Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние родительского отношения на игру




Несмотря на многочисленность и сложность факторов, имеющих отношение к методам воспитания и влияющих на пос­ледующее поведение детей, существует ряд важных сведений, которые относятся к детским играм. Вообще говоря, в исследо­ваниях такого рода используются 'подробно разработанные шка­лы отношения и действий родителей в определенной популя­ции, основанные на индивидуальных опросах родителей. Они коррелируют с оценками поведения детей в различных ситуа­циях, которые основаны на наблюдениях, тестах и сообщениях. Различия в отношении и привычках родителей отражаются на количественных показателях деятельности, оригинальности и со­циальном содержании детских игр (Baldwin, 1948, 1949; Sears, 1957). В семьях, которые можно назвать «разрешающими», ро> дители советуются друг с другом о решениях, объясняют детям, почему установлено то или иное правило, стараются, контроли­руя детей, избегать произвольных запретов. В таких семьях дети растут открытыми (в проявлении как агрессивных, так и дру­жеских чувств), пытливыми, изобретательными и созидательными в играх и поведении. В авторитарных семьях запреты, налагае­мые без предварительного совещания между партнерами, под­черкиваются; от детей ждут беспрекословного подчинения, спокойного, неагрессивного, конформного поведения, ограничи­ваются любознательность, творческая активность и мечтатель­ность детей. Чрезмерное попустительство, гиперопека и тенден­ция «нянчиться» с детьми приводят к тому, что дети боятся физического риска и отстают в физических навыках и умениях. Важным является тип игровой ситуации, в которой измеря­ется поведение. Например, в одном исследовании отмечено, что

дошкольники, которых часто наказывали матери, были менее аг­рессивны в игре, чем их сверстники, которых наказывали в от­носительно мягкой форме (Sears, 1953). Однако в исследовании, где определялась величина агрессивности дошкольников в игре с куклами по сравнению с наказаниями и фрустрацией у них дома, были получены иные результаты. Те дети, кого дома шле­пали и бранили, исполняли меньше их просьб, оказались отно­сительно более агрессивными в игре с куклами, чем дети, в се­мье которых уровень наказаний и фрустрации был относитель­но ниже (Hollenberg, 1951). Проявлять агрессию в отношении кукол — не то же самое, что ударить другого ребенка. Заботли­вость родителей, теплота их отношения к ребенку имеют значе­ние вне зависимости от используемого ими типа воспитания.

На игру влияет наличие или отсутствие родителя, с которо­го ребенок «моделирует» себя. Мальчики, у которых нет отцов, играют менее агрессивно. Их игры больше похожи на игры де­вочек. На игру девочек отсутствие отца не влияет (Sears, 1951). Видимо, незачем подчеркивать очевидное воздействие, которое родительское отношение и привычки обычно оказывают на де­тей. Интересно отметить, что даже дошкольники, матери кото­рых поощряют их стремление добиться успеха, чаще выбирают игры типа рисования, лепки или чтения, где «успехи» могут быть более заметны (Crandall, 1964).

Присутствие или отсутствие взрослых также оказывает влия­ние на игру, особенно в отношении проявления агрессии, в отно­сительно безобидном контексте игры в куклы (Barker, 1941; Braine, 1959; Siegel, 1959), когда взрослый позволяет это делать. Наблюде­ния за тремя матерями, игравшими с 6-летними детьми, показали, что прямое вмешательство, контроль и критика игры ребенка ве­дут к потере взаимодействия и тормозят свободную игру ребенка. Тенденция такого поведения проявляется и в других играх даже с «нейтральными» взрослыми (Bishop, 1951).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.