Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа 3. Составление пищевых рационов




Цель работы: научиться составлять суточный рацион.

Рациональное питание – средство поддержания жизни, роста и развития, здоровья и высокой работоспособности. Нерациональное питание приводит к нарушению обмена и расстройству функционального состояния систем организма, особенно пищеварительной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. Отрицательные последствия нерационального питания в наибольшей степени проявляются в крайних возрастных группах населения – у детей и пожилых людей, а также во всех возрастных категориях при малой подвижности и недостаточной мышечной нагрузке.

При составлении пищевого рациона человека следует придерживаться следующих правил:

1. Калорийность пищевого рациона должна соответствовать суточному расходу энергии. Энергетические затраты организма зависят от многих факторов: возраста, пола, роста, веса, температуры окружающей среды, рода пищи, вида и интенсивности выполняемой работы.

При организации питания различных групп населения руководствуются официальными рекомендациями, разработанными Институтом питания АМН и утвержденными Министерством здравоохранения СССР.

Физиологическая потребность в питательных веществах взрослого человека обусловлена интенсивностью труда, что зависит от вида выполняемой работы, психической напряженности во время выполнения трудового процесса, отдельных его операций и других особенностей. В связи с этим все трудоспособное население разделено на пять профессиональных групп в зависимости от энергетических затрат.

1-группа – 2200-2800 ккал. К этой группе относятся работники преимущественно умственного труда, не занятые физическим трудом: руководители предприятий и организаций; инженерно-технические работники; медицинские работники (кроме врачей-хирургов, медсестер, санитарок); педагоги; воспитатели; работники науки и литературы; печати; учета; делопроизводители и т.п.

2-группа – 2300-3000 ккал. Это работники, занятые легким физическим трудом: инженерно-технические работники, труд которых связан с некоторыми физическими условиями; работники, занятые на автоматизированных производствах; агрономы; зоотехники; медсестры; санитарки; тренеры и т.п.

3-группа – 2500-3200 ккал. В эту группу включены работники среднего по тяжести труда: станочники, наладчики, врачи-хирурги; текстильщики; работники пищевой промышленности; водители различного вида транспорта; железнодорожники; полиграфисты.

4-группа – 2900-3700 ккал. Это работники тяжелого физического труда: строительные рабочие; сельскохозяйственные рабочие и механизаторы; горнорабочие; работники нефтяной и газовой промышленности; деревообработчики; плотники.

5-группа – 3900-4300 ккал. В эту группу включены работники тяжелого физического труда: шахтеры; сталевары, вальщики леса, каменщики, бетонщики, землекопы, грузчики.

2. Необходимо учитывать физиологические нормы питания, т.е. суточную потребность в белках, жирах и углеводах. Институт питания рекомендует следующие нормы питания (таблица 1).

3. Основным элементом рационального питания является сбалансированность. При сбалансированном питании предусматриваются оптимальные количественные и качественные соотношения основных пищевых и биологически активных веществ – белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных элементов. Принятое соотношение белков, жиров и углеводов – 1:1:4.

Наилучшим режимом питания является четырехразовый прием пищи. Первый утренний завтрак должен составлять 10-15%, второй завтрак – 15-35%, обед – 40-50% и ужин – 15-20% от общей калорийности. Продукты, богатые белком (мясо, рыба, яйца), рациональнее использовать для завтрака и обеда. На ужин следует оставлять молочно-растительные белки. Наряду с этим в пищевой рацион должно входить витамины, минеральные соли и вода.

Таблица 1.

Рекомендуемое потребление белков, жиров и углеводов
для взрослого трудоспособного населения по различным группам интенсивности труда.

Группа интенсивности труда Возрастная группа Потребность в питательных веществах, г
Мужчины Женщины
Белки Жиры Углеводы Белки Жиры Углеводы
  18-29            
  30-39            
  40-59            
  18-29            
  30-39            
  40-59            
  18-29            
  30-39            
  40-59            
  18-29            
  30-39            
  40-59            
  18-29       - - -
  30-39       - - -
  40-59       - - -

 

Необходимо для работы: таблицы химического состава пищевых продуктов и их калорийности.

Проведение работы. Перед тем, как приступить к составлению пищевого рациона, нужно определить, к какой профессиональной группе относятся лица, для которых этот рацион составляется, установить энергетические затраты и физиологические нормы питания группы (для студентов одной группы).

Чертят в тетради таблицу, состоящую из следующих граф: 1-меню; 2-название продукта; 3-количество продукта в граммах; 4-состав пищи; 5-калории.

 

Меню Название продукта Кол-во продукта, г Состав пищи, г Ккал
Белки Жиры углеводы
1 завтрак            
2 завтрак            
Обед            
Ужин            
Общее кол-во            

 

Заполнив таблицу, студенты должны подсчитать:

1. Общую калорийность пищевого рациона за сутки;

2. Калорийность завтрака, обеда, ужина.

3. Рассчитать, сколько белков, жиров и углеводов входит в данный рацион;

4. Определить соотношение белков, жиров и углеводов в суточном рационе;

5. Сопоставить полученные данные рекомендуемыми нормами;

6. Внести при необходимости коррективы.

 

VII. Содержание занятия:

Студенты самостоятельно выполняют –

1. Расчет основного обмена по полученным данным - оксиспирограмме.

2. Расчет должного основного обмена по таблицам.

3. Составление суточного пищевого рациона студента-медика.

 

Работа студентов с преподавателем –

Контроль исходного уровня знаний студентов проводится устно по вопросам для самоподготовки.

Демонстрация метода оксиспирографии.

Контроль заключительного уровня студентов проводится по тестам и ситуационным задачам.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.