Глоссарий. Активизация человеческих ресурсов - управленческое воздействие, имеющее целями развитие человеческих ресурсов и формирование соответствующей организационной
Активизация человеческих ресурсов - управленческое воздействие, имеющее целями развитие человеческих ресурсов и формирование соответствующей организационной структуры и культуры организации. Анализ - функция управления, особый вид умственной, познавательной деятельности руководителей и специалистов-аналитиков, системное и постоянно обновляемое познание содержания, структуры, сети взаимодействий между отдельными элементами управляемого объекта и его движения, динамики. Анализ функций управления - форма использования анализа для совершенствования распределения управленческого труда, определения "узких мест" в управленческой деятельности, определения затрат на выполнение конкретных функций, а также оценки их трудоемкости, сложности, эффективности. Аттестация как кадровая технология, включает в качестве предмета оценки личностные качества, процесс труда, его рег зультат и призвана определить степень соответствия специалиста замещаемой должности как по профессионально-квалификационным, так и личностным характеристикам. База данных (БД) - совокупность некоторого набора файлов с однотипной информацией и связей между ними. Бенчмаркинг - управленческая процедура, которая состоит в том, что в практику работы организации внедряются технологии, стандарты и методы работы лучших организаций - аналогов. Благотворительность (меценатство, филантропия) - помощь нуждающимся. Внешняя среда - совокупность внешних субъектов и сил (факторов), активно влияющих на положение и перспективы фирмы, на эффективность деятельности ее субъектов менеджмента. Внутренняя среда - совокупность характеристик организации и ее внутренних субъектов (сил, слабостей), влияющих на положение и перспективы фирмы. Геоинформационная система (ГНС) - информационная система, включающая в себя большое количество графических и тематических баз данных, соединенная с модельными и расчетными функциями для манипулирования ими и преобразования в пространственную картографическую информацию с целью принятия разнообразных управленческих решений Глобализация - комплекс трансграничных взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками, формирующий единое общемировое, интернационализированное товарное, финансовое, информационное пространство и интегрирующий самых разнообразных субъектов в общемировые процессы. Делегирование полномочий - передача полномочий и обязант ностей на нижние уровни управления при сохранении ответп ственности за руководителем. Департаментализация - группировка функций. Долгосрочное планирование (структурное долгосрочное) - планирование, направленное на достижение заранее определенг ных структурных изменений, без которых невозможен длительный экономический рост. Жесткая модель управления - модель, опирающаяся на теорию X и включающая совершенствование механизма принуждения, установление жесткой регламентации производственной деятельности и контроля, оплату труда строго в соответствии с установленными нормативами. Индекс человеческого развития (ИЧР) - средство измерения и оценки имеющихся возможностей для удовлетворения материальных и духовных запросов и потребностей людей; включает индекс ожидаемой продолжительности жизни населения при рождении, индекс уровня образования населения и индекс реального ВВП на душу населения. ИЧР отражает как величину благосостояния, так и качество жизни населения той или иной страны. Индивидуальный маркетинг состоит в восприятии реакции конкретного покупателя, во взаимодействии с ним, предполагает определение предпочтений покупателя, их запись и ответную реакцию на них. Индивидуальный маркетинг базируется на непрерывном использовании на практике знаний об индивидуальном потребителе, полученных с помощью интерактивной коммуникации и помогающих создавать и продвигать продукты и услуги с целью обеспечить непрерывные и долгосрочные взаимовыгодные отношения. Преимущества таких отношений: для покупателя - эффективность контакта, для производителя - прибыль, для обоих - спокойствие, уверенность в будущем. Индикатор - интегральный показатель, количественно определяющий качественные характеристики процесса, имеет векторный, направленный характер. Индикаторы ограничивают предельные пороговые (минимальные и максимальные) значения. В прогнозировании и планировании индикаторы определяются как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться. Инновация - процесс создания, распространения и использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности работы оранизации в целях удовлетворения определенных потребностей. Интегрированные маркетинговые коммуникации - стратегический анализ, выбор, реализация и контроль всех элементов маркетинговых коммуникаций, которые, будучи собраны воедино, являются современным эффективным рычагом социально-экономического влияния на отношения и взаимодействия между организацией и ее нынешними и потенциальными потребителями, заказчиками и клиентами. Информационная система - упорядоченная совокупность документированной информации и целого ряда информационных технологий. Информационная технология - представленное в проектной форме (т.е. в формализованном виде, пригодном для практического использования) концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс. Инцидент - действия со стороны оппонентов, направленные на достижение их целей, противоречащих целям друг друга; второй базовый элемент конфликта, наряду с конфликтной ситуацией. Исследование - процесс выработки новых научных знаний, вид познавательной деятельности. Кадастр - упорядоченная совокупность сведений о правовом природном, хозяйственном и экономическом состоянии физических объектов и явлений среды во времени в структурном, организационном, функциональном и информационном аспектах. Кадровая технология - средство управления количественными и качественными характеристиками состава персонала, обеспечивающее достижение целей организации и ее эффективное функционирование. Карьера в узком смысле слова - индивидуальный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в ОСНОВной форме личностного самовыражения; в широком смысле слова - активное продвижение человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни. Качество - практическое воплощение удовлетворения потребностей и ожиданий потребителя. Другое значение термина - техническое свойство объекта, относящееся к потребностям и ожиданиям. Команда - взаимодействующая сплоченная группа людей, которые самоорганизуясь, четко и гибко распределяют функции и ответственность, проявляя творчество, берут на себя обязательства по достижению общей цели и добиваются высоких результатов посредством связывания заботы об удовлетворении своих жизненных потребностей с эффективностью работы организации в целом. Коммуникация - одна из форм взаимодействия людей в ходе общения, процесс обмена продуктами психической деятельности; передача информации от человека к человеку. Коммуникационный менеджмент - профессиональная деятельность, направленная на достижение эффективной коммуникации как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой; деятельность по управлению коммуникационными проблемами организации; совокупность приемов, методов, процедур, технологий, обеспечивающих эффективное информационное и эмоциональное взаимодействие между организацией и целевыми группами общественности. Контрактизация - выполнение функций государства частными компаниями на контрактной основе. Контроль - сбор и обработка информации о траектории движения управляемого объекта, сопоставление ее с параметрами, заданными заранее в законах, инструкциях, других нормативных актах, а также в планах или программах, выявление отклонений, анализ причин, вызвавших такие отклонения, их оценка и принятие решения о корректирующем воздействии. Контроль - одна из основных управленческих функций, неотъемлемая составляющая процесса управления, воздействующая на все его остальные функции и непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и до завершения. Это составная часть управления, заключающаяся в наблюдении за объектом управления с целью проверки соответствия фактического состояния желаемому, предусмотренному законом и другими нормативными актами. Контролируемость деятельности - возможность определять степень адекватности достигнутых и будущих результатов, а также других компонентов деятельности ее целям и нормам. Контролируемость зависит от "правил игры", условий ситуации, способности и желания субъекта и объекта контроля устанавливать и отслеживать нормативные значения контролируемых переменных в соответствии с целью деятельности. Конфликтная ситуация - ситуация противоречия, первый из основных элементов конфликта. Координатор - специальное должностное лицо, отвечающее за координацию деятельности различных служб. Координация - согласование распределенной деятельности, ресурсов и усилий между участниками выполнения той или иной задачи. Корпоративная информационная система - информационная система, поддерживающая оперативный и управленческий учет в организации и представляющая информацию для оперативного принятия управленческих решений. Краткосрочное планирование (конъюнктурное) - планирование, основанное на конъюнктурном подходе, обеспечивающее общее экономическое равновесие в течение нескольких кварталов с сохранением условий реализации целей среднесрочной политики. Культура организации (организационная культура, корпоративная культура) - не только оригинальная смесь ценностей, отношений, норм, привычек, традиций, форм поведения и ритуалов, но и вся среда обитания организации, присущий ей стиль отношений и поведения. Культура организации - хорошо согласованная совокупность организационных, управленческих, технологических и неформальных межличностных отношений, которая достигается при определенном уровне развития управленческой деятельности и управленческих знаний. Организационную культуру определяет формула: общие ценности - взаимовыгодные отношения и сотрудничество - добросовестное организационное поведение. Лидер - ведущий, руководитель, способный сформировать и сохранять социальные связи в условиях обмена информацией. Лидерство - процесс несилового воздействия в направлении достижения группой своих целей. Линейная организационная структура - характеризуется прямыми двухсторонними связями ответственности и информационного обмена, пронизывающими организацию сверху донизу, с подчинением каждого работника только одному руководителю. Линейно-функциональная организационная структура - группировка персонала по конкретным видам деятельности, что соответствует наиболее важным направлениям деятельности всей организации. При этом подчиненность как при линейной структуре. Макросреда - совокупность факторов широкого социального плана и системного, общего, преимущественно косвенного действия. Маркетинг - такая философия, стратегия и тактика участников рыночных отношений, когда эффективное удовлетворение запросов и разрешение проблем потребителей ведут к деловым, рыночным успехам фирм и организаций и приносят пользу обществу. Маркетинг долгосрочных партнерских отношений (Relationships Marketing) - современный маркетинг, субъектами которого выступают производители, потребители и посредники. Долгосрочные отношения возможны, если каждая конкретная сделка, действие строится таким образом, чтобы принести пользу всем участникам отношений. Суть маркетингового подхода в будущем - общность ощущений с потребителем, отношение к клиенту, как к самому себе, но с учетом его индивидуальности. Еще точнее - это баланс интересов трех главных субъектов: потребителя, общества, производителя. Ядром маркетинга долгосрочных партнерских отношений выступает индивидуальный маркетинг. Маркетинговые коммуникации - систематическое и комбинированное использование совокупности информационных связей: от поиска рыночной информации, выбора миссии фирмы, рыночного сегмента, каналов сбыта и товародвижения, определения оптимальных условий по реализации продукции до собственно рекламы и создания положительного рыночного образа (имиджа) организации и ее деятельности. Матричная организационная структура предполагает привлечение специалистов из различных служб организации для работы над определенными проектами; указанные специалисты при этом остаются в составе линейной или функциональной структуры. Менеджмент - процесс управления в организациях, наука об управлении, искусство управления и люди, составляющие орган управления. В менеджменте как науке об управлении в организациях разделяют общий и специальный менеджмент. Меры защиты от риска - совокупность специализированных мероприятий: управленческих; организационно - экономических; правовых; кадровых; психологических; информационных; технологических; страховых. Менеджмент качества - полный набор процессов, используемый в системе менеджмента качества. Метод - система правил и приемов изучения явлений, способ теоретического исследования и практического осуществления чего-либо. Методы инновационной деятельности - выработанные и апробированные способы воздействия на объект инноваций с целью получения инновационного эффекта. Методы исследования - совокупность целенаправленных действий и способов получения новых знаний об управленческих отношениях и системе управления. Методология управления, менеджмента - логическая схема управленческой деятельности, предполагающая взаимосвязанное понимание целей, ориентиров, а также средств и способов их достижения. Методы управления - способы реализации функций менеджмента. Они также устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточное выполнение функций и обязанностей. Механизм управления - совокупность средств и методов управления, это сцепление, определяющее возможность целенаправленного движения системы. Микросреда - совокупность отдельных субъектов (конкретных организаций, групп и отдельных лиц) и их характеристик, оказывающих непосредственное влияние на данного субъекта менеджмента и его возможности. Миссия - основная общая цель развития организации, которая определяет смысл ее существования, причину появления и деятельности на рынке и является отправной точкой для выработки стратегических направлений развития организации. Модель управления - целостная совокупность представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления; включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику. Модифицированные модели управления - модели, использующие в различных сочетаниях и элементы жесткой модели, и элементы мягкой модели. Мониторинг - специфическая технология наблюдения и анализа изменений объекта управления, характеризуемая постоянством, регулярностью осуществления в течение всего управленческого цикла, имеющая, как правило, своими объектами слабо структурированные среды. Мониторинг позволяет эффективно контролировать ситуацию, выявлять причины расхождения между сущим и должным и выступает фактором снижения риска при разработке управленческой стратегии, при подготовке к хозяйственной деятельности, особенно при смене модели развития. Мониторинг персонала - кадровая технология, обеспечивающая постоянно длящееся (периодическое) наблюдение за состоянием характеристик персонала. Он может проводиться как в организованных, так и в неорганизованных формах. Мониторинговый индикатор - интегральный показатель, количественно определяющий признаки, свойства и другие качественные характеристики предмета мониторинга, поддающиеся контролю. Индикаторы определяются как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться. Индикаторы используются в наиболее удобной для непосредственного восприятия форме для фиксации происходящих или грядущих изменений наблюдаемых параметров в экономике, социальной сфере, природной среде, управлении и др. Мотив - внутренняя побудительная причина, вызывающая тот или иной тип действий индивидуума, социальной системы. Мотивационное управление - система способов изучения и формирования внутренних (эмоциональных и рациональных) побуждений субъекта, направленная на раскрытие его потенциала с целью повышения результатов деятельности. Мотивационный потенциал - совокупность мотивационных составляющих (уровень потребностей, интересов, целевых установок, ценностных ориентации, ожиданий) и способностей (физиологических, интеллектуальных, профессиональных) работника группы, определяющая готовность и возможности работника, группы к выполнению результативной деятельности. Мотивация - процесс побуждения к выбору того или иного типа поведения в зависимости от силы воздействия мотивов (потребностей, интересов, желаний, целей), стимулов и от ожидаемых результатов. Мотивирование персонала - умение понимать и воспринимать потребности работника и побуждать его к сознательному самостоятельному выбору действий по удовлетворению потребностей и достижению личных и коллективных целей. Мягкая модель управления - модель, опирающаяся на теорию Y и предусматривающая мягкое направление энергии работников в заданное русло, привлечение к творческой работе, доверие, предоставление свободы действий и поощрение. Некоммерческий маркетинг - маркетинг продукции (включая услуги), распределяемой в бюджетных отраслях экономики и социальной жизни: в государственном образовании и здравоохранении, социальной защите, обеспечении государственной, личной и иной безопасности, поддержании обороноспособности, работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в государственном управлении и др. Решающими субъектами предложения здесь часто выступают властные структуры, выполняющие при этом функцию посредничества, а потребителями крупные слои, социальные группы населения, причем часто наименее защищенные. Отношения в некоммерческом маркетинге - не вполне рыночные, опосредованные. Источники существования и развития - налоги, льготы, взносы, сборы, пожертвования, причем ресурсные возможности строго ограничены и контролируются общественностью. Цели деятельности в русле некоммерческого маркетинга - соответствие нуждам и ожиданиям групп населения; рациональное предоставление, распределение социальных услуг и другой продукции (в том числе услуг власти); повышение престижа, притягательной силы отдельных идей, социальных институтов, личностей в рамках определенной общности; повышение престижа данной общности (страны, региона, муниципального образования, социальной группы и др.) за пределами ее нормального существования. Нововведение - прогрессивное новшество, которое является новым для системы, принимающей и использующей ее. Общий менеджмент изучает общие принципы и закономерности управления социально-экономическими процессами (функции управления, управленческий цикл, стратегическое управление, мотивация, лидерство), реализуемые применительно к самым разным объектам управления. Объект управленческих инноваций - подвергаемый целенаправленному изменению компонент управленческой системы организации. Объекты мониторинга - составляющие предмет мониторинга процессы, явления в области экономики, социальной сферы, экосистемы, менеджмента и др., имеющие качественные и количественные характеристики и находящиеся во взаимосвязи и взаимодействии. Объекты управления - отрасли, территориальные общности людей, отдельные стадии воспроизводства, аспекты производственной деятельности, а также характеристики производства. Объекты управления в риск-менеджменте - рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами Организационная культура - система формальных и неформальных норм и правил деятельности, ценностей, ожиданий, поведенческих ритуалов или особенностей поведения, существующих в организации или предприятии. Организационный конфликт - конфликт, вызванный к жизни специфическими свойствами организации, ее структурными особенностями, ее взаимодействием с другими организациями, организационной динамикой и т.п. Среди организационных конфликтов выделяются: конфликт целеполагания (внешнеор-ганизационный) - противоречие, несовместимость целей организации; дисфункциональный (внутриорганизационный) конфликт, имеющий место, если целью деятельности становится выполнение внутренних правил, норм деятельности; позиционный конфликт - разделение коллектива в результате противоположности интересов и целей его членов, их групп; Организация - процесс, направленный на объединение усилий различных участников управления или принятия решений, включающий в себя распределение ролей, ресурсов, заданий, ответственности и полномочий. Организация мониторинга - совокупность упорядоченных во времени и пространстве научно-аналитических, правовых, управленческих и других мероприятий, обеспечивающих непрерывность наблюдения за социально-экономическими процессами и явлениями, достоверность их оценки и практическое использование полученных данных. Организация управленческих инноваций - деятельность, направленная на определение параметров инновационного процесса и регулирование разработки и реализации управленческих нововведений в соответствии с целью организационных изменений в учреждении. Отбор персонала - комплексная кадровая технология, обеспечивающая соответствие качеств человека требованиям вида деятельности или должности в организации. Ответственность - характеристика последствий принятых решений, осуществления действий для лица, которому переданы полномочия принимать такие решения, осуществлять действия. Оценка персонала - кадровая технология, содержанием которой является познание и результат сравнения выделенных индикаторов (предметов), характеристик (качеств) человека с заранее установленными критериями. Персонал - все работники предприятия, организации, выполняющие производственные функции, обладающие определенными качественными характеристиками и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда. Планирование - функция управления, состоящая в выборе оптимальной альтернативы текущего или перспективного развития объекта управления, формулировании целей и разработке перечня конкретных мер (увязанных по ресурсам и срокам) по достижению данных целей. Политика качества - основные направления и цели организации, связанные с качеством, официально сформулированные высшим руководством. Полномочия - объем прав принимать решения и осуществлять действия. Потенциал (персонала) - совокупность способностей и возможностей персонала, нередко скрытые, обеспечивать эффективную деятельность предприятий. Предмет мониторинга - доступная для наблюдения реальность, представляющая собой, как правило, совокупность объектов, социально-экономических явлений, находящихся в причинно-следственных связях друг с другом, в движении, изменении и развитии. Предмет науки управления составляют управленческие отношения, в которых проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, проявляющиеся в воздействии на общество или на его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Предметом науки управления являются также технологии и методы управления и тенденции развития практики управления. Принципы маркетинга представляют собой его идейный стержень, задают характер маркетингового подхода к современному менеджменту. Основополагающий, базовый принцип маркетинга - это ориентация на эффективное решение проблем конкретных потребителей. Именно оттого, насколько эффективно тот или иной товар позволяет решить проблему, стоящую перед клиентом, зависит успех товара, а в конечном счете - и успех фирмы. Этот подход получает свое развитие и конкретизацию в следующих принципах: доминирование ориентации на перспективу; предпочтение прогнозирования и формирования спроса; комплексность, многовариантность, нелинейность решений; акцент на децентрализацию решений и ситуационное управление. Прогноз - предвидение, предсказание будущего. Прогноз с управляющим фактором - включение в факторный прогноз количественных оценок возможных последствий использования различных вариантов социальной (мотивацион-ной) политики, политики регулирования взаимодействия субъектов рынка, финансовой, инвестиционной, кадровой, нормативно-правовой, внешнеэкономической, таможенной политики. Прогноз-тренд - прогноз, основанный на использовании линейной экстраполяции, сложившихся в прошлом тенденций. Прогноз факторный - прогноз, основанный на оценке влияния различных факторов и их комбинации на развитие возможного будущего состояния объекта управления. Программа - законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных общей целью, имеющий конкретный конечный результат, требующий привлечения значительных ресурсов, осуществляемый совокупностью взаимодействующих органов, организаций, лиц разных функциональных сфер экономики. Формирование целевых комплексных программ в бизнесе и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления в разных сферах экономики и научных исследованиях. Профессиональный подбор - разновидность профессионального отбора, представляет собой поиск наиболее соответствующих должностей, идентификация требований различных должностей, видов деятельности под известные возможности, накопленный профессиональный опыт, стаж, способности человека. Прямой маркетинг (direct marketing) - метод продвижения продаж, цель которого - вовлечь в коммуникацию реальных и потенциальных потребителей товара и получить обратную информацию об их нуждах, потребностях, интересах. Развитие человеческих ресурсов - деятельность, направленная на развитие способностей и навыков работников с целью их постоянного роста и прогресса. Разгосударствление - процесс передачи функций государственных учреждений частным компаниям при сохранении це-леполагания и контроля со стороны государственных органов. Ранг оппонента - сравнительная сложность структуры участника конфликта. Оппонент нулевого ранга - индивид в то время, когда он в споре с самим собой вырабатывает свое решение, свою позицию; оппонент первого ранга - индивид, выступающий от собственного имени и преследующий в конфликте собственные интересы и цели; оппонент второго ранга - группа индивидов, преследующая некую групповую цель; оппонент третьего ранга - структура, состоящая из простых групп, непосредственно взаимодействующих друг с другом; высшим рангом и силой традиционно наделен оппонент, являющийся общественным институтом и выступающий на основе закона и от имени государства. Сила оппонента связана как с рангом, так и с ценностными ориентациями, доминирующими в обществе. Реклама (advertising) - ведущее звено маркетинговых коммуникаций, представляющих собой форму неличного представления и продвижения товаров, идей и услуг, оплачиваемую точно установленным заказчиком. Риск - вероятность и величина возможных потерь в ситуации неопределенности. Риск -менеджмент - система оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе функционирования бизнес структур или предпринимателей. Российская модель управления - самобытная и исторически сложившаяся в течение нескольких веков модель, основанная на национальных традициях и опирающаяся на следующие базовые принципы - экономическая самодостаточность, преобладание духовной мотивации трудовой и общественной деятельности, соборность, общинное самоуправление, совместное и равное владение собственностью, взаимопомощь, совместное решение проблем на основе гармонии интересов, взвешенный патернализм. Самоуправление - самостоятельное управление какой-либо организационной системы; правомочное принятие участниками команды или подразделения решений, касающихся их внутренних проблем, включение исполнителей в технологию выработки и принятия управленческих решений. Связи с общественностью (public relations) - особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и ее общественностью. Сила оппонентов - принципиально важная категория для анализа социального конфликта, определяемая рангом оппонента. Система - совокупность взаимосвязанных частей, взаимоотношения между которыми имеют упорядоченный и целенаправленный характер, а результат превосходит возможности отдельно функционирующих элементов; множество взаимосвязанных частей (компонентов), объединенных ради достижения общей цели (эффекта системы) в единое целое, взаимодействие между которыми характеризуется упорядоченностью и регулярностью на конкретном отрезке времени. К основным компонентам системы относят: элемент системы, взаимоотношения между элементами, подсистему, структуру системы. Отличительными признаками системы выступают: наличие взаимосвязанных частей в объекте; взаимодействие между частями объекта; упорядоченность данного взаимодействия для достижения общей цели системы. Система менеджмента качества - система, создаваемая для установления политики качества, целей качества и для достижения этих целей. Система управления - совокупность взаимосвязанных элементов (целей, функций, организационных структур управления, методов управления, кадров управления и др.) и подсистем управления, взаимодействующих между собой для достижения главной и основной целей деятельности организации. Характеризуется целостностью и упорядоченностью элементов и подсистем, отражающих особенности объекта управления. Системный анализ - совокупность методов и средств, позволяющих исследовать систему управления в целом. Системный подход в управлении рассматривает управленческую деятельность как систему, т.е. как совокупность элементов, взаимодействующих между собой в пространстве и времени, функционирование которых направлено на достижение общей цели. Содействие продажам, сбыту (sales promotion) - метод продвижения продаж, преследующий цель изменить установки реального и потенциального потребителя за очень короткое время. Социальная инновация - сознательное изменение различных элементов и связей социальной системы. Социальный конфликт - один из характерных, и требующий наибольшего внимания со стороны менеджеров тип взаимодействия людей, социальных сил, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делают невозможной реализацию ее целей и интересов. Обязательные элементы конфликта: конфликтная ситуация, инцидент, эмоциональные переживания участников и необычное поведение человека, демонстрирующее желание отстоять свою правоту. Специальный менеджмент рассматривает управление объектами с учетом их специфики, например, менеджмент в сфере услуг, муниципальный менеджмент, финансовый менеджмент. Среда косвенного воздействия - совокупность элементов и факторов, оказывающих влияние на организацию опосредованное и отсроченное воздействие. Среда прямого воздействия - совокупность элементов и факторов, оказывающих непосредственное и немедленное влияние на организацию. Среднесрочное планирование (частично структурное) - планирование, осуществляемое на основе частично-структурного программирования, ориентированное на изменение соотношения занятости и мощностей в особо продвинутых отраслях, обеспечивающих эффект мультипликации, т.е. широкого влияния. Стиль руководства - устойчивая манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая оказывать на них влияние и побуждать их к достижению целей организации. Стимул - внешнее воздействие, активизирующее (деактиви-зирующее) поведение индивидуума, социальной системы. Стимулирование - процесс побуждения (принуждения) к тем или иным действиям, основанный на использовании внешних по отношению к субъекту и не зависящих от него факторов. Стимулирование персонала - умение создавать такие внешние условия воздействия на работника, которые побуждают или вынуждают его действовать в установленном, заданном режиме для достижения поставленных целей. Стратегическое видение - определение общего курса развития организации исходя из представлений о будущем. В основе развития стратегического видения лежит изменение традиционного подхода к развитию организации " от прошлого к будущему" к более эффективному " от будущего к настоящему". Стратегия - план управления организацией, направленный на удовлетворение определенных потребностей, через который достигается укрепление ее позиций во внешней среде, а соответственно, и поставленных целей. Структура - совокупность всех взаимоотношений между частями системы; совокупность элементов системы или организации и связи между ними. Структура системы - совокупность связей, взаимоотношений между всеми элементами системы, между ее подсистемами, между системой и внешней средой. Субъект управленческих инноваций - специализированный орган управления инновационным процессом, обеспечивающий достижение цели организационных изменений в учреждении. Субъектами управления могут выступать директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата. Субъекты мониторинга - федеральные, региональные, муниципальные органы управления, коммерческие и общественные организации, творческие группы и отдельные исследователи, осуществляющие наблюдение и оценку социально-экономических процессов в отношении пределов норм, принятых мировым сообществом и закрепленных в правовом пространстве России. Теория У (автор - Д.МакГрегор) - совокупность установок, при которых руководитель убежден, что подчиненные хотят работать и, работая, стремятся реализовать свою потребность в самовыражении и в творчестве. Они трудолюбивы и обладают внутренней организованностью и самодисциплиной Теория Z (автор - У. Оучи) - совокупность установок, при которых руководитель, работая в условиях жесткой модели, отчетливо видит преимущества мягкой модели и психологически готов к применению последней, но сознает, что его подчиненные к этому не готовы, и потому вынужден внедрять поэлементно и постепенно отдельные составные части мягкой модели в "ткань" действующей жесткой модели. Теория X (автор - Д.МакГрегор) - совокупность установок, при которых руководитель убежден, что подчиненные ленивы, не хотят работать, не способны проявлять инициативу и не обладают должной ответственностью. Тотальный менеджмент (управление) качества - менеджмент качества организации, охватывающий всю организацию. Требование качества - требование, относящееся ко всей совокупности неотъемлемых характеристик объекта и их значений. Трудовые ресурсы - население обоих полов в трудоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов войны и труда и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, а также лица в нетрудоспособном возрасте занятые в экономике. Управление - элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и пр.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Управление карьерой - функция управления профессиональными возможностями человека в организации. Управление риском - специальный вид менеджерской деятельности, нацеленный на смягчение воздействие риска на результаты функционирования объекта. Управленческая инновация - форма управляемого развития социальной системы, достигаемого посредством совершенствования механизма управления данной системы. Управленческая парадигма - система управленческих взглядов, обусловливающих принципиально новое качество управления, востребованное жизнью; исходная концептуальная схема, система понятий, отражающая осмысление существенных черт действительности, модель постановки управленческих проблем и их решения. Устойчивость - способность системы противостоять процессу разрушения и поддерживать в течение определенного времени выбранный режим функционирования. Формальная организационная структура - схема связей подчиненности, ответственности и положений. Функциональная структура - организация персонала по функциональным подразделениям на основе сходной подготовки, опыта и использования ресурсов. Функционально-стоимостной анализ (ФСА, в англоязычной транскрипции - Activity Based Costing, ABC) - "операционно-ориентированная" альтернатива традиционным финансовым подходам, позволяющая предоставлять информацию в форме, понятной для персонала предприятия, непосредственно участвующего в бизнес-процессе и распределяющая накладные расходы в соответствии с детальным просчетом использования ресурсов, подробным представлением о процессах и их влиянием на себестоимость, а не на основании прямых затрат или учета полного объема выпускаемой продукции, что особенно актуально в отношении управленческой деятельности. Цель создания ФСА-модели - достижение улучшений в работе предприятий по показателям стоимости, трудоемкости и производительности. ФСА позволяет увидеть возможные пути улучшения стоимостных показателей функций управления. Специфика ФСА состоит в том, что он требует комбинированного применения процессного и структурного подходов к управлению Функция - исполнение, круг деятельности, ее сущность в действии. Функции маркетинга представляют собой его сущность в действии. Это прежде всего товарная политика, ценообразование, коммуникации, сбыт и продажи. Они в свою очередь входят в комплексные функции маркетинга - маркетинговые исследования, разработку маркетинговой стратегии. Функция управления - объективно обусловленный вид управленческой деятельности, являющийся содержательным компонентом процесса управления. Человеческие ресурсы - ресурсная трудовая составляющая (трудовые ресурсы, персонал и его качества, соотнесенные с конкретным рабочим местом) и социокультурные характеристики, личностно-психологические свойства людей, проявляющиеся в их отношении к предприятию, поставленным задачам, окружающим их коллегам и руководителям. Эволюция управленческой мысли - формирование и трансформация моделей управления в соответствии с объективными потребностями экономики. Элемент - минимальная целая часть системы. Элемент системы - минимальная целая часть системы, которая функционально способна отразить некоторые общие закономерности системы в целом. Эффективность - в контексте организационного поведения - оптимальное соотношение производства, качества, результативности, гибкости, удовлетворенности, конкурентоспособности и развития.
Учебная литература: Учебник Теория управления
Серия: "Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации"
Ответственный за выпуск А.П.Панкрухин
Редактор-корректор М.Е.Козлова
Оформление серийное Художник-оформитель Н.Н.Опиок
Компьютерная верстка Т.А.Файзуллина
Оригинал-макет О.П.Валиуллина
Издание соответствует санитарным требованиям Гигиенический сертификат №77.99.02.953.Д.ОО 1489.03.03.
Лицензия ЛР № 020898 от 08.07.99 г. Подписано в печать 12.10.02. Формат 60x90Vi6- Бумага офсетная. Гарнитура Ньютон. Усл. п.л. 35,0. Уч.-изд. л. 31,5. Тираж 10000 экз. (Первый завод 3000) Изд. № 34 Заказ № 1114
Издательский центр Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84
Московская типография №2 Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Тел.: 282-24-91. 129085 Москва, пр-т Мира, 105.
ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР Российской академии Государственной службы при Президенте Российской Федерации выпускает:
- учебники; - учебные пособия; - научную и справочную литературу по широкому спектру знаний; - периодику; - художественную литературу.
Издания Издательского центра РАГС предназначены:
- преподавателям; - студентам; - аспирантам; - слушателям; - специалистам органов государственного управления; - государственным и муниципальным служащим; - широкому кругу читателей.
Наш адрес: 119606 Москва, проспект Вернадского, 84 Контактные телефоны: тел./факс (095) 436-08-32; 436-01-20; факс (095) 434-57-00 с пометкой "Для Издательского центра"; e-mail: sales@ur.rags.ru
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление