Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

 

 

 

 

Игра « Кораблекрушение-1» п I II II




Психологический практикум

Цель игры: игра комплексно-целевая. В данном случае акцент делается на выявление лидерского поведения.

Группа дрейфует на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара яхта тонет. Точные координаты судна определить не удается из-за поломки навигационных приборов. Примерное местонахождение — около тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли.

Экипаж сумел спустить на воду прочный надувной плоте весла­ми. На плоту оказались всего полтора десятка предметов:

1. Секстант.

2. Зеркало для бритья.

3. Канистра с водой.

4. Противомоскитная сетка.

5. Коробка с армейским рационом.

6. Карта Тихого океана.

7. Надувная подушка.

8. Канистра нефтегазовой смеси.

9. Портативный транзисторный приемник.

10. Порошок для отпугивания акул.

11. Лист фанеры (10 м2).

12. Бушлка рома крепостью 80°.

13. Нейлоновый шнур (10 м).

14. Две пачки шоколада.

15. Рыболовная снасть.

Нужно расположить названные предметы по степени их значимости для выживания людей в этих условиях. Цифрой 1 обозначается самый важный предмет, цифрой 2 — второй по значению и так далее — до пятнадцатого. Список предметов раздается участникам игры. Игра идет в три этапа.

Этап 1. Каждый выполняет задание самостоятельно.

Этап 2. Задание выполняется малыми группами.

Этап 3. Задание выполняется болылой группой.

Чтобы достичь согласия, группа должна прийти к единому мнению. Добиться этого нелегко, ибо не каждая оценка получает полное одобрение всех. Группа должна выбирать такие оценки, с которыми соглашаются все хотя бы отчасти. Тянуть время нельзя — можно погибнуть.

Обсуждение: проводится с помощью ответов на вопросы:

— Какова была атмосфера в группе?

— Что мешано достижению согласия?

— Какие выявились признаки лидерства?

— Кто проявлял активность?

— Кто был пассивным?

— Кто доминировал?

— За счет чего оказывалось влияние?

— Какие индивидуальные стили общения можно было выявить —
уход, подавление, переход на личности, психологический шантаж,
поиск единомышленников, что-то другое?

— Какие виды поведения помогали, а какие мешали достижению
согласия?

Игра «Катастрофа на воздушном шаре»

Цель игры: аналогична цели игры «Кораблекрушенке». Однако здесь усиливается эмоциональная нагрузка, что может существенно повлиять на поведение членов группы при совместной работе.

Группа находится в корзине воздушного шара, который летит над океаном. Неожиданно шар начинает терять высоту. Вдалеке, по

направлению ветра, несколько необитаемых островов. Есть шанс спастись и долететь до острова, если освободиться от менее важных вещей, находящихся в корзине шара. Вопрос в том, что конкретно выбросить? Какие-то вещи могут пригодиться для жизни на островах, правда, сколько там придется пробыть, никто не знает. Список вещей, находящихся в корзине воздушного шара:

1. Миски, кружки, ложки.

2. Ракетницы с сигнальными ракетами.

3. Географические карты, компас.

4. Консервы мясные.

5. Топоры, ножи, лопаты.

6. Канистра с питьевой водой.

7. Аптечка.

8. Винтовка с запасом патронов.

9. Шоколад.

 

10. Золото, драгоценности.

11. Собака породы водолаз.

12. Рыболовные снасти.

13. Туалетные принадлежности.

14. Соль, сахар, набор витаминов.

15. Медицинский спирт.

Надо расположить названные предметы по степени их значимости для выживания людей в этих условиях. Первым номером отмечается предмет, который решено выбросить в первую очередь, вторым номером — то, что выбрасывается во вторую и т.д. Пятнадцатым номером отмечается самый важный предмет — его выбросят в последнюю очередь. Список вещей раздается участникам игры. Игра идет в три этапа.

Этап 1. Каждый выполняет задание самостоятельно.

Этап 2. Задание выполняется малыми группами.

Этап 3. Задание выполняется большой группой.

Ради достижения согласия, группа должна прийти к единому мнению. Достичь этого нелегко, ибо не каждая оценка получает полное одобрение всех. Группа должна выбирать такие оценки, с которыми согласятся все хотя бы отчасти. Тянуть время нельзя — можно погибнуть.

Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:

— Какова была атмосфера в группе?

— Что мешало достижению согласия» группе?

— Какие выявились признаки лидерства?

— Кто проявлял активность?

— Кто был пассивным?
, — Кто доминировал?

— За счет чего оказывалось влияние?

 

—Какие индивидуальные стили общения можно было выявить —
уход, подавление, перечод на личности, психологический шантаж,
поиск единомышленников, что-то другое?

—Какие виды поведения помогали, а какие мешали достижению
согласия?

Игра «Слепые и поводырь»

5 Цель игры: развитие невербальных способов общения, в том числе

; и управления другими.

Группа разбивается на подгруппы по 5—7 человек, которые встают в колонну, каждый плотно прижимается к находящемуся впереди человеку, держась за его пояс. Стоящий первым — лидер, он должен провести по помещению свою группу, члены которой идут с закрытыми глазами. Лидер подает необходимые команды, обеспечивает «слепым» безопасность, удобство передвижения, даже рассказывает какие-нибудь истории, анекдоты, предлагает группе петь песню и т.п. Каждый участник должен побывать в роли лидера.

По команде ведущего все разбиваются на пары и учатся быть лидером и ведомым уже в парах.

Обсуждение: члены группы обмениваются впечатлениями и отве­чают на вопросы:

—Кому было приятнее быть лидером, а кому — ведомым?

—Насколько сложно довериться лидеру?

 

- В чем были сложности движения за лидером?

- Повлияло ли (и если - да, то как именно) лидерство того или
иного участника на поведение ведомого, когда он сам стат лидером?

Игра «Треугольник власти»

Цель игры: выяснить источник личной власти, определить, что делает человека сильной личностью.

Ведущий говорит о том, как много людей интересуется проблемой власти одного человека над другим. Как в общении возникают власть, влияние, сила? Участникам игры предлагается вспомнить характерные роли в известных кинофильмах, телесериалах и сочинить короткие сценки, где действовали бы соответствующие персонажи

Тренерский стиль— систематическое выяснение лидером сильных и слабых сторон последователей, попытка научить их самостоятельно диагностировать и контролировать свое поведение, выявлять и уст­ранять недостатки, выбирать оптимальные образцы поведения. Ориентация на людей.

Нейтральный (либеральный\ попустительский) стиль — с одной стороны, максимум демократии, с другой — минимум контроля. Выраженное безразличие как к делам группы (к задачам), так и к последователям, к их интересам, потребностям, к индивидуальным особенностям (людей).

Поведение лидера в группе проявляется в различных тактических приемах. К ним, в частности, относятся следующие.

Рациональное убеждение — лидер используетлогические аргументы и факты, чтобы убедить последователей в выполнимости поставленных задач.

Вдохновляющий призыв— лидер выдвигает предложение, которое вызывает энтузиазм у последователей в силу того, что оно соот­ветствует их ценностям, идеалам и ожиданиям или усиливает их веру в собственные силы.

Обращение за советом— лидер стремится привлечь последователей к планированию стратегии, к активному проведению изменений и ждет от людей поддержки.

Обмен — лидер предлагает последователям обмен услугами или различные блага.в ответ на их участие в выполнении задачи.

Личный призыв — лидер апеллирует к чувствам лояльности и дружбы людей как мотиву их участия в выполнении задачи.

Коалиционирование — лидер ищет помощи у других, чтобы убедить своих последователей принять участие в выполнении задачи.

Легитимизация — лидер оправдывает свое предложение ссылками на собственный авторитет или доказывает соответствие предложения практике, правилам, традициям, нормам.

Принуждение —лидер использует требования, жесткие напомина­ния или угрозы, чтобы заставить последователей выполнить задачу так, как он того требует.

• А) Мучитель.

Мире восприятие: «Я в порядке, ты не в порядке. Во всем вино­ваты Вы сами».

Характеристика: Способен добиться краткосрочного успеха. Долгосрочные отношения обычно полны проблем.

Б) Спаситель.

Мировосприятие: «Я в порядке, Вы не в порядке. Люди нуждают­ся в моей помощи».

Характеристика: Часто первым предлагает свою помощь и нередко оказывается отверженным или невознагражденным.

В) Жертва.

Мировосприятие: «Я не в порядке, Вы в порядке. Я не могу исправить положение и нуждаюсь помощи».

Характеристика: Крайне зависим. Недоволен жизнью. Низкая са­мооценка.

Обсуждение: проводится посредством ответов на вопросы: ■

—Какую роль в жизни играет власть? '\

—Кто имеет власть над участником игры??

—Над кем участник игры имеет власть?

—По отношению к каким людям участник игры чувствует егбя
сильным?

—По отношению к каким людям участник игры чувствует себя
слабым?

Тест «Лидер ли Вы?»

Предлагается 50 вопросов, к каждому из которых дано два варианта ответа. Отметьте выбранный вариант и с помощью ключа к тесту подсчитайте свои баллы.

1. Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?

а) да;

б) нет.

2. Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас людей зани­
мают более высокое положение в обществе, пользуются большим ува­
жением, чем Вы?

а) да;

б) нет.

3. Находясь на собрании людей, равных Вам по общественному
положению, испытываете ли Вы желание не высказывать своего мне­
ния, даже когда это необходимо?

а) да;

б) нет. ■

4. Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам руководить играми
Ваших маленьких друзей?

а) да;

б) нет.

5. Испытываете ли Вы большое удовольствие, когда Еам удастся
убедить кого-либо, кто до этого Вам возражал?

а) да;

б) нет.

6. Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?

а) да;

б) нет.

7. Согласны ли Вы с утверждением «Все самое полезное в мире
есть творение небольшого числа выдающихся личностей»'.'

а) да;

б) нет.

8. Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике,
который бы мог направлять Вашу профессиональную активность?

а) да;

б) нет.

9. Теряете ли Вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?

а) да;

б) нет.

10. Доставляет ли Вам удовольствие, видеть, что окружающие
побаиваются Вас?

а) да;

б) нет.

11. Во всех обстоятельствах (рабочее собрание, дружеская
компания) стараетесь ли Вы сесть таким образом, чтобы легче всего
было контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое
внимание?

а) да;

б) нет.

12. Считаете ли Вы, что Ваша внешность производит впечатление
на сверстников?

а) да;

б) нет.

13. Считаете ли Вы себя мечтателем?

а) да;

б) нет.

14. Легко ли Вы теряетесь, если окружающие не согласны с Вашим мнением?

а) да;

б) нет.

15. Случалось ли Вам по личной инициативе заниматься органи­
зацией рабочих (спортивных, развлекательных й"т. п.) групп?

а) да;

б) нет.

16. Если мероприятие, которым Вы занимаетесь, не дает наме­
чавшихся результатов:

а) Вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого;

б) Вы сумеете взять на себя всю ответственность за решение,
которое было принято?

П.КакоеГиздвух мнений приближается к Вашему собственному?

а) настоящий руководитель должен сам делать дело, даже в ме­
лочах;

б) настоящий руководитель должен уметь управлять.

18. С кем Вы предпочитаете работать, сотрудничать:

а) с людьми покорными;

б) с людьми строптивыми.

19. Стараетесь ли Вы избегать горячих дискуссий, споров?

а) да;

б) нет.

20. Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с
властностью Вашего отца или матери?

а) да;

б) нет.

21. Умеете ли Вы в профессиональной дискуссии уговорить тех,
кто раньше с Вами был не согласен?

а) да;

б) нет.

22. Представьте себе ситуацию: во время прогулки с друзьями в
лесу вы потеряли дорогу. Нужно принять решение:

а) Вы считаете, что вопрос должен решить человек, наиболее
компетентный в группе;

б) Вы просто полагаетесь на решение других.

23. Есть выражение: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым
в городе». Если бы Вы делали выбор, что бы Вы предпочли?

а) быть первым в деревне;

б) быть вторым в городе.

24. Считаете ли Вы себя человеком, сильно влияющим на других
людей?

а) да;

б) нет.

25. Может ли неудачный прошлый опыт в определенном вопросе
заставить Вас никогда больше не проявлять значительной личной
инициативы в данном деле?

а) да;

б) нет.

26. С Вашей точки зрения, истинный лидер группы тот, кто:

а) самый компетентный;

б) у кого самый сильный характер?

27. Всегда ли Вы стараетесь входить в положение людей?

а) да;

б) нет.

28. Соблюдаете ли Вы дисциплину?

а) да;

б) нет.

29. Какой из двух типов руководителей кажется Вам
предпочтительнее?

а) тот, который все решает сам;

б) тот, который постоянно советуется.

30. Какой из двух типов руководства, по Вашему мнению, явля­
ется более благоприятны м для хорошей работы предприятия?

а) коллегиальный тип;

б) авторитарный тип.

31. Часто ли у Вас бывает впечатление, что другие Вами зло­
употребляют?

а) да; -

б) нет.

32. Какой из двух портретов больше приближается к Вашему
образу?

а) громкий голос, экспрессивные жесты, за словом в карман
не полезет;

б) негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты,
задумчивый взгляд.

33. На собрании у Вас одного сложилось мнение, противоположное
мнению других, но Вь: уверены в своей правоте. Как Вы поведете
себя?

а) будете молчать;

б) будете отстаивать свою точку зрения.

* 34. Хотя бы иногда называли Вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие интересы только интересам дела?

а) да;

б) нет.

35. Если на Вас возлагается очень большая ответственность за какое-
то дело, испытываете ли Вы при этом чувство тревоги?

а) да;

б) нет.

36. Что Вы предпочли бы в своей профессиональной деятельности?

а) работать под руководством хорошего руководителя;

б) работать независимо.

37. Как Вы относитесь к такому утверждению: «Семейная жизнь
удачна там, где важные решения принимаются одним из супругов»?

а) это верно;

б) это неверно.

38. Случалось ли Вам покупать что-то, в чем Вы не испытывали
нужды, — лишь под влиянием мнения других лиц?

а) да;

б) нет.

39. Считаете ли Вы, что Ваши организаторские способности вы­
ше средних?

а) да;

б) нет.

40. Как Вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями?

а) трудности обескураживают, подавляют Вас:

б) трудности заставляют Вас действовать активнее.

41. Часто ли Вы делаете резкие упреки своим знакомым, когда
они их заслуживают?

а) да;

б) нет.

42. Считаете ли Вы, что Ваша нервная система успешно выдер­
живает напряженность жизни?

а) да;

б) нет.

43. Если Вам предстоит произвести реорганизацию, то как Вы
поступаете?

а) ввожу изменения немедленно;,

б) осуществляю медленные, эволюционные изменения.

44. Если это необходимо, сумеете ли Вы прервать слишком
болтл и во го собесед н и ка?

а) да;

б) нет.

45. Согласны ли Вы с такой мыслью: «Чтобы быть счастливым,
надо жить незаметно»?

а) да;

б) нет.

46. Считаете ли Вы, что каждый человек, благодаря своим
способностям, должен сделать что-то выдающееся?

а) да;

б) нет.

47. Кем в ранней юности Вам хотелось етать?

а) известным художником, композитором, поэтом, космонавтом;

б) руководителем коллектива (уважаемым, солидным человеком)

48. Какую музыку Вам приятней слушать?

а) торжественную, могучую;

б) тихую, лирическую.

49. Испытываете ли Вы некоторое волнение при встрече с важ­
ными личностями?

а) да;

б) нет.

50. Часто ли Вы встречаете человека с более сильной волей, чем у
Вас?

а) да;

б) нет.

Ключ к тесту




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2023) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.