Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная напряженность и ее психологическая характеристика




ТЕМА 12. ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

/. Социальная напряженность и ее психологическая характеристика.

2. Стресс как психологическое состояние личности в
условиях социальной напряженности.

3. Психологическая защита как естественная реакция
индивида на социально-напряженную ситуацию.

4. Модели поведения субъекта в условиях социальной
напряженности.

5. Психологическая адаптация в условиях социальной
напряженности.

Ключевые понятия темы:

социальная напряженность, стресс, психологическая защита, гиперкомпенсация, замещение, бегство я работу, волевая активность, вытеснение, отрицание, оттеснение, фиксация, интеллектуализация, проекция, рационализация, соматизация, бегство в болезнь, фантазия., подавление, блокирование, изоляция, регрессия, конверсия, психогенные адаптивно-дезадаптивные реакции, невротические состояния, ч^ностный кризис, аллопсихическип адаптационный механизм, человукихический адаптационный механизм.

цию, ко

Литература:

1. Кашник О.И. Личность в условиях экстремальности: методологи­
ческие аспекты. //Проблемы социальных взаимодействий в
транзитивном обществе. — Новосибирск, 1999.

2. МайерсД. Социальная психология: Пер. с англ. — СПб., 1996.

3. Мокшащев Р.И. Отражение транзитивного состояния социума
на детско-родительских конфликтах и подростковой наркомании //
Проблемы социальных взаимодействий в транзитивном обществе. —
Новосибирск, 1999.

4. Мокшанцев Р.И. Скандал с научной точки зрения //Научный
парк - 1996. - № 5.

5. Мокшанцев Р.И. Социально-психологическая адаптация к рынку
криминоформно-ориентированной молодежи. Научный отчет
Новосибирского городского отдела молодежи по итогам социально-
психологическог» исследования осужденных Новосибирской
воспитателько-трудовой колонии. — Новосибирск, 1990.

6. Руденсккп Е.В. Социальная психология. — Новосибирск, 1996.

7. Хорни К. Невротическая личнос!ь нашего времени:
Пер. с англ. — М., 1997.

Социальная напряженность — это острая противопоставленность личностных и межгрупповых интересов. Социальная напряженность проявляется:

—в состоянии «строго недовольства обстоятельствами жизни;

—в атмосфере психического беспокойства и тревоги;

—в сильной.степени эмоционального возбуждении;

—в учащении агрессивно-враждебных столкновений в рамках
межл ич ностн ых отношений;

—в усилении отклоняющегося или криминального поведения;

—в потребности в «охоте на ведьм», т.е. в поисках виновного;

—в преобладании деструктивного состоянии психики над кон­
структивным.

Ситуации социальной напряженности могут иметь место на макро-, мезо- и микроуровнях. Макроуровень — это масштаб общества, в условиях России, например, это или вся страна, или какая-либо ее часть (субъект федерации). Мезоуровень — это общность какой-то относительно некрупной административной единицы, небольшой

территории — городу поселка городского типа или села (деревни). Микроуровень— это предельно малая общность, например, небольшой производственный коллектив, семья, неформальная группа.

Если экстремальные ситуации — это факторы внешней среды, с пролонгированным эффектом (последействием), оказывающие сильнейшее воздействие на человека, способные повлечь за собой личностную катастрофу, то ситуация социальной напряженности — это факторы среды, сравнительно слабо воздействующие на человека, однако способные порождать психическую ил к психологическую травму.

К ситуациям социальной напряженности можно отнести:

— длительное психическое напряжение, вызвавшее усталость или
атрофию с истемы адаптации человека. Это ситуации, например, когдадолго
сохраняютограюрванн ый темп работы и жизни;

—повышенную ответственность с постепенно развивающимся
ощущением внутренней тревожности;

—ситуации с преобладающим пониженным настроением,
вызывающие у человека чувство острого недовольства собой;

—ситуации, когда систематически не удовлетворяются базовые
жизненные потребности (в пище, одежде, жилище и др.), а также
потребности более вы сокого порядка;

—острую агрессивно-враждебную направленность межличностного
взаимодействия и взаимоотношений.

