Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие толпы. Механизм ее формирования и состав




ПСИХОЛОГИЯ СТИХИЙНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП: ПСИХОЛОГИЯ ТОЛПЫ

ТЕМА 20

/. Понятие толпы. Механизм ее формирования и состав.

2. Классификация толпы.

3. Психологические свойства толпы.

4. Психологические особенности индивида в толпе.

5. Поведение толпы.

6. Лидер в толпе и механизмы у правленая толпой.

7. Коммуникации в толпе.

Ключевые понятия темы:

толпа, механизм формирования толпы, состав толпы, поведение толпы, классификация толпь^ психологические свойства толпы, психологические особенности индивида е толпе- поведение толпы, лидер в толпе, механизмы управления толпой, коммуникации в толпе.

Литература:

1. Американская социологическая мысль. — М., 1994.

2. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1996.

3. Митрохин С. Трактат о толпе // Век XX и мир. - 19S'O. -
№11.

4. Московичи С. Век толп. — М., 1996.

5. Преступная толпа. — М., 1998.

6. Психология господства и подчинения: Хрестоматия. — Минск,
1998.

7. Психология масс: Хрестоматия. — Самара, 1998.

8. Психология толп. — М., 1998.

9. Руткевич A.M. Человек и толпа // Диалог. — 1990. - № 12.

10. Фрейд 3. «Я» и «Оно». — Тбилиси, 1991.

Социальная жизнь людей отливается в великое множество самых разнообразных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Другие серьезно отличаются оттого, что принято считать повседневной нормой. Существуют формы поведения сугубо индивидуализи­рованные, целиком или в значительной степгни зависящие от воли, желаний или нужд личности. Но есть и такие, в которых проявления

воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезно ограниченными прямым или опосредованным влиянием других людей.

Люди и отдельный человек даже не испытывая на себе психического дазления со стороны других, а только воспринимая поведение этих других, заражаются их поведением, подчиняются и следуют ему. Разумеется, возможно и неподчинение, но индивид, как правило, рационально объясняет его самому себе. Без этого разъяснения " «неподчинение» неизбежно вызь::вает внутреннее беспокойство у индивида, нередко дополняемое работой воображения относительно возможно низкой оценки своей личности другими.

Представление о толпе обычно рождается из личного опыта лю­дей, Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее позедение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любо­пытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсужда­ющей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестрой­ное, неорганизованное скопление, или толпу.

Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осоз­наваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоцио­нального состояния и общим объектом внимания.

Термин «толпа» вошел в социальную психологию в пер иод м ощного революционного подъема масс в конце XIX—начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.

Весьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые ж разные стороны, а затем падающие на землю».

При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.

Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведения часто становится:

— публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;

—контактная, внешне неорганизованная общность, действующая
крайне эмоционально и единодушно;

—совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморф­
ную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов
между собой, но связанных каким-либо общим более или менее
постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения,
массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или
лжепатриэтический угар.

В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбужде­ния возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляю­щими событиями, затрагивающие главные ценности людей в гаде, например, их борьбы за свои интересы и права. Таковыми были многочисленные «медные» или «соляные» бунты городской и крестьянской голытьбы в русском средневековье или бунтарские выступления английских «лудистов*, выразившиеся в уничтожении машин, лишенные ясного идеологического контекста и четко осознаваемых целей совершаемых действий.

Основные механизмы формирования толпы и развития ее специфи­ческих качеств — циркулярная реакция (нарастающее взаимснаправ-ленное эмоциональное заражение), а также слу^и.

Определены даже основные этапы формирования толпы.

Образование ядра толпы. Возникновение толпы редко выкодит за пределы причинно-следственных связей социальных явлений, осозна­ние которых далеко не всегда стихийно. Несмотря на то, что одним из существенных признаков толпы является случайный состав образующих ее людей, нередко фориирование толпы начинается с некоего ядра, в качестве которого выступают зачинщики.

Первоначальное ядро толпы может сложиться под влиянием рационалистических соображений и ставить перед собой вполне определенные цели. Но в дальнейшем ядро обрастает лавинообразно и стихийно. Толпа увеличивается, вбирая в себя людей, которые, казалось бы, ничего общего друг с другом до этого не имели

Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо проис­шествия, которое привлекает внимание людей и рождает в них ин­терес (точнее, в самом начале — любопытство). Будучи взволнован­ным этим событием, индивид, присоединившийся к уже собрав­шимся, готов утратить некоторую часть своего обычного самообладания и получать возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся

проязлять схожие эмоции и удовлетворять новые эмоциональные потребности через психическое взаимодействие..

Циркулярная реакция составляет первый этап формирования и функционирования толпы.

Процесс кружеиш. Второй этап начинается одновременно с процессом кружения, в ходе которого чувства еще больше обостряются и возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее кружение на основе продолжающейся циркулярной реакции нарастает. Нарастает и возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немедленным действиям.

Появление нового общего объекта внимания. Процесс кружения подготавливает с»бой третий этап формирования толпы. Этот этап — появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей:. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектам внимания становится образ, создаваемый в процессе круж-ения в разговорах участников толпы. Этот образ — результат творчества самих участников. Он разделяется всеми, дает индивидам общую ориентацию и выступает в качестве объекта совместного поведения. Возникновение такого воображаемого объекта становится фактором, сплачивающим толпу в единое целое.

Активизация индивидов через возбуждение. Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов допол­нительным стимулированим через возбуждение импульсов, соответ­ствующих воображаемому объекту. Такое (на основе внушения) стиму­лирование происходит чаще всего как результат руководства лидера. Оно побуждает индивидов, составляющих толпу, приступить к конк­ретным, часто агрессивным, действиям.

Среди собравшихся обычно выделяются зачинщики, которые и развертывают активную деятельность в толпе и исподволь направляют ее поведение. Это могут быть политически и психически незрелые и экстремистски настроенные личности.

Таким образом, четко определяется состав толпы.

Ядра толпы, или зачинщики. — субъекты, задача которых сформкровать толпу и использовать ее разрушительную энергию в поставленных целях.

Участники толпы — субъекты, примкнувшие к ней вследствие идентификации своих ценностных ориентации с направлением действий толпы. Они не зачинщики, но оказываются в сфере влияния

трлпы и активно участвуют в ее действиях. Особую опасность представляют агрессивные личности, которые примыкают к толпе иск­лючительно из-за появившейся возможности дать разрядку своим нев­ротическим, нередко садистским, наклонностям.

В среду участников толпы попадают и добросовестно заблуждаю­щиеся. Эти субъекты присоединяются ктолпе из-за ошибочного восп­риятия обстановки, они движимы, например, ложно понятым принципом справедливости.

К толпе примыкают обыватели. Они не проявляют большой актив­ности. Их привлекает эксцесс в качестве волнующего зрелища, кото­рое разнообразит их скучное, унылое существование.

В толпе находят себе место повышенно внушаемые люди, которые поддаются общему заражающему настроению. Они без сопротивления отдаются во_ власть стихийных явлений.

Участниками толпы оказываются и просто любопытные, наблюдаю­щие со стороны. Они не вмешиваются в ход событий, однако их при­сутствие увеличивает массовость и усиливает влияние стихии толпы на поведение ее участников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.