Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные образцы средств инженерного вооружения, состоящие на вооружении армий иностранных государств




Средства обеспечения мобильности

В армии США считают необходимым иметь три средства дистанционного обнаружения мин STAMIDS (Stand-off Mine Detection System): авиационную систему обнаружения минных полей ASTAMIDS, наземную – подвижный миноискатель GSTAMIDS и переносную – миноискатель HSTAMIDS.

Подвижный миноискатель GSTAMIDS разрабатывается фирмой «БАЕ системз» как основной компонент комплекса разминирования, в состав которого войдут командная машина и три дистанционно управляемых подвижных миноискателя. Командная машина – специальное бронированное колесное средство с аппаратурой управления миноискателями, прибором подтверждения обнаруживаемых мин, средствами их нейтрализации и удаления. Миноискатель оборудуется легким минным колейным катковым тралом и средством передачи данных оператору об обнаруженном минном поле.

Авиационная система обнаружения минных полей ASTAMIDS рассчитана на обнаружение и разведку минных полей противника, установленных дистанционно и в грунт, на планируемых маршрутах движения войск. В ходе длительных работ по созданию и отбору необходимой аппаратуры предполагается в качестве носителей использовать беспилотный летательный аппарат "Хантер" и вертолет общего назначения UH-60 "Блэк-хок". Первый должен быть задействован в боевой обстановке, второй – в тылу, при сплошном разминировании, включая проводимое в гуманитарных целях.

Последнее десятилетие в армиях ведущих зарубежных стран интенсивно ведутся работы по созданию минных тралов для решения новых задач - преодоления дистанционно установленных мин (в первую очередь на участках с твердым покрытием - на дорогах и взлетно-посадочных полосах аэродромов) и проведения сплошного разминирования. В результате были продемонстрированы новые конструктивные решения, которые прошли испытания, получили положительную оценку, начали поступать на вооружение и активно предлагаются на международном рынке оружия и военной техники.

Несмотря на имеющиеся у штатных средств взрывного разминирования недостатки, они продолжают совершенствоваться по следующим направлениям:

- создание сетчатых зарядов, подаваемых на заграждение пороховой ракетой (ракетами). Считается, что у такого заряда более равномерное распределение ударной волны и надежнее инициирование установленных в грунт мин;

- усовершенствование системы управления отстрелом заряда и его инициирования в целях повышения надежности действия безопасности и сокращения сроков предпусковых операций;

- комплексное применение с другими средствами траления (механическими и электромагнитными), взаимно дополняющими друг друга.

Одновременно продолжается поиск новых решений создания взрывных средств траления. Одним из направлений рассматривалось применение боеприпасов на основе ОДС. Длительные испытания, проводившиеся в США и Канаде, привели к выводу о нецелесообразности применения этого вида боеприпасов из-за недостаточной эффективности. Однако такие средства до настоящего времени имеются в армиях Израиля, Китая, разрабатывались в Канаде, Словакии и применялись при сплошном разминировании армией ЮАР. Исследуется возможность уничтожения мин, обнаруживаемых на маршрутах движения, малокалиберными (20-35 мм) боеприпасами из скорострельных пушек, оснащенных высокоточными приборами прицеливания. Это оружие планировалось использовать на одной машине, оснащенной и аппаратурой поиска мин, получив, таким образом, комплекс средств обнаружения и уничтожения мин на маршрутах (США, Великобритания, Германия).

На основе обобщения и анализа проводившихся исследований и разработок ряд зарубежных специалистов считает наиболее перспективным два новых направления работ:

-использование мощного микроволнового излучения (НРМ-High Power Microwaves), которое может быть эффективным для обычных мин и мин с электронным взрывателем (для частоты 1 ГГц получена пиковая выходная мощность 10 ГВт, которая, как считается, в ближайшее десятилетие может быть увеличена до 100 ГВт);

-генерирование мощных электрических направленных разрядов для дистанционного уничтожения мин;

-применение на ровной местности вибрационных катков (находится на начальном этапе исследований, требует разрешения ряда проблем, связанных с определением потребной мощности, защищенностью от взрыва мин оператора и рабочего оборудования).

Наряду с разработкой и совершенствованием механических и взрывных средств траления мин создана и отрабатывается электронная аппаратура подавления работы командных радиолиний управления взрывом (США, Великобритания).

Наиболее активные работы по совершенствованию средств траления мин ведутся в США, Великобритании, Германии, где задействованы государственные и частные исследовательские учреждения и промышленные фирмы.

В США разработка средств разминирования с 1997 г. ведется комплексно: по пяти направлениям, чтобы решить все виды задач, связанных с нейтрализацией и уничтожением мин:

- разминирование (проводится боевыми инженерными частями в целях преодоления минных заграждений и включает быстрое проделывание в них проходов);

- обезвреживание невзорвавшихся боеприпасов (предусматривает поиск, распознавание, оценку, обезвреживание, снятие или уничтожение боеприпасов). Выполняется специалистами мелких групп в мирное, военное время и в ходе невоенных операций;

- гуманитарное разминирование (включает снятие оставленных в районах боевых действием мин и других взрывоопасных предметов). Проводится в интересах государств, не располагающих собственными возможностями для выполнения этих работ;

- расчистка действующих полигонов - учебных и испытательных, необходимая для обеспечения их нормальной деятельности.

Оснащение армий зарубежных стран новыми видами оружия потребовало создания условий для обеспечения боевым машинам переправы через многочисленные водные рубежи и суходолы, так как имеющиеся средства неспособны в полной мере удовлетворить имеющиеся требования и нуждаются в совершенствовании или замене.

В связи с этим интенсивно проводится замена устаревшего переправочного имущества на усовершенствованные и вновь разрабатываемые образцы, способные более полно удовлетворять требования войск. В целом, наиболее важными тенденциями в области совершенствования переправочных средств являются:

- создание механизированных мостов и понтонных парков для обеспечения переправы через суходолы и водные преграды боевых машин первого эшелона (основных боевых танков и специальных машин на их базе);

- оснащение войск средствами переправы, рассчитанными под гусеничные нагрузки класса 70 (вместо старых средств, грузоподъемностью класса 60) и класса 96 для колесных нагрузок, что обусловлено увеличением массы боевых машин и потребностью безопасной переправы тяжелых колесных танковых транспортеров с основным боевым танком;

- увеличение длины мостовых пролетов, дающее возможность перекрывать более широкие (до 40 м) преграды (достигается применением новых конструктивных элементов, легких высокопрочных материалов и узлов соединения отдельных компонентов);

- максимальное использование средств механизации и автоматизации операции по сборке и наводке мостов (практически исключающих необходимость в тяжелом ручном труде), достигаемых за счет применения модульных конструкций, специальных транспортно-монтажных средств и электронной аппаратуры автоматического управления;

- стремление отработать универсальные компоненты (мостовые конструкции, их элементы и механизмы наводки), приспособленные к использованию с различными базовыми машинами и к комплектации в различных сочетаниях, сообразуясь с шириной подлежащих преодолению преград;

- начало поставок своим войскам и продажи за рубеж новых механизированных разборных мостов под нагрузки класса 70/96, на перекрытие которыми преград шириной до 40 м требуется не более 40 минут;

- продолжение укрепления и расширения межнациональной кооперации в вопросах разработки, производства и освоения новых переправочных средств.

Большое внимание в армиях зарубежных стран уделяется также развития инженерных машин разграждения, которые должны обеспечивать войскам высокую мобильность путем проделывания проходов в минных полях, расчистки каменных и лесных завалов, оборудования переходов через противотанковые рвы и устройства съездов на берегах водных преград.

В настоящее время в армиях ведущих стран находятся в разработке следующие инженерные машины разграждения.

