Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Калининград - 2008




Арунянц Г.Г., Калинина С.А., Петрикина Г.К., Ломакина Г.В.

 

Под редакцией д.т.н., проф. Арунянца Г.Г.

БАЗОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ

(Практикум, Часть 1)

Учебное пособие для студентов экономических

специальностей вузов

 

 

           
   
 
   
Информационные технологии обработки табличной информации на базе MS EXCEL
 
 

 


Издательство КГТУ

 

ББК

УДК 681.3.06

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра систем управления и вычислительной техники

Калининградского государственного технического университета (КГТУ)

Рудинский И.Д.,

доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры систем управления и вычислительной техники КГТУ

Балтийский институт экономики и финансов (БИЭФ)

Мнацаканян А.Г.,

доктор экономических наук, профессор, ректор БИЭФ

 

 

Арунянц Г.Г., Калинина С.А., Петрикина Г.К., Ломакина Г.В. Информационные технологии в экономике: практикум (Часть 1)/ Под редакцией Арунянца Г.Г.– Калининград: КГТУ. 2008.– 433 с.

 

 

Настоящее издание является первой частью Практического курса по использованию информационных технологий (ИТ) для решения широкого круга экономических задач. Книга состоит из двух разделов:

1. ИТ обработки текстовой информации на базе MS Word.

2. ИТ обработки табличной информации на базе MS Excel

Материал в каждом разделе представляется в форме занятий, оснащенных теоретической частью в объеме, необходимом для легкого понимания представленных проблем, примеров решения задач в рассматриваемой предметной области, контрольных вопросов для самоконтроля глубины проработки теоретического материала и вариантов контрольных заданий. Каждый раздел книги оснащен расширенным списком литературы для более глубокого изучения рассмотренных вопросов и контрольными тестами для проверки полученных знаний и навыков при работе с определенными информационными технологиями.

В книге освещены наиболее типичные ситуации, с которыми приходится сталкиваться пользователю-экономисту ежедневно, и варианты их решения с помощью базовых информационных технологий и, в частности, с помощью самой популярной программы электронных таблиц – Microsoft Excel.

Книга имеет выраженную учебную направленность, поэтому она будет полезна не только для студентов и преподавателей вузов по специальности «информационные системы в экономике», «прикладная информатика (по областям экономики)» и других экономических специальностей, связанных с информатикой. Она может быть полезной для специалистов-практиков в области экономики (бухгалтеров, экономистов, менеджеров, руководителей и др.), а также для всех интересующихся эффективными методами использования информационных технологий в экономике и желающих повысить свой уровень компьютерной грамотности.

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 


Главные трудности при решении различных задач в экономике, помимо дефицита ресурсов, определяются недостатком времени и информации. В настоящее время скорость и качество получения и обработки информации стали условием существования и прогресса различных отраслей народного хозяйства. Эту проблему нельзя решить без использования компьютеров и компьютерных технологий.

Развитие компьютерных технологий, прежде всего в области персональных компьютеров (ПК), связанное с существенным повышением производительности вычислительных средств при одновременном снижении их стоимости, повышении надежности, уменьшении габаритных размеров, привело к революционным изменениям в области обработки экономической информации. Этот процесс сопровождается изменением информационной культуры общества и содержания профессиональной деятельности для многих профессий.

Компьютерные технологии являются относительно новыми вообще и для экономистов, в частности. Многие из ныне работающих специалистов – экономистов не имели возможности получить соответствующую современным требованиям подготовку в области информационных технологий.

На сегодняшний день на рынке книжной продукции появилась масса изданий, представляющих собой сборники «надерганных» из разных источников «рецептов» правильной работы с компьютером.

Сориентироваться в этой информационной лавине разнородной литературы неспециалисту в области компьютерных технологий чрезвычайно сложно.

Не смотря на то, что изучение информационных технологий (ИТ) подразумевает необходимость изучения пакетов прикладных программ, таких как Word, Excel, Access и др., – это не должно превращаться в набор инструкций типа «как и куда нажимать», «куда выходить» и «что делать» (ошибка традиционного изложения материала).

Более правильным представляется взгляд на информационные технологии как на совокупность знаний и практических навыков обработки самой различной информации безотносительно к используемым программным пакетам, т.к. различные программные пакеты, предназначенные для решения сходных задач, в целом реализуют одни и те же информационные технологии.

Таким образом, необходимо целостное, системное изложение материала по информационным технологиям с точки зрения технологического подходак обработке информации.

Основным условием повсеместного развертывания процесса информатизации является повышение качества интеллектуальной среды через систему образования и переподготовки специалистов в области экономики.

Одним из направлений усилий, вытекающих из поставленной задачи, является создание учебной литературы по применению информационных технологий в экономике. Решению этой задачи и служит настоящий практический курс.

В целом принято считать, что экономическая информатика – это прикладная, практическая наука, очень близкая к технологии, поэтому ее предмет нередко называют информационной технологией. В отличие от таких наук, как, например, история, которые можно изучить путем чтения литературы, информационные технологии можно освоить только в ходе практической деятельности. Здесь, скорее, просматривается сходство с изучением иностранного языка, когда, прежде всего, необходимо учиться говорить на языке. Так и при освоении информационных технологий необходимо учиться решать конкретные задачи с помощью соответствующих прикладных программ, решать задачи с помощью соответствующих инструментов, а не изучать программы. И так же как в изучении иностранного языка невозможно выучить все возможные фразы, так и при изучении информационных технологий невозможно решить заранее все задачи.

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются при изучении информационных технологий, является большой объем информации по всем используемым в настоящее время компьютерным технологиям. Поэтому приходится идти на сознательное ограничение изучаемого материала, определяемого минимально необходимыми знаниями для решения конкретных экономических задач.

Пособие «Информационные технологии в экономике (Практикум)» состоит из двух частей.

Первая часть, представленная в настоящей книге включает два раздела:

1. Информационные технологии обработки текстовой информации на базе MS Word.

2. Информационные технологии обработки табличной информации на базе MS Excel.

Во вторую часть Пособия, планируемую к изданию в 2009 году, будут включены разделы:

1. Информационные технологии создания и использования баз данных.

2. Информационные технологии презентационной графики.

3. Информационные технологии представления информации в Интернет.

В целом учебно-практический материал в книге представляется в форме отдельных занятий, последовательность расположения которых определяет строгую очередность их выполнения, что обеспечивает реализацию заложенных принципов: «от простого – к сложному»; «от начальных знаний – к более глубоким».

В книге освещены наиболее типичные ситуации, с которыми приходится сталкиваться пользователю-экономисту ежедневно, и варианты их решения с помощью базовых информационных технологий. Наибольшее внимание уделено представлению основных эффективных приемов решения распространенных задач, а также разбору типичных ошибок при использовании информационных технологий, что в большинстве случаев является достаточным для решения большого класса задач по аналогии с рассмотренными примерами.

Для более глубокого изучения информационных технологий, а также при возникновении специальных сугубо экономических задач, не охваченных настоящим пособием, рекомендуется ознакомление с дополнительной литературой, перечни которой приводятся в соответствующих разделах книги.

Пособие рассчитано на лиц, владеющих элементарными знаниями общей информатики и основами экономики предприятий. Оно поможет овладеть большинством важнейших навыков, необходимых пользователю-экономисту для эффективного использования базовых информационных технологий при решении достаточно широкого круга экономических задач с использованием современных компьютерных средств. Оно написано таким образом, чтобы не имеющие опыта пользователи могли быстро освоить интересующие их технологии и приемы их использования и приступить к самостоятельной работе по решению предлагаемых вариантов заданий.

Рассмотрение информационных технологий проводится на конкретных примерах, понятных студенту или специалисту-экономисту. В каждом примере последовательно, от постановки задачи до получения конкретного результата, продемонстрированы все промежуточные шаги с пояснениями и аргументацией моментов осуществления выбора. При этом основное внимание сосредоточено на практических операциях, которые необходимо выполнить в ходе решения примеров.

Для лучшего восприятия материала все названия клавиш, кнопок, диалоговых окон и их полей, команд меню в тексте пособия выделены различными способами.

Текстовый материал сопровождается множеством экранных рисунков, что позволит обучаемому не только более наглядно представлять суть выполняемых операций, но и эффективно использовать возможности зрительной памяти для более эффективного освоения представляемого материала.

Для закрепления материала и отработки практических навыков при решении различных задач предлагаются контрольные вопросы, структурированные по отдельным темам по ходу их рассмотрения, и множество вариантов заданий для самостоятельного решения. К наиболее сложным заданиям даются образцы их решения. В конце каждого раздела приводятся контрольные тесты для проверки полученных знаний по рассмотренным в разделе вопросам. Конечные результаты (правильные ответы) решения поставленных задач и правильные ответы на тестовые вопросы сведены в отдельные части в конце каждого тематического раздела. Однако, при самостоятельном обучении с применением настоящего пособия, для эффективного развития навыков работы на компьютере с использованием информационных технологий при решении поставленных задач имеет смысл пытаться выполнять задания самостоятельно и лишь в крайних случаях прибегать к помощи решений. В конце каждого раздела приводится расширенный перечень дополнительной литературы.

Книга имеет выраженную учебную направленность, поэтому её авторы полагают, что она будет необходима не только для студентов и преподавателей вузов по специальности «информационные системы в экономике», «прикладная информатика (по областям экономики)» и других экономических специальностей, связанных с информатикой. Она может быть полезной для специалистов-практиков в области экономики (бухгалтеров, экономистов, менеджеров, руководителей и др.), а также для всех интересующихся эффективными методами использования информационных технологий в экономике и желающих повысить свой уровень компьютерной грамотности.

Авторы выражают большую благодарность рецензентам – доктору педагогических наук, кандидату технических наук, профессору кафедры систем управления и вычислительной техники Калининградского государственного технического университета Рудинскому И.Д. и Ректору Балтийского института экономики и финансов, доктору экономических наук, профессору Мнацаканяну А.Г., взявшим на себя труд прочесть рукопись и сделавшим ряд конструктивных замечаний, которые позволили улучшить как методику изложения, так и содержание пособия.

Авторы выражают надежду на получение от читателей полезных замечаний, советов и рекомендаций по улучшению содержания и стиля представления материала в последующих изданиях (е-mail для контактов: Suro99@mail.ru.

 


 

 

РАЗДЕЛ 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.