Источники социальной напряженности имеют к внутриличностную природу.

Общие социально-экономические источники социальной напряженности:

—безработица;

—рост цен;

—высокие налоги;

— рост стоимости жизни;
• — рост преступности;

— невозможность получить квалифицированное образование, ме-
дицинсксе обслуживание и социальное обеспечение.

Внутриличкостные источники социальной напряженности:

—негативные акцентуации характера;

—некомпетентные коммуникации.

Ситуации социальной напряженности могут отличаться длительностью психологического воздействия на человека.

Быстропреходящая ситуация — характеризуется внезапным возникновением (фактор внезапности) и относительно кратким

воздействием. От субъекта требуется оперативно воспринимать и осмысливать обстановку, принимать решения в условиях, когда она быстро изменяется.

В напряженной ситуации выраженной неопределенности субъект поставлен в условия, когда он должен выбирать одно из нескольких, и нередко более или менее равнозначных решений. Это такжг ситуации с определенным риском.

Длительная ситуация социальной напряженности оказывает изматывающее, изнуряющее воздействие на индивида, ослабляет мотивацию к сопротивлению, рождает состояние безысходности.

Политические, экономические и особенно социальные процессы в России периода 1991-2000 гг. характеризовались высокой степенью социальной напряженности. Ее источники можно определить следующим образом:

—произошел развал СССР — мощнейшей в мире ядерно и державы
на фоне ее экономической отсталости и бедности. Оказались разру­
шенными долголетние производственные, а также межсемейные и
межличностные связи;

—административно-командная система экономики была разруше­
на;

—промышленность России во всех свои.ч отраслях — как добыва­
ющих, так и обрабатывающих, будучи неконкурентноспособной на
мировом уровне прежде всего из-за технической отсталости, пе­
реживала состояние упадка, фактического развала, хаоса;

—страна подверглась массированной товарной интервенции со
стороны развитых государств мира и тем доведена до уровня факти­
ческой от них зависимости, т.е. до потери экономическом самосто­
ятельности;

—велись непрерывные эксперименты с политическим устройством
Российского государства (президентство, вице-президентство, гу­
бернаторство и др.) при резком ослаблении роли государства как
политической реальности;

— вся система выборности законодательных органов страны
функционировала под знаком нестабильности, временности, неустой­
чивости и на федеральном, и на местных уровнях, что определяло
образ мыслей и способ жизни конкретных субъектов: «Этэ для меня
звездный час. а после меня — хоть потоп». Характерно и далеко не
случайно, что единственная актуальная проблема, котораятщательно
обсуждалась в высших эшелонах власти страны, — это физическая
безопасность президента и его семьи по окончании срока президентских
полномочий;

— стала реальностью коррумпированность и криминализация
практически всех ветвей власти — законодательной, исполнительной,
судебной, административной как на федеральном, так и на местных
уровнях;

—определенный круг высших должностныхлиц в сферах мсполни-
тельной власти неоднократно предпринимал по отношению к
населению страны действия, характеризующиеся всеми признаками
уголовного преступления (например, мошенничества);

—основные системы жизни населения для его простого воспро­
изводства (не говоря уже о расширенном) оказались не обеспеченными;

— невиданных масштабов достигло обнищане населения,
охватившее широчайшие его слои — прежде всего за счет инженеров
и рабочих остановившегося промышленного производства, работников
творческих"профессий, сфер образования, здравоохранения, науки и
культуры.

