КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-психологические механизмы общения
Социально-психологическая общность как результат общения Структура взаимодействия в общении Взаимодействие в общении представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего. Взаимодействие— это процесс, который складывается из: — физического контакта; — перемещения в пространстве; — совместного группового или массового действия; — духовного вербального контакта; — невербального информационного контакта. Взаимодействия бывают: — внутриличностные; — межличностные; — личностно-групповые; — личностно-массовые; — межгрупповые; — массово-групповые. В структуру взаимодействия входят: — субъекты взаимодействия; — взаимная связь субъектов общения; — взаимное воздействие субъектов; — взаимные изменения субъектов общения. I В общении и через общение формируется социально-психологическая общность — МЫ, которая открывает социальный простор для влияния на чувства и действия людей. В социально-психологическом плане понятием «общность» характеризуют совокупность людей, способных к общению друг с другом и испытывающих потребность в совместных действиях. Понятие «общность» многозначно: — социальная группа, имеющая общий предмет внимания и переживания; — объединение людей на основе совпадения культурных интересов -объединение людей, имеющих устойчивые социальные признаки. Общность может выполнять следующие функции: — закреплять групповые особенности; — обособлять одну группу от другой; — выражать и утверждать специфические групповые интересы и ценностные ориентации. Общность служит средством внутригрупповой солидарности, спаянности и взаимопонимания, направленных против центробежных тенденций, ведущих к разрушению общности. Условием консолидации общности является совпадение групповых интересов, целей, ценностей, а также признание факта принадлежности к данной группе, ощущение своей личной причастности к деятельности группы. Эффект общности зависит от того, в какой мере ее интересы созвучны интересам входящих в эту общность людей. Общность обычно проявляется в: — идентификации людей друг с другом или с кем-либо; — согласованности действий, мыслей, чувств людей, входящих в данную общность; — взаимопонимании; — симпатии и эмпатии; — кооперации деятельности. Итак, общность — это характеристика состояния социальной группы как совокупного субъекта общения. Общение порождает ряд уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируется социальная психика. Заражение — это особый способ воздействия, определенным образом объединяющий большие группы людей. Феномен заражения имеет многообразные проявления, напри танцев, спортивного азарта, ситуациий паники, религиозного экстаза и пр. Заражение — это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния, а также сопереживание общего психического состояния большой группой Заражение осуществляется передачей психического настроя, обладающего сильным эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения заражения — эмоциональное Источником заражения является носитель эмоционального заряда — индуктор. Он передает этот заряд, который затем многократно усиливается в каналах взаимодействия. Возникает Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе, которая сама по себе выступает своеобразным ускорителем, как бы «разгоняя» определенное эмоциональное состоя- Функции заражения: усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть, и компенсация недостаточной сплоченности. Внушение - это целенаправленное, неаргументированное воз- действие одного человека на другого или на группу. При внушении информация воспринимается некритически. Предполагается, что человек, принимающий информацию через механизм внушения, не способен на ее критическую оценку. Внушение — это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям. Как К основным условиям эффективности внушения относят: — авторитетность источника информации; — доверие к нему; — отсутствие сопротивления к внушающему воздействию. Подмечено, что легче всего поддаются внушению дети, а также люди утомленные, ослабленные физически. Особенно большое значение имеет «эффект доверия» к источнику информации. Авторитет Социальные психологи стремятся установить различие между внушением и заражением, исходя из следующих соображений: — при заражении осуществляется сопереживание большой массой людей общего психического состояния. Внушение же не предполагает и не предлагает такого равенства в сопереживании идентичных эмо- — процесс внушения имеет одностороннюю направленность: это не спонтанная тонизация состояния группы, а персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу; — внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и другие средства — восклицания, ритмы и др. Убеждение — это социально-психологический механизм общения, процесс и результат программно-целевого воздействия. При убеждении некоторая информация превращается в систему установок Убеждение — это также и система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы личности. Это, активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию. Условия эффективности — содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности; — убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата; — убеждение является последовательным и доказательным; — убеждение содержит как обобщающие положения (принципы и правила), так и конкретные факты или примеры; — убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания; — убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает. Процесс убеждения — это психотехническая система рассуждений и доказательств, а также эмоциональных средств, действующих заразительно на убеждаемого. Убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого. Различие между убеждением и внушением состоит в том, что внушение не нуждается в доказательстве и логике. Убеждение рассчитано на то, что человек, принимающий информацию, согласится с ней. При этом принимающий информацию вывод делает самостоятельно. При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное, а внушение —' преимущественно эмоционально-волевое воздействие. Подражание — это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), Подражание — это фундаментальный принцип развития и существования общества, именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». В животном мире этот закон реализуется через наследственность, в человеческом обществе — через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Различают несколько видов подражания: — логическое и внелогическое; — внутреннее и внешнее; — подражание-мода и подражание-обычай. — подражание идет от внутреннего к внешнему, т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние; — низшие по социальной лестнице подражают высшим. — когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции; — когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение; — когда наблкЙЬние модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему. Частным случаем подражания выступает мода. Мода — это специфическая и весьма динамическая форма стандартизированного массового поведения, возникающая чаще всего стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстро меняющихся увлечений. Мода — это и социальная санкция поведения, вкусов и системы ценностных ориентации, это и Мода выполняет следующие функции: — коммуникативную (общения); — интерактивную (согласования, взаимодействия); — компенсаторную (психологической защиты индивида).
6. Соотношение общения, деятельности и поведения Проблему соотношения общения, деятельности и поведения рассматривают с различных точек зрения" многие социальные психологи. В одной из концепций (Э.Дюркгейм) представлена тенденция противопоставления общения и деятельности. В ней упор делался на то, что общество достаточно жестко рассматривалось как совокупность Другая концепция, полная противоположность первой, утверждает идею единства общения и деятельности. Эта точка зрения опирается на понимание того факта, что общение представляет собой реальности человеческих отношений, что любые формы общения буквально вплетены в специфические формы совместной деятельности. Люди общаются не просто в процессе некоторой деятельности, а как бы в ней самой и по поводу нее. Причем общается всегда человек, пребывающий в совместной с другими людьми деятельности, и таким образом формируется общность индивидов, выполняющих совместную работу. Характер единства общения и деятельности тоже понимается по разному: — как параллельно существующие взаимосвязанные процессы; — как две стороны социального бытия человека, его образа жизни; — как определенная.сторона деятельности, как ее элемент, а сама деятельность рассматривается как условие общения; — как особый вид деятельности в двух ее разновидностях: — как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно; — как речевая деятельность. По-видимому, перечень представлений о единстве общения и деятельности можно было бы продолжить. Сейчас распространено представление о том, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого человека оптимального понимания целей, задач, уяснения специфики объекта и возможностей участников. Включение общения в этот процесс позволяет согласовать или рассогласовать деятельность индивидуальных участников воздействием, в котором и проявляется обратное влияние общения на деятельность. Отдавая должное рассмотренным точкам зрения на соотношение деятельности и общения, нельзя не видеть ограниченности этих представлений (либо единство общения и деятельности, либо их про тивоположность). Остается в стороне тот очевидный факт, что общение происходит не только по поводу какой-нибудь совместной деятельности, но еще и в определенной, вполне конкретной форме. Любая деятельность - это и содержание (что именно делается), и форма (как именно это делается), поэтому правильнее, с точки зрения соответствия реалиям бытия, говорить об органично-целостном, Контрольные вопросы: 1. Какова сущность понятия «общение»? 2. Приведите аргументы в подтверждение тезиса о том, что общение — это: — вид самостоятельной человеческой деятельности; — атрибут других видов человеческой деятельности; — взаимодействие субъектов. 3. Каковы основные элементы содержания общения? 4. Каково содержание функций общения? 5. Какие признаки внешней и внутренней сторон общения? 6. Каков смысл понятия «стиль и манера общения»? 7. Перечислите основные группы средств общения. 8. Каково содержание понятия «взаимопонимание» и его механизм? 9. Охарактеризуйте структуру взаимодействия в общении. 10. Каково содержание понятия «социально-психологическая общность»? 11. Перечислите социально-психологические механизмы общения, раскройте их содержание. 12. В каком соотношении между собой находятся общение, деятельность и поведение?
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |