Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологии




ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА

Рекомендовано

Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям


ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора................................................................................................................... 3'|

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................... 5 <

Раздел I.

ПСИХОЛОГИЯ УЧЕНИЯ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

2. Психологическая теория учебной деятельности.................... 10

3. Формирование учебной деятельности студентов................. 16

Глава 2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЕ В ВУЗЕ

1. Понятие теории обучения в психологии.

Развивающее обучение............................... ^................................. 27

2. Преподавание в вузе — развивающее обучение....................... 34

Глава 3. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

1. Психология активных методов обучения.................................. 45

2. Методы программированного обучения................................... 48

3. Методы, проблемного обучения.................................................. 62

4. Методы интерактивного обучения........................................... 74

Раздел II.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ

Глава 4. ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

1. Лекционная форма обучения......................................................... 95

2. Методика чтения лекции--------................................................. 107

3. Практические, семинарские и лабораторные

занятия в учебных группах........................................................... 117

4. Методика организации и управления

учебной дискуссией........................................................................ 127

 


Глава 5. ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ

149 149 159

1. Цель преподавания психологии в вузе...............................

2. Методические особенности преподавания

теоретической психологии.................................................

Раздел А. История психологии...........................................

Раздел Б. Общая психология..............................................,

3. Методические особенности преподавания

прикладной психологии............................................................... 177

Раздел В. Возрастная и педагогическая психология............ 177

Раздел Г. Социальная психология.............................................. 186

Раздел.Д. Медицинская психология.............. —...................... 197

Раздел Е. Юридическая (правовая) психология..................... 217

Глава 6. УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

1. Умение студента самостоятельно работать

с литературой................................................................................ 226

2. Работа с учебником и изучение

научной литературы по психологии......................................... 230

3. Особенности самостоятельной работы

с психологической литературой при заочном обучении 239

4. Самостоятельная работа по психологии

и проникновение во внутренний мир личности...................... 248

Глава 7. КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

1. Контроль как учебное действие студента............................ 258

2. Контроль и коррекция учебной деятельности

студента........................................................................................... 265

3. Методические приемы обеспечения

эффективности текущего педагогического контроля... 271

280 282 297

4. Оценка результатов учебной деятельности

студентов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

. ПРИЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

 


 

 

От автора

Уважаемый читатель!

В наше время психология преподается практически во всех вузах, колледжах и средних школах, а также на различных краткосрочных профессиональных курсах переподготовки кад­ров, факультетах повышения квалификации, в системе после­дипломного образования. Несмотря на существенные различия в объеме и глубине изучаемых курсов, в специфической направ­ленности их содержания для подготовки различных специали­стов, всем преподавателям психологии одинаково необходимо одно — владение методикой ее преподавания.

Каждый преподаватель интересуется методической литерату­рой по-разному. Одни берут из нее практически все, а более опытные относятся к такой литературе избирательно: что-то в ней им известно доподлинно, кое-что менее знакомо, а с чем-то они сталкиваются впервые. Что касается преподавателя-масте­ра, то он имеет собственную методику, создает новые приемы эф­фективного обучения.

Тем не менее данное учебно-методическое пособие адресовано всем преподавателям психологии, а также студентам и аспиран­там психологических факультетов университетов как будущим преподавателям психологии. Предполагается, что каждый чи­татель — преподаватель или студент — в зависимости от уровня его методической подготовки и практического опыта преподава­ния найдет в нем то, что необходимо именно ему. Но зато у боль­шинства аспирантов, молодых преподавателей и всех студентов-психологов практические проблемы методики и ее научные ос­новы могут вызвать несомненный интерес. Вот почему в пособии с одинаковой полнотой рассмотрены как вопросы собственно ме­тодики, так и теоретические вопросы психологии учения, учебной деятельности, развивающего обучения, которые должны ле­жать в основе правильной методики обучения.

В пособии рассматриваются как широко известные и постоян­но используемые методы, так и малоизвестные и редко приме­няемые. Это относится главным образом к различным интерак­тивным методам (методы круглого стола, мозговой атаки, дело­вой игры, группового тренинга), некоторым аспектам методов проблемного и программированного обучения. Хотелось бы под­черкнуть, что методы интерактивного обучения мало изучены и не всеми на практике проверены, но высокая эффективность го­ворит в их пользу.

Интерактивные методы реализуют методологию сотрудниче­ства и наилучшим образом решают задачи воспитания в ходе обучения. Использование интерактивных методов в преподава­нии предполагает развивающее и воспитывающее обучение.

Автор надеется, что читатель — начинающий или опытный преподаватель — в этом пособии найдет разрешение интересую­щих его проблем.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.