КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологии
ПРЕПОДАВАНИЯ МЕТОДИКА Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям ОГЛАВЛЕНИЕ От автора................................................................................................................... 3'| ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................... 5 < Раздел I. ПСИХОЛОГИЯ УЧЕНИЯ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 1. Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА 2. Психологическая теория учебной деятельности.................... 10 3. Формирование учебной деятельности студентов................. 16 Глава 2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЕ В ВУЗЕ 1. Понятие теории обучения в психологии. Развивающее обучение............................... ^................................. 27 2. Преподавание в вузе — развивающее обучение....................... 34 Глава 3. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 1. Психология активных методов обучения.................................. 45 2. Методы программированного обучения................................... 48 3. Методы, проблемного обучения.................................................. 62 4. Методы интерактивного обучения........................................... 74 Раздел II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ Глава 4. ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ 1. Лекционная форма обучения......................................................... 95 2. Методика чтения лекции--------................................................. 107 3. Практические, семинарские и лабораторные занятия в учебных группах........................................................... 117 4. Методика организации и управления учебной дискуссией........................................................................ 127
Глава 5. ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ
1. Цель преподавания психологии в вузе............................... 2. Методические особенности преподавания теоретической психологии................................................. Раздел А. История психологии........................................... Раздел Б. Общая психология.............................................., 3. Методические особенности преподавания прикладной психологии............................................................... 177 Раздел В. Возрастная и педагогическая психология............ 177 Раздел Г. Социальная психология.............................................. 186 Раздел.Д. Медицинская психология.............. —...................... 197 Раздел Е. Юридическая (правовая) психология..................... 217 Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ 1. Умение студента самостоятельно работать с литературой................................................................................ 226 2. Работа с учебником и изучение научной литературы по психологии......................................... 230 3. Особенности самостоятельной работы с психологической литературой при заочном обучении 239 4. Самостоятельная работа по психологии и проникновение во внутренний мир личности...................... 248 Глава 7. КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 1. Контроль как учебное действие студента............................ 258 2. Контроль и коррекция учебной деятельности студента........................................................................................... 265 3. Методические приемы обеспечения эффективности текущего педагогического контроля... 271
4. Оценка результатов учебной деятельности студентов ЗАКЛЮЧЕНИЕ . ПРИЛОЖЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА
От автора Уважаемый читатель! В наше время психология преподается практически во всех вузах, колледжах и средних школах, а также на различных краткосрочных профессиональных курсах переподготовки кадров, факультетах повышения квалификации, в системе последипломного образования. Несмотря на существенные различия в объеме и глубине изучаемых курсов, в специфической направленности их содержания для подготовки различных специалистов, всем преподавателям психологии одинаково необходимо одно — владение методикой ее преподавания. Каждый преподаватель интересуется методической литературой по-разному. Одни берут из нее практически все, а более опытные относятся к такой литературе избирательно: что-то в ней им известно доподлинно, кое-что менее знакомо, а с чем-то они сталкиваются впервые. Что касается преподавателя-мастера, то он имеет собственную методику, создает новые приемы эффективного обучения. Тем не менее данное учебно-методическое пособие адресовано всем преподавателям психологии, а также студентам и аспирантам психологических факультетов университетов как будущим преподавателям психологии. Предполагается, что каждый читатель — преподаватель или студент — в зависимости от уровня его методической подготовки и практического опыта преподавания найдет в нем то, что необходимо именно ему. Но зато у большинства аспирантов, молодых преподавателей и всех студентов-психологов практические проблемы методики и ее научные основы могут вызвать несомненный интерес. Вот почему в пособии с одинаковой полнотой рассмотрены как вопросы собственно методики, так и теоретические вопросы психологии учения, учебной деятельности, развивающего обучения, которые должны лежать в основе правильной методики обучения. В пособии рассматриваются как широко известные и постоянно используемые методы, так и малоизвестные и редко применяемые. Это относится главным образом к различным интерактивным методам (методы круглого стола, мозговой атаки, деловой игры, группового тренинга), некоторым аспектам методов проблемного и программированного обучения. Хотелось бы подчеркнуть, что методы интерактивного обучения мало изучены и не всеми на практике проверены, но высокая эффективность говорит в их пользу. Интерактивные методы реализуют методологию сотрудничества и наилучшим образом решают задачи воспитания в ходе обучения. Использование интерактивных методов в преподавании предполагает развивающее и воспитывающее обучение. Автор надеется, что читатель — начинающий или опытный преподаватель — в этом пособии найдет разрешение интересующих его проблем.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |