообщения при инженерном оборудовании позиций войск и пунктов управления.

Траншейные машины БТМ-З и ТМК-2 отрывают траншей основного (глубиной 1,1 м) и полного (глубиной 1,5 м) профилей, разрабатывается грунт роторными рабочими органами, снабженными разрабатывающими грунт элементами. Рабочие органы приводятся в движение от двигателя базовой машины через механическую трансмиссию. Получение замедленных (рабочих) скоростей в этих машинах достигается с помощью ходоуменьшителя механического (БТМ-3) или гидрообъемного (ТМК-2) типа. Скорость отрывания траншеи изменяется соответственно ступенчато или бесступенчато в определенных пределах в зависимости от категории грунта. Траншейная машина ТМК-2 приспособлена для разработки траншей в мерзлых грунтах сразу на полную глубину или с послойной отрывкой, когда силы тяги колесного движителя недостаточно для отрывки траншей полного профиля.

Котлованные машины предназначены для подготовки котлованов и укрытий для боевой и специальной техники при инженерном оборудовании позиций войск и пунктов управления. В котлованных машинах МДК-2М и МДК-З применен один тип рабочего органа - фреза поперечного копания, которая в сочетании с роторным метателем и плугами формирует необходимый профиль котлована. Базой котлованных машин служат гусеничные тягачи АТ-Т и МТ-Т, которые имеют достаточную мощность по двигателю и усилие по сцеплению, необходимые для подачи фрезерного рабочего органа на заданную глубину. Производительность МДК-З при отрывке котлованов составляет 500 м/ч, а МДК-2М 300 м/ч.

Универсальные землеройные машины отрывают котлованы и траншеи. К ним относятся землеройная машина ПЗМ-2. Она имеет цепной рабочий орган, метатель и бульдозер такой комплект оборудования позволяет выполнить весь комплекс земляных работ, производимых при оборудовании позиций войск.

Цепной рабочий орган и метатель имеют два режима работы – отрывка траншей или котлованов. Во время отрывки котлованов рабочий орган совершает кроме продольного, поперечное перемещение (качание) на устанавливаемую величину (до 3,5 м), а метатель устанавливается на дальний выброс грунта. Машиной могут отрываться траншеи в мерзлом грунте. Для увеличения силы тяги в этом случае используется дополнительное оборудование машины, содержащее гидромеханическую лебедку и анкер, устанавливаемый в предварительно отрытой в грунте щели.

Одноковшовые экскаваторы наиболее распространённые землеройные машины, предназначены для разработки грунта и перемещения его в отвал или для погрузки в транспортные средства. Одноковшовыми экскаваторами разрабатываются грунты 1-4 категории, разрыхленные мерзлые грунты и скальные породы. Для обеспечения работы в различных условиях экскаваторы снабжены ковшами различной вместимости и формы узкие, широкие, трапециевидные. Применяются с гидромолотами и другим оборудованием.

Рабочий орган одноковшового экскаватора позволяет отрывать траншеи, котлованы, а также осуществлять обсыпку сооружений. Основными моделями войсковых одноковшовых экскаваторов являются экскаваторы Э-305БВ и ЭОВ-4421. Для привода рабочего органа имеется автономный двигатель, размещенный на поворотной платформе экскаватора. Эти экскаваторы смонтированы на одной и той же базе (КрАЗ - 255), однако производительность экскаватора ЭОВ-4421 в два раза больше чем (Э-305 БВ). Это связано в основном из-за увеличения вместительности ковша, гидрофикации рабочего оборудования и повышением устойчивости экскаватора во время работы. Рабочее оборудование экскаватора ЭОВ-4421 установлено на обвязочной раме.

Машины для преодоления разрушений. К этой группе машин относятся инженерные машины разграждения (ИМР, ИМР-2, ИМР-2М, ИМР) и путепрокладчики (БАТ-М, БАТ-2, ПКТ-2). Основное их предназначение это преодоление завалов и разрушений, подготовка и содержание путей движения войск. Эти машины состоят на вооружении в подразделениях разграждения, инженерно-саперных и инженерно-дорожных.

Инженерные машины разграждения (ИМР, ИМР-2, ИМР-2М, ИМР) предназначены для проделывания проходов в разрушениях, расчистки завалов при инженерном обеспечении боевых действий войск на зараженной местности. Для выполнения данных задач инженерные машины разграждения имеют комплекс оборудования и приспособлений позволяющий выполнять всевозможные задачи без выхода экипажа из машин.

Универсальный бульдозер позволяющий разгребать массу завала, засыпать воронки и траншеи.

Стрела, с манипулятором позволяющая вытаскивать отдельные блоки, бревна, валуны из завалов и разрушений скребок – рыхлитель в отдельных случаях применяется для проделывания проходов в завалах и разрушениях удлиненный заряд разминирования применяется для проделывания проходов в минных полях взрывным способом.

Колейный минный трал предназначен для преодоления минных полей.

Путепрокладчики (БАТ-М, БАТ-2, ПКТ-2) предназначены для прокладывания колонных путей, подготовки и содержания путей движения войск, устройства проходов через рвы, овраги, воронки, траншеи, расчистки завалов. Рабочим оборудованием является универсальный бульдозер и кран (кроме ПКТ-2, у которого имеется только универсальный бульдозер). Перечисленные путепрокладчики БАТ-М, БАТ-2, ПКТ-2 являются высокопроизводительной, надежной техникой. Но наиболее современный это БАТ-2, который по основным техническим показателям (производительность, скорость движения, маневренность, эргономичность и др.) превосходит другие путепрокладчики.

Машины для преодоления препятствий. По тактическому предназначению или по условиям боевого применения - различают на мосты боевого обеспечения, возводимые непосредственно на поле боя (механизированные мосты на базе танка) и мосты, возводимые на войсковых путях для пропуска через преграды боевой и другой техники, двигающейся в походном порядке (механизированные мосты на колесной базе, мостостроительные установки и средства).

Комплект мостостроительных средств (КМС-Э), установка строительства мостов (УСМ) для механизации строительства деревянных, низководных мостов на свайных или рамных опорах, через водные преграды и суходолы.

Мостостроительная установка УСМ способна осуществлять забивку, опиловку свай и укладку пролетного строения на возведенные опоры с общим темпом строительства моста до 15 м/ч, как на суходоле, так и на суше. Комплект мостостроительных средств КМС-э в большей степени приспособлен для постройки низководного моста через водные преграды. Забивка и отстройка свай осуществляется со сваебойно-обстроечного парома, смонтированного на четырех понтонах, попарно соединенных между собой. Укладка пролетного строения осуществляется автокраном или с помощью парома с домкратами. Механизированные мосты предназначены для устройства мостовых переходов через каналы, узкие реки, овраги и др. препятствия. Они состоят из конструкций разборных мостов и специальных машин, транспортирующих и устанавливающих на преграду и снимающих с нее эти конструкции.

Механизированные мосты на базе танков МТУ-20, МТУ-72, МТУ-90 и МТ-55 применяются в боевых порядках войск и обеспечивают пропуск боевой техники под их прикрытием в ходе боя. Все операции по установке и снятию мостовой конструкции механизированы. В механизированных мостах МТУ-20 и МТ-55 применены выдвижная и опрокидная схемы установки мостовой конструкции на преграду.

Машины для преодоления водных преград применяются при оборудовании десантных, паромных и мостовых перепрев, имеются на вооружении в переправочно-десантных и понтонных подразделениях. К этой группе инженерных машин относятся плавающие транспортеры, самоходные паромы и понтонные парки.

Плавающие транспортеры предназначены для переправы через водные преграды артиллерийских систем, колесных и гусеничных тягачей, бронетранспортеров, автомобилей, личного состава и различных грузов.

Плавающие транспортеры ПТС-М и ПТС-2 имеют высокие водоходные качества и обеспечивают десантную переправу артиллерийских систем, колесных и гусеничных тягачей, бронетранспортеров, автомобилей, личного состава, а с плавающим прицепом на крюке - артиллерийских систем с тягачами.

Самоходные паромы предназначены для паромной переправы танков, самоходных артиллерийских установок и танков с минными тралами при форсировании водных преград. Самоходные паромы имеют различные конструктивные и компоновочные схемы. Например, самоходный паром ГСП образуется из двух полупаромов, которые стыкуются между собой и раскрывают свои понтоны и для переправы на воде. Паромно-мостовая машина имеет два понтона, расположенных в транспортном положении один над другим. Перед входом в воду они развертываются. ПМП представляет собой самоходный парк на базе КрАЗ-255 грузоподъемность каждого звена 20 т., за несколько минут могут образовывать паромы большой грузоподъемности или наплавной мост. В этом случае для сопряжения наплавной части моста с берегом применяется береговая мостовая машина, также стыковать наплавные части мостов возводимых их парка ПМП и паромно-мостовых машин ПММ-2.

Понтонные парки предназначены для оборудования мостовых и паромных переправ, к основным понтонным паркам относятся понтонно-мостовой парк ПМП и самоходный паром. В комплект парка ПМП входят речные и береговые звенья, выстилки и буксирно-моторные катера БМК-Т, БМК-150. Перевозятся на автомобилях КрАЗ - 255, оборудованных специальными платформами и оснасткой 32 речных и 4 береговых звена составляющие комплект ПМП позволяют наводить наплавные мосты грузоподъемностью 20 и 60 т. длинной соответственно 382 и 227 м.

Более современный паромный парк ПП-91 включает 32 речных звена повышенной грузоподъемности, 4 береговых звена измененной конструкции и снабженные гидравлическими подъемниками аппарелей, а так же 8-ю моторными звеньями МЗ-235 выполняющими роль катеров и паромов, что позволило повысить маневренность и скорость наводки мостов. Из парка ПП-91 могут наводиться наплавные мосты 60 т (268 м), 90 т (165м.) и 120 т (141м).

Понтонный мост из парка СПП собирается из паромно-мостовых машин ПММ с использованием береговых звеньев парка.

Машины для ведения инженерной разведки применяются в подразделениях инженерной разведки, инженерно-дорожных и понтонных подразделениях. Они предназначены для сбора разведывательной информации о местности, её инженерном оборудовании и проходимости. К этой группе машин относятся инженерная разведывательная машина (ИРМ), дорожный индукционный миноискатель(ДИМ), а также другая техника оснащенная комплектом встроенных или выносных приборов разведки.

Инженерная разведывательная машина (ИРМ), является высоко проходимой техникой на базе БМП, которая выполняет широкие функции при ведении разведки. Например, на ней смонтирован миноискатель, инженерный эхолот, авиагоризонт, навигационная аппаратура ТНА-3, дозиметр, перископ, приборы наблюдения. Кроме того, для разведки отдаленных объектов и местности инженерным разведывательным дозором из состава экипажа на машине имеются саперный дальномер ДСП-30, переносные миноискатели, ручной пенетрометр, комплект разведки мостов и комплект разминирования, ручной ледоруб и другие приборы.

Дорожный миноискатель представляет собой автомобиль, на котором смонтировано специальное оборудование, обеспечивающее поиск мин и обозначение (маркировку) разведанной полосы. Его применение дает возможность вести инженерную разведку местности с темпом до 20 км/ч.

Машины для устройства минно-взрывных заграждений предназначены для механизированной установки в грунт, снег или на поверхность окончательно снаряженных противотанковых, противодесантных, противопехотных мин и приведения их в боевую готовность. К ним относятся минные раскладчики, минные заградители, представляющие собой либо специальные машины, имеющие базовые шасси и рабочее оборудование, либо навесные или прицепные механизмы это ПМЗ-4, ГМЗ-3.

Прицепной минный заградитель ПМЗ-4 является прицепным средством минирования, позволяющим устанавливать противотанковые и противопехотные минные поля и минные поля в управляемом варианте. Как правило, применяется в ПОЗ полка.

Гусеничный минный заградитель ГМЗ-3 самоходное средство минирования, предназначенное для установки противотанковых минных полей. Как правило, применяется в подвижном отряде заграждения (ПОЗ) дивизии.

В современной войне все большее значение уделяется дистанционному минированию, специальные кассетные боеприпасы имеются на вооружении в артиллерийских, ракетных, авиационных частях. В инженерных частях также применяются кассетные мины, которые устанавливаются при помощи (ПКМ) переносных комплектов минирования и (УМЗ) универсальных минных заградителей.

Универсальный минный заградитель УМЗ представляет собой базовый автомобиль ЗИЛ-131, на котором смонтировано специальное оборудование позволяющее, устанавливать противотанковые, противопехотные, а также и смешанные минные поля в короткие сроки. На данном заградителе применяются кассетные мины, которые при помощи порохового заряда отстреливаются и разбрасываются на указанном участке минирования. К машинам данной группы относится и вертолетное оборудование для минирования местности с воздуха (ВСМ).

Машины для преодоления минно-взрывных заграждений применяют в ходе боя в целях проделывания проходов в минных полях, эта группа машин включает колейные тралы, установки разминирования и другие средства.

Колейные минные тралы представляют собой навесное оборудование, которое устанавливается на танки и БМП и применяется для разведки и преодоления, минных полей. Наиболее широко применяется катковоножевые трал КМТ-5М, КМТ-7 и ножевые КТМ-6, КМТ-8, КМТ-10 тралы. При необходимости колейные проходы уширяются взрывным способом.

Бронированная машина разминирования БМР применяется для проделывания проходов в минных полях, разминирования путей движения войск и участков местности. Базой для БМР является танк Т-72 (БМР-3МА танк Т-90).

Установки разминирования УР-77,УР-83 применяются для проделывания проходов в минных полях взрывным способом. В качестве подрывного заряда применяется удлинённый заряд снаряженный пластичным ВВ, который подается на минное поле, а затем подрывается. Механизмы, обеспечивающие подачу их на минное поле и подрыв, размещаются либо на специальном шасси (УР-77 – МТЛБ-У), либо являются переносными (УР-83) и собираемыми непосредственно на пусковой позиции.

Машины для обеспечения войск водой применяются при добыче и очистке воды и оборудовании пунктов водоснабжения. Они различаются по конструкции и технологии применения: передвижные буровые установки (МШК-15, УДВ-15, ПБУ-50, ПБУ-200),автофильтровальные станции (МАФС-З, ВФС-2,5, ВФС-10) и опреснительные станции (ОПС), которые находятся в подразделениях полевого водоснабжения.

Передвижные буровые установки используют для добывания подземных вод в полевых условиях путем сооружения водозаборных скважин или шахтных колодцев. Привод буровых механизмов и рабочего оборудования, как правило, осуществляется от двигателя базового автомобиля. Прицепные и перевозные буровые установки неглубокого бурения (МШК-15, УДВ-15) имеют автономный двигатель. Данные средства позволяют добывать воду с глубины до 200 м.

Автофильтровальные станции предназначены для очистки, обезвреживания и обеззараживания воды в полевых условиях, для контроля качества воды в состав оборудования фильтровальных станций введены полевая химическая лаборатория и рентгенометр. В современных фильтровальных станциях очистка воды, удаление из воды радиоактивных и отравляющих веществ, бактериальных средств осуществляется в непрерывном рабочем цикле.

Опреснительные станции предназначены для опреснения морской соленой и горько-соленой воды путем её перегонки в полевых условиях. Они могут применяться и для дезактивации воды,

Машины общего назначения – войсковые автомобильные краны, лесопильные рамы, компрессоры, инженерные электростанции, окрасочные станции применяются при выполнении различных задач инженерного обеспечения. Необходимость в их применении возникает при возведении различных фортификационных сооружений, изготовлении дорожных и мостовых конструкций, маскировочном окрашивании техники и вооружения.

Современная инженерная техника характеризуется высокой производительностью, маневренностью и надежностью. Она обладает универсализацией (способностью машин выполнять разнообразные работы) и элементарной унификацией (приведшие к единой конструктивной форме), приспособлена к перевозке различными видами транспорта.

Кроме классификации машин инженерного вооружения по боевому предназначению деление инженерной техники возможно и по другим признакам.

Классификация МИВ

· боевому, предназначению

· по степени специализации производства:

специальные

типажные

шасси базовой машины

специализированные машины

машины индивидуальной компоновки

навесное и прицепное инженерное оборудование

· по ходовой части

на гусеничном ходу

на колесном ходу

· по приводу рабочего оборудования

механический

гидравлический

электрический

гидромеханический

электромеханический

По степени автоматизации производства машины инженерного вооружения делятся на специальные и типажные средства. В настоящее время существует три основных типа таких машин: грузоподъемные, дорожные и землеройные.

По применяемому шасси выделяются четыре основные группы машин инженерного вооружения.

а) Первая группа машины, создаваемые на базе танков, САУ, бронетранспортеров, колесных и гусеничных тягачей и войсковых автомобилей (инженерные машины разграждения, мостоукладчики, путепрокладчики, одноковшовые экскаваторы, механизированные мосты, автокраны). По конструкции шасси перечисленных машин существенно не отличаются от шасси базовой машины танка, тягача, автомобиля, но повышает уровень унификации и упрощает организацию производства машин.

б) Вторая группа специализированные машины, имеющие в своей основе колесные и гусеничные тягачи общего назначения. К машинам этой группы относятся бульдозеры и путепрокладчики на тягаче ИКТ, универсальные траншейно-котлованные машины на тракторе Т-155.

в) третья группа - машины индивидуальной компоновки (самоходные паромы, плавающие транспортеры, автогрейдеры) При их проектировании используются танковые узлы, но компоновка конструкция связующего элемента корпуса носит индивидуальный характер.

г) Четвертая группа - навесное и прицепное оборудование, к боевым и транспортным машинам войск (колейные минные тралы, навесное бульдозерное оборудование для самоокапывания, прицепные минные заградители).

По ходовой части различают машины инженерного вооружения, на гусеничном и колесном ходу. Имеются опытные образцы инженерных машин на воздушной подушке и с винтовыми видами движителей.

По типу привода рабочего оборудования имеются машины с механическим, гидравлическим, электрическим приводом, а также смешанным гидромеханическим, электромеханическим приводом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 3592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.