Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опрос как метод сбора первичной социальной информации




а) Определение: опрос — это метод сбора первичной вербаль­
ной информации от респондентов, полученными метода­
ми непосредственными — интервью, собеседование или
опосредованным — анкетирование.

б) Основные фразы опроса: а) адаптация с целью создания у
респондента мотивации ответить на вопросы и подготовки
его к исследованию; б) собственно опрос.

в) Типы и виды вопросов: любой исследователь, в том числе
врач, проводя анамнез, должен сгруппировать все свои вопросы в три типа (вида):

— Функционально-психологические вопросы используются
для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, а также для снятия нежелательных установок, воз­никающих у респондентов. Например, поступив в палату, новый больной первым делом осведомится у соседей по
койке о том, какой "хороший" или "плохой" врач ведет их
палату. Врач должен быть готов к снятию неадекватного к
себе отношения со стороны своих пациентов.

— Вопросы — фильтры — предназначено для выяснения, от­
носится ли респондент к той группе людей, для которых
предназначен вопрос.

- Контрольные вопросы используются с целью проверки полученных данных.

г) Последовательность вопросов!

Любой исследователь (в том числе врач) должен позаботится о логичности и последовательности задаваемых вопросов. Предлагаем следующую схему:

Первый вопрос — это вопрос — фильтр, который выясняет, осведомлен ли опрашиваемый о проблеме вообще и думал ли он о ней (например, больной о своей болезни).

Второй вопрос — выясняется, как опрашиваемый в общем от­носится к данной проблеме.

Третий вопрос — предназначен для получения ответов по кон­кретным моментам проблемы.

Четвертый вопрос — помогает выяснить причины взглядов опрашиваемого.

Пятый вопрос — направлен на выявление силы этих взглядов, степени субъективной веры, убежденности.

д) Виды и разновидности опроса — анкета и интервью.

Факторы, влияющие на эффективность анкеты:

1 группа факторов — установка респондента относительно це­лей исследования (их значимость в глазах респондента); установка
респондента к организации, проводящей исследование; общие со­циальные установки и ценности ориентации респондента, связанные с его социальным статусом, уровнем развития, степенью социализации.

2 группа факторов — мотивизация респондента дать интересу­
ющую исследователя информацию; общее развитие респондента;
информированность респондента относительно обсуждаемых в исследовании явлений и тем.

— Для эффективности анкеты учитывают следующие требования:

В последние годы в больничных отделениях стал активно использоваться метод анкетного опроса больных. Даже бег­лый взгляд иногда позволяет зафиксировать, что эти анке­ты часто составлены врачами социологически неверно, что сказывается на объективности ответов опрашиваемых. По­этому предлагаем следующий уровень социологических тре­бований:

—все вопросы и высказывания в анкете должны пониматься
и интерпретироваться всеми респондентами одинаково;

—формулировка вопросов должна поддерживать в респонденте мотивизацию дать интересующую исследователя информацию;

—формулировка вопросов должна учитывать возможность
неосведомленность респондентов об интересующем иссле­дователя объекте, а также возможное отсутствие у респон­дента интересующих исследователя мнений и установок;

—формулировка вопросов анкеты должна учитывать то возможное обстоятельство, что часть респондентов неспособно адекватно доминировать переживания и мысли.

в) Возможные ошибки в формировании вопросов анкеты

— ошибки неоднозначной интерпретации вопросов;

— ошибки мотивизации, формулировки вопросов;

— ошибки в информативности респондентов;

— ошибки структурированности вопросов.

г) При интервью соблюдают следующие условия

— место и обстановку проведения интервью (собеседования);

— пол и возраст интервьюера;

— внешний вид интервьюера, его личные качества;

— темп интервью;

— психологическая совместимость интервьюера и респондента;

— регистрация ответов опрашиваемого.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.