Все это не могло не отразиться на психологическом состоянии населения. Есть основания утверждать, что широкие слои россиян переживали факт изменения состояния своего сознания именно в психологическом и даже психиатрическом смыслах слова. Оно про­являлось во множестве конкретных признаков, прежде всего таких как:

— утрата чувства исторической перспективы, ощущение
безысходности своего положения, невозможности изменить ситуацию
в лучшую сторону собственными усилиями;

— ощущение невостребованности государством физического,
интеллектуального и нравственного потенциала населения, и, как
следствие этого, социальная анемия и депрессия;

— восприятие государства как вракдебной, агрессивной силы,
реально, физически угрожающей самой жизни простого человека;

— глубокая криминализация сознания, отразившаяся в образе
жизни людей, когда практически любой гражданин, не говоря уже о
предпринимателях, убедился, что честно взаимодействовать с
государством невозможно;

— утрата чувства, называемого патриотизмом, когда понятие
«Родина» сведено до уровня географического и узкосоциального: места,
где родился сам и живут или похоронены близкие и родственники, до
круга коллег, знакомых, товарищей, приятелей и друзей.

Это состояние россиян неизбежно имело свои последствия и результаты.

2. Стресс как психологическое состояние личности в условиях социальной напряженности

Понятием «стресс» охватывается обширный круг психических и физиологических состояний индивида, которые возникают в ответ на социальную напряженность или экстремальные воздействия. Различные психологические проявления стресса отражаются прежде всего в изменениях физиологических функций. Это естественно, так как физиологические функции — базовый субстрат психологических характеристик стресса. Такая корреляция позволяет использовать изменения физиологических реакций на стресс в качестве объективных показателей психологического (эмоционального) стресса. Физиологический стресс— это вегетативно-соматическая реакция
индивида на воздействие социальной напряженности или экстре­
мальной ситуации. Он проявляется в изменении привычных для
организма ритмов дыхания, сердцебиения, речи, двигательной
активности, уровней кровяного давления, в спазме или, напротив, в
расширении сосудсов, в снижении мышечного напряжения или
расслаблении, интенсивности деятельности выделительных систем
организма и болезни. Физиологический стресс всегда обусловлен
протекающей в организме гормональной бурей, которая и вызывает
описанные выше отзетные реакции организма на физиологическом
уровне. ^ __^

Психический стресс проявляется в двук видах. у^у*& л}^-_>

___________________________ Информационный стресс возникает в

I ситуациях информационных перегрузок, когда i

1 субъект не успевает принимать верные решения
I в требуемом темпе при высокой ответственности
I за последствия решений. ^р

I Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опаснос-I ти, обиды и т.п. Его формы — импульсивная, тормозная и генерали-I зованная.

I Стресс в социальной психологии рассматривается как особая форма I переживания чувстз, близкая по своим психологическим харак-I теристикам к аффекту, но по длительности протекания прнбли-I жающаяся к настроениям. Стресс — это не просто нервное I напряжение. Его иногда называют неспецифнческой реакцией I организма на предъявляемые ему требования. Неспецифичность эта I состоит в том, что требования, предъявляемые к организму, I настоятельно вызывают его перестройку. Это означает, что организм I должен приспособиться, адаптироваться к этим новым требованиям.

2. Стресс как психологическое состояние личности в условиях социальной напряженности

Понятием «стресс» охватывается обширный круг психических и физиологических состояний индивида, которые возникают в ответ на социальную напряженность или экстремальные воздействия. Различные психологические проявления стресса отражаются прежде всего в изменениях физиологических функций. Это естественно, так как физиологические функции — базовый субстрат психологических характеристик стресса. Такая корреляция позволяет использовать изменения физиологических реакций на стресс в качестве объективных показателей психологического (эмоционального) стресса. Физиологический стресс— это вегетативно-соматическая реакция
индивида на воздействие социальной напряженности или экстре­
мальной ситуации. Он проявляется в изменении привычных для
организма ритмов дыхания, сердцебиения, речи, двигательной
активности, уровней кровяного давления, в спазме или, напротив, в
расширении сосудсов, в снижении мышечного напряжения или
расслаблении, интенсивности деятельности выделительных систем
организма и болезни. Физиологический стресс всегда обусловлен
протекающей в организме гормональной бурей, которая и вызывает
описанные выше отзетные реакции организма на физиологическом
уровне. ^ __^

Психический стресс проявляется в двук видах. у^у*& л}^-_>

___________________________ Информационный стресс возникает в

I ситуациях информационных перегрузок, когда i

1 субъект не успевает принимать верные решения
I в требуемом темпе при высокой ответственности
I за последствия решений. ^р

I Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опаснос-I ти, обиды и т.п. Его формы — импульсивная, тормозная и генерали-I зованная.

I Стресс в социальной психологии рассматривается как особая форма I переживания чувстз, близкая по своим психологическим харак-I теристикам к аффекту, но по длительности протекания прнбли-I жающаяся к настроениям. Стресс — это не просто нервное I напряжение. Его иногда называют неспецифнческой реакцией I организма на предъявляемые ему требования. Неспецифичность эта I состоит в том, что требования, предъявляемые к организму, I настоятельно вызывают его перестройку. Это означает, что организм I должен приспособиться, адаптироваться к этим новым требованиям.

2. Стресс как психологическое состояние личности в условиях социальной напряженности

Понятием «стресс» охватывается обширный круг психических и физиологических состояний индивида, которые возникают в ответ на социальную напряженность или экстремальные воздействия. Различные психологические проявления стресса отражаются прежде всего в изменениях физиологических функций. Это естественно, так как физиологические функции — базовый субстрат психологических характеристик стресса. Такая корреляция позволяет использовать изменения физиологических реакций на стресс в качестве объективных показателей психологического (эмоционального) стресса. Физиологический стресс— это вегетативно-соматическая реакция
индивида на воздействие социальной напряженности или экстре­
мальной ситуации. Он проявляется в изменении привычных для
организма ритмов дыхания, сердцебиения, речи, двигательной
активности, уровней кровяного давления, в спазме или, напротив, в
расширении сосудсов, в снижении мышечного напряжения или
расслаблении, интенсивности деятельности выделительных систем
организма и болезни. Физиологический стресс всегда обусловлен
протекающей в организме гормональной бурей, которая и вызывает
описанные выше отзетные реакции организма на физиологическом
уровне. ^ __^

Психический стресс проявляется в двук видах. у^у*& л}^-_>

___________________________ Информационный стресс возникает в

I ситуациях информационных перегрузок, когда i

1 субъект не успевает принимать верные решения
I в требуемом темпе при высокой ответственности
I за последствия решений. ^р

I Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опаснос-I ти, обиды и т.п. Его формы — импульсивная, тормозная и генерали-I зованная.

I Стресс в социальной психологии рассматривается как особая форма I переживания чувстз, близкая по своим психологическим харак-I теристикам к аффекту, но по длительности протекания прнбли-I жающаяся к настроениям. Стресс — это не просто нервное I напряжение. Его иногда называют неспецифнческой реакцией I организма на предъявляемые ему требования. Неспецифичность эта I состоит в том, что требования, предъявляемые к организму, I настоятельно вызывают его перестройку. Это означает, что организм I должен приспособиться, адаптироваться к этим новым требованиям.

Психологическая защита позволяет хотя бы временно облегчить состояние и снять напряжение, а в конкретных переживаниях исказить смысл происходящего таким образом, чтобы не нанести ущерба представлениям о самом себе как соответствующем некоему идеалу.

Психологической защитой служит адаптивный механизм психи­ческой саморегуляции, посредством которого снижается эмоциональ­ное напряжение, тревога, чувство дискомфорта и сохраняется неп­ротиворечивость «Я-образа» за счет бессознательной (как правило) искаженной оценки объективной реальности. Психологическая за­щита возникает, если человек не может правильно оценить возникший дискомфорт и его причины, а следовательно, и не справляется с ним.

Психологическая защита может быть успешной и неуспешной. Ре­зультат успешной защиты — прекращение импульсов, провоцирующих психологический дискомфорт. Неуспешная защита этого сделать не способна, и потому воздействие подобных импульсов спорадически или периодически повторяется.

Считается, что большинство видов психологической защиты, за исключением сублимации (переключение сексуальной энергии на цель более отдаленную и более ценную социально), не способствует разре­шению ситуации, а лишь загоняют ее вглубь, где она «незаметна». С этим трудно спорить, однако было бы неправомерно этот тезис аб­солютизировать.

В.Е.Рожнов выделяет различные виды психологической защиты как форму реагирования, например, на выраженный психологический дискомфорт в связи с особенностями личности:

- ощущение нереальности происходящего (чаще наблюдается у
психастеников);

- вытеснение фрустрирующих моментов (чаще бывает у истерои-
дов). Фрустрация — психическое состояние переживания неудачи,
возникающее при реальных или мнимых непреодолимых препятствиях
на пути к какой-то цели; сопровождается гаммой отрицательных
эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и пр.;

- выразительные движения ^характерны для истероидов, гипер-
тимов, циклоидов);

- злобно-агрессивная (дисфорическая) защита (у эпилептоидов);

- астенический вариант защиты как пассивно-оборонительный уход
с признанием несостоятельности (у астеников);

- стремление уйти в «первобытное» состояние, «растворяясь» среди
природы (у шизоидов).

По степени активности противодействия фрустрирующей ситуации с более или менее осознанными попытками самостоятельно справиться

Психологическая защита позволяет хотя бы временно облегчить состояние и снять напряжение, а в конкретных переживаниях исказить смысл происходящего таким образом, чтобы не нанести ущерба представлениям о самом себе как соответствующем некоему идеалу.

Психологической защитой служит адаптивный механизм психи­ческой саморегуляции, посредством которого снижается эмоциональ­ное напряжение, тревога, чувство дискомфорта и сохраняется неп­ротиворечивость «Я-образа» за счет бессознательной (как правило) искаженной оценки объективной реальности. Психологическая за­щита возникает, если человек не может правильно оценить возникший дискомфорт и его причины, а следовательно, и не справляется с ним.

Психологическая защита может быть успешной и неуспешной. Ре­зультат успешной защиты — прекращение импульсов, провоцирующих психологический дискомфорт. Неуспешная защита этого сделать не способна, и потому воздействие подобных импульсов спорадически или периодически повторяется.

Считается, что большинство видов психологической защиты, за исключением сублимации (переключение сексуальной энергии на цель более отдаленную и более ценную социально), не способствует разре­шению ситуации, а лишь загоняют ее вглубь, где она «незаметна». С этим трудно спорить, однако было бы неправомерно этот тезис аб­солютизировать.

В.Е.Рожнов выделяет различные виды психологической защиты как форму реагирования, например, на выраженный психологический дискомфорт в связи с особенностями личности:

- ощущение нереальности происходящего (чаще наблюдается у
психастеников);

- вытеснение фрустрирующих моментов (чаще бывает у истерои-
дов). Фрустрация — психическое состояние переживания неудачи,
возникающее при реальных или мнимых непреодолимых препятствиях
на пути к какой-то цели; сопровождается гаммой отрицательных
эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и пр.;

- выразительные движения ^характерны для истероидов, гипер-
тимов, циклоидов);

- злобно-агрессивная (дисфорическая) защита (у эпилептоидов);

- астенический вариант защиты как пассивно-оборонительный уход
с признанием несостоятельности (у астеников);

- стремление уйти в «первобытное» состояние, «растворяясь» среди
природы (у шизоидов).

По степени активности противодействия фрустрирующей ситуации с более или менее осознанными попытками самостоятельно справиться

, Интеллектуализация — специфический анализ стоящих перед индивидом проблем. Способ защиты, когда человек реагирует на угрожающую опасность бесстрастно, оценивая ее как интересное явление или предмет для изучения. Характеризуется чрезмерным преувеличением роли рассудочных компонентов при полном игнорировании эмоциональных, аффективных, чувственных составляющих анализа. Жизненно важные события и факты становятся в таком случае объектом неадекватно «спокойного и хладнокровного» рассмотрения и обсуждения, что вызывает удивление и непонимание окружающих. Обычно не ведет к полному преодолению фрустрирующих переживаний, поскольку эмоциональный компонент, «отщепляясь» от фрустрирующего индивида события, остается у человека в сознании, проявляясь в виде невротических состояний.

Проекция — процесс и результат осознанного или бессознатель­ного перенесения субъектом собственных свойств или состояний на внешние объекты. Это механизм приписывания собственных, обычно вытесненных, побуждений и чувств другим людям.

Пассивное поведение манипулятивного вида проявляется в следующих формах.

Рационализация — бессознательное стремление к рациональному обоснованию и объяснению индивидом своих идей и поведения, даже когда они иррациональны; приписывание своему поведению неправильных, но удобных причин. Кроме того, как маскировка, сокрытие от сознания истинных мыслей, чувств, мотивов поведения, признание которых грозило бы потерей самоуважения, и отсюда — формулировка более приемлемых объяснений для обеспечения внутреннего комфорта.

Соматизация, бегство в болезнь — неосознаваемое стремление индивида к заболеванию и погружению в болезнь как средство и спо­соб защиты от фрустрирующей реальности. Попытка восстановить инфантильное состояние, позволяющее выйти за рамки фрустри­рующей ситуации и требующее повышенного внимания со стороны окружения.

Фантазия — бегство в грезы. Бессознательное или сознательное иллюзорное исполнение честолюбивых и эротических желаний. Форма выражения вытесненных стремлений, влечений и желаний. Средство сглаживания индивидом недостатков реального мира и своих соб­ственных неудач.

Механизмы, характеризующиеся отказом от продуктивного раз­решения ситуации проявляются в своих специфических формах.

Подавление — своеобразное состояние с характерными психическими условиями, в силу которых часть душевных переживаний субъектом не осознается.

Блокирование — форма рационализации, направленная на тормо­жение осознания тех мотивов, которые являются социально неприем­лемыми или неодобряемыми, или индивидуально нежелательными ввиду расхождения с Я-концепцией (несоответствие образу идеального Я).

Изоляция — процесс отстранения ассоциативных связей при осознании угрозы опасности. Отделение аффекта от интеллекта. Не­приятные эмоции блокируются, связь между событием или мыслями и их эмоциональной окраской не осознается.

Регрессия — специфическая форма ухода от действительности, выражающаяся во временном переходе, возврате на более раннюю стадию развития, к более примитивным формам поведения или мышления, на примитивный уровень психического развития. Это своего рода отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным. Обычно — возвращение к ранним, связанным с детством, типам поведения. Проявляется как истерические реакции, сосание пальцев, излишняя сентиментальность, предпочтение «романтической любви», игнорирование сексуальных отношений и пр.

Вытеснение— см. выше.

Отрицание— см. выше.

Механизмы преобразования мыслей, чувств, поведения проявляются в следующих формах.

Конверсия, обычно истерическая — соматическое разрешение бессознательного конфликта, процесс, в ходе которого развившемуся аффекту был закрыт нормальный выход. В результате «защемленные аффекты» находят ненормальное выражение или применение, либо остаются как источники постоянных невротических состояний.

Идентификация— защита от объекта, вызывающего фрустрацию, путем уподобления ему. Достижение символического обладания желае­мым, но недосягаемым объектом. Неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности у индивида.

Механизмы разрядки эмоционального напряжения проявляются в следующих формах.

Алкоголизация, токсикомания, наркомания — формы аддиктивного (отклоняющегося поведения) при утрате индивидом смысла жизни.

"Способ ухода в мир иллюзий, грез, отсутствие ответственности. Формы пассивной аутоагрессии.

Внешняя агрессия — адциктивная форма снятия напряжения путем |словесной (вербальной) или физической агрессии вовне. | Аутоагрессия — адциктивная форма снятия напряжения путем рловесной (вербальной) или физической агрессии, обращенной на самого себя.

Суицид — высшая, предельно аддиктивная форма снятия напря­жения путем добровольного ухода из жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 3320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.