Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пирамида развития менеджерских навыков 9 страница




Проходили дни, а в прекрасно отделанном помещении, начиненном сверхсовременным оборудованием, с вышколенными сотрудниками, большинство из которых имели высшее образование, отлично знали как минимум один иностранный язык, появлялось в лучшем случае несколько случайно забредших прохожих. В периодических изданиях уже появилась вся необходимая информация о фирме, уже был дан не один, казалось бы прицельный "рекламный залп" в соответствующих газетах и на телевидении, но эффект от всего этого был практически незаметен.

Отчаявшиеся сотрудники уже стали поговаривать, что хозяева компании промахнулись с самой идеей бизнеса, подобные услуги мало кому нужны в городе, где каждая приличная фирма предпочитает сама обзаводиться всем для себя необходимым. Однако времени для разговоров у них стало оставаться все меньше и меньше, потому что как раз в это время их загрузили работой, не имевшей, казалось бы, никакого отношения к изначально планировавшейся.

Руководители стали внимательно читать газеты и посылать персонал своей фирмы на все выставки и презентации, проводившиеся в это время в городе. Они несколько раз - то-то была буря возмущения! - организовали парадное прохождение сотрудников, в фирменной одежде, с фирменными плакатами и эмблемами, по улицам квартала, где разместилась компания. И, наконец, что более всего выводило из себя сверхквалифицированных сотрудников со многими высшими образованиями, руководители компании обязали ежедневно половину работающей смены брать в руки "флайерсы", рекламные листовки с описанием услуг компании, выходить с ними на улицы, ловить прохожих за фалды, ласково с ними разговаривать - и приглашать заходить в их фирму. Это нужно было делать не только на улицах, но и на вокзалах, в кафе, во всех тех местах, где хотя бы с самой малой долей вероятности мог появиться потенциальный клиент фирмы
.
Это было тяжелым испытанием для персонала. Многие из сотрудников, гордо заявив: "Я не для того сюда пришел, чтобы по вокзалам шататься", - хлопнули дверью и ушли искать другое рабочее место. Но всего через месяц после того, как начались эти, во многом бессмысленные на первый взгляд, проявления активности, к стойкам, за которыми сидели оставшиеся сотрудники, выстроилась очередь. Причем большинство клиентов обнаружилось именно среди тех людей, которые просто проходили по улицам и по пути получили листовку. Уже потом, став постоянными посетителями фирмы, многие из них вспоминали об этом сами.

Таким образом, даже предварительный взгляд на природу активности в бизнесе показывает, что речь здесь идет не о простой моторной активности человека, из чего могло бы следовать, что люди с соответствующими врожденными психофизиологическими предпосылками априори имеют больше шансов на достижение успеха в предпринимательстве. Хотя внешне активность предпринимателя, бизнесмена вполне может выглядеть хаотическим нагромождением не слишком логически связанных действий, тем не менее, по сути своей она достаточно осмысленна. Ее смысл сочетает в себе, с одной стороны, следование природе самого бизнеса с его "броуновским движением" привходящих факторов и обстоятельств, с другой - следование мотивации самого человека, тем целям, которые он ставит перед собой.

Активность и мотивация человека бизнеса

Тот факт, что активность человека находится в прямой зависимости от мотивации, уже давно не требует специальных обоснований в психологии. Потребности, мотивы и интересы - это именно то, что дает реальную энергетику нашим действиям, проявляется в зримой активности, упорстве и настойчивости, помогает концентрировать внимание, искать решения и достигать целей.

Среди многочисленных психологических исследований проблем мотивации с деятельностью в бизнесе чаще всего связывают работы, посвященные понятиям уровня притязаний и мотивации достижения. Хотя оба этих понятия разрабатывались в "общечеловеческом" контексте, для деятельности в бизнесе они важны прежде всего тем, что тесным образом связаны с вопросом: каким образом человек может быть ориентирован на достижение успеха в жизни и деятельности? Напомним основные постулаты этих теорий.

Мотивация достижений - это, собственно говоря, и есть стремление человека добиваться успеха в жизни, вырастающее из базовых потребностей в признании, уважении и социальной значимости. Сложная по своему происхождению, тщательно исследованному в работах автора этого понятия Д.С. Мак-Клелланда, мотивация достижения не менее сложна и по своему внутреннему составу. Как пишут в этой связи Д. Мак-Дэвид и Г. Хэрари: "Высокое стремление к персональному успеху может быть составным продуктом, состоящим из тревожности и страха неудачи, стремления к знаниям и компетентности, желания создать собственное окружение в жизни по своему вкусу, желания обладать социальной властью над другими, конкурентного стремления превзойти в деле других и т.п." (137, с.60). Образ человека, отличающегося высокой мотивацией достижений, в обыденном сознании устойчиво ассоциируется с авторитетностью, компетентностью, агрессивностью и доминантностью. Исследования, проведенные в самых разных национальных культурах, как правило, подтверждают наличие связи выраженной мотивации к достижению с достижением успеха в предпринимательских начинаниях, причем результаты, получаемые людьми с высокими уровнями мотивации такого рода часто оказываются более устойчивыми во времени (см. напр. 148).

Уровень притязаний - это, образно говоря, "высота планки" тех целей и достижений, которых намеревается достичь человек. "Я должен быть отличником" или даже: "Я должен быть лучшим среди отличников", или же: "А мне и в троечниках неплохо" - такими могут быть варианты уровней притязаний уже в школьной жизни. "Хочу стать генералом" или: "Буду работать, как все, на заводе" - это варианты уровней притязаний относительно более глобальных жизненных целей.

Важное обстоятельство, на которое указывают многочисленные работы, посвященные разработке этих двух психологических понятий, - наличие драматических перипетий, постоянно возникающих в результате столкновения двух составляющих мотивации достижения: стремлений и желаний человека, с одной стороны, и реальных свидетельств успехов и неудач конкретных действий человека - с другой. Полководцами хотели стать многие, но выигрывать бои удавалось далеко не всем, также как не всем нам удавалось по жизни всегда быть отличниками, победителями в спортивных состязаниях или конкурсах, донжуанами или лоллобриджидами, успешными воспитателями своих детей или бизнесменами. Мы обречены в жизни не только на успехи, но и на неудачи, и в зависимости от того, как мы реагируем на них, складываются характерные особенности и нашей мотивации достижения, и нашего уровня притязаний.

Особенность человеческой природы заключается в том, что на стыке между нашими притязаниями и суровыми требованиями действительности находится некий посредник - самооценка человека, вооруженная мощным психологическим инструментарием. Это - приписывание причинности событий (детально описанные в теориях каузальной атрибуции и локуса контроля), изощренные способы разрешения когнитивных диссонансов и т.п. Призвание самооценки - контролировать и разрешать несоответствия, возникающие между желаниями человека и его "образом Я", с одной стороны, и "обратными связями" от окружающей действительности - с другой. И делать она это может очень по-разному - либо усиливая мотивацию достижения ("Я не пробежал эту дистанцию первым, но я все равно хочу быть чемпионом - значит, мне надо больше тренироваться"), либо - снижая, вовсе подавляя или трансформируя ее ("Ну не получается в беге. Так, может быть, мне и не надо быть великим спортсменом. Зато я буду самым умным и великим ученым..."), либо - опротестовывая саму реальность ("Просто в этот раз у меня жали кроссовки и судили неправильно..."), либо - разрушая саму себя и занимаясь "самоедством" ("Я - жалкая, ничтожная личность...").

В результате подобных действий самооценки у человека, наряду с мотивацией достижений, повышающей его реальную активность в направлении достижения цели, может сложиться и совершенно обратный вариант мотивации - детально описанный Аткинсоном мотив избегания неудачи как тормозящая сила. Именно его проявление мы наблюдали, например, в приведенной выше ситуации с группой безработных. Классические следствия интенсивного развития такого мотива - это варианты "избегания реальности" и уклонение от решения любых практических задач, в которых человек не видит гарантии успешного достижения результата, а в самых крайних случаях - "бегство от реальности" с помощью алкоголя, наркотиков, психосоматических заболеваний и т.п.

По счастью, природа создала человека таким образом, что в норме он демонстрирует определенный запас прочности по отношению к этим последним реакциям. Как показали исследования Шнайдера и других авторов (см. 92, т.2, с.243), в различных экспериментах, сравнивавших объективную вероятность наступления каких-либо событий и субъективную оценку человеком вероятности успеха действий в этих же условиях, эта субъективная вероятность имела устойчивую тенденцию к постоянному завышению - кроме наиболее трудной части шкалы вероятности успеха. Из чего следует, что в массе своей люди все же - оптимисты, предпочитающие перестраховывать свою самооценку лишь в наиболее трудных ситуациях. Кстати, этот результат замечательно иллюстрирует и одну из особенностей жизненного пути многих известных нам предпринимателей. Многие из них и в мыслях не представляли себя в бизнесе, внутренне полагая, что эта дотоле неизвестная им деятельность относится к той самой части шкалы, где вероятность достижения успеха минимальна. Лишь убедившись более или менее случайным образом, что совершить успешную сделку не так сложно, как это представлялось со стороны, они с помощью своего первого случайного успеха получали заряд оптимизма, достаточный для того, чтобы начать всерьез заниматься своим делом.

Сильно упрощая ситуацию применительно к проблеме активности в бизнесе, можно резюмировать суть рассмотренных идей в виде достаточно простой формулы:

Активность = (Мотивация достижения)/(Избегание неудач)


Иначе говоря, активность будет тем выше, чем сильнее развито у человека стремление к достижению поставленной цели и чем ниже вероятность того, что его самооценка будет реагировать на текущие события по принципу избегания неудач.

Теоретические исследования Мак-Клелланда и других авторов создают хорошую основу для понимания многих процессов, происходящих в бизнесе, а также и для понимания сути множества работ, посвященных бизнесу.

В контексте этой формулы может быть понятен, например, тот эффект, который в мире бизнеса в свое время произвела популярная работа Наполеона Хилла "Думай и богатей", изданная впервые в 1937 г. и выдержавшая с тех пор 42 издания только в США (см.94). Еще до появления работ Мак-Клелланда и его коллег Хилл на основе своего опыта работы в бизнесе сформулировал практически ту же идею: основа успеха бизнесмена - это концентрация желания и энергии на достижении цели и преодоление всех и всяческих разновидностей страха, живущего в человеке. "Воистину, нет ничего, чего не смогли бы преодолеть вера, соединенная со страстью!" - так завершает Хилл рассказ о, пожалуй, самом трудном случае в своей жизни, историю о том, как он смог помочь своему практически глухонемому от рождения сыну стать не просто нормально функционирующим человеком, но и успешным бизнесменом. Характерно, что, говоря о "шагах к успеху", Хилл, по сути, описывает самые разнообразные виды мотивов и энергий, которые могут быть задействованы в этой работе. Среди них - отчетливое желание, вера в себя, подкрепляемая при необходимости самовнушением, энергия фантазии и воображения, сила планирования и интеллекта, доверие к интуиции и так далее, вплоть до сексуальной энергетики в различных ее проявлениях - от сексуальной привлекательности до сублимации и простого умения любить свое дело, своих клиентов, своих партнеров и конкурентов.

Незатейливая по форме, но глубокая по содержанию работа Хилла породила, как это обычно бывает, множество книг-подражаний, большая часть из которых непременно имеет подзаголовок типа "Простой способ добиться успеха в бизнесе", "Верный путь к успеху в бизнесе" и пр. Характерное содержательное отличие подобных пособий состоит в том, что в них, как правило, обнаруживается достаточно поверхностное знакомство авторов с бизнесом, практически отсутствует материал для размышлений, зато усилена "рецептурная часть", где с надлежащим апломбом подается "абсолютно надежный и проверенный метод" достижения успеха, на поверку оказывающийся очередной разновидностью техник аутогенной тренировки, методом "творческого решения задач", упражнениями нейролингвистического программирования и им подобными.

Приведем характерный в этом отношении пример - оглавление одной из книг с подобным подзаголовком.
"Преодолевайте стрессы и расслабляйтесь"

"Увеличивайте вашу энергию и преодолевайте утомление"
"Чувствуйте себя увереннее и имейте высокое чувство собственного достоинства"
"Ставьте себе цели и достигайте их"
"Совершенствуйте ваше мастерство и творческую энергию" "Создайте индивидуальность и желаемый имидж"
"Поймите других людей, и вы сможете улучшить ваши взаимоотношения и быть более убедительным при побуждении других людей к действию"
"Решайте проблемы и пробуйте решения"

"Улучшайте ваше здоровье и избавьтесь от вредных привычек" (см.78).


И за всем этим обилием полезных советов - простейшая техника самовнушения под громким названием "техника силы ума" и философия, лучше всего парафразируемая известной народной пословицей - "Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким (в данном контексте - "богатеньким") умрет". Впрочем, все советы, приведенные в оглавлении, действительно правильны и хороши, и - кто знает? - может быть для кого-то реально полезны.

Однако практикующим психологам лучше, чем кому бы то ни было известно, как велика дистанция между самым верным советом или благим пожеланием и реальным превращением его в мотив, побудительную силу действия. Пожалуй, лишь весьма незначительная часть людей, испытывающих в жизни те или иные проблемы, не понимает головой, как нужно было бы правильно действовать чтобы решить их. Но трудность ситуации обычно в том и состоит, что, понимая головой, что именно нужно делать, люди не могут собрать в себе силы и энергию для того, чтобы действовать в этом направлении. И это - истинная проблема мотивации.

Попробуем в связи с этим увидеть, что происходит с мотивами и активностью бизнесмена в его текущей деятельности, какие реальные сложности возникают в его повседневной практике, каким именно образом концентрируется и рассеивается его энергия действия.

Обратим, прежде всего, внимание на следующее обстоятельство. Опираясь на данные исследований, свидетельствующих, что у большой части успешных бизнесменов действительно отмечается развитая мотивация достижения, многие авторы однозначно считают ее необходимой исходной предпосылкой достижения успеха в бизнесе. Наш опыт, однако, заставляет нас относиться к этому вопросу гораздо осторожнее и утверждать, что такая мотивация может стать результатом, который формируется на пути достижения успеха; более того, эта мотивация не есть нечто стабильное, постоянное по своему уровню и качеству, она представляет собой достаточно динамичное образование, способное изменяться по интенсивности, содержанию и наполнению от очень высоких уровней до почти полного падения, переходя едва ли не в депрессию и вновь стремясь к возрождению и новым возможным падениям.

Для понимания этой динамики важно вспомнить классическую формулировку теории деятельности А.Н. Леонтьева, утверждавшего, что мотив, с одной стороны, связан с потребностью человека, придающей мотиву свою энергетику, с другой же - он связывается с предметом потребности, превращаясь таким образом в цель. Мотив может быть "опредмечен" в разных целях. Чувство голода можно удовлетворить, съев кусок хлеба со стола или заказав роскошный ужин в ресторане. Жажду славы и признания можно удовлетворить, став публичным политиком, бизнесменом или героем-любовником. В зависимости от того, насколько точно избранный в качестве цели предмет соответствует реальной внутренней потребности, способен удовлетворить ее, будет соответственно высока или низка энергия действий в направлении этой цели. И если анализ самих потребностей, которые обычно не так-то легко осознаются - это задача самых глубинных направлений психологии, от психоанализа до экзистенциальной психологии, то, что происходит с целями, лежит на более поверхностном и, соответственно, наблюдаемом практически невооруженным глазом уровне. Поэтому следующий наш шаг будет сделан именно в этом направлении - к анализу процессов постановки целей в бизнесе.

Целеполагание и активность в бизнесе.

Использование понятия "мотивация достижения" применительно к объяснению активности человека бизнеса "в лоб" заставляет предположить, что чем больше исходная сила мотива "хочу стать успешным бизнесменом", тем больше вероятность успешного достижения цели. Однако в практике бизнеса далеко не все участники этой игры изначально задаются подобной целью.

Действительно, вспомним хотя бы несколько историй о начальных этапах вхождения предпринимателей в бизнес, приведенных в предыдущей главе. Из этих историй явственно следует, что часть людей попала в бизнес просто случайно, часть - под давлением обстоятельств, но мало кто из этих людей исходно строил наполеоновские планы о том, каким великим должно стать его дело. Реальным источником активности для множества людей в подобных ситуациях выступал не столько "образ желаемого будущего", сколько, например, отчаяние или безнадежность перспектив в сложившейся жизненной ситуации.

Эта ситуация, по-видимому, особенно характерна для сегодняшнего российского бизнеса, и тому есть свои причины. Одна из них, самая очевидная, неоднократно отмечалась различными авторами. Состоит она в том, что мысленно сказать себе фразу "Я хочу быть бизнесменом", - многим мешает негативный образ бизнеса и бизнесмена, культивировавшийся в социуме в течение многих десятилетий. Причем это относится не только к советской эпохе. Ведь конкретизировать цель всегда проще, если существуют позитивные примеры, образцы для подражания, некие "идеальные другие", на которых нам хотелось бы быть похожими. Военный легко может сказать себе: "Я хочу быть в своем деле не меньше, чем Наполеоном", или - Клаузевицем, или - графом Суворовым, или - маршалом Жуковым. Короче, у него есть достаточно большое количество позитивных образов, образцов поведения, с помощью которых он может конкретизировать свою цель, построить свой собственный, подходящий к его личностным свойствам "образ желаемого будущего".

В традициях российской истории бизнесмену сегодня выбирать особенно не из чего. Наиболее известные и популярные образцы предпринимательства, такие как господин Чичиков из "Мертвых душ" Гоголя или господин Бендер из "12 стульев" Ильфа и Петрова, при всей симпатии к ним, оставляют достаточно сомнительное впечатление относительно способов и результатов их действий, а многочисленные представители торгового сословия в пьесах Островского, от Дикого до Кабанихи, равно как и мелкие ремесленники и фабриканты в изображении пролетарского писателя М. Горького производят и вовсе ужасающее впечатление.

В результате, как отмечает В.Г. Рябков, опираясь на данные соответствующих социологических исследований, "...большинство наших соотечественников смотрят на предпринимателя с изрядной долей подозрения. Зачастую считают его просто спекулянтом, жуликом. Опросы населения свидетельствуют о том, что глубинного поворота в отечественном сознании в сторону позитивного отношения к экономическим реалиям в целом не произошло. По-прежнему многие с недоверием относятся к предпринимателям, бизнесменам и не видят разницы между понятиями "предприимчивый" и "преступный". Ведь долгое время стереотип бизнесмена как воротилы, стремящегося в целях личной наживы любыми средствами извлекать крупные барыши, активно внедрялся и прочно осел в сознании большинства людей" (73, с.12).

Но это - контекст, создаваемый общественным мнением, та среда, в которой приходится действовать современному российскому предпринимателю. Конечно же, это давит на сознание, но при наличии развитой мотивации достижения этим контекстом в той или иной мере можно попытаться пренебречь. Проблема, однако, состоит еще и в том, что аналогичное состояние часто обнаруживается в сознании самих бизнесменов и предпринимателей. Об этом, в частности, современный исследователь этой проблемы И.В. Антоненко сообщает: "...В силу того, что долгое время личная инициатива была наказуема, а традиции предпринимательства прерваны, в современном предпринимательстве существует специфическая проблема. Отсутствие образца для идентификации приводит к кризису идентичности: люди не знают, как им быть предпринимателями, каким набором профессионально значимых качеств обладать. В среде бизнеса наблюдаются хаотические попытки идентифицировать себя то с западным предпринимателем, то с отечественным дореволюционным купцом и фабрикантом, то с современным криминальным бизнесменом..." (2, с.3).

Подобные проблемы идентичности Человека бизнеса не проходят бесследно для процессов постановки и достижения целей и способны самым прямым образом сказываться на его активности. Отсутствие позитивного образа, помогающего построить привлекательную цель, приводит к появлению другой проблемы, порождающей не менее серьезные последствия. Это проблема негативного определения целей, целеполагания через отрицание.

"Надоело жить в нищете...", "Я понял, что в моей профессиональной области у меня нет будущего и что нужно заняться чем-то другим...", - подобные обоснования причин своего прихода в бизнес - типичные варианты такой постановки целей. В них четко обозначено только то, от чего человек хочет избавиться, но нет практически никаких признаков того, к чему он хотел бы прийти. Априори, конечно же, предполагается, что хорошим результатом должно стать нечто обратное. Но ничего глубже формулировок типа "Хочу, чтобы все было хорошо", подозрительно похожих на "Хочу быть счастливым", в этих предположениях обычно нет. Следствия подобной постановки целей вполне предсказуемы.

Нам никогда не забыть давней встречи с руководителем некогда широко известной по рекламе торговой фирмы. Расположенный на задворках остановленного и полузаброшенного завода, офис фирмы являл собой полный контраст с окружающей обстановкой: ковры, картины, мрамор, многочисленная охрана и, вместе с тем, ощущение какой-то пустоты и уныния во всем здании. Здесь практически не звонили телефоны, не ходили, как это обычно бывает, люди с бумагами, пустовали прозрачные переговорные комнаты. За открытой дверью кабинета с надписью "вице-президент" мелькнула картинка: человек, в унылой позе гоняющий в компьютере какую-то из популярных "игрушек". За дверью с надписью "Президент", куда нас подвел дежурный охранник, оказался человек в почти такой же позе и тоже за компьютером. Однако то, как он начал разговор, сразу выдало в нем делового человека. Не став ходить кругами и задав лишь пару вопросов для знакомства, он заявил следующее: "У нас проблема. Мы хорошо поставили дело. Товар закупается. Машины идут караванами. Разбирается все почти с колес. Процесс отлажен, десяток человек на своих местах решает все вопросы. Можно, конечно, еще увеличить объемы и обороты, но это принципиально ничего не изменит. Нам стало скучно. Машинка крутится, деньги идут, их более чем достаточно. Надо что-то делать дальше. Скажите нам как консультанты - что делать?"

К сожалению, дальнейший разговор не удался. На наши попытки хоть что-нибудь выяснить о нем самом и других учредителях, их интересах и увлечениях неизменно следовал один ответ: "Про нас не надо. Это неинтересно. Вы скажите, что делать с бизнесом". После нескольких подобных заходов обеим сторонам стало ясно, что ситуация слишком походит на разговор слепого с глухим. Вежливо пожелав друг другу успехов, мы разошлись.

Сегодня мало кто уже вспомнит о той компании, так же незаметно сошедшей со сцены, как и множество других. Но уроки этой истории полезно понять и запомнить.

Попробуйте в качестве эксперимента спросить двоих-троих знакомых бизнесменов, зачем они занимаются своим бизнесом. Скорее всего, эти люди посмотрят на вас круглыми от удивления глазами - “не рехнулся ли ты парень?” - и ответят попросту: “Как зачем мне бизнес? - деньги делать!”

И это будет чистой правдой - но только не ответом на поставленный вопрос. Потому что “ делать деньги” - это цель, относящаяся к природе самого бизнеса, и все люди, которые занимаются бизнесом где бы то ни было, должны быть ориентированы на эту цель. Иначе это не бизнес. Побочные продукты этой деятельности, в свою очередь, могут быть как очень хорошими (инвестиции в развитие национальной экономики, рабочие места и пр.), так и не очень хорошими (“капиталистическая эксплуатация”, конкурентные схватки, лоббирование и коррупция); однако само стремление к этой цели во все времена оживляло экономическое развитие, способствовало становлению новых форм деятельности, развивало отношения между странами, людьми и регионами и т.д.

