Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Младенцы с «трудным» темпераментом




Р. Ж. Мухамедрахимов

МАТЬ И МЛАДЕНЕЦ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ [5]

«Трудный» темперамент был выделен как синдром ха­рактеристик, включающий в себя высокий уровень активности, интенсивные эмоциональные реакции, трудности приспособле­ния и в целом негативное настроение (Chess, Thomas, 1987). В последние годы к этому набору добавляют нерегулярность со­стояний (например, голода, сна, возбуждения, внимания) и сиг­налов младенца, что может привести к сложностям чтения сигналов и формирования ответного поведения матери, к про­блемам регуляции состояния ребенка, например проблемам кормления (Hagekull et al., 1997}.

Данные литературы показывают, что, несмотря на предпо­ложение о неблагоприятном влиянии такого младенца на взаи­моотношение с родителем, прямой, связи между темпераментом ребенка и различиями в поведении родителя не обнаружено (Bates, 1987). К примеру, неуступчивость, гнев или недостаток уверенности у ребенка могут быть результатом поведения мате­ри, а не темперамента ребенка. В исследованиях, где данные о нестабильности ребенка не связаны с процедурой измерения, показано влияние на уровень активности и эмоциональные ре­акции ребенка особенностей личности матери, ее взаимодействия с младенцем, факта замужества матери. Изменение эмоциональ­ности в положительную сторону в возрасте от 3 до 9 месяцев с большей вероятностью связано с безопасной привязанностью в 12 месяцев (Belsky et al., 1991). Обнаружено, что такая характе­ристика темперамента младенца, как склонность к стрессу, была связана с поведением матери и ее личностью. Однако связей между темпераментом, оцененным в 9 месяцев, и привязаннос­тью матери и младенца в 13 месяцев не выявлено (Mangelsdorf et al., 1990). Измерение характеристик матери пренатально по­казало, что трудности темперамента у детей в первые 8 меся­цев жизни связаны с тревожностью матери (Vaughn et al., 1987). Исследования, в которых характеристики младенца описы­ваются объективным наблюдателем независимо от восприятия ребенка родителем и до момента возможных влияний взаимоот­ношений родитель — младенец, показывают слабую связь меж­ду него катальными характеристиками и развитием отношений родителя и ребенка. Считается, что без влияния на родителя дру­гих факторов риска биологически опосредованные характерис­тики младенца не ведут к изменению отношений. К примеру, обнаружено, что усиление нечувствительности матери к 12 ме­сяцам зависело одновременно как от отрицательных пренатальных отношений, так и от увеличенной раздражительности ново­рожденного. Небезопасная привязанность раздражительного младенца к матери формировалась в случаях, когда матери ис­пытывали недостаток социальной поддержки. Карающее роди­тельское поведение матерей-подростков, испытавших отверже­ние в собственном детстве и ограниченную поддержку со стороны партнеров, проявлялось вне зависимости от раздражи­тельности младенцев. В то же время при одном и том же кара­ющем поведении родителей дети, оцененные в три месяца как раздражительные, были более неуступчивы, менее уверены и чаще сердились по сравнению с менее раздражительными мла­денцами (Crockenberg, 1987). Таким образом, при всей сложнос­ти отношений в паре «родитель — ребенок» результаты иссле­дований ведут к заключению, что при определенных условиях характеристики темперамента ребенка могут влиять на взаимо­действие матери и младенца.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.