Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС № 72 Прокурорский надзор за исполнением законодательства о несостоятельности (банкротстве)




Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. В соответствии с.ч 2 ст. 1 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации» целями прокурорского надзора являются обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации.

К задачам прокурорского надзора с учетом специфики отношений возникающих при проведении процедур банкротства можно отнести следующее:

1. защита прав и законных интересов граждан, не отнесенных Законом о банкротстве к лицам, участвующим в деле о банкротстве;

2. защита прав и законных интересов государства и муниципальных образований, как собственников имущества;

3. защита общественных интересов.

1. Осуществление прокурорами проверок деятельности арбитражных управляющих на предмет нарушений прав и законных интересов граждан обусловлена следующими причинами:

Так, по Закону о банкротстве не все заинтересованные лица вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями об обжаловании действий и решений арбитражного управляющего, а только участвующие в деле о банкротстве (ст. 34) и участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35). Для обращения же в органы прокуратуры с заявлениями о нарушениях закона, в том числе об обжаловании действий и решений арбитражного управляющего, каких-либо ограничений по субъектному составу Закон о прокуратуре не содержит.

Кроме того, работники, перед которыми Организация имеет задолженность по заработной плате не являются конкурсными кредиторами, следовательно работники не только не могут обратиться в суд с требованием о признании должника банкротом, но и обжаловать действия должника и арбитражного управляющего в арбитражном суде, рассматривающем дело о банкротстве организации. Согласно статье 2 Закона о Банкротстве № 127-ФЗ конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, при этом под денежным Закон понимает такое обязательство, по которому должник обязан уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом РФ, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию. Поскольку требования по выплате заработной платы основаны на трудовом законодательстве, а не на ГК РФ или бюджетном законодательстве, указанные требования не являются денежными обязательствами в смысле законодательства о банкротстве.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами судебной практики (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 24 мая 2005 г. № 171-О).

2. Защита прав и законных интересов государства и муниципальных образований, как собственников имущества необходима в случаях осуществления банкротства Организаций, собственником имущества которого является государство или муниципальное образование (например, государственное или муниципальное унитарное предприятие, обладающее имуществом на праве хозяйственного ведения). Особое внимание необходимо уделять предприятиям, находящимся в стадиях внешнего управления или конкурсного производства.

3. Необходимость защиты общественных интересов обусловлена необходимостью сохранения целевого использования социально значимых объектов, принадлежащих должнику-банкроту. Кроме того, выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства также будет содействовать достижению указанной задачи.

Приступая к проверке следует ознакомится с судебными актами, касающимися банкротства организации, для определения вида процедуры, статуса организации, получения информации о стоимости имущества организации, размере кредиторской и дебиторской задолженности.

Проверку следует проводить с учетом специфики процедуры банкротства, введенной в отношении должника.

Закон о банкротстве № 127-ФЗ предусматривает 4 основные процедуры банкротства:

- наблюдение;

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление;

- конкурсное производство.

Дополнительной процедурой является мировое соглашение.

Проводит все указанные процедуры арбитражный управляющий, который должен являться членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

НАБЛЮДЕНИЕ. (Временный управляющий)

Под наблюдением понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение, в отличии от иных процедур, является обязательной стадией дела о банкротстве юридического лица.

При проведении проверок необходимо учитывать, что введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными ст. 64 Закона.

Одним из таких ограничений является необходимость получения органами управления письменного согласия временного управляющего на совершение сделок:

-связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 % балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

- связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

В положениях п. 3 ст. 64 Закона о банкротстве установлен перечень решений, которые органы управления должника не вправе принимать.

Процедуру наблюдения проводит временный управляющий, правовой статус которого определяется положениями ст.ст. 65-67 Закона о банкротстве.

Поскольку на стадии наблюдения непосредственное руководство деятельностью должника осуществляют его органы управления, то необходимо больше внимания уделять вопросам исполнения законодательства именно органами управления должника.

Обязанности временного управляющего закреплены в ст. 67 Закона о банкротстве, которые сформулированы законодателем с учетом тех целей, которые преследуются на стадии наблюдения. Этими целями являются:

1. Необходимость сохранения имущественной массы. Реализация обязанности по обеспечению сохранности имущества должника возможна путем организации конкретных мероприятий, исчерпывающий перечень которых невозможно установить в законодательстве. Главное, чтобы имущество было сохранено. При этом временный управляющий вправе ходатайствовать перед арбитражным судом о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника:

- наложение ареста на денежные средства и иное имущество;

- запрещение должнику совершать сделки (ст. 91 АПК РФ).

2. Анализ финансового состояния должника. Анализ финансового состояния должника проводится с целью определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

При проведении финансового анализа арбитражный управляющий должен руководствоваться Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 г. № 367), а в случае если предприятие является сельскохозяйственным, то Методикой расчета показателей финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.01.2003 г. № 52).

3. Выявление всех кредиторов должника и ведение их реестра.

4. Подготовка и проведение первого собрания кредиторов. Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения. При этом, в соответствии с п. 1 ст. 72, ст. 13, ст. 14 Закона о банкротстве временный управляющий обязан уведомить кредиторов о проведении собрания по почте не позднее чем за 14 дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов.

На первом собрании кредиторы должны, в частности, принять одно из следующих решений:

- о введении финансового оздоровления;

- о введении внешнего управления;

- о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

При проведении проверки необходимо выяснить был ли соблюден временным управляющим срок и порядок проведения первого собрания кредиторов.

Приступив к проведению проверки в организации, находящейся в стадии наблюдения, следует проверить:

1. Выполняет ли руководитель должника требования ст.ст. 63, 64 Закона о банкротстве, касающиеся последствий вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения:

- о запрете выплачивать дивиденды,

- о запрете выдела доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей;

- о запрете реорганизации, создании его филиалов и представительств и т.п.

С этой целью у органов управления должника должны быть истребованы:

- учредительные документы со всеми изменениями и дополнениями;

- приказы и распоряжения, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности;

- договоры о распоряжении имуществом должника.

2. Надлежащим ли образом временный управляющий исполняет свои обязанности, предусмотренные ст. 67 Закона о банкротстве, и в полной ли мере использует свои права, закрепленные в ст. 66 Закона.

С этой целью у временного управляющего истребуются:

- все изданные им приказы, касающиеся деятельности должника;

- отчет о его деятельности;

- сведения о финансовом состоянии должника;

- протокол первого собрания кредиторов.

При этом следует проверить соблюдение временным управляющим требований постановлений Правительства РФ, которые регулируют данные правоотношения на всех стадиях процедуры банкротства.

ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ. (Административный управляющий. Срок – не более 2-х лет.

Финансовое оздоровление – процедура, вводимая в целях восстановления платежеспособности организации-должника и погашения имеющейся у нее кредиторской задолженности. Вводится судом на основании решения кредиторов по ходатайству учредителей или собственника имущества должника.

Главным на этой стадии является не само по себе восстановление платежеспособности должника, а удовлетворение требований кредиторов.

При проведении проверок исполнения законодательства о банкротстве на стадии финансового оздоровления следует учитывать, что руководитель должника и иные органы управления продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными ст. 82 Закона о банкротстве.

Одним из таких ограничений является необходимость получения органами управления согласия кредиторов (комитета кредиторов) временного управляющего на совершение сделок или нескольких взаимосвязанных сделок, в которых у него имеется заинтересованность или которые:

- связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 % балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;

- влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.

Кроме того, должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки, которые:

- влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5 % суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;

- связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;

- влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;

- влекут за собой получение займов (кредитов).

Приступив к проведению проверки в организации, находящейся в стадии финансового оздоровления, следует проверить:

1. Выполняет ли руководитель должника требования ст. 82 Закона о банкротстве, касающиеся последствий вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления:

- о запрете выплачивать дивиденды,

- о запрете выдела доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей;

- о запрете реорганизации без согласия кредиторов (комитета кредиторов) и т.п.

С этой целью у органов управления должника должны быть истребованы:

- учредительные документы со всеми изменениями и дополнениями;

- приказы и распоряжения, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности;

- договоры должника, заключенные после введения процедуры финансового оздоровления.

2. Надлежащим ли образом административный управляющий исполняет свои обязанности и в полной ли мере использует свои права, закрепленные в ст. 82 Закона о банкротстве.

С этой целью у временного управляющего истребуются:

- все изданные им приказы, касающиеся деятельности должника;

- план финансового оздоровления;

- график погашения задолженности;

- отчет о его деятельности;

- сведения о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, предоставленные на рассмотрение собрания кредиторов;

- протоколы собраний кредиторов.

ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ. (Внешний управляющий). Срок – не более 18 месяцев, продление – не более чем на 6 месяцев.

Внешне управление – процедура банкротства, назначение которой состоит в восстановлении платежеспособности должника с возложением этой задачи на внешнего управляющего, которому переходят полномочия органов управления должника (за исключением полномочий, предусмотренных п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве).

На внешнего управляющего возлагается управление делами должника. Исполнительные органы должника в период внешнего управления действуют как часть аппарата внешнего управляющего, они не вправе принимать какие-либо юридические значимые решения, поскольку принятие решений по вопросам текущей деятельности, оперативного управления и исполнительно-распорядительного характера находится в компетенции внешнего управляющего.

Перечень прав и обязанностей внешнего управляющего дан в ст. 99 Закона о банкротстве.

Приступая к проверке на предприятии, находящемся в стадии внешнего управления, следует истребовать у внешнего управляющего следующие документы:

- акт инвентаризации (инвентаризационная ведомость и т.п.),

- план внешнего управления;

- протоколы собрания кредиторов,

- приказы внешнего управляющего, касающиеся деятельности должника,

- бухгалтерские, финансовые, статистические отчеты о текущей деятельности с целью проверки законности и обоснованности текущих расходов (которые являются внеочередными платежами);

- реестр требований кредиторов,

- данные о расчетах с кредиторами,

- отчет о мерах, принятых управляющим по взысканию задолженности перед должником, работа с дебиторской задолженностью, предъявление внешним управляющим требований в суд о признании недействительными сделок и решений и о применении последствий недействительности сделок, заключенных и исполненных должником с нарушением требований действующего законодательства,

- отчеты, представляемые собранию кредиторов об итогах реализации плана внешнего управления,

- данные о всех сделках, совершенных в период банкротства, связанных с отчуждением имущества должника или всего предприятия, в том числе крупных и сделках в совершении которых имеется заинтересованность (договоры купли-продажи, договоры аренды, акты приема-передач, платежные документы, информация о движении денежных средств, поступивших от реализации имущества),

-отчет внешнего управляющего.

Особо следует обратить внимание на соблюдение внешним управляющим порядка проведения мер по восстановлению платежеспособности должника. Так в отношении восстановления платежеспособности государственного или муниципального унитарного предприятия путем замещения активов существуют некоторые нюансы. Так, в соответствии со ст. 115 Закона о банкротстве замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставной капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности. В силу п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве органы управления должника в пределах компетенции, установленной федеральным законом, вправе принимать решения, в частности о замещении активов. При этом Закон о банкротстве не определяет прав собственника имущества должника – унитарного предприятия по принятию решений о замещении активов. В связи с этим, в большинстве случаев на практике решения о замещении активов должника унитарного предприятия принимаются только органами управления должника, что необходимо рассматривать как нарушение законодательства о банкротстве.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 3867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.