Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III технологии управления 9 страница




Выводы
1. Кадровые технологии представляют важные способы управленческого воздействия на количественные и качественные характеристики состава персонала организации и призваны обеспечивать эффективное управление профессиональными возможностями человека в организации. Они позволяют получить: всестороннюю достоверную персональную оценочную информацию о человеке; текущие и перспективные, количественные и качественные характеристики состава персонала; высокие результаты деятельности каждого специалиста и синерге-тический эффект.
2. Технологии оценки персонала могут быть квалифицированы по субъектам оценки, ее предмету и объекту оценки и по средствам представления информации о предмете оценки. Наиболее распространенными формами оценки персонала являются аттестация, квалификационный экзамен, мониторинг персонала.
3. Одной из важнейших кадровых технологий выступает отбор персонала. Следует различать отбор при поступлении, найме на работу в организацию и отбор, многократно проводимый в период нахождения в организации (пролонгированный отбор). Следует также различать профессиональный отбор и профессиональный подбор.
4. Эффективность работы организации зависит не только от качественного состава персонала, но и от управления его карьерой, включая как актуальные, так и потенциальные
профессиональные возможности, профессиональный опыт. По времени осуществления должностную карьеру можно подразделить на нормальную, скоростную, десантную, медленную.

Контрольные вопросы и задания
1. Расскажите о предмете воздействия кадровых технологий.
2. Какие функции выполняют кадровые технологии в управлении?
3. Что представляет собой оценка персонала?
4. Какова структура отбора как кадровой технологии?
5. Чем профессиональный подбор отличается от профессионального отбора?
6. Какие бывают разновидности карьеры?

Список литературы
Книга работника кадровой службы. М., 1998.
Служебная карьера. М., 1998.
Турнинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М., 1998.
Управление персоналом: Учебник / Под общ. ред. А.И. Турчинова. М., 2002.

Глава XXV
Активизация человеческого ресурса
Понятие и специфика человеческого ресурса Содержание активности человека и активизации
человеческих ресурсов Развитие человеческих ресурсов Обучение работников Структура и организационная культура - важные факторы
активизации человеческих ресурсов Управление человеческими ресурсами в концепции всеобщего управления качеством
Понятие и специфика человеческого ресурса

В теории управления используется несколько терминов, отражающих участие людей в общественном производстве: трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, персонал, кадры, человеческий капитал и т.п. Выделяя в качестве стержневого объекта человека, они раскрывают различные аспекты управления людьми и подходов к их решению. Введение их в оборот ученые связывают с эволюцией управления в целом и управления человеком на производстве в частности. Теории и практике управления известны четыре сменяемых концепции роли кадров на производстве.
1. Использование трудовых, ресурсов: с конца XIX в. до 60-х годов XX в. Вместо человека в производстве рассматривалась лишь его функция - труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой. На Западе эта концепция наиболее ярко нашла свое отражение в марксизме и тейлоризме.
2. Управление персоналом. Научной основой этой концепции, развивавшейся с 30-х годов, была теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через свою формальную роль - должность, а управление им осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).
3. Управление человеческими ресурсами. Человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс - элемент социальной организации в един
стве трех компонентов (трудовые функции, социальные отношения, состояние работника).
4. Управление человеком. В соответствии с этой концепцией человек - главный субъект организации и особый объект управления, который не может рассматриваться только как "ре
сурс". Исходя из желаний и способностей человека, должны строиться стратегия и структура организации.
Существуют и иные точки зрения, но общим для них является то, что с развитием производительных сил и соответственно процесса управления ими происходит изменение роли и места самого человека в производстве. От придатка машины на промышленной стадии развития производства он сегодня становится в основу процесса производства. Опираясь на данные подходы в управлении человеком в рамках предприятий и организаций, можно выделить две его ролевые особенности в общественном производстве:
человек как ресурс производственной системы (трудовой или людской), важный элемент процесса производства и управления;
человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями - не только объект, но и главный субъект управления.
Отсюда понятие "человеческие ресурсы" представляется более емким, чем:
" трудовые ресурсы" с позиции экономической категории, представляющие население, обладающее физической и интеллектуальной способностью в соответствии с условиями воспроизводства рабочей силы;
" персонал" - все работники, (трудовой коллектив, кадры), выполняющие производственные или управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда. Поэтому в центре внимания при работе с персоналом ставится в первую очередь результативное выполнение задания, например производство продукции.
Человеческие ресурсы включают как ресурсную трудовую составляющую, т.е. персонал и его качества, соотнесенные с конкретным рабочим местом, так и социокультурные характеристики, личностно-психологические свойства людей, проявляющиеся в их отношении к предприятию, поставленным задачам, окружающим их коллегам и руководителям. Причем акцент делается на такую составляющую "человеческих ресурсов", как "человеческий капитал", который характеризуется уровнем интеллектуального и духовного развития, квалификации, инновационными способностями работников, их профессиональным мастерством и добросовестностью, приобретаемыми в процессе воспитания, образования и трудовой деятельности. Кроме того, его составляющими являются ценности, культивируемые организацией, культура труда и общий подход к делу. Таким образом, специфика человеческих ресурсов, в отличие от всех других видов ресурсов (материальных, финансовых, информационных и др.), состоит в следующем:
люди как выразители человеческого ресурса наделены интеллектом, следовательно, их реакция на внешнее воздействие (управление) - эмоционально-осмысленная, а не механическая;
вследствие обладания интеллектом люди способны к постоянному совершенствованию и развитию, что является наиболее важным и долговременным источником повышения эффективности любого общества или предприятия, организации;
люди выбирают конкретный вид деятельности, исходя из своих потребностей, опираясь на которые осознанно ставят перед собой определенные цели.
Данные особенности как раз и предопределяют происходящие изменения, проявляющиеся в переходе от "кадровой политики" и управления персоналом к управлению человеческими ресурсами. Кроме того, резко возросшая конкуренция, усиление внимания предприятий к вопросам снижения издержек, изменения в организационных структурах, усилившаяся тяга к знаниям и борьба за таланты, а также и другие тенденции, происходящие в экономике, о которых будет сказано ниже, все это вместе привело к возникновению сравнительно новой для России функции управления "человеческими ресурсами", которая все более и более вытесняет концепцию и практику работы с человеком на производстве, ограниченную только проблемами "отдела кадров".

Содержание активности человека и активизации человеческих ресурсов
Активность, как всеобщая характеристика человека, как способность производить общественно значимые преобразования окружающей среды на основе присвоения богатств материальной, духовной и корпоративной культуры организации проявляется прежде всего:
а) в производственно-экономической деятельности, характеризующей степень превышения работником нормативных показателей труда, качества продукции и т.п.;
б) в творческой деятельности, направленной на решение творческих производственных задач (участие в рационализации и изобретательстве, разработке новых методов труда и т.д.);
в) в прцессе развития личности вследствии трудовой деятельности посредством повышения квалификации, совершенствования профессионального мастерства, освоения смежных профессий и т.д.;
г) в общественной деятельности в сфере производства, направленной на формирование коллективистских отношений, развитие взаимопомощи и сотрудничества, расширение участия работающих в управлении производством.
Эти и другие характеристики трудовой активности тесно соприкасаются с социальной активностью работника, проявляющейся в творческом отношении к труду, участии в управлении производством, а также в формировании норм/правил совместной работы, личностных установок и ценностных ориентиров, создании на производстве организационной культуры.
Таким образом активность человека на производстве зависит от его личностных побуждений производить общественно значимые преобразования, т.е. от его активной жизненной позиции. Однако это не исключает возможности целенаправленного внешнего воздействия на человека как объект управления с целью активизации его деятельности. В данном случае используются все средства управления активностью человека, равно как и в целом человеческих ресурсов на производстве.
Два данных подхода к активизации человеческих ресурсов самым тесным образом смыкаются со всей системой управления человеком на производстве, которая находится в процессе постоянной эволюции. В частности, происходящие глобальные изменения в связи с переходом от индустриальной к постиндустриальной экономике, охватывающие все новые и новые страны, коренным образом трансформируют и систему управления человеческими ресурсами, ставя во главу угла задачу их активизации. В числе факторов постиндустриальной экономики, предопределяющих необходимость активизации человеческих ресурсов, необходимо выделить следующие:
превращение знания в важнейший ресурс производства и дальнейшего развития экономики. Отсюда активизация усилий человека, направленных на овладение знаниями, умелое их использование, становится центральной задачей управления человеческими ресурсами;
осознание подготовленными, знающими людьми своего особого места во всей системе как производственных, так и социальных отношений. Данный фактор проявляется в том, что люди больше не хотят быть придатком машины или винтиком в бюрократическом аппарате управления. Поэтому управление человеческими ресурсами должно предусматривать меры разблокировки значимости человека в качестве деятельностного субъекта;
возрастающая ориентация людей на собственные интересы, личностные и коллективные ценностные ориентиры. Данное обстоятельство предполагает поиск и использование таких форм работы, которые помогали бы человеку не только легко находить свое место в трудовом коллективе, рабочей или управленческой командах, но и иметь возможность проявлять активность, исходя из ценностей, норм и правил, принятых в данной организации.
Следовательно, активизацию человеческих ресурсов как управленческое воздействие можно рассматривать с двух сторон;
как развитие человеческих ресурсов и как формирование организационной структуры и культуры организации.
Соответственно можно выделить две стратегии управления активизацией человеческих ресурсов. Первая связана с обучением людей восприятию нового видения, новой цели, новых технологий и навыков, для того чтобы в результате изменилось их поведение. Вторая - с развитием сотрудничества людей, в результате чего работники совместно формируют видения, цели, планы и способы их исполнения. Такая стратегия требует специфической структуры и организационной культуры, на формирование которых уходит много времени. Однако выигрыш заключается в том, что не нужно ни с кем ничего согласовывать. Право принятия решений находится у самих сотрудников, а этим обеспечена их лояльность по отношению к тому, что им предстоит сделать.
За последние 20 лет отношение к человеческому ресурсу изменилось коренным образом. Управленцы овладели огромным арсеналом инструментов и методов работы с персоналом, отдав в итоге предпочтение системе долговременного развития интеллектуального и трудового потенциала работника, формированию соответствующих современным требованиям структур и организационной культуре организаций.

Развитие человеческих ресурсов
Поскольку меры по активизации человеческих ресурсов предприятия в конечном итоге направлены на результаты его работы, постольку все, что связано с управлением человеком на производстве, имеет либо прямое, либо косвенное отношение к активизации использования и наращивания его потенциала. В силу этого мы остановимся только на отдельных элементах, ключевым образом влияющих на активизацию человеческих ресурсов.
Начальной стадией деятельности по развитию человеческих ресурсов является разработка и реализация программ ориентации для вновь принятых работников. Процесс вступления в новую должность, перехода на новую работу или начало трудовой биографии - достаточно сложный период в жизни любого человека. Прежде чем он сможет работать эффективно в соответствии с новыми требованиями, ему необходимо адаптироваться какое-то время на новом месте или в новой для него организации. В этот период его часто посещает чувство неуверенности в своих действиях и решениях. Если он не ощутит поддержки со стороны организации, у него может появиться сомнение в правильности решения устроиться именно на эту работу.
Процедура введения в должность лишь косвенно относится к программам развития человеческих ресурсов, не являясь обучением или формированием необходимых навыков и знаний, но именно с нее начинается не только знакомство работника с предприятием, но и постановка перед ним задач по саморазвитию, исходя из долговременных, стратегических целей использования его потенциала.
Процедура введения в должность помогает человеку адаптироваться в новой обстановке и достичь необходимой эффективности деятельности в наиболее короткий срок.
Обычно нового работника встречает кто-либо из управления кадров (подразделения управления персоналом) и первым делом обеспечивает заполнение необходимых документов. Поза-вершении этой процедуры его ведут на рабочее место, которое должно быть соответствующим образом подготовлено, после чего начинается его знакомство с организацией.
Перечень тем для данного разговора может быть следующим:
подробная история организации и перспективы ее развития;
высшее и среднее звено управления;
наиболее важные документы организации (например миссия, стратегия, система управления качеством и т.д.);
описание основных направлений деятельности организации; политика в области работы с заказчиком;
содержание работы, должностная инструкция, пределы полномочий и ответственности;
порядок взаимодействия с другими отделами или работниками;
техника безопасности;
список документов, с которыми новому работнику необходимо ознакомиться в первую очередь.
Если организация обладает соответствующими ресурсами, то в течение первого месяца организуется специальный семинар для всех вновь принятых работников. На таком семинаре раскрываются основы философии организации, приводятся примеры обычной рабочей практики, обрисовываются перспективы организации или компании. В один из первых дней работы должна быть организована встреча с сотрудником, отвечающим за обучение персонала, с которым намечается индивидуальный план обучения.
Например, для государственных служащих в соответствии с Указом от 3 сентября 1997 г. № 983 "О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих" каждый из вновь назначенных на должность не ниже заместителя руководителя отдела должен пройти профессиональную переподготовку в соответствии с профилем занимаемой должности. На собеседовании о дальнейшем обучении могут быть определены его сроки и программа.

Обучение работников
В упрощенном варианте участниками процесса обучения (организаторами, слушателями, преподавателями) являются:
высшее руководство организации, предприятия;
руководители среднего уровня управления;
руководители нижнего звена;
рядовые работники организации, предприятия.
Важно подчеркнуть, что среди указанных категорий работников только линейные руководители могут нести непосредственную ответственность в целом за процесс развития и обучения работников, поскольку они лучше могут оценить их квалификацию и компетентность. При этом важно хорошо представлять, что развитие персонала без поддержки высшего руководства организовать достаточно сложно, если вообще возможно. А именно здесь сегодня имеется множество подводных камней, так как большинство российских менеджеров или руководителей считают своей главной задачей административное и техническое управление. В связи с этим важно говорить и о таком профессиональном качестве любого руководителя, как умение работать с кадрами по развитию их активности. В целом же участие в развитии человеческих ресурсов - важное требование к любому начальнику при осуществлении им руководящих функций.
Персональная ответственность непосредственного руководителя за обучение персонала тем не менее не означает, что он и обеспечивает обучение. Его задача - определить на основе оценки деятельности человека, каких знаний и навыков ему не хватает, обсудить данную проблему с подчиненным, наметить порядок обучения. Наметив с подразделением по персоналу сроки обучения и по его завершении помочь сотруднику в использовании полученных знаний и навыков для повышения эффективности его деятельности.
В частности, определение потребности в обучении осуществляется на следующих уровнях:
на уровне организации определяется потребность в обучении, которое может способствовать повышению эффективности деятельности организации в целом. Например, изменение форм и методов работы с заказчиком, переход на новые технологии или производство новой продукции;
на уровне рабочей группы или подразделения определяется потребность в обучении, необходимом для эффективности работы группы. Например, обучение навыкам работы в команде, овладение изменениями в бухгалтерском учете, в технологии производства, при выполнении уникального заказа;
на уровне индивида определяется потребность в обучении, результатом которого может стать повышение эффективности деятельности отдельного работника. Например, при вводе или использовании нового оборудования или технологий, при обретении специальных навыков управления в самоуправляемых группах и т.д.
После того как персонально для каждого работника определены области возможных усовершенствований, необходимо конкретизировать цели и задачи обучения работающего человека. Такое обучение имеет многоцелевой характер. В его основе лежит развитие знаний, способностей и навыков в трех сферах: мышления (что я хочу знать); мотивации (для чего я буду учиться); практическое применение полученных знаний (что я хочу сделать). Необходимо также выразить желаемые результаты обучения в виде описания реальности, в которую должны материализоваться полученные знания. Например, повысить производительность труда на 2%, освоить новые технологии продвижения товаров и повысить эффективность рекламной деятельности на 5%, изучить нововведения в бухгалтерском учете, овладеть методикой формирования бизнес-планов и внедрить ее в практику планирования деятельности предприятия и т.д. Когда цели обучения сложно выразить в количественных показателях, можно детально описать то, как должна выглядеть деятельность сотрудников или подразделения после завершения обучения.
В результате проделанной работы будет получена:
основа для разработки или выбора учебной программы;
критерии для последующей оценки эффективности обучения;
критерии отбора участников обучения.
Что же касается роли сотрудников подразделения по персоналу и кадрам в процессе обучения, то она определяется уровнем их специальных знаний, опыта, информации по поводу того, где учить и как учить.
Схематически распределение ответственности между линейными менеджерами и отделами кадров или персонала представлено на схеме 33, предложенной С.К. Мордовиным.

Схема 33. Распределение ответственности за обучение работников
Однако активизацию человеческих ресурсов предприятия или организации было бы неверным связывать только с обучением в учебных заведениях. Опыт лучших предприятий и организаций свидетельствует, что в арсенал методов развития персонала, его активизации могут входить:
адаптация вновь принятых или назначенных работников посредством введения в курс дела и ознакомление с существующими проблемами;
вовлечение работников в анализ существующих проблем или конкретных случаев и создание соответствующих проектов по их устранению;
формирование групп или кружков качества;
дискуссии и обсуждения в коллективах с целью развития персонала, в ходе которых основное внимание уделяется обучению логически мыслить и работать в составе группы;
дистанционное обучение;
заочное обучение;
изучение практических ситуаций;
индивидуальное обучение;
консультирование;
наставничество;
ознакомление с опытом других предприятий или подразделений;
передача полномочий (делегирование);
подготовка докладов, сообщений, обзоров, информации - как способ повышения квалификации, при котором происходит систематизация знаний или информации по определенным проблемам и передача данных знаний;
формирование и развитие управленческих и рабочих команд;
подготовка или знакомство с инструкциями, пособиями;
разработка рабочих процедур и стандартов;
расширение круга обязанностей;
проведение "деловых игр" по существующим проблемам;
ротация рабочих мест, в процессе которой происходит передача знаний и накопление опыта посредством систематического обмена рабочими местами, участие в семинарах и выставках;
самообразование;
стажировки;
участие в проектах, т.е. в созданных на предприятиях группах для решения острой, специализированной проблемы в условиях ограниченного времени;
временное замещение должности и т.п.
Несколько подробнее остановимся на повышении квалификации и профессиональной переподготовке. В то время как обучение в вузе или получение среднего профессионального образования дает начальную квалификацию, соответствующую получаемой профессии, повышение квалификации и профессиональная переподготовка дают дополнительную и последующую квалификацию с ориентацией на конкретную деятельность.
В этой сфере действующими сегодня нормативными документами установлены образовательные программы четырех видов:
1) краткосрочные программы повышения квалификации объемом 72-100 учебных часов, направленные на повышение квалификации по отдельным видам профессиональной деятельности и решения соответствующих профессиональных
задач;
2) среднесрочные программы повышения квалификации объемом от 100 до 500 учебных часов, направленные на комплексное повышение квалификации со специализацией по должности;
3) программы профессиональной переподготовки объемом от 500 до 1000 учебных часов, осуществляемые с целью адаптации государственных служащих к новым экономическим усло
виям и ведению новой профессиональной деятельности;
4) программы (дополнительного к высшему профессиональному) образования, осуществляемые в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки лиц для присвоения дополнительной квалификации, формируемые по заказам министерств, ведомств и органов управления образованием, в том числе с учетом международных требований и стандартов, и утверждаемые Минобразованием России, объемом свыше 1000 учебных часов.
С точки зрения развития человеческих ресурсов повышение квалификации и профессиональная переподготовка в первую очередь служат для повышения уровня квалификации работников, т.е. развития их способности использовать приобретенные знания на практике. Официально освобождая сотрудника от его непосредственных обязанностей по работе для обучения, ему показывают, что организация или фирма заинтересована в его профессиональном росте и совершенствовании способностей. Субсидии на проведение обучения - важное и ощутимое проявление культуры организации или фирмы. Сегодня вложения в развитие человеческих ресурсов превращаются в статью инвестиций. Однако следует подчеркнуть, что образование и повышение квалификации нельзя рассматривать как панацею от всех бед. Важно, чтобы они воспринимались в контексте совершенствования сильных сторон организации или фирмы с целью создания их неповторимости.
Развитие работника - это не только мероприятия, связанные с занятиями в учебных классах. Любую встречу с ним руководитель может и должен использовать в целях содействия развития его потенциала. С помощью этого инструмента можно:
развивать способность решать проблемы, исходя из полученных знаний;
обнаруживать и устранять проблемы в работе персонала, связанные с недостатком знаний;
облегчать приспособление работников к постоянно меняющимся условиям деятельности;
улучшать в целом результаты работы организации или подразделения.
Многие работники российских организаций и фирм мирятся с удовлетворительными результатами своего труда. Наверняка причины здесь в том, что сотрудники идут к целям, "планка" которых стоит слишком низко, если она вообще есть. Поэтому для активизации человеческих ресурсов посредством их развития необходимо ставить четкие цели не только перед организацией, но и перед каждым ее сотрудником, соединяя их с конкретными проблемами, которые работники должны прояснить в процессе обучения. Только в этом случае действия по активизации человеческих ресурсов станут не просто очередными мероприятиями, а основой для успешной деятельности организации или фирмы.

Структура и организационная культура -важные факторы активизации человеческих ресурсов
Мы живем в эпоху, единственно постоянным показателем которой являются перемены. Поэтому задача любого руководителя - создавать организационные структуры, позволяющие не только адаптироваться к происходящим переменам, но и активно содействовать этому процессу. Это означает, что организационная структура должна способствовать активизации человека на производстве, предоставлять ему возможность проявлять на инициативной основе свои знания, мастерство, навыки. Как же выглядят такие организационные структуры?
Прежде всего, они имеют слабовыраженную вертикальную иерархию.
" Горизонтальное" управление или взаимодействие становится более важным, чем "вертикальное", иерархическое, поскольку повышает роль таких ценностных представлений, лежащих в основе активности работника, как инициатива, риск, ответственность, независимость. Цель "сжатия" иерархии - подчинить работу групп или подразделений организации не столько выполнению поставленной наверху задачи, сколько решению возникающих проблем общими усилиями на основе инициативы, активного поведения работников, независимости, способности к предвидению. Уменьшение иерархической лестницы подразумевает одновременное повышение активности работников, поскольку многие вопросы управления начинают рассматриваться непосредственно подразделениями. Возрастает потребность в интеграции подразделений и мелких компаний, развитии делегирования работникам части задач, что развивает способность персонала принимать решения, достигать цели, брать на себя ответственность. Руководитель любого подразделения в этих условиях должен содействовать тому, чтобы оно в значительной степени было самоуправляемым.
Самоуправление - процесс превращения человека, всего трудового коллектива из объекта управления в субъект управленческой деятельности. Это особый вариант организации управления, когда коллектив сам решает вопросы комплектования, распределения функциональных обязанностей, совместного заработка. Самоуправление невозможно без проявления активности каждым участником данного коллектива. В этом смысле оно соединяет в себе труд, управление и активную жизненную позицию человека, питающую первые два компонента. Переход к самоуправлению резко повышает требования ко всем работникам. Их должен отличать не только профессионализм, но и такие качества, как оперативность, ответственность, умение работать совместно, межличностная коммуникация. Такие коллективы уже не просто звенья иерархической структуры, часто они становятся рабочими или управленческими командами, представляющими собой еще одну форму активизации человеческих ресурсов.
Команда и группа совместно работающих людей - это не всегда одно и то же. Команда имеет общую историю, на протяжении которой ею вырабатываются общие правила поведения и отношений. У участников команды схожие ценностные ориентиры, они идентифицируют себя с командой и считают, что у них общее будущее. Команда не отделима от активности составляющих ее участников, но не активность работников является источником формирования команд, а команды становятся основой проявления активности личности. Поэтому подбор людей для работы в составе команды, соответствующая их подготовка, вовлечение в работу и объединение всех работников это как раз и есть меры по созданию условий активизации человеческих ресурсов. Приведем в качестве примера правила, которых придерживаются члены многих преуспевающих команд для активизации своих участников:
совместное согласование целей, что помогает каждому хорошо сосредоточиться на главных проблемах;
соотнесение целей с персональной ответственностью и перечнем действий;
установление сроков выполнения заданий и их точное соблюдение;
открытое обсуждение получаемой каждым участником новой информации;
право на ошибку, с условием выработки мер, как не допустить ее повторения;
открытое честное сотрудничество и взаимопомощь;
постоянное саморазвитие. Кто не становится лучше, тот перестает быть хорошим.
Опираясь на данные правила, команды сами формируют условия для активности входящих в ее состав работников. Это достигается в результате:
объединения индивидуальных профессиональных и интеллектуальных способностей;
создания условий для индивидуальной свободы при условии пользы для команды;
востребованности умений быстро и правильно оценивать ситуацию, получать на основе этого конкурентное преимущество;
формирования условий для использования новых способов, методов, приемов и технологий работы, которые позволяют в целом команде приспосабливаться к неизвестному будущему, эффективно использовать рассеянные среди людей неявные знания для достижения эффективности производства.
Некоторые из приведенных выше правил относятся к организационной культуре предприятия. Это понятие в данном учебнике раскрывается в отдельной главе, здесь же мы остановимся на ее роли в повышении активности человеческих ресурсов. Каким образом люди общаются друг с другом, на какие ориентируются ценности, каким образом мотивируются для выполнения работ, как используют власть в организации? Эти вещи являются сердцевиной организационной культуры.
Культура оказывает влияние на большинство аспектов деятельности человека, в том числе и на активность. Многие ценности (то, что считается важным в организации) и нормы (существующие и неписаные правила поведения) изначально возникают спонтанно и не могут быть утверждены приказом. Но передаваясь из уст в уста, проявляясь как отношение к поведению человека, они приобретают важное значение в общем стремлении повысить эффективность деятельности организации. Поэтому современному руководителю необходимо иметь в своем арсенале приемы (методы) воздействия на людей, способствующие формированию желательных установок, ценностных ориентиров и норм поведения человека на производстве, которые бы питали его активность.
Процесс активизации человеческих ресурсов посредством формирования организационной культуры можно смоделировать в форме трех взаимосвязанных подходов.
1. Представление и согласие по поводу активности работника и развития данной его характеристики. Для этого руководство должно четко сформулировать свое представление о том, какой оно хотело бы видеть активность работников. Кроме этого, не обходимо продемонстрировать и свою готовность действовать в соответствии с оговоренными представлениями. В частности, руководство должно дать понять работнику, как оно реагирует
на такие ценности, в основе которых лежит активность челове ка, а именно:
забота о потребителях;
пред при имч и вость;
новаторство и изобретательство;
продуктивность;
мастерство;
качество;
ответственность и т.д.
2. Согласование ценностей и норм. Смысл его состоит в том, что людям необходимо осмыслить и сделать свои логические обоснования изменению своей активности, т.е. того,
что оно бы значило для них лично и для организации в целом.
Например, как согласуются его личные представления и принятые в организации нормы, где "любая идея должна быть рассмотрена, если она направлена на эффективность организации в целом", "активность работников - основа успеха фирмы, и она должна быть вознаграждена" или "инициатива наказуема".
3. Поддерживающие и мотивирующие процессы - например, обучение, информирование, система стимулирования и мотивации.
Выше уже говорилось о необходимости систематического, целенаправленного обучения и повышения квалификации. Здесь же подчеркнем, что обучение работников это еще и внимание к формированию культуры организации. Едва ли при помощи других мер любой руководитель может столь наглядно и ощутимо продемонстрировать свою заинтересованность в сотруднике и стремление совершенствовать предприятие. Программы повышения квалификации вообще представляют собой возможность заострить внимание на системе ценностей, и это должно относиться к программам, предназначенным для работников всех уровней: от "желторотых" новичков до "стреляных воробьев".
С точки зрения активизации человеческих ресурсов формирование организационной культуры предприятия - это создание условий для разработки и затем следования той системе ценностей, которая сформирована в данном трудовом коллективе. Однако чтобы в ценности или принципы, принятые на предприятии, "вдохнуть жизнь", необходимо в качестве первой меры ознакомить с ними всех работников предприятия, добиться превращения их в конкретные, ощутимые цели. Например, такой принцип, как "каждый демонстрирует высокую ответственность", необязательно делать предметом недельного семинара, но все сотрудники должны хорошо представлять, что на их рабочем месте означает, например, ответственность, которая в свете организационной культуры выступает как понимание того, что "Я" в ответе за свое поведение, следовательно, могу изменить способ, которым что-то делаю. В жизни это и есть активизация человеческого ресурса.
Необходимо отметить еще одну особенность проблемы активизации человеческих ресурсов. Дело в том, что, ставя задачу активизировать деятельность человека, управление организацией ставит задачу добиться от него поведения, инициирующего перемены. Однако сложность заключается в оценке качества активных действий. Ведь о результатах этой активности можно узнать только после ее совершения. В настоящее время еще не разработаны показатели не только самой активности, но и ее рационального использования. Фактически лишь здравый смысл и постоянное наблюдение за действиями людей и себя самого могут дать относительно точные результаты.
Активный руководитель или активный работник, как человек имеющий устойчивую жизненную позицию, выражающуюся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела, должен обладать по меньшей мере тремя качествами, отличающими их от пассивных. Во-первых, это глубокое и точное знание производства. Во-вторых, интеллектуальное любопытство, стремление понять причины происходящих явлений, истоки появляющихся проблем. В-третьих, относительно высокий уровень беспокойства по поводу того, как не допустить ошибку и не быть обойденным соперниками. Особенность всех трех качеств как раз и состоит в том, что они ориентируют рационального человека на проявление активности, направленной в итоге на развитие организации или предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.