Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III технологии управления 6 страница




Выводы
1. Мониторинг является универсальным методом управления, значение которого возрастает в связи с усиливающейся многовариантностью внешней и внутренней среды, усложнением причинно-следственных связей и отношений, опасностью возникновения и нарастания негативных процессов в системах жизнеобеспечения и социально-экономических комплексах.
2. Мониторинг позволяет не только отслеживать сложившуюся динамику и сигнализировать об отклонениях от желательной траектории, но и корректировать соотношения, добиваясь
качественно новых результатов.
3. Все более широкое использование технологий мониторинга свидетельствует о росте наукоемкости управления. Овладение приемами мониторинга можно также рассматривать как
средство повышения профессионализма специалистов государственного и муниципального управления, заключающегося в их способности обеспечивать раннее распознание надвигающихся событий, достоверную оценку открывающихся перспектив и возможных сценариев развития, разработку предложений о стратегических и оперативных мерах.
4. Становление нового качества мониторинга связано с осуществлением следующих действий:
переориентацией его на поиски путей радикального повышения эффективности, разработку технологий предупреждения о развитии нежелательных тенденций и особо - об опасности наступления необратимых разрушительных процессов; принятием в качестве мониторинговых явлений, критериев и показателей для систематического отслеживания, которые наиболее достоверно характеризуют признаки нового качества развития экономики и системы управления; разделением мониторинга кризисных процессов, мониторинга функционирования и мониторинга развития экономики и социальной сферы.
5. В процессе бенчмаркинга осуществляется поиск организаций (предприятий), которые показывают наивысшую эффективность, обучение их методам работы, и реализация передовых методов в собственных условиях. В процессе бенчмаркинга анализируется практика лучших организаций, ищется ответ на вопрос, что, как и почему делают лидеры в процессе удовлетворения потребностей потребителей и клиентов. Конкурентный бенчмаркинг рассматривает изделия, услуги и процессы работы прямых конкурентов организации. Функциональный бенчмаркинг рассматривает изделия, услуги и процессы работы организаций, не являющихся прямыми конкурентами данной организации.
6. Бенчмаркинг нашел свое применение не только в коммерческих предприятиях, но и в государственном управлении. На циональные и местные правительства многих стран мира ищут способы уменьшить расходы, увеличить эффективность управления, усилить отдачу потраченных бюджетных средств, повысить качество услуг, предоставляемых гражданам.

Контрольные вопросы и задания
1. В чем заключаются объективные предпосылки монито ринга?
2. В силу каких обстоятельств практику мониторинга возможно и необходимо расширять?
3. Сделайте выводы для практики мониторинга, которые следуют из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 3 апреля 2001 г.
4. В чем заключается общее и особенное в отношении анализа, прогнозирования, программирования и мониторинга?
5. Что такое бенчмаркинг? Как его можно применить в работе администраций городов и регионов?

Список литературы
Алексеев Ю.П. Регион. Управление. Качество. М., 2000.
Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М., 2000.
Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М., 2000.
Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: Указ Президента Российской Федерации № 440 от 1 апреля 1996 г. // Российская газета. 1996. 9 апреля.
Общий и специальный менеджмент: Учебник / Под ред. АЛ.Гапоненко и А.П.Панкрухина.
О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации. Федеральный закон № 115-ФЗ от 20 июля 1995 г. / Собрание законодательства РФ. 1995. № 30. Ст. 2871.

Глава XXII
Управление качеством
Роль, понятия и особенности управления качеством Становление управления качеством Принципы управления качеством Моделирование в управлении качеством
Роль, понятия и особенности управления качеством

Формирование новой конкурентной среды заставляет руководителей промышленных предприятий и организаций вновь обратить внимание на качество производимых и предлагаемых потребителю продуктов и услуг как на важнейшее направление повышения эффективности рыночной деятельности. Качество производимого продукта - мощный инструмент удержания и увеличения рыночной доли предприятия, выхода на новые сегменты рынка и конкурентной борьбы. Более того, качество товарного предложения не только испытывает на себе влияние спроса, но и само преобразует спрос, способно сделать его более требовательным, сложным, изощренным. Изощренность внутреннего спроса - важная гарантия конкурентоспособности территориальной общности за ее пределами. Она же важный стимул для эффективной работы всех трудоспособных членов этой общности: человек, привыкший предъявлять развитый спрос и эффективно удовлетворять его, сам должен быть эффективным работником.
Таким образом, управлять качеством - значит управлять рыночной эффективностью работы предприятия, положением фирмы в конкуренции, конкурентоспособностью территориальной общности, результатами труда каждого конкретного работника, развитием его личности.
В современной науке и практике существуют различные определения понятия качества. Качество товара, услуги - это характеристика профессионализма решения проблем клиентов, удовлетворения потребности. Академия проблем качества Российской Федерации сформулировала концептуальное видение качества как категории управления, которая определяет образ жизни, социальную и экономическую основу успешного развития человека и общества.
Качество как категория управления - интегральное понятие, которое характеризует рыночную значимость, признание конечной продукции и - через это - эффективность всех сторон жизнедеятельности предприятия от процесса разработки стратегии, маркетинга и далее, включая все этапы жизненного цикла продукта или услуги.
Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителей.
Объектами качества в соответствии со стандартом ИСО 9001:2000) являются:
- система (организация в целом);
- деятельность или процесс;
- продукт или услуга (результат деятельности или процесса), которые имеют материальный или нематериальный вид.
Требования к качеству на международном уровне определены стандартами серии ИСО 9000:2000. Эти стандарты установили четкие требования к системам управления качеством. Они положили начало процедурам разработки, внедрения и сертификации систем качества. В результате этого возникло самостоятельное направление менеджмента - менеджмент качества. Основная идея менеджмента качества заключается в создании качественной структуры управления и качественных процессов производства, гарантирующих качество продукции.
Менеджмент качества - это деятельность руководства предприятия или организации, направленная на создание условий, которые необходимы и достаточны для выпуска качественной продукции. Для этого определяются стратегические и тактические цели управления и производства, разрабатывается политика качества и распределяется персональная ответственность исполнителей (см.схему 25).

" Управление качеством", "гарантия качества" и "улучшение качества" внешне похожи, поэтому важно четко представлять себе, что они обычно означают и как используются. В теории менеджмента качества выделяют следующие определения:
требование качества - требование, касающееся всей суммы неотъемлемых характеристик объекта и их значений;
менеджмент качества - полный набор процессов, используемый в системе менеджмента качества;
управление качеством - часть менеджмента качества, сфокусированная на выполнение требований качеств;
гарантия качества - часть менеджмента качества, сфокусированная на обеспечение уверенности, что соответствующее требование качества будет выполнено;
улучшение качества - часть менеджмента качества, сфокусированная на увеличение его эффективности и продуктивности.
В настоящее время наиболее эффективной моделью качества является модель Всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM). Как технология управления TQM является принципиально новым подходом к управлению любой организацией. Основанная на участии всех работающих в организации на всех уровнях организационной структуры, она направлена на достижение долгосрочного успеха предприятия через удовлетворение требований потребителя и (на этой основе) достижение выгоды как для членов организации, так и для всего общества.
Если гарантия качества есть процесс управления с целью выполнения установленных требований, то управление качеством - это управление и целями, и самими требованиями.
Общее руководство качеством осуществляется с помощью системы менеджмента качества. Система менеджмента качества - это совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления менеджмента качества.
Политика в области качества формулируется в виде направления деятельности и может предусматривать:
- улучшение экономического положения предприятия;
- расширение или завоевание новых рынков сбыта;
- достижение нового технического уровня продукции;
- ориентацию на удовлетворение требований потребителей
отдельных отраслей или регионов;
- улучшение важнейших показателей качества продукции;
- увеличение сроков гарантии на продукцию и др.
Управление качеством как идеология начинает применяться
предприятиями, желающими быть эффективными и конкурентоспособными. Сегодня предприятия и учреждения, функционирующие в рыночной экономике, формулируют политику в области качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества выпускаемых изделий или услуг. В политике конкретной организации определяются цели и все другие основные аспекты системы менеджмента качества, фиксируются обязательства предприятия поставлять потребителю продукцию заданного качества, в заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену.
Ключевой особенностью управления в системе менеджмента качества является использование командной работы и коллективных форм и методов поиска, анализа и решения проблем, постоянное участие всего коллектива в улучшении качества.

Становление управления качеством
В России менеджмент качества нача л свой путь в середине 1950-х годов, когда была создана Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдача ее с первого предъявления. Она предусматривала внимание всего коллектива к качеству выпускаемой продукции. В период 1960 - 1980-х годов начинается активное сближение методов обеспечения качества с методами общего менеджмента. Появляются другие системы качества, такие, как горьковская КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), ярославская НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса), рыбинская НОТПУ (научная организация труда, производства и управления) и, наконец, комплексная система управления качеством продукции - КС УКП.
В основу системы БИП был положен самоконтроль результатов труда непосредственно исполнителем. Система КАНАРСПИ включала комплекс инженерно-технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих выпуск продукции высокого качества и надежности с первых промышленных образцов. В системе НОРМ планирование количественного показателя качества и его реализация осуществлялись на всех стадиях жизненного цикла продукции. Для НОТПУ предусматривалась количественная оценка уровня организации труда, производства и управления в рамках предприятия, отделов, цехов, участков.
Все разработки этого периода имели акцент на качестве только продукции. Однако по мере осознания сложности и системности задачи качества при разработке и реализации систем менеджмента качества отечественные ученые стали привлекать принципы и инструменты из других отраслей науки и техники. Задачи создания системы менеджмента качества содержат методологические проблемы, которые стали разрешимы, благодаря развитию в нашей стране методологии и системодеятельно-стному подходу к описанию, моделированию и внедрению систем управления качеством предприятий. Такой подход интегрирует в себе принципы и инструменты:
общего менеджмента;
менеджмента финансов;
управленческого анализа и консультирования;
индикативного планирования;
стратегического управления;
менеджмента человеческими ресурсами;
других отраслей науки об управлении.
Такой интегральный подход позволяет рассматривать все процессы и проблемы качества во взаимосвязи и взаимодействии ради достижения цели эффективного и конкурентного поведения организации на рынке качественной продукции и услуг.
Система управления качеством базируется на комплексной стандартизации. Государственная стандартизация выступает средством защиты интересов общества и конкретных потребителей и распространяется на все уровни управления. Сертификация предприятий или учреждений на соответствие нормам стандарта серии ИСО, предполагая обязательное внедрение системы качества, способствует увеличению конкурентоспособности российских продуктов.
Сертификация предприятий основана на признании системы управления качеством потребителями и поставщиками отечественного и зарубежного рынка. Сертификат является гарантией высокой стабильности и устойчивости выпускаемой продукции или предлагаемой услуги. Сертификат на систему менеджмента качества позволяет предприятию или учреждению подтвердить свои конкурентные преимущества на рынке товаров и услуг. Сертификат является доказательством культуры организации и качества по отношению к потребителю или заказчику и является "именем" организации.
Потребитель рассматривает этот сертификат как свидетельство того, что у изготовителя существует система, которая гарантирует стабильный выпуск продукта того уровня качества, который подтвержден сертификатом на продукт. Качество продукции является следствием культуры предприятия, качества процессов управления и качества процессов работы предприятия.

Принципы управления качеством
В современных разработках по реализации систем управления качеством как основа используются 14 принципов всеобщего управления качеством (TQM).
Сделать процессы улучшения качества продукции и услуг постоянной целью. При этом необходимо обеспечить: рациональное размещение ресурсов, удовлетворение долгосрочных потребностей, конкурентоспособность продукции, наращивание бизнеса, занятости и создание новых рабочих мест.
Принять новую философию. Необходимо изменить стиль управления, ни в какой ситуации не "почивать на лаврах" и не "опускать руки", постоянно улучшать качество всех систем, процессов деятельности внутри компании.
Прекратить зависимость работы от инспекции. Для этого необходимо устранить массовые инспекции как способ достижения качества. Достижение этой цели возможно только при условии, если вопросы качества стоят для производителя на первом месте.
Прекратить практику заключения контрактов на основе низких цен. Для достижения этой цели необходимо соизмерять качество с ценой (цена не имеет значения, если не сопоставляется с качеством приобретаемой продукции), выбирать одного поставщика для поставок одного вида продукции, устанавливать с поставщиком долгосрочные отношения на основе доверия.
Постоянно улучшать систему деятельности предприятия. Постоянное и непрерывное улучшение системы планирования, производства и обслуживания предусматривает оперативное решение возникающих проблем, постоянное улучшение качества и повышения производительности. Результатом улучшения системы являются: постоянное снижение затрат на исходные материалы, на проектирование, на применяемое оборудование, переподготовку и обучение персонала, контроль качества.
Обучать на рабочем месте. Для проведения обучения всего персонала предприятия или учреждения на рабочем месте необходимо вводить современные методы обучения.
Учредить институт помощи со стороны руководства. Подразумевается учреждение института руководства с целью оказания помощи персоналу в решении поставленных задач, т.е. активизируется способность управленцев устанавливать двусторонние связи между руководителем и подчиненными для повышения эффективности и производительности их труда.
Искоренить страх. Работник предприятия или учреждения не должен бояться перемен, он должен стремиться к ним.
Устранить барьеры. Профессиональные барьеры не должны служить основанием для разделения коллектива на отдельные группы. Кадры организации должны действовать как единая команда. Только в этом случае требование непрерывного обеспечения качества может выполняться.
Избегать пустых лозунгов. Пустые лозунги эффективны только на коротком промежутке времени. В то же время низкое качество имеет место не потому, что работающие там люди не в состоянии хорошо работать, а потому, что существующая на предприятии или учреждении система давно не обеспечивает его качественными условиями профессиональной деятельности.
Исключить цифровые квоты для управления работой. Цифровые квоты характерны для сдельной работы. Необходимо, чтобы сдельная система была заменена системой, обеспечивающей рост качества и продуктивности в коллективе, работающем как единая команда.
Дать возможность гордиться принадлежностью к конкретной компании, предприятию, учреждению. Трудно иметь чувство гордости за свою работу, если выпускаемая продукция не пользуется хорошей репутацией.
Поощрять образование и самосовершенствование. Самостоятельное восхождение к вершине профессионального мастерства, продвижение по служебной лестнице должны определяться компетентностью специалистов, уровнем знаний.
Вовлекать каждого специалиста в работу по преобразованию компании. Убежденность руководства в процессе достижения качества является одним из основных условий успеха. Руководство должно действовать, а не ограничиваться декларацией процессов повышения качества и производительности.
Эти принципы, впервые предложенные Э.Демингом, реализуются при условии:
управления развитием человеческих ресурсов организации;
управления взаимодействием руководителя с подчиненными;
управления взаимоотношениями между различными подразделениями;
управления мотивационной сферой интересов сотрудников.
В новой версии стандарта (ИСО 9000:2000) в виде требований к системам управления качеством предприятия приняты восемь основных принципов менеджмента качества.
Принцип 1. "Фокус" на заказчика. Организации зависят от заказчиков и поэтому должны понять потребности текущего и будущего заказчика, стремиться превышать ожидания заказчика.
Принцип 2. Руководство (лидерство). Руководители устанавливают цели и стратегию организации; они создают и поддерживают среду, пространство профессиональной деятельности работников, что позволяет персоналу принять участие в достижении цели.
Принцип 3. Участие (вовлечение) персонала. Персонал - основное богатство организации; осознанное, активное участие сотрудников в деятельности организации дает дополнительные выгоды.
Принцип 4. Процессный подход. Желаемый результат достигается более эффективно, когда управление ресурсами и деятельностью рассматривается как процесс. Процессный подход помогает организации устанавливать и понимать свою деятельность во взаимосвязи, т.е. как систему.
Принцип 5. Системный подход к менеджменту. Идентификация, понимание и управление системой взаимодействующих процессов при достижении заданной цели улучшают эффективность, экономичность организации.
Принцип 6. Непрерывное улучшение. Непрерывное совершенствование деятельности должно быть постоянной целью организации.
Принцип 7. Подход к принятию решений на основе фактов. Эффективные решения должны основываться на фактологическом анализе данных, информации и компетентности.
Принцип 8. Взаимовыгодное сотрудничество с поставщиками. Все процессы управления качеством в организации состоят из функций, составляющих целостный цикл деятельности от цели до оценки результата: целеполагания, программирования (проектирование с планированием), реализации программы, анализа и контроля (оценки).

Моделирование в управлении качеством
Система управления качеством представляет собой сложную структуру, объединенную взаимосвязанными контурами управления.
Моделирование реальных систем управления качеством основано на применении системного подхода, т.е. путем рассмотрения организации как системы иерархических и взаимосвязанных процессов на всех уровнях организации. Все процессы управления и производственный цикл организации должны быть представлены как структура взаимосвязанных функций (схема 26).

Схема 26. Структура функций в системах управления качеством
Технология моделирования такова. Основные функции организации (предприятия) выделяются во всех процессах. Затем процессы фиксируются и документируются "владельцами" этих процессов с целью определения всех взаимосвязей и взаимодействий. Затем выделяются все документы, на основании которых осуществляется взаимодействие, т. е. определяются документы, с которых начинается взаимодействие, и документы, которые получаются в результате выполнения управленческих и производственных процедур. В этих документах "владельцы" процессов согласуют свои взаимодействия на основе взаимных требований по содержанию и процедуре процессов. Весь перечень документов и требования к ним, а также адреса "владельцев процессов" указываются в "таблицах согласования".
Таблицы согласования и вся структура процессов и процедур (атлас процессов) используются для формирования "матрицы ответственности" всех персон организации и создания документации системы качества: руководства по системе менеджмента качеству и стандартов предприятия (инструкций процессов). Документированная таким образом система менеджмента качества проверяется специальными процедурами (аудитом) на реализацию и внедрение. В процессе аудита выполняется количественная оценка отклонений по качеству всех результатов (продуктов) и процедур управления и производства.
Таким образом, созданная система управления организацией оптимизируется, а полученная эффективность оценивается по требуемым экономическим критериям и собственно критериям качества. Выработанные подходы по измерению, анализу и оценке используются для аудита (инспекции) и процессов улучшения качества организации, качества процессов и качества продукции.
Весь комплекс мероприятия по созданию и внедрению системы управления качеством завершается процессом сертификации системы предприятия на соответствие требованиям стандарта ИСО 9000.

Выводы
1. Управление качеством основано на трех факторах: 1а) качестве персонала, т.е. качестве труда руководителей и исполнителей проектирующих, изготавливающих и эксплуатирующих продукцию, а также их личных качествах (добросовестность, способность обучаться и т.д.);
1б) качестве материального обеспечения, т.е. качестве материалов, оборудования, помещений, средств работы с информацией, используемых при проектировании, производстве и эксплуатации продукции;
1в) качестве организации работ по проектированию, производству и эксплуатации.
2. По мере развития менеджмента качества и накопления опыта использования принципов Э.Деминга разработчики стандарта перешли от реализации принципов в виде выделения стандартных элементов системы качества к фиксации требований в виде принципов общего менеджмента качества. Требования к процессам организации оформлены на высоком уровне
обобщения и могут применяться к созданию систем качества в организациях с любыми видами деятельности, с любыми видами продукции и услуг.
3. Моделирование организации как социальной системы с описанием, измерением и анализом социально-экономических отношений создает все необходимые основания для разработки и реализации системы менеджмента качества в соответствии с новым стандартом ИСО 9000:2000.
4. Система менеджмента качества, внедренная и функционирующая, позволяет руководителям перейти на режимы управления процессами "по отклонениям", минимизируя затраты и повышая эффективность предприятия.

Контрольные вопросы и задания
1. Как Вы понимаете роль менеджмента качества для предприятия?
2. В чем заключается сущность менеджмента качества?
3. Назовите основные понятия систем менеджмента качества.
4. Каковы особенности нового периода развития, систем качества предприятий?
5. Ради достижения каких целей сформировался менеджмент качества?
6. В чем заключается аудит систем качества?
7. Какие принципы содержит стандарт ИСО 9000:2000?
8. Каковы принципы, положенные в основу всеобщего менеджмента качества?

Список литературы
Крайер Э. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000 // Руководство по подготовке и проведению сертификации; дальнейшие шаги / Пер. с нем. М., 1995.
Швец В.Е. Менеджмент качества в системе современного менеджмента // Стандарты и качество. 1997. № 6.
Управление качеством / Под ред. С.Д. Ильенковой. М., 1998.
Глудкин О. П., Горбунов Н.М., Гуров А.И., Зорин Ю.В. Всеобщее управление качеством: Учебник. М., 1999.

Глава XXIII
Формирование и использование интеллектуального капитала
Черты новой экономики
Интеллектуальный капитал: сущность, структура, оценка Менеджмент знаний
Черты новой экономики

В эпоху постиндустриального развития стоимость возникает не столько из физических ресурсов, сколько из знаний, которые проявляются в новых продуктах, новых технологиях, новых навыках, новых отношениях с потребителями. В XXI в. знание становится доминирующим средством достижения социально-экономических результатов. Традиционные факторы - земля, труд и капитал - в современной экономике действуют только при условии эффективного использования знаний. К знаниям в данном контексте относятся не только те знания, которые преподаются в вузах, но и идеи о том, как может быть сделан продукт, как должно быть организовано производство, для каких продуктов имеется скрытый спрос и пр. Эти знания проявляются в навыках людей и закрепляются в виде патентов, лицензий, организационных структур, методов взаимодействия предприятий и учреждений. В настоящее время управление знаниями становится решающим фактором социально-экономического развития.
Основой богатства стран, народов, территорий и организаций было принято считать физический капитал. Это плодородные земли, полезные ископаемые, заводы, фабрики, оборудование и т.д. В современном обществе основой богатства становятся знания. Знание становится все более значимым фактором конкурентоспособности организаций, стран и регионов, оно становится ключевым ресурсом развития. Возрастает глобальная конкуренция, основанная на создании наукоемких и зна-ниеемких продуктов и услуг.
Человечество вступает в эру, когда его будущее определяется тем, насколько широко и результативно используются знания. Существенным становится процесс не только создания новых знаний, но их передачи, тиражирования, трансформации и использования. В новых условиях начинают по-новому действовать коммерческие предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, все участники процесса создания, трансформации и использования знаний.
Информационные технологии начинают играть ведущую роль в современном обществе. Эффективность общественного производства в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации (вычислительной техники, ксероксов, телефонов, программного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и новых технологий с помощью компьютерных программ.
Переход к новому обществу, в котором знание становится ведущим фактором общественного производства, знаменует одновременно переход к новой структуре стоимости того, что мы потребляем. По существу, не столько изменения на макроуровне, сколько изменения на микроуровне определяют существенные сдвиги в экономических характеристиках современного общества. Изменяется структура себестоимости всех материальных продуктов.
Характерной чертой современного производства становится наличие компонента знаний в каждом продукте и услуге. Интеллектуальная работа, специальные знания и коммуникации становятся не только основными факторами создания добавленной стоимости, но и факторами конкурентоспособности и экономического развития организаций. Для многих видов продукции большая часть стоимости создается не столько на стадии материального производства, сколько на стадии маркетинга, сбыта и НИОКР; не столько в рамках непосредственно производства, сколько в рамках планирования, транспортировки, продажи и обслуживания. Источником новой добавленной стоимости становится не столько непосредственное производство, сколько дизайн, контроль качества, маркетинг и обслуживание.
Все в меньшей мере производство основывается на воздействии рук, т. е. на материально-вещественном воздействии. Современное производство - это, прежде всего, воздействие ума, преимущественно нематериальное воздействие, которое осуществляют инженеры, бухгалтеры, конструкторы, дизайнеры, специалисты по персоналу, по сбыту и маркетингу, эксперты по информационным сетям. Во многих организациях все большая часть полученного эффекта становится результатом применения специальных знаний, осуществления широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами.
Знания и информация обладают рядом специфических черт, отличающих их от традиционных ресурсов. Эти различия изменяют всю современную экономику. Отличия информационного ресурса от традиционного представлены в табл. 15.
Таблица 15 Свойства информационного ресурса




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.