КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ГГа^7лТ5Г^^^^ 6У№ падаТь „а не_,енНЬ,е
точки сетчаток Рис IX.26. Иллюзия неравенства сторон (перенос размеров площади на длину сторон) Рис. IX.25. Какая линия является продолжением линии АБ? Рис. IX.27. Почему вертикальные линии кажутся длиннее горизонтальных? Рис. 1Х.28. Почему линия АБ кажется короче линии АС? Рис. IX.29. Иллюзия контраста яркостей предмета и фона Рис. IX.30. Какая палуба длиннее? Рис. IX.33. Является ли окружностью замкнутая кривая? Рис. IX.32. Какая из горизонтальных линий длиннее? Рис. iX.al. Какое расстояние длиннее: между клювами верхней пары птичек или клювами нижней пары? Рис. 1Х.34. Параллельны ли горизонтальные линии? На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что желанное долго не наступает. Восприятие движений — это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей среде. Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины; практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр. Вопросы и задания по теме 1. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие — результат сложной аналитико-синтетической деятельности? 2. Исследования показали, что при рассматривании объекта глаз никогда не остается в покое: он совершает скачкообразные движения, останавливаясь на отдельных деталях воспринимаемого образа и фиксируя их, а затем переходя к следующим деталям. Если человек рассматривает портрет, его взор скачкообразно перемещается по отдельным частям этого портрета, выделяя те де-тели, которые несут максимальную информацию. Объясните, какую роль играют движения глаз в сложном зрительном восприятии. Почему процесс.восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта? 3. Объясните: почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом? Рис. IX.35. Правый верхний угол квадрата кажется не прямым, а острым 4. Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное и т. д.). Какая важная особенность человеческого восприятия в этом проявляется? 5. Какие основные требования с точки зрения психологии восприятия следует предъявлять к демонстрации наглядного материала? Какое значение для восприятия имеет словесное указание? 6. Объясните следующий факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз? 7. Человек мгновенно может распознать любую фигуру, например квадрат, независимо от того, большой он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или черным на белом фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку глаза, выглядит параллелограммом. От какой закономерности восприятия зависит эта способность человека? 8. При одновременном восприятии белого круга на черном фоне и черного круга на белом фоне последний кажется меньше. Какая закономерность восприятия проявляется в этом примере? 9. Известно, что один и тот же отрезок времени в разных ситуациях воспринимается по-разному. Объясните некоторые закономерности субъективной оценки времени человеком. 10. Чем объяснить, что слепорожденные, прозревшие после удачно сделанной операции, вначале не различают ни формы, ни величины, ни удаленности предметов? 11. Возьмите какую-нибудь тему из преподаваемого вами учебного предмета и постарайтесь установить: 1) Какое влияние на восприятие учащимися нового материала оказывает знание ранее пройденного? Объясните с позиций психологии необходимость систематического приготовления домашних заданий. 2) Как проявляется целостность, осмысленность, константность и избирательность восприятия школьников? 3) Какие требования с точки зрения психологии восприятия необходимо предъявлять к показу наглядных пособий и к самим наглядным пособиям? Для выявления индивидуальных различий восприятия испытуемым можно по- Рис. IX.36. Прямолинейные стороны квадрата кажутся изогнутыми Рис. IX.37. Равные кубы по мере удаления по законам линейной перспективы кажутся больше Рис. 1Х.38. Горизонтальные прямые линии за счет фона искривляются РисЛХ.39. На фоне концентрических окруж- Рис. IX.40. Оцените на глаз размеры окружностей прямые кажутся изогнутыми ностей и кругов в центрах фигур Рис. IX.41. Иллюзия искажения формы квадратов Рис. IX.42. Иллюзия смещения. Прямо ли нарисованы буквы? Рис. 1Х.44. Роль группировки при подсчете объектов казать ряд сюжетных картинок и предложить составить рассказ по следующей форме: что было до данного момента, что происходит в данный момент, что переживают и думают люди, изображенные на картинке, чем закончится событие. На составление рассказа по каждой картинке отводится 5 минут. Обратите внимание на смысловое содержание рассказов и сделайте вывод об индивидуальных особенностях восприятия. 12. Наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие. Наблюдательность — качество личности, необходимое для успешной деятельности вообще, а для учебной — особенно. Рис. IX.45. Восприятие перечеркнутых фигур больными со зрительной агнозией Подберите конкретные примеры проявления наблюдательности у учащихся вашего класса на уроке и во внеклассной работе. Подумайте: 1) Какие условия, по вашему мнению, способствуют развитию наблюдательности у школьников? 2) Чем вызвана необходимость словесных указаний и фиксации результатов наблюдений (записей, чертежей, схем)? 3) С какими ошибками при восприятии учащимися учебного материала вы чаще всего встречаетесь в своей педагогической практике и чем они обусловлены? Рис. IX.46. Исследование оптического гнозиса. Таблицы Поппельрейстера с перечеркнутыми и наложенными друг на друга фигурами (по А. Р. Лурия) fi X. ПАМЯТЬ Узловые вопросы темы 1. Понятие о памяти. Физиологический, биохимический и психологический подход к раскрытию механизмов памяти. 2. Виды памяти: словесно-логическая, образная, двигательная и эмоциональная. 3. Индивидуальные особенности и типы памяти. 4. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Условия, способствующие успешному хранению информации. 5. Представления. Основные психологические понятия по теме Амнезия — отсутствие памяти. Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее. Забывание — процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти. Запоминание — психическая дея- тельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. Мнемоника — совокупность приемов, облегчающих запоминание. Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Память механическая — память, основанная на повторении материала без его осмысливания. Память оперативная — вид памяти, проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности. Память смысловая — вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Память непроизвольная — запоминание без специальной установки. Память произвольная — память, основанная на запоминании со специальной установкой. Представление — образ ранее воспринятого. Проактивное торможение — Рис. Х.1, Память в системе познавательной деятельности ухудшение воспроизведения материала под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию. Реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым. Узнавание — проявление памяти как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта. Эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого. Образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Благодаря памяти рас- ширяются познавательные возможности человека. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. В свете марксистско-ленинской теории познания память рассматривается как отражение прошлого опыта. Успешность памяти зависит: от степени завершенности действий запоминания; от интересов и склонностей личности; от отношения личности к той или иной деятельности; от эмоционального настроя; от волевого усилия. Многочисленные исследования показали, что нервная система мо- жет с большой точностью сохранять длительное время следы различных раздражителей. Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук — физиологии, биохимии, психологии. Физиологи связывают процесс хранения информации с образованием нервных связей (ассоциаций); биохимики — с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур; психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности. Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие независимо от особенностей и свойств личности. Мнемические процессы тесно связаны прежде всего с направленностью и мотивацией личности. Направленность личности характеризуется многими более или менее устойчивыми целями и мотивами деятельности, склонностями, интересами. Все это в существенной мере определяет своеобразие памяти. То, что является объектом интереса, запоминается быстрее и более прочно. Память зависит от различных сторон личности: уровня ее развития, развития волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер. Профессиональная память в той или иной мере присуща каждому человеку, и, чем значимее для человека профессиональная деятельность, тем богаче и его профессиональная память. Данные исследований показывают развитие различных сторон памяти. Существует некоторая генетическая последовательность в возникновении и проявлении разных видов памяти. Так, например, установлено, что узнавание генетически предшествует свободному воспроизведению представлений. Моторная память предшествует памяти на образы и мысли. Уровни развития памяти в значительной мере зависят от возраста человека, общего состояния организма и т. д. Большое влияние на память человека оказывает направленность деятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении. Различают два вида направленности, оказывающих влияние на успешность работы памяти. В одних случаях деятельность человека прямо направлена на то, чтобы запомнить воспринимаемое в данный момент, воспроизвести или узнать воспринятое ранее. В других случаях деятельность человека бывает направлена на достижение иных целей, не имеющих прямого отношения к работе памяти. Тем не менее и тогда может иметь место тот или иной мнемический эффект. Мы можем в процессе выполнения деятельности что-либо запомнить, воспроизвести или указать, хотя соответствующая задача не ставилась. Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения. В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается: в различной скорости запоминания; в прочности сохранения; в легкости воспроизведения. Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспитанием. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти. Индивидуальные различия в па- Рис. Х.2. Уровни развития функции памяти у взрослых
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |