КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологический практикум. A (I Wfr Игра «Кораблекрушение-2»
A (I Wfr Игра «Кораблекрушение-2» Цель игры: формировать навыки общения в экстремальных ситуациях, выявлять конструктивные и деструктивные способы поведения. Ведущий сообщает, что «группа туристов» из 15 человек, которая путешествовала морем, потерпела кораблекрушение и в настоящее время находится в «лодке». Примерно через 15 минут начнется «шторм», и «потерпевшие» смогут спастись только в том случае, если в «лодке» останется ровно на одного человека меньше. В условиях «шторма» большего числа людей «лодка» не выдержит. Если будет меньше на двое-трое человек, тоже все «погибнут», так как оставшихся будет недостаточно для гребли. По условиям игры, никто не может плыть за «лодкой», держась за ее борт — и в таком случае погибнут все. Если оказывается человек, который по ходу игры покидает «лодку», он выходит за пределы игрового помещения и не возвращается до самого начала «шторма» и до объявления результата. Ведущий объявляет о начале игры. Время от времени он информирует «потерпевших», сколько минут осталось до начала шторма. Ровно через 15 минут ведущий объявляет результат игры -либо все спаслись, кроме одного, либо погибли все. Обсуждение: проводится посредством обмена впечатлениями, мнениями, переживаниями, чувствами. Анализируются стратегии ■ поведения «потерпевших». Какие из них преобладали — конструктивные или разрушительные. Игра «Необитаемый остров» Цель игры: научиться решать проблемы в экстремальных ситуациях при смене образа жизни, в частности, актуализировать конструктивные средства взаимодействия, брать ответственность на себя, пользоваться групповой поддержкой, тренировать способность переживать неудачи и потери, стимулировать процесс саморазвития. Ведущий сообщает, что группа (группу более 20 человек можно разбить на две подгруппы) в силу чрезвычайных обстоятельств оказалась на необитаемом острове в тропиках. К этому времени у терпящих бедствие уже ничего не осталось, даже надежных плавсредств. Участники получают большой лист бумаги, коробку t пластилина, фломастеры. Надо нарисовать место высадки на остров, * потом слепить «себя» из пластилина и найти пристанище на отмеченном пространстве острова. Ведущий поясняет, что в ближайшие 20 лет группе не суждено встретиться с другими людьми или уплыть с острова и предлагает им «начать свою новую жизнь». Развитие группы идет спонтанно. Ведущий может выступать в роли «хранителя времени», напоминая: «прошел день, неделя, месяц, год, два и т.д.». Иногда он может дополнять «жизнь» участников событиями: «ливень уничтожил...», «начались болезни...». Таким образом, он косвенно корректирует развитие группы. Обсуждение: проводится с помощью анализа того, как проходила адаптация в самые трудные, первые, дни жизни на острове, когда возникала опасность негативного поведения, как проявлялось умение решать битовые и коммуникативные проблемы, как развивались межполовые взаимоотношения и социальные или политические разногласия. ^г Игра «Стена» Цель игры: попробовать заняться самоанализом в экстремальной ситуации. Можно представить себе, что идет человек по долгой дороге и вдруг натыкается на стену. Что делать в такой ситуации? Попытаться обойти, но это невозможно: стена «бесконечна». Попробовать перелезть, перепрыгнуть — увы, это тоже невозможно, стена слишком высока. Сесть под стеной? Обсуждение: попытаться ответить на вопрос: — Что может чувствовать, испытывать человек, оказавшись в такой неразрешимой экстремальной ситуации? Тест «Способность действовать в социально-напряженных обстоятельствах» В каждом вопросе обведите кружочком ту букву, которая определяет Ваш выбор. Затем, пользуясь ключом, подсчитайте число баллов по каждому из четырех факторов теста. 1. В каких случаях Вы успешнее выступаете в соревнованиях, в конкурсах, на экзаменах? а) в спокойном состоянии, практически не волнуясь; б) в состоянии повышенного возбуждения; в) в состоянии сильного возбуждения. 2. Сильно ли Вы волнуетесь на таких мероприятиях? а) да; б) иногда; в) нет. 3. Точно ли Вы оцениваете степень своего волнения и других а) обычно не задумываюсь об этом; б) иногда; в) да. 4. Нравится ли Вам выступать в контрольных упражнениях на результат? а) да; б) не могу сказать определенно; в) нет. 5. Можете ли Вы в течение наиболее важного для вас периода а) да; б) бывают колебания; '" в) нет. 6. Стабильна ли Ваша техника исполнения заданий в ситуациях {. а) да; б) бывают колебания; 7. Сильно ли Вам мешают неожиданные помехи? \ б) иногда; ;. в) нет. \ 8. Мешает ли Вам волнение выступить наилучшим образом в I соревнованиях, на конкурсе, на экзамене? I а) да; I б) иногда; I в) нет. I 9. Вы полностью «выкладываетесь» на важных соревнованиях? I а) да; 1 б) не всегда; щ в) нет. Ц 10. Вы охотно выполняете объемные, интенсивные нагрузки? 1 а) да; К б) не всегда; в) нет * 11. Сил ьно ли действуют на Вас неудачи? а) да, сильно расстраивают; б) быстро забываются; в) не придаю им большого значения. 12. В каких случаях Вы достигаете наилучшего результата? а) при строгом сознательном контроле своих действий; б) при автоматическом выполнении; в) нечто среднее. 13. Бывают ли у Вас во время действия в социально-напряженных а) да; б) иногда; в) практически не бывает. 14. Возникает ли у Вас при успешном сопротивлении трудным а) да; б) иногда; в) нет. 15. Когда Вы обычно начинаете испытывать волнение перед со а) за несколько дней до,их наступления; б) накануне; в) непосредственно перед их наступлением. 16. Трудно ли Вам отключаться от мыслей о предстоящем вы а) да; б) нет; в) могу отключиться, но не надолго, 17. Проводите ли Вы специальную психологическую настройку а) нет, не провожу; б) стараюсь успокоиться, снять напряжение; в) стараюсь думать о чем-нибудь приятном; г) сосредоточиваюсь на предстоящем выступлении; д) стараюсь активизироваться, поднять физический тонус; е) стараюсь отвлечься от мыслей о предстоящем выступлении; ж) стараюсь вызвать в себе спортивную злость; з) перебираю в уме тактические и технические моменты предс и) использую разминку в качестве психологической настройки. 18. Можете ли Вы, если считаете это нужным, быстро переклю а) нет; б) обычно не нуждаюсь в этом; в) да. 19. Можете ли Вы в ходе спортивной, конкурсной борьбы, экза а) нет; б) не всегда; в) как правило, могу. 20. Пользуетесь ли Вы для этих целей словесными приказами а) нет; б) обычно не нуждаюсь в этом; в) да. 21. Вы многим готовы пожертвовать в жизни ради успехов в спорте, а) да, могу отказаться от многих жизненных благ; ■ в) нет. \ 22. Каково Ваше отношение к социально-напряженным ситуациям, I б) это праздник; I в) и то и другое. Подсчет баллов: а б в а б в а б в 1 _2 -1 +1 8 -2 -1 +1 15 -2 -1 0 | 2-2 0+1 9+1-1-2 16 -2 +1 -1 \ 3-2-1 +1 10 +1 -1 -2 17 - I 4 +1 0 -1 11+1 -1 -2 18 -2 -1 +1 В 5 +1 -1 -2 12 +1-1 0 19 -2 -1 +1 I 6 +1 -1 -2 13 -2 0 +1 20 -1 0 +1 I 7 -2 -1 +1 14 -2 0 +1 21 +1 -1 -2 I 22 -1 +1 +1 Степень выраженности фактора: 1. Эмоциональная устойчивость: 0 баллов: средний уровень устойчивости и надежности; от- 1 до - 12: пониженный уровень устойчивости и надежности; от + 1 до +5: повышенный уровень устойчивости и надежности. 2. Способность к саморегуляции: от — 1 до — 10: пониженный уровень; от+1 до+6: повышенный уровень. 3. Мотивационно-энергетический компонент: от — 1 до — 10: пониженный уровень; от +1 до +8: повышенный уровень. 4. Стабильность действий, помехоустойчивость: от - 1 до - 6: пониженный уровень; от +1 до +3: повышенный уровень. Характерологические свойства: 1. Эмоциональная устойчивость: —интенсивность предситуационного эмоционального возбуждения; —колебания этого возбуждения; —степень влияния его на характер действий и поведения в со 2. Способность к саморегуляции: —умение правильно осознавать и оценивать свое эмоциональное —умение влиять на него, в частности, путем словесных само —умение перестраиваться в процессе действий; —развитие функции самоконтроля над своими действиями. 3. Мотивационно-энергетический компонент: —терпимость к социально-напряженным ситуациям, любовь к со —стремление к любой форме соревновательного взаимодействия; —полная отдача в ходе действий в социально-напряженных си 4. Стабильность действий, помехоустойчивость: — устойчивость внутреннего функционального состояния; —стабильность двигательных навыков и приемов в процессе —невосприимчивость к воздействиям разного рода помех. РАЗДЕЛ 4
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |