Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические характеристики малой группы




Классификация малых групп

Есть разные основания для классификации малых групп.

По порядку возникновения: первичные и вторичные.

Первичные: в них существуют непосредственные контакты.

Вторичные: члены группы не связаны интимностью отношений.

Впервые такое деление групп было предложено Ч. Кули. Практического значения эта классификация сейчас не имеет. В социальной психологии есть другая трактовка малых групп как первичных и вторичных. Первичные — ограниченные группы типа семьи, компании друзей, ближайших соседей. Для них характерна непосредственность контактов, в них происходит культуризация индивида, с очень тесными межличностными отношениями и взаимодействиями. Вторичные — большие по размеру группы, отношения в которых формализованы.

По общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

Официальные, формальные — реальные или условные социальные общности, имеющие юридически фиксированный статус; члены их в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью. Обычно такие группы порождаются официальной структурой, в них четко заданы все позиции членов, предписанные групповыми нормами, строго распределены все роли в соответствии с подчинением в структуре власти в группе.

Неофициальные, неформальные — реальные социальные общности, не имеющие юридически фиксированного статуса, добровольно объединенные на основе интересов, дружбы и симпатий либо на прагматической основе. Обычно это группы общения — они возникают и складываются стихийно. Здесь ни статусы, ни роли не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали.

Практически установлено, что в действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникаю! в рамках формальных, или когда в стихийно образовавшейся группе вдруг возникает совместная деятельность. Впервые деление групп на формальные и неформальные предложил Э. Мэйо.

По непосредственности взаимосвязей: реальные (контактные) и условные.

Реальные (контактные) — ограниченные в размерах коллективы людей, существующие в общем пространстве и времени и объединенные реальными отношениями. Пример: учебный класс, производственная бригада.

Условные — объединенные по определенному признаку общности людей, включающие субъектов, не имеющих прямых или косвенных объективных взаимоотношений. Люди, составляющие эти общности, могут вообще ничего не знать друг о друге и при этом находиться в определенных, более или менее одинаковых, отношениях с другими членами своих групп, уже реальных. Эти общности объединяются по различным основаниям: роду деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и др.

По уровню развития: низкого уровня и высокого развития.

Уровень группового развития — характеристика сформированности межличностных отношений, выражающаяся в группообразовании.

В зарубежной социальной психологии параметрами группообразования считаются: время существования группы, наличие отношений власти и подчинения, количество групповых коммуникаций, число взаимных выборов.

В отечественной социальной психологии для характеристики уровня группового развития принимают во внимание два фактора: степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности, т.е. целями, ценностями, организацией, и социальный характер этих целей и ценностей, т.е. степень соответствия их общественно-историческому процессу — прогрессу, стагнации или регрессу.

Низкого уровня развития — группы, основанные на асоциальных факторах, отсутствии общих целей и интересов, конформности или нонконформности ее членов.

Среди групп низкого развития: выделяют следующие виды.

Ассоциации — группы, в которых взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями. В них отсутствуют совместная деятельность, организация и управление, ценностные ориентации проявляются при групповом общении. Ассоциации могут быть просоциальными и асоциальными, в зависимости от тога, общественный или антиобщественный характер имеют ценностные ориентации группы.

Корпорации — организованные группы, характерные своей замк­нутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руковод­ства; на основе своих узкоиндивидуалистических интересов противопоставляют себя другим социальным общностям. Межличностные отношения опосредуются асоциальными и нередко антисоциальными ценностными ориентациями. Персонализация одних индивидов в корпорации осуществляется за счет деперсонализации других.

Диффузные группы — общности, в которых нет сплоченности и ценностно - ориентационного единства, нет совмести ой деятельности, способной опосредовать межличностные отношения ее участников. В этих группах взаимоотношения опосредуются только симпатиями и антипатиями.

Высокого развития — группы, основанные на социальных целях и ценностях, на общих интересах. Взаимоотношения в них опосредуются личностной значимостью и общественно ценным содержанием групповой деятельности. Примером группы высокого развития может служить коллектив. Подробнее об этом — в теме «Психология организованных социальных групп: психология производственногоколлектива».

По значимости: референтные и группы членства.

Референтные (эталонные) — труппы, определяемые по степени сознательности отношения к ним индивидов.Это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки ориентируется в своем поведении и самооценке.

Референтная группа выполняет две важные функции.

Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах. Референтная группа выступает при этом как источник норм поведе­ния, социальных установок и ценностных ориентации индивида.

Сравнительная функция проявляется в процессах социального восприятия (социальной перцепции). Референтная группа выступает здесь как эталон, посредством которого индивид оценивает себя и других

Референтные группы могут быть в представлении индивида как «положительными», так и «отрицательными».

К «положительным» относятся те, с которыми индивид идентифи­цирует себя и членом которых он хотел бы стать.

К «отрицательным» референтным группам относятся те, которые вызывают у индивида неприятие.

У каждого индивида может быть различное число референтных групп в зависимости от видов отношений и деятельности. Возможны ситуации, когда референтные для индивида группы имеют противоположно направленные ценности, что может привести к образованию у него серьезных внутриличностных конфликтов, требующих психологического или психотерапевтического консультиро­вания.

Экспериментально было установлено, что некоторые члены малых групп разделяют нормы поведения не своих групп, а других, на которые они ориентируются, хотя своим членством в них и не представлены. Впервые деление групп на референтные и группы членства ввел Г. Хаймен.

Группы членства — это группы, в которых индивид не противо­поставлен самой группе, и где он соотносит себя со всеми другими членами группы, а они себя — с ним.

Кроме перечисленных, можно выделить множество других социально-психологических критериев для дифференцирования малых групп, например:

—естественные: семья;

—подобия (психологического, экономического и идеологическо­го): классы, партии, секты, движения;

—по общности профессиональных или любительских интересов клубы;

—организованные и стихийные;

—долговременные и кратковременные;

—устойчивые и нестабильные;

—открытые и закрытые;

—развивающиеся и уже сложившиеся;

— психотренинга, психокоррекционные и психотерапевтические.

Группы исследуют по:

— степени подчиненности личности;

— типу контроля за групповой деятельностью;

— характеру распределения ролей в группе;

— характеру коммуникаций в группе.

В современных условиях образование и формирование малых групп имеет, как минимум, три источника:

1) разделение труда, производственная необходимость: бригады, участки, цеха, отделы, классы, курсы;

2) потребности человека в общении, принадлежности, помощи другим и самому себе: клубы по интересам, группы общения;

3) вынужденное сосуществование: воинские подразделения, осуж­денные к лишению свободы, детские дома, больницы, группы не крат­ковременного (более недели) отдыха и др.

К простейшим параметрам любой группы относятся: состав и структура группы; групповые ожидания, процессы, нормы и ценности, санкции и поощрения.

Каждый из этих параметров может приобретать различные значения в зависимости от типа изучаемой группы. Например, состав группы можно описать по возрастному, профессиональному, социальному и иному признаку.

Когда говорят о психологической структуре группы, первой важной ее характеристикой выступает содержание. Можно вести речь о структуре:

—социальных ролей;

—предпочтений;

—власти;

—коммуникаций;

—групповой деятельности;

—межличностных отношений.

; Второй важной характеристикой группы является положение ин-

\ дивида в группе в качестве ее члена, или его статус.

\ Третьей характеристикой группы является структура социальных

| ролей, объективно присущих членам группы.

I Ч-етвертой характеристикой группы является система групповых

| ожиданий. Дело в том, что всякий член группы не просто выполняет

I свои функции, но и обязательно оценивается другими. От каждой

fc. роли ожидается выполнение определенных функций как по их содержа-

Hj тельному набору, так и по качестзу их исполнения.

Н Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответ-

Щ ствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятель­
ность своих членов. Иногда может возникнуть рассогласование между

ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо члена, и'его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Чтобы эта система ожиданий была как-то определена, существуют групповые нормы и групповые санкции.

Групповые нормы — пятая характеристика группы. Групповые нормы — это определенные правила, которые вырабатываются группой, принимаются ею и которым должны подчиняться ее члены, чтобы существование группы, совместная деятельность была вообще возможна. Понятно, что групповые нормы вырабатываются исходя из представления о групповых ценностях и опираются на них.

Групповые санкии — шестая характеристика группы. Групповые санкции — это механизм управления поведением любого члена группы. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, а для того, чтобы обеспечить их соблюдение."

Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретитель­ные, позитивные и негативные.

Хорошо известно, что члены группы иногда отклоняются от об­щегруппового поведения, не желают «идти в ногу» с большинством. Это происходит, если:

—групповые нормы одной общности вступают в конфликт с груп­
повыми нормами другой общности, и одна из этих общностей является
для субъекта референтной;

—групповые нормы общности оказываются в конфликте с индиви­
дуальными нормами члена группы;

—группа относится терпимо (толерантно) к отклоняющемуся по­
ведению некоторых членов группы, главным образом тех из них, ко­
торые имеют большие заслуги перед группой и обладают весьма высо­
ким доверием с ее стороны.

Подробнее об этом — в теме «Психология социально-ролевого поведения личности».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 3207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.