Но задача определения цели своего бизнеса отличается от общей задачи бизнеса. У человека, занимающегося бизнесом, эта общая цель бизнеса как вида деятельности должна быть привязана к своим собственным интересам и мотивам, иначе получается, что он занимается не своим делом, а неким делом вообще и через какое-то время начинает ощущать себя "зомби", роботом, рабом своего дела. Весьма характерны даже внешние признаки развития подобных синдромов - скучающие лица людей, отсутствие блеска в глазах, когда они говорят о своем деле; проскакивающие в разговорах высказывания типа “Деньги зарабатываются, бизнес идет - но что-то не так”, “Мне стало скучно”, “Я потерял интерес”, “Вроде бы все есть, но чего-то не хватает”; среди проявлений этого синдрома также и пренебрежительное отношение персонала к своей работе, обращение к делам “по обязанности” и вообще тот комплекс симптомов, который можно было бы назвать “неуважением к своему делу”.

Для того чтобы справиться с таким синдромом, необходима более чем серьезная работа по поиску собственной позитивной цели, достижение которой было бы действительно важно и значимо для данного конкретного человека, и лишь затем эта цель должна быть хорошо сопряжена с законами бизнеса как деятельности. Приведем в этой связи еще один пример.

Жил-был человек. Достаточно умный, достаточно грамотный, в чем-то оригинальный, одним словом - простой советский перспективный инженер со страстью к изобретательству. Когда стало можно работать не в НИИ, где этой страсти уже не хватало ни места, ни зарплаты, а в не очень еще понятной "альтернативной экономике", он вместе с друзьями ушел туда и вместе с ними организовал производство того, что все они очень хорошо умели делать. Со временем друзьям показалось более интересным и выгодным работать в торговле, и они более или менее спокойно разошлись, оставив каждому по его бизнесу. Наш герой, попробовав попроизводить то одно, то другое, в конце концов разработал продукт, за которым к нему стали съезжаться со всего большого города и его окрестностей. Люди так хотели поскорее получить то, что он делал, что даже предлагали ему взятки за то, чтобы получить это поскорее и без очереди. Пришлось найти место побольше, нанять побольше рабочих, купить побольше сырья и поставить дело на большой поток. В конце концов большое дело закрутилось, со взятками в кабинет уже никто не приходил, рабочие работали, продавцы продавали, бухгалтера отчитывались, и все пошло своим чередом. Да так хорошо пошло, что наш герой даже заскучал. Попробовал поизобретать что-нибудь еще - поизобретал, все получается, да только делать ли - неизвестно, то ли нужно это кому, то ли нет. Попробовал поотдыхать - тоже быстро надоело. Так и жил год и другой - то поизобретает, то поотдыхает, то поуправляет, а дела все равно как шли, так и идут.

И считал себя наш герой если и не вполне приличным бизнесменом, то успешным деловым человеком. Ему было приятно видеть плоды своих усилий в работающих цехах, загруженных людях, цифрах на счетах, осознавать те возрастающие возможности, которые ему дают деньги. Но при этом опыт НИИ подсказывал ему одну очень вредную идею: бизнесмен - это как начальник: один раз забрался в руководящее кресло, а дальше тебя уже очень трудно оттуда вынуть. Если только с повышением вперед и вверх

Пока не пришел к нему в кабинет Главный по продажам и не сказал: что-то плохо стало у нас продаваться. Народ, видно, несознательный стал или всем уже хватило, - не приходят больше. Но поскольку как раз в это время наш бизнесмен заканчивал изобретать для души очередную штуковину, выслушал он своего Главного по продажам в пол-уха и спросил: "Ну а по регионам-то ты пробовал? Нет? Ну видишь как! Так поди и попробуй"




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.