КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История создания Эклоги, ее общая характеристика
План семинарского занятия Эклога — памятник византийского права (2 часа) 1. История создания Эклоги, ее общая характеристика. 2. Правовое положение физических лиц. Институты брачно-семейного права. 3. Вещное и обязательственное право. 4. Преступления и наказания. 5. Основные черты судебного процесса. Цель семинарского занятия Эклога— первый после систематизации Юстиниана и созданный на ее основе официальный законодательный свод византийского права[9]. Она была принята около 726 г. и наряду с постклассическим римским правом подверглась сильному влиянию права Сирии, других восточных провинций Византийской империи, а также права славянских народов. Издателями Эклоги были императоры-иконоборцы Лев Исавр и Константин Копроним, поэтому впоследствии, с преодолением иконоборческой ереси, Эклога была названа «болтовней», «извращенными законами» и формально отменена. Однако она не была полностью предана забвению, что во многом определяется высоким уровнем юридической техники данного документа, детальной разработкой в нем отдельных институтов византийского права. О широком использовании Эклоги свидетельствует появление так называемой Частной Эклоги, а также Эклоги, измененной по Прохирону. Содержащийся в Эклоге правовой материал был использован византийским законодателем при разработке более поздних памятников византийского права: Василик, Исагоги, Прохирона и др. Отдельные положения Эклоги, и прежде всего ее XVII титул, были известны и славянским народам: в сильно переработанном виде он вошел в состав Закона Судного людем и так называемых Кормчих книг [10]. Целью семинарского занятия является изучение основных положений Эклоги и выявление на ее основе специфических черт византийского права, а также сравнительно-правовой анализ институтов византийского и постклассического римского права. Ответ на первый вопрос следует начать с рассмотрения исторической обстановки, в которой была принята Эклога, а также мотивов, которыми руководствовался законодатель при ее, создании. Для этого преждевсего необходимо подробно проанализировать обширный Пролог, открывающий документ и представляющий собой своеобразную программу широкомасштабной правовой реформы, итогом которой и стало принятие Эклоги. VIII—IX вв. были ознаменованы правлением в Византии императоров исаврийской династии — сторонников сильной, деспотической центральной власти и единой государственной идеологии. Это привело к жестокому подавлению различных еретических движений и ослаблению позиций монастырей. Не менее важными для создания Эклоги были причины правового характера. Положения Кодекса, Институций, Дигест и Новелл Юстиниана требовали серьезной переработки, сокращения и упрощения, приспособления их к изменившейся социально-политической обстановке. Невозможность использования систематизации Юстиниана в первоначальном виде объяснялась и тем, что она была составлена на латыни, в то время как официальным языком в Византии уже в VII—VIII вв. становится греческий язык. Одним из факторов, приведших к принятию Эклоги, стала необходимость совершенствования правосудия Византии, создание безвозмездного суда, чтобы тем самым несколько уменьшить взяточничество судебных; чиновников (квестора, антиграфевсов и др.). Наконец, по мысли законодателя, в Эклоге последовательно должен был быть проведен в жизнь принцип; равенства всех перед судом, независимо от имущественного состояния, в духе христианского человеколюбия и справедливости. В то же время изучение конкретных статей Эклоги позволяет сделать вывод о том, что законодателю это удалось сделать лишь отчасти. После выявления причин, приведших к принятию Эклоги, необходимо перейти к технико-юридическому анализу документа: показать особенности его структуры, обозначить круг регулируемых в нем отношений и др. Завершая ответ на первый вопрос, следует сказать несколько слов о судьбе Эклоги, о ее влиянии на развитие как собственно византийского права, так и права других государств. Как известно, Эклога имела важные приложения в виде Земледельческого, Военного, Морского и Моисеева законов. Необходимо дать краткую характеристику каждого из них. Особенно интересен Земледельческий устав, регулирующий отношения внутри крестьянской общины. 2. Правовое положение физических лиц. Институты брачно-семейного права При рассмотрении правового статуса отдельных физических лиц необходимо отметить (на основе ряда положений Эклоги) его качественные изменения по сравнению с правом Древнего Рима. С одной стороны, под влиянием христианства существенно изменился институт рабовладения, произошла его «гуманизация». Так, в VIII титуле Эклоги содержится перечень способов освобождения рабов на волю, который значительно шире, чем в Дигестах Юстиниана; при назначении наказания за преступление, согласно титулу XVII, степень ответственности, как правило, не зависела от социального статуса преступника и потерпевшего; и пр. С другой стороны, характерна большая дифференциация внутри свободного населения, о чем свидетельствует содержание XIV титула «О свидетелях». Значительное число статей Эклоги посвящено вопросам брачно-семейного права. И это не случайно. Христианство, ставшее государственной религией с 337 г., принесло с собой качественно новое понимание брака как союза нерасторжимого и освященного Богом. Несмотря на то, что постановления Церковных соборов, касающиеся брачно-семейных отношений, обрели силу закона уже в Новеллах Юстиниана, именно в Эклоге христианский брак впервые получает подробную правовую регламентацию. Нормы брачно-семейного права открывают документ, они содержатся в I—III титулах Эклоги. Нововведением Эклоги стало закрепление в ней института обручения, представляющего собой формальный двусторонний договор между семьями жениха и невесты. Этому институту специально посвящен I титул. Студенту следует рассмотреть условия действительности, порядок заключения данного договора и, главное, правовые последствия его расторжения. Эклога закрепляет различные способы заключения брака. Как правило, брак заключался в письменной форме при свидетелях, о чем свидетельствуют ст. 1, 4 титула II. Несмотря на то, что Эклога запрещает различные формы половой распущенности (титул XVII, ст. 19—23), она предусматривает возможность возникновения правовых последствий и при фактическом браке. В этом состоит существенное отличие брачно-семейное права по Эклоге от более позднего византийского права, допускающего брак лишь с благословения Церкви. (Правда, и в самой Эклоге подобный фактический брак, очень похожий на конкубинат по римскому праву, рассматривается скорее как исключение из правил, нежели как норма, на что прямо указывает содержание ст. 9 титула II.) Студент должен перечислить основные условия действительности брака: достижение брачного возраста, отсутствие кровного родства и др., сравнив при этом положения титула II Эклоги с соответствующими предписаниями римского права. Эклога рассматривает брак отчасти и как договор, поэтому здесь подробно регламентируются имущественные отношения между супругами. При этом главное внимание Законодателя уделяется институтам приданого и предбрачного дара (титул II, ст. 4—8, 11). (Ученые полагают, что в этом также проявилось влияние права восточных провинций государства.) Особенностью брачно-семейного права в Эклоге является резкое ограничение оснований к разводу, хотя в целом она допускает развод — несмотря на то что, с точки зрения христианства, брак нерасторжим («кого Бог соединил, человек да не разлучает» (Евангелие от Матфея, 19:6). Студенту надлежит не только перечислить все те случаи, при которых возможно расторжение брака как по инициативе мужа, так и по инициативе жены, содержащиеся в ст. 14—15 титула II Эклоги, но и сравнить их с соответствующими положениями римского права.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 10281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |