Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология исследования психологии больших социальных групп




4.__ 4.______ 4.______ 4.______

3.__ 3.______ 3. ______ 3.______

2.__ 2.______ 2. ______ 2.______

1.___ 1._________ 1. ______ 1._______

5.___ 5.__________ 5. _______ 5._______

6.___ 6._______ 6. _______ 6._______

7.___ 7._______ " 7. _______ 7._______

• Расшифровка потребностей

Для мужа:

1. Гарантированное внимание: подпитка чувства мужской значи­
мости, чтобы им гордились и восхищались, хвалили и слушали его,
интересовались его потребностями.

2. Секс: удовлетворение.

3. «Тихая гавань»: возможность расслабиться, похучить поддержку,
побыть не сильным, отдохнуть, ничего не делать, чтобы его принимали
любым.

4. Комфортные бытовые условия: чтобы было чисто, уютно, сыт­
но, приятно, постирано-поглажено.

5. Внешняя привлекательность жены: ею можно гордиться на лю­
дях и наслаждаться дома.

6. Общие-интересы: хобби, отдых, выезды, развлечение, спорт,
работа.

7. Открытое общение: искренность, потребность знать жену лучше,
чем ее знают другие, то, чем она живет, что ее волнует, чего она
хочет.

Для жены:

1. Гарантированное внимание: интерес к ней, разговоры с нею,
уделение ей времени, внимание к ее интересам, переживаниям, комп­
лименты ей.

2. Интимность: достаточное количество телесного контакта,
нежность, ласка, одобрение, душевная близость, подчеркивание ее
уникальности, секс как продолжение интимных отношений.

3. Надежность: опора, защищенность, поддержка, в том числе,
финансовая, стабильность, чувство локтя.

4. Муж как семьянин: внимание к дому, детям, живет интересами
семьи, поддерживает семейные традиции, семья на первом месте как
ценность.

5. Внешний статус мужа: им можно гордиться, он авторитетен,
пользуется уважением и популярностью в деловых и приятельских
кругах.

6. Общие интересы: совместная деятельность, хождение по гостям,
магазинам, совместный отдых.

7. Открытое общение: искренность, потребность знать мужа лучше,
чем его знают другие, то, чем он живет, что его волнует, чего он
хочет.

тЕМА 18

БОЛЬШАЯ ГРУППА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

/. Методология исследования психологии больших социальных групп

2. Особенности психологии классов.

3. Психологические особенности этнических групп.

Ключевые понятия темы:

большая группа, психология классов, структура общественной психо­логии киассов, классовые потребности, классовые интересы, классо­вые чувства, классовый характер, структура психологии этнической группы.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1997, "' 2. Кон И. Национальный характер. Миф или реальность? //Иност­ранная литература. — 1970. — N° 3.

3. Социальная психология классов. — М., 1985.

Все содержательные элементы общественной психологик возникают на основе исторического опыта прежде всего больших групп, опыта, обобщенного культурными и идеологическими системами.

В широком смысле структура общественной психологии включает в себя различные психические свойства, психические процессы и

психические состояния, подобно тому, как этими же элементами обладает психика отдельного человека.

Можно выделить две части общественной психологии:

— динамические ее элементы. Это эмоциональная сфера: в нее
входят потребности, интересы, настроения — все то, что обычно и
называют «настроением умов и чувств»;

— более устойчи вые образования. Это психический склад: к нему
можно отнести социальными национальный характер, нравы, натшки,
привычки, обычаи, традиции, вкусы и т.п.

Социально-психологический анализ больших групп может рас­сматриваться как подход к познанию психики индивида.

Есть ряд принципиальных методологических вопросов, касающих­ся анализа больших социальных общностей. К ним можно отнести следующие:-

— какие группы обладают признаком «большие»;

- какова структура психологии больших групп;

- каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в
группу, с элементами этой групповой психологии;

- какими методами можно пользоваться при изучении психологии
больших групп.

Наиболее сложный вопрос — вопрос о количественном определе­нии понятия «большая группа». Чисто количественного определения этого понятия не существует, есть только эмпирическое представление о больших группах:

- большая группа — это случайно, стихийно возникшая, доста­
точно кратковременно существующая общность (толпа, публика, ауди­
тория);

— социальная группа, сложившаяся в шде исторического разви­
тия общества, занимающая определенное место в системе обществен­
ных отношений конкретного типа общества, устойчивая в своем дол­
говременном существовании (класс, нация, народность, демографи­
ческая группа);

- большая группа — это количгственно не ограниченная условная
общность людей, выделяемая на основе определенных социальных
признаков, таких как классовая принадлежность, пол, возраст, на­
циональность и др.;

— большая группа — это значительная по количеству, сложно
организованная общность людей, вовлеченных в некоторую обществен­
ную деятельность (например, коллектив предприятия или учреждения).

Для больших социальных групп характерны некоторые общие признаки, значимые с точки зрения социально-психологического ана­лиза и этличсчющие их от малых групп.

В больших группах существуют специфические регуляторы соци­ального поведения, которых нет в малых группах. Это — нравы, обы­чаи и традиции. Впрочем, подобное утверждение достаточно спорно — семья, этот типичный представитель малой группы, сколько угодно может быть вместилищем и нравов, и обычаев, и традиций. Чего стоит, например, наше семейное: «Нас так воспитывали!» в под­держку где культурных, а где и диких традиций и обычаев воспита­ния.

Единство особенностей жизненной позиции той или иной большой группы со специфическими моделями поведения образуют образ жизни

такой группы.

В социально-психологическом плане образ жизни больших-соци­альных групп представляет собой особые формы общения, особый тип социальных контактов между членами такой общности. В рамках опре­деленного образа жизни приобретают особое значение интересы, цен­ности и потребности, наличие специфического языка (в том числе его превращенной формы в виде жаргона), свойственного профессиональной либо какой-то иной группе.

Общие черты, свойственные большим группам, нельзя абсолюти­зировать. Каждый тип этих групп обладает своеобразием. Сходные условия существования определенной группы влияют на сознание ее представителей двумя путями:

- через личный жизненный опыт каждого члена группы, опреде­
ляемый социально-экономическими условиями жизни всей группы;

— через общение, большая часть которого происходит в опреде­
ленной социальной сфере с четко выраженными чертами данной

группы.

Каким образом психологические характеристики большой группы соотносятся с сознанием каждой отдельной личности, в большую группу входящей? В самом общем виде ответ на этот вопрос выглядит так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам. Понятно, что эти характеристики отнюдь не представляют собой сумму черт, свойственных каждой личности

Психология группы есть то общее, что присуще в определенной мере всем представителям данной группы, т.е. типичное для них, порожденное общими условиями существования. Это типичное не есть «одинаковое») для всех, но именно общее.

* Социальный тип личности обычно мыслится как тип лнчносги представителя определенной социально-психологической группы-класса, например, или профессии, или социально-демографической группы. Фиксация этого типического — весьма сложная задача. Тем не менее, наличие общих черт в психологии представителей определен­ной социальной группы отрицать невозможно. Это общее существует объективно и проявляется в реальном поведении и деятельности групп.

Богатство методик изучения различных социально-психологичес­ких процессов в малых группах отчетливо контрастирует с отсутствием подобных методик для исследования групп больших. Это порождает предположение о том, что психология больших групп не поддается научному анализу. Даже отсутствие традиции в подобного рода исследованиях как оы подтверждает справедливость такого предполо­жения.

У социальных психологов нет и тени сомнения в том, что без психологии больших групп сама наука остается неполной, чго социально-психологический анализ больших социальных трупп -«ключ» к псзнанию психики индивида. Тем не менее, реальность такова, что психология больших групп — наименее разработанная тема как на общетеоретическом, так и на операциональном уровнях исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.