КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методология исследования психологии больших социальных групп
4.__ 4.______ 4.______ 4.______ 3.__ 3.______ 3. ______ 3.______ 2.__ 2.______ 2. ______ 2.______ 1.___ 1._________ 1. ______ 1._______ 5.___ 5.__________ 5. _______ 5._______ 6.___ 6._______ 6. _______ 6._______ 7.___ 7._______ " 7. _______ 7._______ • Расшифровка потребностей Для мужа: 1. Гарантированное внимание: подпитка чувства мужской значи 2. Секс: удовлетворение. 3. «Тихая гавань»: возможность расслабиться, похучить поддержку, 4. Комфортные бытовые условия: чтобы было чисто, уютно, сыт 5. Внешняя привлекательность жены: ею можно гордиться на лю 6. Общие-интересы: хобби, отдых, выезды, развлечение, спорт, 7. Открытое общение: искренность, потребность знать жену лучше, Для жены: 1. Гарантированное внимание: интерес к ней, разговоры с нею, 2. Интимность: достаточное количество телесного контакта, 3. Надежность: опора, защищенность, поддержка, в том числе, 4. Муж как семьянин: внимание к дому, детям, живет интересами 5. Внешний статус мужа: им можно гордиться, он авторитетен, 6. Общие интересы: совместная деятельность, хождение по гостям, 7. Открытое общение: искренность, потребность знать мужа лучше, тЕМА 18 БОЛЬШАЯ ГРУППА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН /. Методология исследования психологии больших социальных групп 2. Особенности психологии классов. 3. Психологические особенности этнических групп. Ключевые понятия темы: большая группа, психология классов, структура общественной психологии киассов, классовые потребности, классовые интересы, классовые чувства, классовый характер, структура психологии этнической группы. Литература: 1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1997, "' 2. Кон И. Национальный характер. Миф или реальность? //Иностранная литература. — 1970. — N° 3. 3. Социальная психология классов. — М., 1985. Все содержательные элементы общественной психологик возникают на основе исторического опыта прежде всего больших групп, опыта, обобщенного культурными и идеологическими системами. В широком смысле структура общественной психологии включает в себя различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека. Можно выделить две части общественной психологии: — динамические ее элементы. Это эмоциональная сфера: в нее — более устойчи вые образования. Это психический склад: к нему Социально-психологический анализ больших групп может рассматриваться как подход к познанию психики индивида. Есть ряд принципиальных методологических вопросов, касающихся анализа больших социальных общностей. К ним можно отнести следующие:- — какие группы обладают признаком «большие»; - какова структура психологии больших групп; - каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в - какими методами можно пользоваться при изучении психологии Наиболее сложный вопрос — вопрос о количественном определении понятия «большая группа». Чисто количественного определения этого понятия не существует, есть только эмпирическое представление о больших группах: - большая группа — это случайно, стихийно возникшая, доста — социальная группа, сложившаяся в шде исторического разви - большая группа — это количгственно не ограниченная условная — большая группа — это значительная по количеству, сложно Для больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, значимые с точки зрения социально-психологического анализа и этличсчющие их от малых групп. В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. Это — нравы, обычаи и традиции. Впрочем, подобное утверждение достаточно спорно — семья, этот типичный представитель малой группы, сколько угодно может быть вместилищем и нравов, и обычаев, и традиций. Чего стоит, например, наше семейное: «Нас так воспитывали!» в поддержку где культурных, а где и диких традиций и обычаев воспитания. Единство особенностей жизненной позиции той или иной большой группы со специфическими моделями поведения образуют образ жизни такой группы. В социально-психологическом плане образ жизни больших-социальных групп представляет собой особые формы общения, особый тип социальных контактов между членами такой общности. В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности и потребности, наличие специфического языка (в том числе его превращенной формы в виде жаргона), свойственного профессиональной либо какой-то иной группе. Общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолютизировать. Каждый тип этих групп обладает своеобразием. Сходные условия существования определенной группы влияют на сознание ее представителей двумя путями: - через личный жизненный опыт каждого члена группы, опреде — через общение, большая часть которого происходит в опреде группы. Каким образом психологические характеристики большой группы соотносятся с сознанием каждой отдельной личности, в большую группу входящей? В самом общем виде ответ на этот вопрос выглядит так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам. Понятно, что эти характеристики отнюдь не представляют собой сумму черт, свойственных каждой личности Психология группы есть то общее, что присуще в определенной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования. Это типичное не есть «одинаковое») для всех, но именно общее. * Социальный тип личности обычно мыслится как тип лнчносги представителя определенной социально-психологической группы-класса, например, или профессии, или социально-демографической группы. Фиксация этого типического — весьма сложная задача. Тем не менее, наличие общих черт в психологии представителей определенной социальной группы отрицать невозможно. Это общее существует объективно и проявляется в реальном поведении и деятельности групп. Богатство методик изучения различных социально-психологических процессов в малых группах отчетливо контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования групп больших. Это порождает предположение о том, что психология больших групп не поддается научному анализу. Даже отсутствие традиции в подобного рода исследованиях как оы подтверждает справедливость такого предположения. У социальных психологов нет и тени сомнения в том, что без психологии больших групп сама наука остается неполной, чго социально-психологический анализ больших социальных трупп -«ключ» к псзнанию психики индивида. Тем не менее, реальность такова, что психология больших групп — наименее разработанная тема как на общетеоретическом, так и на операциональном уровнях исследования.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |