КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретические подходы к исследованию малых группНа развитие теории психологии социальных групп оказало влияние множество концепций, среди которых наиболее известны следующие. Теория поля основывается на известном тезисе К. Левина о том, что поведение личности, как правило, определяется ее жизненным и социальным пространством. При разработке своей концепции К. Левин воспользовался аналогами понятий, применяемых в топологии и теории множеств. Эта теория дала импульс к разработке частных теорий групповой психологии: — теории сплоченности; — теории социальной власти; — теории соперничества-сотрудничества; — теории внутригруппового давления; — теории групповых притязаний. Интеракционистская концепция строится на том, что группа есть система взаимодействующих индивидов, функционирование которых описывается тремя понятиями: —индивидуальная активность; —взаимодействие; —отношение. В теории систем группа рассматривается как открытая система взаимосвязанных позиций и полей, как совокупность групповых «входов» и «выходов». Социометрия рассматривает группу через анализ внутригрупповых отношений. Психоаналитическая ориентация использует в описании групповых процессов идеи З. Фрейда о мотивационных и защитных механизмах личности. Общепсихологический подход заключается в представлении о человеческом поведении, в котором отражены индивидуальные процессы личности, такие как научение, когнитивная сфера, мотивация и эмоционально-волевая сфера личности, неизбежно связанные с групповыми действиями. Теория подкрепления базируется на идеях оперантного обусловливания Скиннера, в рамках которых поведение индивида в группе определяется как функция поощрения (положительное подкрепление) и санкций (отрицательное подкрепление). 3. Сущность и содержание понятия «малая группа» В отечественной и зарубежной социальной психологии даются различные определения малой группы. Одно из «синтетических» определений малой группы звучит так: «Малая группа— это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном взаимодействии и общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». Даже такое достаточно универсальное определение носит описательный характер и допускает различные толкования, в зависимости оттого, какое содержание придается включенным в него понятиям. Это различие в толкованиях характерно для исследователей интеракционистской и когнитивистской ориентации. Для первых важным моментом в определении понятия малой группы выступает именно общая совместная деятельность, и тогда малая группа рассматривается прежде всего как определенная система взаимодействия. Для вторых в этом же определении важными оказываются элементы групповой когнитивной структуры — нормы и ценности, независимо оттого, на основе ли общей деятельности или простого взаимодействия функционирует группа. Под группой понимают психологически единую социальную ячейку, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга. Важно отметить, что каждый член группы признает эту свою зависимость от других ее членов. Иногда понятие «малая группа» трактуется как: —собрание людей, включенных координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели, достижение которой приносит участникам удовлетворение; —миниатюрная социальная система, исследование которой дает —жизненное пространство личности. Существуют и другие подходы к описании:- малой группы. Указываются, в частности, такие ее критерии, как: —частота и продолжительность взаимодействия индивидов в группе; —число составляющих ее членов; —взаимсотношения и взаимовлияния членов группы; —определенность ролей, которые исполняют отдельные индивиды; —обособленность лидеров, влияющих на остальных членов группы; —общность целей, деятельности и организации; —наличие у членов группы «мы-чувства», единства группы; —сплоченность людей, степень которой зависит, с одной стороны, от силы взаимного притяжения членов группы, а с другой — от интереса, вызываемого деятельностью группы. Группа представляет собой социальный союз, наделенный особыми свойствами, характерными для поведения ее членов: — структурой и организацией: силовое измерение эффективности группы; — системой норм, регулирующих поведение членов группы, их отношение друг к другу, к другим группам: оценочное измерение того, что поддерживается, защищается, поощряется и утверждается в группе, а что рассматривается как отклонение. Существенным является вопрос о количественных характеристиках малой группы. Говоря о низших границах малой группы, можно отметить, что ни в теоретическом, нив практическом планах вопрос о том, два или три члена образуют минимальную малую группу, окончательно до сих пор не решен. В специальной литературе присутствует немало аргументированных положений в защиту как диадной, так и триадной концепции, а практически все равно приходится считаться с тем что малая группа «начинается» либо с диады, либо с триады. Не менее остро стоит вопрос и о верхнем пределе малой группы. Одно время таким пределом стремились установить число 7 +— 2, опираясь на открытие Дж. Миллером «магического числа» при исследованиях объема оперативной памяти. Однако вскоре было доказано, что применительно к функционирующей малой группе использование «магического числа» 7 +— 2 в качестве ее верхнего предела некорректно. Есть точка зрения, что максимальное число членов малой группы определяется эмпирически, важно только, чтобы группа была единицей предписанной ей совместной деятельности. Характеризуя малую группу в целом, можно сказать, что ей присущи следующие признаки. Интегративность — мера единства, слитности, общности членов группы. Противоположное качество — разобщенность, дезинтеграция. Микроклимат — психологическое самочувствие каждого индивида в группе, его удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней. Референтность — принятие членами группы общих эталонов. Лидерство — степень влияния тех или иных членов группы на группу в целом ради осуществления общих целей. Интрагрупповая активность — мера внутри групповой активности ее членов. Интергрупповая активность — степень активности группы в целом и ее членов с внешними группами. Направленность группы — социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм. Организованность — реальная способность группы к самоуправлению. Эмоциональность -— межличностные эмоциональные взаимосвязи членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы. Интеллектуальная коммуникативность — характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения. Волевая коммуникативность — способность группы противостоять трудностям и препятствиям; ее надежность в деятельности и поведении в экстремальных ситуациях. Можно выявить и множество других признаков, определяющих малую группу, например: — преимущественно прямой контакт между ее индивидами, непосредственное, личное («лицом к лицу») общение ее членов между собой; — межличностное взаимодействие и взаимовлияние; — общность цели деятельности; — переживание общих чувств; — общность внимания, интересов, мотивов, установок, норм, нравов, обычаев и привычек; — внутренняя расчлененность групповых ролей; — определенная локализация в пространстве и относительная устойчивость по времени.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |