Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологический практикум




Игра «Слои»

Цель игры: показать, что каждый человек бывает по-своему прав, доверяя своим ощущениям и восприятиям, но тем не менее, истина полнее, глубже, всеохватнее.

Ведущий рассказывает участникам древнеиранскую притчу. Одному шаху на склоне лет захотелось посмотреть на слона, которого он никогда раньше не видел. И вот подданные шаха повели слона в город, однако путь их был долгим и нелегким. Добрались они в город, когда солнце уже,село. Слона оставили на городской площади до рассвета. Горожанам, которым также не терпелось посмотреть на это диковинное
животное, затемно собрались на площади. Не видя слона, они могли только потрогать его. Но из-за огромных размеров слона никто не мог понять, какой он. Один решил, что слон — это столб, так как ощупал его ногу. Другой сказал: «Это большая сабля», — так как ему «достался» бивень. Третий подумал, что слон — это что-то вроде шланга и т.д. Люди спорили до хрипоты, ссорились, доказывая свое, даже подрались и к восходу солнца были уже готовы поубивать друг друга. - Когда же солнце взошло, все увидели, что прав каждый, но никто так и не мог представить, что есть слон на самом деле.

Примерно одной трети участников игры завязывают глаза — им предстоит играть роль горожан. Другая часть группы импровизирует, изображая «слона». Первая подгруппа не знает, сколько участников
создает «скульптуру» и как она выглядит. Когда «слон», т.е. некая композиция из людей, застывших в разных позах, стульев и другой мебели готова, «горожане» на ощупь ее исследуют, стараясь понять, сколько человек задействовано в композиции и как расположены части «слона». Остальные наблюдают за мимикой и непроизвольными реакциями и «горожан», и тех, кто изображает «слона».

Обсуждение: участникам предлагается ответить на вопросы:

— Какие они испытывали ощущения во время игры?

— Какие закономерности в проявлении чувств заметил каждый из участников?

Игра «Нестандартный подход»

Цель игры: вывести закономерности взаимопонимания, развить навыки управления вниманием и настроением партнера по общению, в частности, путем варьирования характеристик речи (тона, темпа, громкости) или движения. Известный советский педагог А.С.Макаренко говорил в свое время, что любой человек, занимающийся проблемами общения, должен уметь произнести фразу «Иди сюда!»
сорока различными способами.

Каждый участник игры пробует произнести разными способами:

а) свое имя;

б) какое-нибудь из следующих выражений: «Прощай!», «Ну, хорошо!», «Спасибо!», «Я жду!», «Так дело не пойдет!», «Надо же!», «Давай-давай!», «Ну и денек!», «Ну и что», «Иди ко мне», «Вот это да!», «Привет» и др.;

в) какую-нибудь общую для всех фразу, например, «Хочу газировочки!»: один — как начальник, второй — как маленький ребенок, третий - как робот, четвертый - как умирающий и т.д.;

г) фразу «Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим», — как назидание, как жалобу, как заискивание, как пренебрежение, со злостью и т.д.;

д) фразу «Дело случая, будут ли у нас в жизни хорошие друзья или нет», стараясь вызвать протест, интерес, сожаление и т.д.;

Обсуждение: участники анализируют проделанное, отвечая на вопросы:

— Какой темп разговора кажется самым результативным?

— Как это связано с конкретной ситуацией?

— Какие чувства возникают при изменении интонации или движения?

Игра «Место встречи»

Цель игры: научиться налаживать механизмы взаимопонимания в общении.

Ведущий предлагает участникам договориться о встрече:

а) один описывает место в помещении, другой, с закрытыми глазами, должен это место найти;

б) один описывает место в городе, другой должен определить и назвать это место.

Обсуждение: игравшие отвечают на вопросы:

— Что мешало понять собеседника?

— Что помогало понять собеседника?

— Что помогало «встать» на позицию говорящего?

Игра «Мечта»

Цель игры: научиться анализировать собственные позиции в общении.

Попробуйте пофантазировать наедине с собой на следующие темы: Если бы удалось перевоплотиться в животное, то каким животным захотелось бы стать? Что побуждает выбрать именно его?

Если бы можно было на недельку поменяться с кем-нибудь местам и, то кто это мог бы быть? Почему именно он? Если «золотая рыбка» пообещает выполнить любые три желания, чего захотелось бы пожелать? Если бы в течение трех дней удалось стать невидимым, то как бы захотелось этим воспользоваться?

Если бы можно было читать мысли другого человека, то кого именно хотелось бы выбрать для этой цели? Почему его? Если бы можно было чудесным образом переместиться в любой уголок земли, путешествовать во Вселенной или побывать в другой эпохе, то куда было бы предпочтительнее отправиться?

 

Тест «Коммуникативная компетентность»

В бланке для заполнения нужно обвести кружком пункт утверждения, с которым Вы согласны, и вычеркнуть пункт, по отношению к которому у Вас есть возражения. Подсчитайте число
пунктов, обведенных кружком.

1. Обычно лучше слушаешь, рисуя каракули.

2. Юмор особенно нужен для того, чтобы понизить напряжение во время заседания.

3. Уверенность в себе — лучший способ общения.

4. Недовольный никогда не заслуживает того, чтобы его выслушивали.

5. Люди, которые предлагают назначить председательствующего, очень часто желают увидеть себя на этом месте.

6. Улыбка — не обязательно признак радости.

7. Общение — это простой процесс.

8. Не любят ни слушать, ни читать о том, с чем не согласны.

9. Тот, кто приходит первым на заседание, часто — самый заинтересованный.

10. Тот, кто говорит без остановки, как правило, хочет высказать много важных мыслей.

11. Обычно, если люди Вас не слушают, значит им неинтересна тема.

12. Вещи отражают индивидуальность.

13. Умение слушать - вполне естественное умение.

14. Люди обычно забывают то, что их не интересует.

15. Тот, кто садится во главе стола, вероятно, стремится оказывать влияние на группу.

16. Чтобы продуктивно общаться, нужно в первую очередь уметь убедительно говорить.

17. Манера, в которой произносится слово, влияет на его смысл.

18. Люди, сидящие дальше всех от стола, возможно, наименее заинтересованы.

19. Если люди уязвлены, обижены, то плодотворное общение невозможно.

20. Люди говорят меньше, когда боятся, что будут раскритикованы.

21. Если человек позволяет себе уступить в споре, это может означать, что он не заинтересован в деле.

22. Не очень полезно принуждать замкнутого человека слишком часто высказывать свои мысли в группе.

23 Человек, который говорит больше всех, вероятно, стремится властвовать.

24. Если кто-то часто смотрит на часы во время собрания, это, вероятно, означает, что он хочет уйти. ^

25. Легче всего убедить тех людей, которые схватывают все на лету.

26. Люди обычно успешнее общаются, если они в хорошем настроении.

27. Если собеседник смотрит в сторону в то время, когда другой говорит, это обычно означает, что предмет разговора его не интересует.

28. Уверенное владение темой — почти стопроцентный залог успешного общения.

29. Обычно говорят меньше, когда разгневаны.

30. Человек, который вызывается выступить на заседании, пытается, может быть, оказать давление на аудиторию.

31. Молчание — знак согласия.

32. Можно выразить гнев так, что человек, на которого он направлен, его поймет и согласится с ним.

33. Выражение лица может изменять смысл произносимых слов.

34. Недоразумения редко возникают из-за неправильно понятогослова.

35. Боясь показать себя в невыгодном свете, люди могут сказать, что они все поняли, тогда как на самом деле это не так.

36. Если кто-либо, слушая, качает головой, это означает, что он заинтересован,

37. Лучшее средство выражения гнева состоит обычно в повышении тона.

38. Иногда важнее чувства, чем слова, которыми они выражены.

39. Когда поднимают брови, это может означать призыв к тишине.

40. Чтобы плодотворнее общаться, лучше быть экспансивным, чем замкнутым.

41. Оговорка, случайное использование одного слова вместо другого, могут обнаружить настоящие чувства говорящего.

42. Тот, кто приходит последним на собрание, вероятно, наименее заинтересован.

43. Четко понятая инструкция почти всегда выполняется.

44. Повышение голоса может быть признаком энтузиазма.

45. Оформление кабинета может кое-что рассказать о личности его владельца.

46. Недостаточно просто выслушать, надо уметь потом дать совет.

47. Повторение только что сказанного — хорошее доказательство того, что сообщение было понято.

48. Люди часто общаются, не задумываясь.

49. Криком ничего не добьешься.

50. Слово, написанное с ошибками, иногда оказывается разобл ач ител ьн ы м.

51. Манера, с какой кто-нибудь пожимает Вам руку, отражает его индивидуальность.

52. Если во время заседания кто-то непрестанно предлагает различные способы выполнения задания, то это только замедляет работу группы и уменьшает ее производительность.

53. Можно быть очень полезным, просто слушая и не говоря ни слова.

54. Жест, даже сдержанный, может сказать больше, чем слова.

55. Лучшее средство претворять идею в жизнь - повторять ее часто,громко и уверенно.

56. Общение продуктивно только тогда, когда слушатель понимает сообщение втом же смысле, в каком его понимает говорящий.

57. Начитанность человека может свидетельствовать о егр личности.

58. Люди, которые мало говорят, мало что могут предложить,

59. Даже при абсолютном несогласии люди могут выразить согласие, лишь бы прекратить дискуссию.

60. Разные люди неодинаково выражают схожие чувства.

 

В первых двух строках бланка все высказывания должны учитываться с обратным знаком: «согласен» означает «неверно»,

«несогласен» означает «верно».

1 4 7 10 13 16, 19 22 25 28

31 34 37 40 43 46 49 52 55 58

2 5 8 И 14 17 20 23 26 29

32 35 38 41 44 47 50 53 56 59.

3 6 9 12 15 18 21 24 27 30

33 36 39 42 45 48 51 54 57 60 '

 

Степень коммуникативной компетентности:
1- 20 - низкая, 21-40 - средняя, 41-60 - высокая.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.