КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Невроз испуга
РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА Реактивное состояние у детей, как и у взрослых, характеризуется тремя моментами: оно начинается в связи с травмирующим фактором или ситуацией, данная травма отражается в психическом статусе ребенка, состояние сходит на нет с устранением травмирующего момента. Несколько особняком в этой главе стоят психические состояния, развившиеся под влиянием острого испуга. Любой незнакомый, неожиданно подействовавший раздражитель может вызвать испуг у ребенка раннего возраста. Само собой разумеется, что с расширением кругозора ребенка по мере его роста и развития число этих раздражителей убывает. Максимум реакций испуга падает на младенческий, минимум — на подростковый возраст. Симптоматология. В момент действия травмирующего агента ребенок ведет себя по-разному. Либо он громко кричит, плачет, мечется, делает беспорядочные примитивные защитные движения, доходя в своем двигательном беспокойстве до того состояния, которое Кречмер описал как «двигательную бурю», либо под влиянием шока застывает в почти кататонической позе на месте, без слов и жестов («рефлекс мнимой смерти», по Креч-меру). В том и в другом случае обычно имеет место вегетативный симптомокомплекс: ребенок краснеет или бледнеет, иногда покрывается потом, дрожит мелкой дрожью (наподобие дрожи при ознобе), иногда мочится и испражняется под себя. По истечении секунд, минут, редко часов это острое состояние проходит, но обычно в ближайшую же за травмой ночь ребенок спит плохо, разговаривает во сне или просыпается в состоянии аффекта страха. Этот аффект сопровождается тем же вегетативным синдромом, что и в момент травмы. Из высказываний ребенка видно, что он воспроизводит моменты подействовавшей на него травмы: обороняется от нападающей на него собаки, жестами прогоняет «дядю» и т. д.. В последующие за испугом дни и недели эти состояния ночами повторяются. В бодрствующем состоянии ребенок также часто дает высказывания на тему случившегося. Нередко фактор, напугавший ребенка, воспроизводится в играх. Ребенок высказывает страх при виде травмировавшего его раздражителя или при виде аналогичного ему объекта или объекта, иногда лишь отдаленно его напоминающего. Так, страх перед ручным медведем, виденным на бульваре, генерализуется, и ребенок начинает бояться меховой горжетки, мехового воротника и т. д. Ребенок, напутанный пьяным отцом, начинает бояться вообще всех мужчин. Постепенно в общем состоянии ребенка происходит видимая перемена: он становится вялым, чрезмерно раздражительным, без всякого повода плачет, уклоняется от игры с другими детьми. Падают аппетит и вес. Наряду с этим в поведении ребенка появляется еще одна интересная особенность: формы его поведения начинают напоминать таковые ребенка более раннего возраста. Ребенок в 3— 4 года становится беспомощным, как полуторагодовалое дитя, требует, чтобы взрослые брали его на руки, кормили с ложечки, отказывается от навыка опрятности. В речи появляются черты младенческого лепета, она перестает обогащаться новыми словами. Ребенок непрерывно тянется к матери. Крут его интересов суживается. Нередко картина болезни отягощается еще тем, что у ребенка в момент испуга или по выходе из состояния шока возникает ряд истерических симптомов: паралич или парез конечностей, истерическая афазия, заикание, припадки и т. д. Описанный психический статус находит свое классическое выявление в младенческом и дошкольном возрасте. В школьном и подростковом возрасте явления соскальзывания к более ранним формам поведения бледнеют; в общем же описанные истерические симптомы и возврат к пройденной фазе развития не только наблюдаются на всех этапах жизни ребенка, но иногда повторяются и на следующих ступенях его развития. Правда, среди взрослых подобные формы реакций после шока чаще имеют место у так называемых инфантильных личностей. В качестве иллюстрации описанных состояний приведем следующие случаи. Случай I. Рита В., 2 лет 10 месяцев, из семьи служащих. Наследственность нео-тягощенная. Темпы двигательного и интеллектуального развития нормальные. Во время пребывания матери с ребенком в загородной местности в квартиру, где они находились, однажды неожиданно ворвались бандиты; мать с ребенком на руках была привязана к стулу, и бандиты собирались ее изнасиловать. Ребенок плакал и громко кричал: «дядя». Случайно вошедшие люди помешали бандитам осуществить свое намерение. После случившегося у Риты в течение суток был полный паралич всех четырех конечностей и в течение 3 месяцев потеря речи — кроме слова «дядя», с которым Рита обращалась к бандитам, она не могла произнести ни одного слова. Ночами наблюдались явления pavor nocturnus: вскакивала среди сна, глаза были широко открыты, лицо бледнело, дрожала мелкой дрожью, кричала «дядя». Поведение ребенка резко изменилось. Стала подавлена, плаксива, беспокойна, не отпускала от себя мать, требовала, чтобы та кормила ее с рук. Не играла с детьми, сидела апатичная и вялая, играла в одиночестве. Аппетит снизился, упала в весе. Через 3 месяца восстановилась полностью речь. Через 6 месяцев все явления реактивного состояния, бледнея, постепенно сошли на нет. Случай 2. Нина Л., 2 лет 7 месяцев, из сильно отягощенной алкоголизмом и психопатами семьи. Поступила в психопатологическое отделение НИИ по изучению раннего детства по следующему поводу. Ребенок ночью был напуган пьяным отцом, разбившим окно и грозившим побить мать. Сильно плакала и кричала. Была красная, с широкими зрачками. Наутро встала с парезом ножки. Сделалась тоскливой, много плакала. Со страхом говорила об отце, называя его «дядя». Боялась всех встречавшихся ей мужчин. Стала проявлять исключительную привязанность к матери. Появилась, как это было год назад- ревность в отношении маленького братишки. Парез, продержавшись сутки, прошел. В клинике подавлена, тосклива, заторможена, вяла. Охотно играет около детей, но в шумных играх участия не принимает. В играх воспроизводит перенесенную травму. Берет игрушечного «мишку» и говорит ему: «Мы с тобой бедненькие, больные, напуганные. Отец у нас пьяный». Ночью боится остаться одна в комнате, требует присутствия руководительницы. Во сне кричит: «Дядя, боюсь», зовет мать. Это состояние, постепенно бледнея, прошло через 4 месяца. В приведенных двух случаях, как мы видим, налицо вся картина реакций испуга. В острой стадии наблюдаются истерические явления паралича, пареза, потери речи, pavor nocturnus с воспроизведением имевшей место травмы; травмирующий момент отражается в играх и высказываниях ребенка. Наряду с этим изменение всего поведения ребенка в целом, соскальзывание его по формам своего поведения на более низкую возрастную ступень. Психотическое состояние при условии устранения травмировавшего ребенка фактора постепенно сходит на нет. Во втором случае реакция испуга была осложнена конфликтным переживанием Ниночки. Любимый ею отец должен был стать ей чужим «дядей», которого она боится и избегает. Отсюда и довольно глубокое состояние тоскливости, затянувшееся на более долгий срок, чем все прочие симптомы, имевшие значительную аффективную насыщенность. Патогенез острых реактивных состояний описанного типа еще не совсем ясен. Состояния шока вызваны, по-видимому, выключением коры мозга из-за обусловленного травмой аффекта. Получаются реакции «подкоркового характера», «двигательной бури» и «рефлекса мнимой смерти», сопровождающиеся вегетативным симптомокомплексом. Появление истерических симптомов, истерических параличей с невропатологической точки зрения могут быть объяснены тем, что кора мозга теряет способность управлять двигательными функциями ребенка. Психоаналитическая школа говорит о вытеснении «представления травмы и о направлении аффекта, это представление питавшее, по иному руслу», «аффект теперь как бы питает истерический симптом». Последующее поведение ребенка (соскальзывание на более примитивную ступень поведения) свидетельствует опять-таки о выключении тормозящей роли коры головного мозга, в силу чего на смену появляются филогенетически старые формы реакций. Факторы, травмирующие ребенка, как мы уже сказали, могут быть очень различны. Основным условием патогенности раздражителя являются его новизна для ребенка и неожиданность его возникновения. У младенцев вслед за раздражителями непосредственно следует реакция. У более старшего ребенка начинает появляться промежуточное звено: «психическая переработка» раздражите- ля и учет степени его опасности. Благодаря появлению способности оценки качеств, свойств, эффективности раздражителя многие устрашавшие ребенка факторы теряют свою патогенность. Два ребенка 3 и 3'/а лет слышат громкие раскаты грома. Один дрожит от страха, бледнеет (в последующие дни просыпается с криком: «Боюсь, гром», днем со страхом смотрит на небо), другой во время раскатов спокойно говорит: «Что ты боишься, ведь это электричество», как бы снимая опасность грома этим определением. С другой стороны, отсутствие способности к психической переработке обусловливает легкость реакций на стихийное бедствие, например землетрясение в Крыму (сентябрь 1972 г.), у детей и тяжесть переживания катастрофы у подростков и взрослых. Дети не осознавали сущности и последствий катастрофы и реагировали скорее на шум падающей стены и испуг взрослых, чем на космический феномен как таковой; подростки же и взрослые, учитывая степень опасности, давали гораздо более яркие реакции испуга. Течение и исход. Хотя детская психика и более ранима, и легче дает реакцию на острый испуг, но она же и более эластична и обладает более богатыми возможностями восстановления. Заболевают неврозом испуга дети самых разнообразных характеров: психопаты и совершенно нормальные дети. У последних обычно излечение более быстрое и истерические симптомы более редкие. Отсутствие повторения раздражителя, перемена обстановки, спокойное отношение взрослых к состоянию ребенка гарантируют благополучный исход заболевания и отсутствие длительной фиксации ребенка на своих симптомах. Чрезмерное же волнение и внимание, проявляемые окружающими, импонируют ребенку, и он стремится удержать их возможно более долгое время. Такая установка ребенка, разумеется, поддерживает симптом. Механизм излечивания упомянутых реакций состоит в основном в постоянном изживании ребенком пережитой травмы в процессе высказываний, игры, в сновидениях. Так, Ниночка Л. играет с мишкой, а позднее с соседским ребенком «в семью», где пьяный отец приходит домой, и она его укладывает спать. Она охотно много и долго сама говорит с врачом на тему о случившемся. Другой ребенок, 6 лет, травмированный землетрясением, долго воспроизводил его в играх. Можно было наблюдать день за днем, как вегетативный симптомокомплекс, сопровождавший вначале эти высказывания, постепенно угасал. Но не всегда травмированные дети идут путем изживания травмы. Иногда они избирают путь вытеснения S73 происшедшего; этот путь прогностически неблагоприятен, ибо в таких случаях обычно длительно сохраняются истерические симптомы. Нам известен случай семилетнего ребенка из Италии, который в школе был напуган детьми фашистов. Последние приговорили его к казни «как большевика» и хотели выбросить из окна. Несчастье было предупреждено взрослыми. Ребенка увезли в Швейцарию. Он, прекрасно владевший итальянским языком, «забыл» его совершенно. Ясно, что здесь имело место вытеснение представления о тяжелой травме и последнее распространилось и на итальянский язык (истерическое вытеснение). Темп излечивания в лечебном учреждении обычно значительно быстрее, чем в домашней обстановке, где все же известная доля волнения и беспокойства взрослых поддерживает симптом. Лечение реакций испуга должно идти по линии помощи ребенку в изживании, а не вытеснении данного события. Поэтому столь часто встречающееся стремление взрослых избегать говорить о травме, щадя ребенка, должно быть безусловно признано ошибочным. Наоборот, взрослым следует в очень спокойном тоне поддерживать разговоры ребенка о травмировавшем его раздражителе и, даже если у ребенка нет тенденции вести эти беседы, полезно его на это провоцировать. Обычно это делается врачом-психотерапевтом в часы определенных психотерапевтических бесед. В беседах важна тенденция снять со случившегося эпизода привкус чего-то особенного, исключительного, для чего ребенку рассказывают об аналогичных событиях из жизни других детей. Если испугавший ребенка раздражитель, например бросившаяся на него собака или собака вообще, продолжает в дальнейшем возбуждать у него страх, не следует ни в коем случае принуждать ребенка преодолевать его, убеждая в безопасности раздражителя. Если ребенок боится испугавшей его собаки, было бы ошибкой даже после предварительных объяснений подводить к нему собаку. Полезно самой матери или воспитательнице погладить собаку, покормить ее, подвести к ней других, не пугающихся ее детей, прочесть рассказ о собаке, где нет никаких устрашающих моментов и т. д. Постепенно ребенок сам подойдет к собаке, сполна изжив свой страх. Точно так же на первых порах приходится мириться с тем, что ребенок боится быть один в комнате ночью, но лицу, присутствующему при засыпании, следует постепенно отодвигаться все дальше от кроватки ребенка. Прекрасным успокаивающим средством являются теплые ванны (37—38°); на ночь иногда рекомендуется также применение препаратов валерьяны. Профилактика сводится к устранению неожиданных, могущих оказать устрашающее действие раздражителей из поля восприятия ребенка, к постепенному и широкому ознакомлению его с окружающей реальностью. Очень важно полное отсутствие устрашающих методов воспитания, чтобы создать у ребенка положительную направленность на окружающую реальность.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |