Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории философии, выдвинутые И. Кантом




Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно

которой:

- внешний мир первоначально осуществляет воздействие
(«аффицирование») на органы чувств человека;

- органы чувств человека принимают аффинированные
образы внешнего мира в виде ощущений;

- человеческое сознание приводит полученные органами
чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в
результате чего в человеческом разуме возникает
целостная картина окружающего мира; целостная картина окружающего мира, возникающая в
разуме на основании ощущений, есть всего лишь
видимый разумом и чувствами образ внешнего мира,
который не имеет ничего общего с реальным миром;

- реальный мир, образы которого воспринимают разум и
чувства, является «вещью в себе» - субстанцией, которая
абсолютно не может быть понята разумом;

- человеческий разум может лишь познать образы
огромного множества предметов и явлений окружающего
мира - «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность.

Вывод: При познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

- собственные (внутренние для разума) границы, за
которыми возникают неразрешимые противоречия -
антиномии;

- внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.

5) Структура сознания (разума).

а) Суть возрос»: Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы - образы от непознаваемых «вещей в себе» - окружающего мира, также, по Кату, имеет свою структуру, которая включает в себя: формы чувственности; формы рассудка; формы разума.

- Чувственность – первый уровень сознания. Формы
чувственности
- пространство и время. Благодаря
чувственности сознание первоначально систематизирует
ощущения, размещая их в пространстве и времени.

- Рассудок - следующий уровень сознания. Формы
рассудка
- категории - предельно общие понятия, с
помощью которых происходит дальнейшее осмысление
и систематизация первоначальных ощущений,
размещенных в «системе координат», пространства и
времени. (Примеры категорий - количество, качество,
возможность, невозможность, необходимость и т. д.)

- Разум - высший уровень сознания. Формами разума
являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.

а) Понятие категории: большая заслуга Канта перед
философией в том, что им было выдвинуто учение о
категориях
(в переводе с греческого высказываниях)
предельно общих понятиях, с помощью которых можно
описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет
таких вещей или явлений окружающего мира, которые
не обладали бы признаками, характеризуемыми данными
категориями).

б) Категориальная градация: таких категорий Кант выделяет
двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.
Данными классами являются: количество; качество;
отношение; модальность. (То есть все в мире обладает
количеством, качеством, отношениями, модальностью.)

в) Категориальная структура:

- количества - единство, множество, цельность;

- качества - реальность, отрицание, ограничение;

- отношения - субстанциональность (присущность) и
акциденция (самостоятельность); причина и следствие;
взаимодействие;

- модальность - возможность и невозможность,
существование и не существование, необходимость и
случайность.

г) Система категорий также имеет свою внутреннюю
структуру:

- первые две категории каждого из четырех классов -
противоположные характеристики свойства класса,
третьи - их синтез.

Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрицание (нереальность), их синтез - ограничение и т. д.

- Согласно Канту с помощью категорий - предельно общих

характеристик всего сущего - рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по «полочкам разума» хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

7) "Критика практического разума" Канта. Моральный закон (категорический императив).

а) Суть вопроса: Наряду с «чистым разумом» - сознанием,
осуществляющим мыслительную деятельность и познание,
Кант выделяет «практический разум», под которым
понимает нравственность и также подвергает его критике в
своем другом ключевом произведении - «Критика
практического разума». Главные вопросы «Критики
практического разума»:
Какой должна быть мораль? Что
есть моральное (нравственное) поведение человека?

б) Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим
выводам: чистая нравственность - признанное всеми
добродетельное общественное сознание, которое отдельный
индивид воспринимает как свое собственное; между чистой
нравственностью и реальной жизнью (поступками,
побуждениями, интересами людей) существует сильное
противоречие; мораль, поведение человека должны быть
независимы от всяких внешних условий и должны
подчиняться только моральному закону. И. Кант следующим
образом сформулировал моральный закон, который имеет
высший и безусловный характер, и назвал его
категорическим императивом: «Поступай так, чтобы
максима твоего поступка могла быть принципом
всеобщего законодательства»,

в) В настоящее время моральный закон (категорический
императив), сформулированный Кантом, понимается
следующим образом: человек должен действовать так,
чтобы его поступки были образцом для всех; человек
должен относиться к другому человеку (как и он -
мыслящему существу и уникальной личности) только как
к цели, а не как к средству.

8) "Критика способности суждения". Всеобщая
целесообразность.

а) Суть вопроса: В своей третьей книге критического периода

- «Критика способности суждения» Кант выдвигает идею
всеобщей целесообразности:

- целесообразности в эстетике (человек наделен
способностями, которые должен максимально успешно
использовать в различных сферах жизни и культуры);

- целесообразности в природе (все в природе имеет свой
смысл - в организации живой природы, организации
неживой природы, строении организмов, размножении,
развитии);

- целесообразности духа (наличие Бога).

9) Социально-политические взгляды И. Канта.
Суть вопроса:

- Философ считал, что человек наделен изначально злой
природой;

- видел спасение человека в моральном воспитании и жестком
следовании моральному закону (категорическому
императиву);

- был сторонником распространения демократии и правового
порядка, во-первых, в каждом отдельном обществе; во-
вторых,
в отношениях между государствами и народами;

- осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и
преступление человечества;

- считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» -
войны будут либо запрещены правом, либо станут
экономически невыгодными.

10) Историческое значение философии Канта.
Суть вопроса:

- дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение
возникновения Солнечной системы (из вращающейся
туманности разряженных в пространстве элементов);

- выдвинута идея о наличии границ познавательной

способности разума человека (антиномии, «вещи в себе»);

- выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий,
которые составляют каркас мышления; сформулирован
категорический императив - моральный закон;

- выдвинута идея демократии и правового порядка как в
каждом отдельном обществе, так и в международных
отношениях;

- осуждены войны, предсказан «вечный мир» в будущем,
основанный на экономической невыгодности войн и их
правовом запрете.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.