КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические характеристики малой группы
Классификация малых групп Есть разные основания для классификации малых групп. По порядку возникновения: первичные и вторичные. Первичные: в них существуют непосредственные контакты. Вторичные: члены группы не связаны интимностью отношений. Впервые такое деление групп было предложено Ч. Кули. Практического значения эта классификация сейчас не имеет. В социальной психологии есть другая трактовка малых групп как первичных и вторичных. Первичные — ограниченные группы типа семьи, компании друзей, ближайших соседей. Для них характерна непосредственность контактов, в них происходит культуризация индивида, с очень тесными межличностными отношениями и взаимодействиями. Вторичные — большие по размеру группы, отношения в которых формализованы. По общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные). Официальные, формальные — реальные или условные социальные общности, имеющие юридически фиксированный статус; члены их в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью. Обычно такие группы порождаются официальной структурой, в них четко заданы все позиции членов, предписанные групповыми нормами, строго распределены все роли в соответствии с подчинением в структуре власти в группе. Неофициальные, неформальные — реальные социальные общности, не имеющие юридически фиксированного статуса, добровольно объединенные на основе интересов, дружбы и симпатий либо на прагматической основе. Обычно это группы общения — они возникают и складываются стихийно. Здесь ни статусы, ни роли не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Практически установлено, что в действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникаю! в рамках формальных, или когда в стихийно образовавшейся группе вдруг возникает совместная деятельность. Впервые деление групп на формальные и неформальные предложил Э. Мэйо. По непосредственности взаимосвязей: реальные (контактные) и условные. Реальные (контактные) — ограниченные в размерах коллективы людей, существующие в общем пространстве и времени и объединенные реальными отношениями. Пример: учебный класс, производственная бригада. Условные — объединенные по определенному признаку общности людей, включающие субъектов, не имеющих прямых или косвенных объективных взаимоотношений. Люди, составляющие эти общности, могут вообще ничего не знать друг о друге и при этом находиться в определенных, более или менее одинаковых, отношениях с другими членами своих групп, уже реальных. Эти общности объединяются по различным основаниям: роду деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и др. По уровню развития: низкого уровня и высокого развития. Уровень группового развития — характеристика сформированности межличностных отношений, выражающаяся в группообразовании. В зарубежной социальной психологии параметрами группообразования считаются: время существования группы, наличие отношений власти и подчинения, количество групповых коммуникаций, число взаимных выборов. В отечественной социальной психологии для характеристики уровня группового развития принимают во внимание два фактора: степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности, т.е. целями, ценностями, организацией, и социальный характер этих целей и ценностей, т.е. степень соответствия их общественно-историческому процессу — прогрессу, стагнации или регрессу. Низкого уровня развития — группы, основанные на асоциальных факторах, отсутствии общих целей и интересов, конформности или нонконформности ее членов. Среди групп низкого развития: выделяют следующие виды. Ассоциации — группы, в которых взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями. В них отсутствуют совместная деятельность, организация и управление, ценностные ориентации проявляются при групповом общении. Ассоциации могут быть просоциальными и асоциальными, в зависимости от тога, общественный или антиобщественный характер имеют ценностные ориентации группы. Корпорации — организованные группы, характерные своей замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства; на основе своих узкоиндивидуалистических интересов противопоставляют себя другим социальным общностям. Межличностные отношения опосредуются асоциальными и нередко антисоциальными ценностными ориентациями. Персонализация одних индивидов в корпорации осуществляется за счет деперсонализации других. Диффузные группы — общности, в которых нет сплоченности и ценностно - ориентационного единства, нет совмести ой деятельности, способной опосредовать межличностные отношения ее участников. В этих группах взаимоотношения опосредуются только симпатиями и антипатиями. Высокого развития — группы, основанные на социальных целях и ценностях, на общих интересах. Взаимоотношения в них опосредуются личностной значимостью и общественно ценным содержанием групповой деятельности. Примером группы высокого развития может служить коллектив. Подробнее об этом — в теме «Психология организованных социальных групп: психология производственногоколлектива». По значимости: референтные и группы членства. Референтные (эталонные) — труппы, определяемые по степени сознательности отношения к ним индивидов.Это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки ориентируется в своем поведении и самооценке. Референтная группа выполняет две важные функции. Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах. Референтная группа выступает при этом как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида. Сравнительная функция проявляется в процессах социального восприятия (социальной перцепции). Референтная группа выступает здесь как эталон, посредством которого индивид оценивает себя и других Референтные группы могут быть в представлении индивида как «положительными», так и «отрицательными». К «положительным» относятся те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которых он хотел бы стать. К «отрицательным» референтным группам относятся те, которые вызывают у индивида неприятие. У каждого индивида может быть различное число референтных групп в зависимости от видов отношений и деятельности. Возможны ситуации, когда референтные для индивида группы имеют противоположно направленные ценности, что может привести к образованию у него серьезных внутриличностных конфликтов, требующих психологического или психотерапевтического консультирования. Экспериментально было установлено, что некоторые члены малых групп разделяют нормы поведения не своих групп, а других, на которые они ориентируются, хотя своим членством в них и не представлены. Впервые деление групп на референтные и группы членства ввел Г. Хаймен. Группы членства — это группы, в которых индивид не противопоставлен самой группе, и где он соотносит себя со всеми другими членами группы, а они себя — с ним. Кроме перечисленных, можно выделить множество других социально-психологических критериев для дифференцирования малых групп, например: —естественные: семья; —подобия (психологического, экономического и идеологического): классы, партии, секты, движения; —по общности профессиональных или любительских интересов клубы; —организованные и стихийные; —долговременные и кратковременные; —устойчивые и нестабильные; —открытые и закрытые; —развивающиеся и уже сложившиеся; — психотренинга, психокоррекционные и психотерапевтические. Группы исследуют по: — степени подчиненности личности; — типу контроля за групповой деятельностью; — характеру распределения ролей в группе; — характеру коммуникаций в группе. В современных условиях образование и формирование малых групп имеет, как минимум, три источника: 1) разделение труда, производственная необходимость: бригады, участки, цеха, отделы, классы, курсы; 2) потребности человека в общении, принадлежности, помощи другим и самому себе: клубы по интересам, группы общения; 3) вынужденное сосуществование: воинские подразделения, осужденные к лишению свободы, детские дома, больницы, группы не кратковременного (более недели) отдыха и др. К простейшим параметрам любой группы относятся: состав и структура группы; групповые ожидания, процессы, нормы и ценности, санкции и поощрения. Каждый из этих параметров может приобретать различные значения в зависимости от типа изучаемой группы. Например, состав группы можно описать по возрастному, профессиональному, социальному и иному признаку. Когда говорят о психологической структуре группы, первой важной ее характеристикой выступает содержание. Можно вести речь о структуре: —социальных ролей; —предпочтений; —власти; —коммуникаций; —групповой деятельности; —межличностных отношений. ; Второй важной характеристикой группы является положение ин- \ дивида в группе в качестве ее члена, или его статус. \ Третьей характеристикой группы является структура социальных | ролей, объективно присущих членам группы. I Ч-етвертой характеристикой группы является система групповых | ожиданий. Дело в том, что всякий член группы не просто выполняет I свои функции, но и обязательно оценивается другими. От каждой fc. роли ожидается выполнение определенных функций как по их содержа- Hj тельному набору, так и по качестзу их исполнения. Н Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответ- Щ ствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятель ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо члена, и'его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Чтобы эта система ожиданий была как-то определена, существуют групповые нормы и групповые санкции. Групповые нормы — пятая характеристика группы. Групповые нормы — это определенные правила, которые вырабатываются группой, принимаются ею и которым должны подчиняться ее члены, чтобы существование группы, совместная деятельность была вообще возможна. Понятно, что групповые нормы вырабатываются исходя из представления о групповых ценностях и опираются на них. Групповые санкии — шестая характеристика группы. Групповые санкции — это механизм управления поведением любого члена группы. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, а для того, чтобы обеспечить их соблюдение." Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Хорошо известно, что члены группы иногда отклоняются от общегруппового поведения, не желают «идти в ногу» с большинством. Это происходит, если: —групповые нормы одной общности вступают в конфликт с груп —групповые нормы общности оказываются в конфликте с индиви —группа относится терпимо (толерантно) к отклоняющемуся по Подробнее об этом — в теме «Психология социально-ролевого поведения личности».
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 3207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |