Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Методы структурного анализа коллективов




Вопрос 1. СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВА.

Методы структурного анализа коллективов.

Структура коллектива.

ЛОГИКА СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА КОЛЛЕКТИВОВ

ЛЕКЦИЯ 32

План:

1. Определение: структура коллектива подразделяется на два вида — формальную и неформальную организации, складывающи­еся из производственных и внепроизводственных отношений. По мнению социологов, внепроизводственные отношения более объек­тивны, т.к. основываются на личностном качестве людей. В произ­водственной сфере человек показывает себя только с одной сторо­ны — профессиональной. Вне производственной сфере человек мо­жет раскрыться с самых неожиданных сторон — проявить свои та­ланты, способности, энергию, чисто человеческие качества, систе­му ценностей и пр., что не всегда возможно в рамках производства.

Место, роль и социальная значимость личности в микро- и макроколлективе могут быть различными. Так, студент легче адап­тировался на курсе и оказался совершенно неадаптированным в сво­ей группе. Причины могут быть разные. Каждому надо знать про­странство или возможности своего адаптирования.

Изучение любого коллектива следует начинать с анализа его формальной и неформальной структуры.

а) Социометрический опрос — это изучение внугриколлектив-ных и межколлетивных связей путем выявления отношений между членами коллектива. Он предполагает изучение психологических рас­стояний между членами коллектива, которое выражается тремя ти­пами отношений: — выбор — когда с вами хотят сотрудничать; — отклонение — когда уклоняются от встречи или конфликта с вами; опускание — когда вы не заслуживаете внимания в лице коллектива. Крайней формой опускания является остракизм — полное психоло­гическое невосприятие (несовместимость) коллективом данной лич­ности. Причины этого явления могут быть разные — как отрицатель­ные, так и положительные. Например: личность по своим низким про­фессиональным и особенно морально-психологическим качествам ока­залась недостойной всего коллектива. Как и наоборот: по тем же качествам она оказалась выше коллектива или некоторых авторитетов коллектива. В обоих случаях личность может изгоняться из коллектива. Позиция социологов и психологов: если личность попала в си­туацию остракизма по первой причине, ей следует уйти из коллектива. Если она оказалась в этой ситуации по второй причине — можно уйти и показать свои качества в достойном коллективе. Решение остаться в этом коллективе при всех гонениях принимают только незаурядные личности с сильной волей, смело вступающие в борьбу за свое место и достоинство с позиции "один против всех". Как правило, это борьба упорная, долгая. К конечному успеху данному личность ведут два пути — постепенное переструктурирование коллектива (с увеличением сво­их союзников) и постоянный профессиональный рост и самоутверж­дение ее в производственной и внепроизводственной сферах (достиже­ние успеха, социально значимые результаты).

б) Процедура самоисследования своего места в коллективе име­
ет несколько этапов:

—личность должна определиться в той проблеме, по отно­шению к которой она хочет знать мнение (отношение)
коллектива;

—личность входит в прямой контакт с членами коллектива,
должна вызывать в них доверие к себе, повышает психоло­гическую готовность коллектива в решении своей задачи;

—индивидуальная работа с членами коллектива;

—осмысление полученной информации на основе объектив­ного анализа, проверка надежности полученных результатов;

—собственные выборы, рекомендации самому себе, выработка
дальнейшей стратегии и тактики. Желательно всю полу­ченную информацию перенести на социометрическую кар­точку;

—графический метод — основывается на графическом изоб­ражении связей между членами коллектива выборочно.


в) Виды коммуникаций между членами коллектива изобража­ются:


активная связь пассивная связь активная и пассивная

(экстраверты) (интраверты) связь

 

В данном случае рассматриваются энергетические потенции, а не нравственные качества личности. Часто допускается психологи­ческая ошибка, когда явление принимается за сущность: "актив­ный — значит умный", "часто внимательный к тебе — значит нрав­ственный" и т.п.

г) Интенсивность связей в коллективе изображается:

Изолированная личность — Я. Это личность не имеет друзей и поддержки в коллективе как в производственный так и во внепроизводственной сферах.

Диада — Я — ОНА. (ОН). Это связь между двумя членами кол­лектива. Это самая минимальная связь, когда личность поддержива­ется всего одним человеком во всем коллективе.

Триада, тетрада и другие виды связи состоящие из большого числа (группировки, круг друзей и т.п.).

 

 

 

В третьем случае: Ж — надо вывести из коллектива; Е и Д испытывают взаимную неприязнь одного из них — перевести в дру­гой коллектив; А — надо сохранить как ядро коллектива для его эмоционально-психологической целостности, ОН — носитель норм и традиций, без него коллектив распадается.

 

 

"круговая порука" — сильный вид связи, цепь разрывается тяжело

 

 


 

Этот вид связи отражает автоматическую форму кооперации в кол­лективе и является каналом информационной связи.

 

.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.