США:

- инженерная машина разграждения “Гризли” – новое средство, разрабатывавшееся с учетом опыта войны против Ирака. Имел базу танка М1 “Абрамс”, оснащался минным ножевым тралом и экскаватором. Был близок к запуску в серийное производство, однако ассигнования на него не утверждены, поскольку решался вопрос о замене тяжелых формирований средними;

- плавающая инженерная машина LVTE-7А1 разрабатывается для инженерных частей морской пехоты, база - машина AAVP-7A1 (старое обозначение LVTP-7A1), оснащается тремя комплектами тяжелого заряда разминирования М59 (аналога армейского комплекта MICLIC) и электромагнитным тралом;

-штурмовая машина ABV (Assault Breaching Vehicle) разрабатывается морской пехотой для преодоления противодесентных заграждений, создается на базе компонентов машины армии “Гризли”, что может сократить ее готовность к принятию на вооружение.

Великобритания:

- саперный танк “Троуджен”, именовавшийся ранее FET (Future Engineers Tank) – универсальное средство, которое должно заменить машину AVRE, будет иметь базу танка “Челленджер”. В качестве рабочего оборудования будет бульдозерное, тральное, экскаваторное с набором сменного оснащения различного назначения, фашины и гибкое дорожное покрытие, а также мостовые конструкции комплекса переправочных средств BR90; на нем планируется монтировать и аппаратуру для поиска мин MINDER, предусматривается также возможность буксировки 1-2 прицепов с зарядом разминирования “Питон”;

- инженерная машина “Терьер” должна оборудоваться бульдозером или ковшом, минным тралом, фашинами и (или) гибким дорожным покрытием, стрелой с экскаваторным и другим сменным рабочим оборудованием, лебедкой и быть приспособлена к буксировке прицепа с зарядом разминирования или инженерным имуществом;

- семейство машин быстрого реагирования FRES (Future Rapid Effective System) для обеспечения действий средних бригад, выполняются на гусеничной базе и будут представлены универсальными инженерными машинами двух типов, мостоукладчиком, инженерной разведывательной машиной и самоходным минным заградителем;

Таким образом, из изложенного видно, что в армиях ведущих зарубежных стран вопросам развития средств обеспечения мобильности уделяется очень большое внимание. При этом основными направлениями при создании этих средств являются:

- создание средств поиска мин и минных полей (в том числе и дистанционных), действующих на новых физических принципах и обеспечивающих поиск металлических мин и мин с малой массой металла с высокой вероятностью;

- усовершенствование существующих и разработка новых (в том числе комплексных) средств траления (уничтожения) мин, способных проделывать проходы в минных полях (в том числе и установленных дистанционно) без снижения темпов продвижения войск;

- разработка переправочных средств (в первую очередь - механизированных мостов и танковых мостоукладчиков), которые могут, находясь в боевых порядках войск, обеспечить преодоление войсками водных и суходольных преград машинам первого эшелона с одновременным увеличением их класса грузоподъемности (до 70) и ширины преодолеваемой преграды;

- оснащение инженерных машин разграждения комплектом оборудования способного проделывать проходы в минных полях, производить расчистку каменных и лесных завалов, оборудовать переходы через противотанковые рвы и устраивать съезды на берегах водных преград.

Средства обеспечения контрмобильности

В области средств механизации минирования осуществляются мероприятия по следующим направлениям:

- совершенствование и развитие тактики комплексного применения средств дистанционного минирования;

- повышение точности доставки дистанционно устанавливаемых мин к месту установки заграждения реактивными и авиационными средствами за счет применения систем управления для неуправляемых реактивных снарядов и сбрасываемых (планирующих и моторных) кассетных установок (применение последних позволит выполнять точную доставку мин к цели без необходимости захода носителя в зону ПВО противника).

- в США продолжается производство компонентов наземного и вертолетного вариантов системы минирования М139 "Волкэно" и замена ими менее совершенных наземной системы GEMSS и вертолетной М56 (инженерные части тяжелых формирований оснащаются системой, выполненной на базе гусеничного транспортера М548, а легких формирований – на базе штатного 5-т грузового автомобиля М817).

Таким образом, в ведущих зарубежных странах проводятся работы по создания мин большой площади поражения различного способа установки и повышению эффективности применяемых средств механизации минирования, что позволит в дальнейшем более эффективно использовать инженерные заграждения при ведении мобильных боевых действий.

Средства обеспечения живучести

Современное состояние систем вооружения характеризуется значительным повышением эффективности средств поражения. Анализ НИОКР, проводимых в вооруженных силах ведущих зарубежных стран свидетельствует, что эта тенденция сохранится. В тоже время развитие средств поражения дало импульс совершенствованию средств защиты. По взглядам зарубежных военных специалистов в прогнозируемый период одним из наиболее эффективных средств обеспечения живучести в условиях применения высокоточного оружия будет являться маскировка.

В области фортификационного оборудования боевых позиций войск практически все ведущие зарубежные страны сосредоточили усилия на оснащении войск новыми средствами механизации земляных работ, которыми требовалось заменить давно устаревшие машины, основным недостатком которых являлись недопустимо низкая маневренность и сложности обеспечения запасными частями средств, производство которых было прекращено.

Кроме того, для разрабатываемых по требованиям войск машин характерно:

- оснащение боевых инженерных частей легкими землеройными машинами на колесной базе, обладающими высокими транспортными скоростями, что позволяет им двигаться совместно с общевойсковыми формированиями и быстро менять место работ;

- приспособленность машин к быстрым переброскам по воздуху самолетами и вертолетами;

- возможность оборудования некоторых машин комплектом навесной брони, что делает возможным их безопасную работу в передовых районах;

- стремление иметь машины многоцелевого назначения за счет создания наборов сменного рабочего оборудования и применения оборудования различного типа (наибольшее распространение получили машины, имеющие бульдозерное, ковшовое и экскаваторное оборудование).

В США работы по повышению эффективности средств фортификационного оборудования местности характеризуются следующими мероприятиями:

- оснащение боевых инженерных частей легких формирований универсальной инженерной машиной-экскаватором-погрузчиком SEE (Small Emplacement Excavator) немецкой разработки, выполненной на автомобиле высокой проходимости (имеет экскаваторное оборудование, грузовой ковш и набор механизированного инструмента: цепные пилы, буры и отбойные молотки);

- модернизация табельной универсальной инженерной машины М9 АСЕ на которой предусматривается: установка лебедки с тяговым усилием 15 т, оснащение отвала бульдозера зубьями рыхлителя, модернизация некоторых систем двигателя, устройство механизма автоматического регулирования натяжения гусениц, улучшение оснащения для преодоления водных преград;

- продолжение разработки быстроходной гусеничной машины DEUCE для легких формирований, которая должна заменить тихоходные гусеничные бульдозеры;

- разработка и испытания легкой универсальной инженерной машины МARTEN (Manpower Augmented Robotic - Capable Tractor Engineers), которая должна явиться дополнением к парку тяжелых бронированных и небронированных инженерных машин и существенно сократить необходимость выполнения вручную работ саперами в звене отделение-взвод; предусматривается непосредственное и дистанционное управление;

- продолжение работ, связанных с созданием семейства инженерных машин для оснащения инженерных подразделений средствами для выполнения широкого круга задач. В качестве основы рассматривается машина МARTEN, которую планируется оснастить дополнительным комплексом рабочего оборудования, что позволит выполнять более 20 различных инженерных задач;

В Германии проводятся следующие работы по развитию средств фортификационного оборудования местности:

- замена состоящих на вооружении с 50-х годов двух типов гусеничных бульдозеров мощностью 60 и 160 л. с. на одну многоцелевую гусеничную машину с набором сменного рабочего оборудования, основным является двухчелюстной ковш (для выполнения функций бульдозера, рыхлителя, грейдера, скрепера, погрузчика), который дополнен краном и лебедкой;

- оснащение инженерных подразделений легкой высокомобильной универсальной машиной "Унимог" с набором сменного рабочего оборудования, включая экскаваторное, бульдозерное и грузовой ковш;

- создание специализированной легкой многоцелевой землеройно-транспортной машины АS 6S для воздушно-десантных инженерных подразделениях и частей сил быстрого развертывания, которая может перебрасываться по воздуху, в том числе на наружной подвеске вертолета СН-53G;

- отработка унифицированных конструктивных элементов для ускоренного оборудования огневых, оборонительных позиций и полевых укрытий для личного состава.

Таким образом, в ведущих зарубежных странах основными направлениями развития средств обеспечения живучести являются:

В области маскировки:

- разработка принципиально новых технологий управления сигнатурами систем вооружения;

- совершенствование маскировочных покрытий в направлении создания легких, удобных в эксплуатации маскировочных систем, обеспечивающих эффективное противодействие современным и перспективным средствам разведки и системам высокоточного оружия;

- создание высокоэффективных радиопоглощающих материалов;

- улучшение маскировочных свойств лакокрасочных покрытий путем применения новых материалов и технологий;

- создание мультиспектральных дымовых средств;

- разработка средств имитации, воспроизводящих основные физические поля военных объектов позволяющих быстро создать ложную обстановку;

- создание мультиспектральных средств индивидуальной маскировки.

В области средств фортификационного оборудования местности:

- замена устаревшего парка машин на более совершенные образцы машин, разработанные гражданской промышленностью и наиболее полно отвечающие требованиям войск;

- оснащение боевых инженерных частей легкими землеройными машинами на колесной базе, обладающими высокими транспортными скоростями, что позволяет им двигаться совместно с общевойсковыми формированиями и быстро менять место работ;

- создание аэротранспортабельных машин с целью их быстрой переброски самолетами и вертолетами в заданные районы;

- оборудование некоторых машин комплектом навесной брони, что делает возможным их безопасную работу в передовых районах;

- разработка машины многоцелевого назначения за счет создания наборов сменного рабочего оборудования и применения оборудования различного типа (наибольшее распространение получили машины, имеющие бульдозерное, ковшовое и экскаваторное оборудование).

Средства общего назначения

Характерным для инженерных машин общего назначения (землеройных, дорожных, подъемно-транспортных и строительных средств), в том числе и перспективных, является:

- максимальное использование коммерческих образцов, достаточно полно удовлетворяющих требованиям войск или требующих минимальных конструктивных изменений, что должно способствовать удешевлению расходов на приобретение и эксплуатацию;

- оснащение легких войсковых формирований легкими инженерными машинами, приспособленными к доставке к местам применения воздушным транспортом, включая выброску на парашютах;

- разработка для ряда штатных машин комплектов навесной брони, что повысит защищенность их и операторов при работе в зоне боевых действий и с взрывоопасными предметами;

- продолжение сокращения типажа и моделей машин, изготовляемых различными фирмами в целях облегчения их эксплуатации, содержания и ремонта;

- стремление к максимальной унификации узлов, агрегатов, сменного рабочего оборудования и узлов его крепления на базовом средстве, что удешевит производство и облегчит эксплуатацию;

- оборудование некоторых видов машин аппаратурой дистанционного управления для работы на участках, опасных для человека (на местности, имеющей химическое или радиоактивное заражение, на пожарах, при обезвреживании невзорвавшихся боеприпасов);

- автоматизация земляных и дорожных работ (США) за счет оснащения землеройных и дорожных машин аппаратурой слежения за их действиями и местоположением;

- постепенный отказ от использования тихоходных гусеничных машин в пользу колесных, способных самостоятельно передвигаться на большие расстояния, не требуя специальных транспортных средств (исключением пока является оснащение американских инженерных частей легких формирований быстроходной гусеничной машиной DEUCE с резиновыми гусеницами).

Вопросы для контроля и самопроверки:

 

1. Проанализируйте отечественные средства инженерного вооружения и раскройте перспективы их развития (по группам).

2. Проанализируйте зарубежные средств инженерного вооружения и раскройте перспективы их развития (по группам).

3. Требования, предъявляемые к современной инженерной технике, основные направления ее развития.

4. Что такое средства мобильности?

5. Что такое средства контрмобильности?


Глава 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 3703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.